Постиндустриальное общество как будущая система

На рубеже XX-XXI вв. в ведущих развитых странах все более явственно выступают контуры нового,постиндустриального общества.Впервые этот термин использовал известный американский социолог Д. Белл еще в 1959 г. в том значении, в котором он используется и в настоящее время. Речь идет о новом этапе в развитии современной рыночной экономики, а возможно, и вообще о новой экономической системе.Постиндустриальное общество - экономическая система будущего, для которой характерной чертой является превращение знаний в главный экономический ресурс. Другими характерными чертами постиндустриального общества являются:

§ большая масса накопленных знаний, воплощенных в больших масштабах Н МОКР, и быстрое освоение их результатов экономикой;

§ огромное распространение всех видов образования (особенно высшего и различных форм послевузовского образования), информатизация всей жизни общества;

§ либерализация хозяйственной жизни, выражающаяся в уменьшении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, по крайней мере прямого (через государственную собственность и административное регулирование);

§ глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм весь мир стал единым рынком, для многих фирм — единым рынком стал их регион земного шара, для еше большего числа компаний — экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодом, а систематической операцией.

Наиболее рельефно процессы постиндустриализации проявляются в ведущих развитых странах. Однако отдельные тенденции постиндустриального развития наблюдаются и в ряде других стран, в частности в России. К такого рода тенденциям в России относятся:

§ распространение новейших информационных технологий, все более широкое применение компьютерной техники и современных форм мобильной связи. Важным шагом в этом направлении является осуществление одной из приоритетных программ Правительства России «Электронная Россия 2001-2010 гг.». Эта программа направлена на внедрение информационных технологий во все звенья российской системы образования (от сельских школ до вузов);

§ рост уровня образования, повышение его качества. Так, в России свыше половины работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;

§ изменение структуры производства и потребления преимущественно за счет возрастания доли услуг. Так, уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП).

Подключение России к постиндустриальным процессам создает предпосылки для формирования в ней постиндустриального общества. Однако более полное проявление рассмотренных выше тенденций тормозится из-за значительной неравномерности развития и степени восприимчивости к постиндустриальным процессам различных секторов хозяйства и регионов РФ.