Важно понять, что происходит, когда первые три допущения, лежащие в основе построения кривой производственных возможностей, не срабатывают.
Кривая производственных возможностей - графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.
Рис. 3.1 Кривая производственных возможностей
В нашем случае количество Y (масла), от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу X (станков), и есть вмененные издержки единицы X. Экономический смысл закона вмененных издержек сводится к следующему: экономические ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. В графическом изображении закон возрастающих вмененных издержек находит отражение в форме кривой производственных возможностей.
Раскрываются четыре основные идеи:
1) редкость ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продуктов неосуществимы;
2) возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов;
3) нисходящий наклон кривой подразумевает вмененные издержки;
4) вогнутость кривой показывает увеличение вмененных издержек.
Основные проблемы, стоящие перед обществом.
Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов.
Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:
1. что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?
2. как эти товары и услуги надо произвести?
3. кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?
Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.
1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего – вообще отказаться.
Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.
Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.
Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.
2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?
Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.
По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.
Одни здания строят частные лица, другие – государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.
3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет–интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития
Не занятость и неполное использование ресурсов.
Первое допущение заключалось в том, что наша экономика характеризуется полной занятостью ресурсов и полным объемом производства. А какие изменения претерпел бы наш анализ и наши выводы, если бы имелись бездействующие ресурсы (незанятость) или если бы применяемые ресурсы использовались неэффективно (неполное использование)?
Графически ситуация незанятости или неполной занятости ресурсов может быть представлена точкой внутри первоначальной кривой производственных возможностей, воспроизведенной на рисунке 2.
Рисунок 2. Незанятость ресурсов и кривая производственных возможностей
Такой точкой является точка U. Здесь мы обнаруживаем, что экономика отстает от различных максимальных комбинаций производства пиццы и роботов, представленных всеми точками на кривой производственных возможностей. Стрелки на рисунке 2 указывают на три возможных пути возврата к полной занятости ресурсов и полному объему производства. При этом продвижение к полной занятости ресурсов и полному объему производства влечет за собой увеличение производства одного или обоих продуктов..