Большие социальные группы
Большая группа –это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
3) определенный психический склад, групповая психология;
4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
а) длительно существующие группы (классы, нации);
б) временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:
а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
а) возникшая стихийно (толпа);
б) организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6) по открытости:
а) открытые;
б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Уровни развития больших социальных групп:
1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
1) степень идентификации членов группы;
2) степень гетерогенности и гомогенности группы;
3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
5) общественно-исторический опыт группы;
6) идеология объединения людей.
Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной сферы:
а) общегрупповые потребности;
б) общегрупповые интересы;
в) мотивы деятельности;
г) жизненные ценности;
д) цели и социальные установки;
2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:
а) групповое сознание;
б) социальное восприятие и мышление;
в) коллективные представления;
г) общественное мнение;
д) менталитет;
3) элементы аффективной сферы:
а) социальные чувства;
б) общественные настроения;
в) аффекты;
4) элементы поведенческо-волевой сферы:
а) стереотипы группового поведения;
б) групповые навыки;
в) общественные обычаи;
г) групповые умения.
Психология классов
Класс –это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.
Так, в структуре капиталистического общества выделяют:
1) класс буржуа;
2) средний класс;
3) люмпены.
А в структуре социалистического общества выделяли:
1) класс рабочих;
2) класс крестьян;
3) класс интеллигенции.
Классообразующие признаки:
1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства;
2) работа на себя и других;
3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.
Социально-психологические признаки классов:
1) определенный образ, качество и стиль жизни;
2) социальная этика, сленг, жаргон;
3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;
4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения;
5) шкала ценностей, система потребностей и интересов.
Социальная психология изучает:
1) психологические особенности различных исторических и современных классов;
2) психологический облик разных классов определенной эпохи и взаимосвязь психологических черт разных классов;
3) особенности личностно-групповых и межгрупповых отношений в классовом аспекте.
В структуре общественной психологии классов выделяют:
1) классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей:
а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности;
2) классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают:
а) экономические;
б) политические;
в) духовные интересы.
3) классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности;
4) классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов;
5) классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов;
6) классовые представления – обусловлены выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, социальными ожиданиями, формирующимися на основе межгруппового сравнения;
7) ценностные ориентации и нормы поведения.