Модели системы экспедирования
Классификация транспортно-экспедиторских услуг
Транспортно-экспедиторское и стивидорное обслуживание перевозок грузов
Основные экспедиторские услуги:
• прием заявок;
• заполнение и оформление документов;
• заключение договора перевозок;
• предъявление грузов к перевозке на местах общего и необщего пользования станции отправления;
• получение груза на станции назначения;
• завоз груза на места общего пользования станции отправления;
• вывоз груза с мест общего пользования станций назначения;
• подача — уборка вагонов;
• выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ;
• информационное обслуживание;
• подготовка к перевозке и дополнительное оборудование подвижного состава;
• страхование грузов;
• уплата провозных платежей, сборов и штрафов (платежно-финансовые операции);
• таможенное оформление грузов. Заполнение и оформление документов
• заполнение заявок на перевозку грузов;
• заполнение накладной;
• оформление переадресовки грузов в пути следования и на станции первоначального назначения;
• раскредитование перевозочных документов;
• оформление претензии по перевозке к железной дороге. Заключение договора перевозки
• предоставление железной дороге заявок на перевозку грузов;
• согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов;
• получение от железной дороги согласованной заявки и передача ее грузоотправителю;
• предъявление накладной железной дороге на визирование;
• получение от железной дороги завизированной накладной и передача ее грузоотправителю;
• предъявление накладной железной дороге после погрузки груза в вагон, контейнер;
• получение квитанции в приеме груза к перевозке от железной дороги и передача ее грузоотправителю.
Приемо-сдаточные услуги. К ним относят операции по подготовке груза к перевозке, его получении, подвоз груза и подача вагонов.
Предъявление груза к перевозке
• на местах общего пользования станций отправления — сдача груза или контейнера с грузом приемосдатчику железной дороги; установка запорно-пломбировочных устройств на контейнер;
• на местах необщего пользования станций отправления — установка запорно-пломбировочных устройств на вагон, контейнер; прием порожних и сдача груженых вагонов приемосдатчику железной дороги.
Получение груза на станции назначения
• передача грузоотправителю раскредитованной накладной;
• получение у приемосдатчика железной дороги груза на местах общего пользования станции назначения;
• прием груженых и сдача порожних вагонов железной дороги груза на местах необщего пользования;
• съем запорно-пломбировочных устройств, установленных на вагоне (контейнере).
Завоз груза включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до склада, расположенного на местах общего пользования, станции отправления.
Вывоз груза с мест общего пользования, станций, включают услуги по его доставке автомобильным транспортом от склада, расположенного на местах общего пользования станции назначения, до склада грузополучателя.
Подача-уборка вагонов
• подача вагонов на подъездной путь грузоотправителя, грузополучателя;
• уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя, грузополучателя;
• расстановка вагонов по грузовым фронтам;
• подборка вагонов для расстановки по грузовым фронтам. Погрузочно-разгрузочные и складские работы
• погрузка и выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомобилей на складах грузоотправителей и грузополучателей, а также на станциях отправления и назначения;
• определение массы груза;
• хранение грузов в складских помещениях экспедиторов;
• комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц на складах грузоотправителей, грузополучателей;
• формирование и расформирование транспортных пакетов;
• отправительская маркировка грузов;
♦ крепление грузов в вагонах и контейнерах;
♦ упаковка, увязка, обшивка грузов;
♦ ремонт транспортной тары и упаковки. Информационные услуги — уведомление и извещение
♦ грузополучателя об отправке в его адрес груза;
♦ грузополучателя о подходе груза к станции назначения;
♦ грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
♦ грузоотправителя или грузополучателя о прибытии груза в порт;
♦ грузоотправителя, грузополучателя о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения;
♦ грузоотправителя, грузополучателя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
♦ грузополучателя, грузоотправителя об обнаружении коммерческих неисправностей в пути следования;
♦ грузоотправителя, грузополучателя о выполнении в процессе перевозки графика, срока доставки груза.
Услуги по подвижному составу, страхованию, оплате, таможенному оформлению
Подготовка к перевозке и дополнительное оборудование подвижного состава
♦ очистка вагонов и контейнеров от остатков грузов;
♦ обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
♦ установка съемного оборудования на вагоне;
♦ обеспечение грузоотправителей необходимыми для погрузки и перевозки устройствами и материалами.
Страхование
♦ подготовка и заключение договора страхования;
♦ оплата страховых взносов;
♦ оформление документов при наступлении страхового случая;
♦ получение страхового возмещения. Платежно-финансовые услуги
♦ оформление и оплата провозных платежей, сборов и штрафов;
♦ проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями, за производство погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых при отправлении и прибытии;
♦ расчет суммы претензии, проведение расчетных операций, связанных с претензиями;
♦ выполнение платежей, связанных с таможенными сборами и другими таможенными формальностями.
Таможенное оформление
♦ проведение декларирования груза;
• консультирование грузоотправителей и грузополучателей по оформлению грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов.
Прочие услуги
• разработка и согласование чертежей, схем и выполнение расчетов по погрузке и креплению грузов, не предусмотренных техническими условиями;
• разработка и согласование местных норм загрузки вагонов;
• контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
• обслуживание и ремонт собственных вагонов и контейнеров грузоотправителей и грузополучателей.
•
Традиционная модель отражает подход, при котором, экспедиторы рассматриваются как посредники, связующие звенья в логистической цепи. Особенностью модели является то, что экспедиторам приходится прибегать к искусственным методам увязки грузов-потоков на стыке звеньев «грузоотправитель — транспорт» и «транспорт — грузополучатель». Отсутствием координации деятельности по доставке груза объясняются неточности и сбои в работе экспедиторов и перевозчиков в данной модели. Каждое посредническое звено здесь отвечает только за свой комплекс операций и не увязывает его с полным комплексом операций по транспортно-экспедиционному обслуживанию при движении груза по всей логистической цепи.
Данная модель организации экспедиторской деятельности не позволяет экспедитору комплексно оценивать весь транспортный и товарный рынок и, следовательно, оперативно реагировать на изменение спроса. Иначе говоря, данная модель слабо адаптирована к условиям внешней среды.
Логистическая модель отражает подход, в соответствии с которым экспедиторы трансформируются из посредников в принци-пиалов, т.е. становятся равноправными участниками перевозочного процесса. Преимущество данной модели — отказ от понятия сто-хастичности транспортных потоков и изучения их как потоков детерминированных, с определенными параметрами, иными словами, отказ от обезличенного грузопотока. В такой модели взаимоотношения экспедиторов с транспортными организациями, грузоотправителями и грузополучателями рассматриваются в рамках логистической системы. Под логистической системой понимается сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов-звеньев (грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, других участников доставки), совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренней и (или) внешней целью, например сокращением времени доставки, выбором оптимального маршрута доставки, доставкой точно вовремя и т.д.
Усложнение структуры логистической системы экспедирования по отношению к традиционной изменяет роль экспедиторов и их место в данной системе, существенно усложняет взаимоотношения элементов системы, структуру и движение потоков информации, финансовых, материальных ресурсов. Более жесткая координация и контроль взаимодействия элементов, сосредоточенные в руках экспедиторов, в подобной системе обеспечивают возможность получения экономии на доставке, что в конечном итоге сказывается на снижении цены потребления товаров и увеличении объемов реализации продукции и услуг.
Стремление к формированию логистических систем определилось в мировой торговой и транспортной сферах лишь в последнее двадцатилетие. Главной причиной активизации данного процесса стала возможность получения экономии на цене товаров. При быстром росте объемов потребления и насыщении потребительских рынков разнообразными товарами за счет унификации и стандартизации продукции, производственных процессов, технологий были достигнуты минимальные значения себестоимости производимой продукции. Дальнейшее снижение производственных издержек стало практически невозможным. В этих условиях главным источником снижения цены товаров могли быть только транспортные затраты. Кроме того, клиентами все чаще выдвигалось требование обоснования логики выполнения транспортных и других операций по организации движения товарных потоков, что в конечном итоге стало критерием формирующихся региональных, национальных и международных логистических систем.
Исторические, правовые и экономические условия накладывают ограничения на любую из рассмотренных моделей. Под действием совокупности внешних и внутренних условий формируется система экспедиционной деятельности, отражающая этап развития экономики в целом и использующая его преимущества. По всей видимости, первое из приведенных определений описывает начальный этап развития и становления рынка экспедиционных услуг, когда большинство экспедиторов являются агентами или курьерами. Второе - соответствует этапу сформировавшегося, интенсивно развивающегося рынка, где экспедиторы осознают преимущества работы по координации усилий, ее влияние на оптимизацию движения товарных потоков в целом.
Развитие мирового товарного рынка и изменение его пространства в связи с социально-политическими процессами в Восточной Европе в конце 90-х гг. XX в. способствовало интенсификации, интеграции деятельности экспедиторов из разных стран в мировое торговое и транспортное пространство. Сущность же экспедиционной деятельности при выходе на международные рынки приобретает отличительные черты, свойственные потокам экспортируемых или импортируемых товаров, и вовлекает в сферу экспедиционной деятельности множество новых участников. Усложняются выполняемые в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания операции, возрастает их общее количество, лавинообразно растет поток документов, необходимых для оформления доставки, появляется необходимость в специфических операциях, не требующихся при экспедиции внутри малых территорий и регионов и даже в национальных границах, как, например, пограничный, таможенный, фумигационный, санитарный и другие виды контроля. Соответственно меняется характер взаимоотношений всех участников экспедиции по организации доставки, возрастает влияние международного законодательства, национальных и международных организаций и учреждений, контролирующих его выполнение.
Экспедиторы специализируются на выполнении операций по обслуживанию комплексному или только одного из направлений, на-, пример экспорта или импорта; они могут работать обособленно или, наоборот, объединяться в зависимости от направлений деятельности и др. Возможна специализация экспедиторской деятельности по виду операций, например консолидация, погрузка-разгрузка, сопровождение груза и т.д. Все участники экспедиционной деятельности при обслуживании международной доставки груза приобретают ряд преимуществ, если эта деятельность координируется экспедиторами.
Преимущества сотрудничества для экспортеров (импортеров) и грузоотправителей (грузополучателей) состоят в следующем:
• имеется возможность получить экономический эффект от более низкой ставки по сравнению с той, которую выставляли бы перевозчики;
• с экономико-организационной точки зрения отправителям более выгодно иметь дело с экспедитором, который занимается консолидацией и транзитной доставкой грузов до мест назначения, чем с несколькими перевозчиками, предоставляющими сервис на своих ограниченных маршрутах или с участием только одного вида транспорта;
• экспедитор предоставляет услуги «от двери до двери» и услуги по распределению, которые не всегда берется выполнить перевозчик.
Преимущества сотрудничества для перевозчиков:
• эффективнее используются транспортные средства, так как ТЭП предоставляют перевозчику более крупные отправки, удобные режимы, возможность круглосуточной эксплуатации транспортного средства;
• экономятся затраты, время и ресурсы, связанные с созданием оптимальных отправок, так как перевозчик освобождается от приема индивидуальных и мелких партий груза и от затрат средств и рабочей силы для этого;
• отпадает вопрос об оплате фрахта, так как об этом заботится
ТЭП;
• оформление основной сопроводительной документации перекладывается на экспедитора.
Преимущества сотрудничества для экспедиторов заключаются в том, что они:
• получают экономический эффект от разницы между относительно высокой тарифной ставкой на отдельные партии грузов, выплачиваемой грузоотправителями, и относительно низкой ставкой, которую экспедитор должен заплатить перевозчику;
• взимают комиссионные сборы за деятельность в качестве агента грузоотправителей (грузополучателей), экспедиционных, транспортных компаний других стран;
• получают комиссионные за осуществление операций в сфере обращения по поручению грузоотправителей;
• используют разницу между ставками, предлагаемыми грузоотправителям, и фактической стоимостью работ по упаковке, маркировке и хранению груза.
Координация совместных усилий с четким разграничением функций оказывает положительное влияние на качество доставки и обслуживания клиентуры, способствует упрочению роли экспедитора и росту его полномочий, не ограниченных ни международным, ни национальным законодательством. Одновременно наблюдается расширение спектра услуг, оказываемых экспедиторами.
При этом следует различать понятия функций экспедитора и экспедиторской услуги, которые часто отождествляются. Понятие «функции экспедитора» позволяет раскрыть сущность и характер его деятельности в определенных условиях, определить место в организации процесса подготовки и доставки груза клиенту. Основными функциями экспедитора являются:
• целеполагание — когда в результате целенаправленных действий экспедитора и под его руководством осуществляется доставка товаров клиентам с наименьшими затратами времени, денег, в назначенное место и без потерь, т.е. достигается высокая эффективность функционирования всей логистической системы;
• координация (согласование) коллективных действий всех участников доставки для достижения поставленных клиентом целей -экономии времени, денег, с доставкой в точно названное место и время и т.д. Координация позволяет сбалансировать деятельность многих предприятий, отраслей или более крупных экономических систем, таких, например, как национальный транспортный рынок или международный транспортный рынок, способствует их планомерному, устойчивому развитию;
• распределение. Эта функция выделилась для транспортных и логистических систем в самостоятельный укрупненный технологический процесс (так называемое физическое распределение), определяющий порядок выполнения операций по подготовке и доставке грузов, перемещению их потоков в пространстве и времени, и возникающие по этому поводу отношения между участниками данного процесса.
В теории управления производством функции рассматриваются и как вид определенной деятельности. Именно на этих позициях основано выделение функций экспедитора как вида экспедиционных услуг — конкретного вида работы или операций, выполняемых экспедитором.
Под функциями экспедитора подразумевают следующие виды работ:
• сопровождение товара в пути следования, предоставление клиенту связанных с доставкой информационных услуг и услуг по оборудованию транспортных средств или предоставлению специальных транспортных средств;
• оформление товаротранспортной документации, необходимой для обеспечения доставки грузов;
• организация выполнения комплекса операций с использованием собственной или клиентской производственной базы по сборке, разборке, сортировке, упаковке, погрузке, разгрузке, взвешиванию и прочим операциям с грузом;
• организация консолидации и разукрупнения партий грузов на собственных терминалах;
• содействие таможенной очистке товаров, фитосанитарному контролю и карантинным операциям;
• оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждении товара;
• ведение от лица и за грузовладельцев и перевозчиков расчетов за доставку товара;
• координация и согласование действий участников транспортного процесса для обеспечения доставки груза с максимальной эффективностью для клиентов и перевозчиков.
Формализация функций экспедитора происходит в процессе транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов через последовательность и набор выполняемых при доставке грузов операций. Таким образом, функции в большей степени отождествляются с возможностями и обязанностями экспедитора, а виды экспедиционных услуг — с конкретным набором работ или операций, которые могут быть проданы клиенту как отдельный продукт экспедиционной деятельности. Функции экспедитора не меняются, в то время как виды услуг подвержены динамичному изменению под влиянием конъюнктуры транспортного рынка, социальных, экономических, политических и других факторов внешней среды.
Две противоборствующие тенденции определяют в настоящее время развитие видов экспедиционных услуг. С одной стороны, интеграция российского транспортного рынка в общемировой требует использования в России сложившейся на Западе практики оказания транспортно-экспедиционных услуг как единого вида услуг (комплекса, набора работ или операций). С другой стороны, вследствие принятия международных соглашений и конвенций и пересмотра российского законодательства в области организационно-посреднической деятельности существующие виды услуг распались на несколько составляющих.
И на практике, и в теории виды услуг для удобства ведения дел клиентов и расчетов с ними объединены в группы. Однако устоявшейся классификации транспортно-экспедиционных услуг не существует. Изменившееся положение экспедиторов на рынке в свете формирования логистических систем вносит свои коррективы в классификацию имеющихся видов.
Транспортные услуги составляют основу деятельности экспедиторов, а все остальные виды услуг, дополняющие транспортные, их набор зависят от вида транспортировки, используемой техники, технологии и других факторов. В экспедиционной деятельности к транспортным услугам относят: перевозку, погрузочно-разгрузочные операции, складские работы. Перевозки осуществляются экспедитором, если он имеет собственные транспортные средства или арендует их. Причем экспедитор может иметь суда морские и речные, самолеты, железнодорожные вагоны и локомотивы, автомобили и полуприцепы. Погрузочно-разгрузочные операции могут осуществляться на площадках клиентов, в транспортных узлах, на площадках и терминалах грузоперевозчика, там же, где сосредоточивается выполнение и складских работ, и услуг по хранению. Например, услуги по завозу-вывозу груза представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до железнодорожной станции, автотранспортного предприятия, занимающегося международными перевозками, порта и на его территории до склада.
При погрузочно-разгрузочных и складских работах обычно выполняются:
• погрузка и выгрузка транспортного средства соответственно в пунктах отправления и назначения;
• сортировка грузов;
• комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц;
• формирование и расформирование пакетов;
• погрузка (выгрузка) контейнеров;
• маркировка грузов, упаковка, увязка, обшивка;
• ремонт тары и упаковки.
К услугам по подготовке и дополнительному оборудованию подвижного состава относят:
• очистку транспортного средства и контейнеров от остатка груза;
• обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
• содержание парка контейнеров или оборотного фонда пакетов;
• предоставление пломбировочных устройств. Экспедиторские услуги сводятся к перечню, где виды услуг
практически не поддаются группировке, отличаясь индивидуальностью, исключительностью набора операций при обслуживании каждого конкретного заказа. В эту группу обычно включают: подготовку груза к доставке - упаковку, маркировку, счет, взвешивание, прием и сдачу, сбор и консолидацию крупных партий; организацию доставки, охрану и сопровождение грузов в пути; ведение расчетных операций; организационные операции - выбор вида транспорта, координация работы участников доставки.
Работа по обеспечению документами организуемой доставки товара является одним из наиболее сложных и трудоемких видов услуг экспедитора. Выполняя этот вид услуг, экспедитор не принимает участия в перемещении товара и, следовательно, не несет ответственности за его перемещение. Перечень услуг в этой группе, на первый взгляд, не велик, но за каждым из пунктов скрывается необходимость заполнения иногда от одного до нескольких десятков документов. Сюда относят:
• заполнение транспортной накладной и перевозочных документов;
• оформление переадресовки грузов;
• предъявление грузов к перевозке в пунктах отправления;
• выдачу грузов в пунктах назначения.
К экспедиторским относят и услуги по ведению расчетов за и от имени клиентов и агентов (перевозчиков), в том числе:
• оформление и оплата перевозочных платежей, сборов, штрафов;
• проведение расчетных операций за перевозку, а также за соответствующие операции.
Выделение логистических услуг стало необходимым в условиях развития логистических систем и усиления роли крупных экспедиторов и ОСПГ как координаторов деятельности всех участников перемещения товарных и транспортных потоков, согласования их интересов, но уже в более широких масштабах. Когда доставка осуществляется путем комбинированных перевозок с перевалкой на разные виды транспорта, это требует тщательной подготовки товара на завершающем этапе его производства при упаковке, маркировке, укладке, этикетировании, формировании партий, разработке графиков поставки, расписаний подачи и движения транспортных средств и четкой организации перечисленных и многих других неупомянутых процессов. Наличие и развитие логистических функций в экспедиционной деятельности является своеобразным индикатором образования и развития логистических систем и фактором обеспечения их устойчивости и надежности, так как уровень и качество обслуживания, базирующиеся на самых прогрессивных технологиях, во много раз выше, чем при оказании транспортных или экспедиторских услуг. Виды логистических услуг уже сформировались и отличаются от услуг других групп масштабностью охвата сфер деятельности, большим количеством технологических операций, составляющих услугу, технологичностью, существенностью экономии для клиента.
В мировой практике к логистическим услугам помимо тех, что были перечислены в группе транспортных и экспедиторских, относят специфические виды услуг:
• ББЯ-сервис;
• ЛТ-сервис;
• национальное и международное распределение товаров;
• телекоммуникации и передача данных, сдача в аренду оборудования для связи, использование управленческих систем для организации административного и физического движения грузов и транспорта;
• мониторинг транспортных средств через спутниковые коммуникационные системы (с использованием спутников на высоте 36 тыс. км и более над экватором);
• весовой и качественный контроль и поддержание международных и национальных стандартов для продукции и услуг;
• контроль, регистрация и инспекция оборотного транспортного оборудования (контейнеров и поддонов);
• комбитерминальное обслуживание на основе развитой инфраструктуры складской и буксировочной индустрии;
• инвестиционные услуги.
Потребность в коммерческо-правовых услугах возникает у клиентов при организации доставки в любом сообщении как по России, так и по зарубежной территории, в том числе транзитом. Выделение этого вида услуг обусловлено необходимостью знания и соблюдения законодательства, требований государственных и других органов к перемещаемым грузам в качестве одного из самых ответственных и прибыльных. Конфликтные ситуации и их разрешение, оформление отношений с таможней, фитосанитарной и карантинной службами, страхование грузов, розыск недостающих или пропавших грузов — услуги коммерческо-правовые. Клиент предпочитает оплатить все расходы по этим услугам, освобождая себя для другой, более продуктивной деятельности. В данном случае расходы клиента, если он выполняет эти услуги самостоятельно, возрастают в 1,5-2 раза без учета дополнительных затрат времени. Экспедитор предоставляет клиенту данные услуги с обеспечением максимальной исполнительской дисциплины, коммерческой ответственности в минимальные сроки. Это удается за счет использования налаженных контактов со всеми соответствующими организациями и даже приобретения некоторых прав (например, для таможенного оформления документов приобретаются лицензии таможенного декларанта).
К коммерческо-правовым услугам относится таможенное офор-Шление транспортных средств, в частности:
• декларирование грузов в таможенных органах;
• консультирование грузоотправителей (грузополучателей) по вопросам декларирования;
• оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов;
• выполнение платежей по таможенным сборам и др. Наиболее важными в этой группе являются следующие услуги
по осуществлению страховых операций, выполняемых по поручению грузовладельца:
• подготовка и заключение договоров страхования;
• оплата страховых взносов;
• оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.
Информационные услуги развиваются активнее, чем другие виды услуг. Научно-технический прогресс обеспечивает возможность использования самых современных технологий как при транспортировке товаров, так и при оформлении и передаче документов. Информационные услуги трудно поддаются стоимостной оценке, но экспедиторам удается определить реальную стоимость информации на основе двух факторов: ее достоверности, своевременности и необходимости, важности для клиента в определенный момент.
К информационным услугам относят:
• информацию для клиента о тарифах на перевозку и стоимости дополнительных услуг;
• информацию для перевозчика о грузе и условиях перевозки;
• уведомление грузополучателей об отправке грузов;
• уведомление о продвижении грузов и подходе к пунктам назначения;
• уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения;
• уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю.
Для многих клиентов имеют особенное значение консультационные услуги, которые им может предложить экспедитор. Возможность предварительно рассмотреть несколько вариантов доставки и выбрать из них оптимальный, определение условий доставки и рассмотрение возможных трудностей, исследование рынка и его конъюнктуры, исследование требований потребителей, разработка рекомендаций для участников доставки по технологическим особенностям перемещения грузов, расчеты за доставку и многие другие виды работ относятся к этой группе услуг.
Предлагаемая классификация охватывает лишь основные виды экспедиционных услуг, перечень которых может быть расширен в зависимости от следующих особенностей:
• специфики перевозимых грузов;
• характеристики типа используемого для доставки вида транспорта и подвижного состава;
• формирования парка судов, автомобилей, поездов, самолетов, обеспечивающих транспортное обслуживание повышенного качества, и расписаний их движения.
Реальные транспортно-экспедиционные предприятия из представленной классификации используют обычно только избранный список, состав которого соответствует потребности клиентов в этих услугах (т.е. пользуется спросом), учитывает возможности предприятия, его сферу деятельности и специализацию, потенциал и ресурсы.
Рассмотренная классификация расставляет акценты в деятельности ТЭП в рыночных условиях, когда учитываются мировой опыт, интересы потребителя и выполняются такие обязательные требования к услуге, как комплексность, точность и своевременность исполнения, безопасность и экологичность, культура обслуживания, информативность.
Одним из важных аспектов при подобной модели развития экспедиционной деятельности является то, что экспедиторы выступают как специалисты — профессионалы в области транспорта, организующие смешанные, интермодальные и мультимодальные перевозки. Профессионализм проявляется прежде всего в возможности более полно удовлетворить требования клиента и выявить его предпочтения. Повышается качество обслуживания,лклиент приобретает массу выгод.
ТЭП как организаторы смешанной перевозки заинтересованы в предоставлении своим клиентам необходимых услуг, удовлетворяющих их требованиям, в условиях максимального благоприятствования сделке; они создают имидж добросовестных, добропорядочных, надежных партнеров. Кроме того, ТЭП, обладающие опытом работы и налаженными зарубежными связями, оказывают своей клиентуре помощь в сборе необходимых сведений о рынке и его конъюнктурных изменениях, способствуют тому, чтобы экспортеры брали на вооружение концепцию смешанных перевозок.
Рассмотрим один из примеров, по условиям которого экспедитор должен предложить клиенту наиболее выгодный вариант доставки по стоимости. Необходимо доставить из Лондона в Гонконг 50 коробок с деталями общей массой 1000 кг, объемом 3 м3, стоимостью 10 тыс. ф. ст. Оплата через 60 дней со дня поставки.
По результатам расчетов клиент должен выбрать более экономичный вид доставки, т.е. морским транспортом. Если сроки доставки велики, а клиент согласен на повышение стоимости доставки, то экспедитор скорее всего применит комбинированный способ с использованием нескольких видов транспорта.
Итак, экспедиторы обеспечивают связь производства и потребления выполняя ряд логистических и других функций, координируя действия многих участников по перемещению товарных и транспортных потоков, выступая как логистические посредники в доставке. Экспедиторы должны обеспечить такое протекание материальных ресурсов через логистическую систему, при котором имеет место доставка их в нужном количестве, в нужное место, без запасов и с максимальной экономией ресурсов и стоимости доставки. Здесь требуется более высокий уровень эффективности и надежности, чем в традиционной системе экспедирования, и имеет место тенденция к уменьшению размеров партий грузов и увеличению частоты поставок, а возможность эффективного отслеживания и регулирования транспортного процесса становится чрезвычайно важной. В результате клиенты и другие участники приобретают значительные выгоды, связанные с:
• сокращением запасов и связанных с ними затрат (прямых и косвенных);
• сокращением количества занятых в производстве и транспортировке товаров;
• сокращением площадей, включая отказ от складов;
• увеличением дохода участников доставки и клиента;
• сокращением издержек в связи с обработкой заказа;
• снижением прямых товарных издержек.
•