Закон Украины о Транспортно-экспедиторской деятельности

Класс 9. — Прочие опасные грузы.

Класс 8. — Коррозийные вещества.

Класс 7. — Радиоактивные вещества.

Класс 6. — Ядовитые (токсичные) и инфекционные веще­ства.

Класс 5. — Окисляющие вещества.

Класс 4. — Легковоспламеняющиеся твердые вещества.

Класс 3. — Легковоспламеняющиеся жидкости.

Класс 2. — Сжатые, конденсированные или находящиеся под давлением сжиженные газы.

К таким газам относятся, среди прочих: кислород и аце­тилен. Газыобычно заполняют в газобаллоны. Газы, относящиеся к классу 2 опасных грузов, могут иметь следую­щие опасные свойства:

а) воспламеняющиеся;

б) ядовитые;

в) окисляющие;

г) едкие вещества.

Некоторые газы имеют до нескольких названных свойств.

Это или жидкости, или смеси жидкостей, или твердые суб­станции, содержащие жидкость, которые при определенной температуре выделяют воспламеняющиеся пары. К воспла­меняющимся жидкостям, содержащим твердые субстанции, относятся, например, красители, лак и политура.

Опасные грузы класса 4 подразделяются на 3 группы, а именно:

а) высокой воспламеняемости твердые субстанции;

б) субстанции, подверженные перегреву или самопроизвольному возгоранию;

в) субстанции, выделяющие воспламеняющиеся газы во время соприкосновения с водой или влажным воздухом.

Опасные субстанции класса 5 подразделяются на 2 груп­пы, а именно:

а) окисляющие вещества;

б) органические пероксиды.

Окислители сами по себе не воспламеняются, но выделяя кислород, они обладают свойством способствовать воспла­менению. Еслиогонь вспыхнул внутри груза, окислители помогут огню.

Окислители включают некоторые удобрения.

Субстанции этого класса также подразделяются на 2 груп­пы, а именно:

а) яды;

б) субстанции, которые являются источником опасности инфекций.

Эти субстанции излучают невидимую радиацию, которая очень опасна для людей и животных. Радиоактивные субстан­ции должны перевозиться в специальной упаковке для защи­ты от радиации со строгими требованиями по ее исполнению.

Почти все субстанции этого класса воздействуют на ме­талл и текстиль. Этот класс включает субстанции, которые даже могут разъедать стекло и изделия из глины. Разъедаю­щие субстанции опасны также для человека, так как они име­ют вредное действие, когда вступают в контакт с кожей или слизистой оболочкой. Некоторые разъедающие субстанции также ядовиты. К классу 8 относятся, например, соляная и серная кислота.

Этот класс включает опасные субстанции, которые не при­надлежат ни к одному другому классу. Он включает также ме­нее опасные вещества, например, некоторые субстанции в раз­брызгивающих банках (спрэй).

Для каждого класса и подкласса опасных грузов ИМДГ пре­дусмотрен свой знак-ярлык.

 

 

ХI. ЭКСПЕДИТОРСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ НА ПРАВОВУЮ ЗАЩИТУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ КЛИЕНТА

11.1. Экспедиторское поручение на оформление коммерческого акта и акта общей формы

11.2. Экспедиторское поручение на оформление претензий и исков по договорам перевозки

11.3. Ответственность сторон и санкции за нарушения сторонами условий перевозок грузов

 

11.1. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО АКТА И АКТА ОБЩЕЙ ФОРМЫ

Назначение коммерческого акта состоит в удостоверении обстоятельства, которое может послужить основанием для ма­териальной ответственности, связанной с нарушением договора перевозки отраслевым перевозчиком, грузоотправите­лем, грузополучателем (каждым в отдельности или в совокуп­ности друг с другом).

Коммерческий акт составляется для удостоверения:

- несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;

- повреждения груза или багажа;

- обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

- возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил обстоятельства, требующие его составление или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал ему получатель груза.

Коммерческий акт составляется в день выдачи или в день выгрузки груза, с проверкой груза в процессе его выгрузки, а в пути следования — в день обнаружения обстоятельств, или непосредственно после выгрузки.

В коммерческом акте должно содержаться: точное и под­робное описание состояния грузов, багажа и грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов, багажа или грузобагажа. Не допускается вносить в ком­мерческий акт какие-либо предположения и выводы о при­чинах такой несохранности либо виновности грузоотправи­теля (отправителя) или перевозчика. На вопросы, содержа­щиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вме­сто повторения необходимых данных; данные о том, правиль­но ли погружены, размещены и закреплены грузы, багаж или грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка для гру­зов, перевозимых в открытом подвижном составе. При не­правильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах. Первый выдается грузополучателю, второй остается у терминала, порта станции, составившей акт, а третий предназначается перевоз­чику для отсылки его на расследование виновной стороне.

Акт не должен содержать каких-либо предположений и выводов о причинах несохранности груза либо виновности той или другой сторон.

К коммерческому акту вотношении порчи скоропортя­щегося груза должна быть приложена выписка из журнала тем­ператур рефрижераторного судна, поезда с машинным охлаж­дением и показания самописцев регистрации температур реф­рижераторных контейнеров.

Данные, содержащиеся в коммерческом акте, являются ос­нованием для утверждения наличия обстоятельств, которые будут положены в формулировку определенного требования кстороне договора или возражения с ее стороны с целью пра­вильного разрешения дела.

Липа, составившие и подписавшие акт, содержащий не­достоверную информацию, несут ответственность, установ­ленную законом.

Грузополучатель подписывает акт, если он участвовал в про­верке груза, От имени перевозчика его подписывают должно­стные работники, перечень которых установлен Правилами. Коммерческий акт, не подписанный грузополучателем, не лишается доказательственной силы и не может считаться не­правомочным.

Предусмотрена ответственность за задержку составления коммерческого акта.

Представители сторон, участвующие в составлении ком­мерческого акта, обязаны его подписать. При несогласии с содержанием акта представители сторон вправе изложить в примечании свое мнение.

 

11.2. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ ПО ДОГОВОРАМ ПЕРЕВОЗКИ

Законом (уставами) точно определен круг лиц, имеющих право на предъявление претензий, а затем исков к перевоз­чику. Так, например, Устав железнодорожного транспорта определяет, что претензию и иск к железной дороге по пово­ду перевозки может предъявить как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Передача права на предъявление претензий и исков гру­зоотправителем получателю, грузополучателем отправителю, или вышестоящей организации, или экспедитору оформля­ется посредством надлежащего оформления договора поручения или выдачей надлежаще оформленной доверенности как правило, переуступочной подписью на грузовой квитан­ции, накладной следующего содержания: «Право на предъяв­ление претензии и иска передано: наименование юридичес­кого или физического лица»), подтвержденной двумя подпи­сями и печатью.

«Экспедитор» может предъявить претензии и требования по уплате штрафов, за несвоевременное представление доку­ментов, при неполноценности представленных документов, в случае просрочек в оплате счетов, ненадлежащем выполне­нии контрагентом по сделке или соглашению своих обязан­ностей.

В претензионной работе находит свое применение зало­говое право на груз или транспортное средство. Такое право представляется для покрытия убытков, расходов и т.п. и предусматривается в договорах перевозки.

Так, например, залоговое право предусмотрено в догово­рах спасания для покрытия расходов по спасанию судна пу­тем его ареста или продажи. Может приме­няться право задержания, когда кредитор имеет право задержать имущество должника (например, груз) до уплаты долга, однако не имеет права продавать его (груз) до покрытия долга. Наибольшее распространение имеет ге­неральное залоговое право, по которому пере­возчик имеет право приостановить выгрузку груза до уплаты фрахта и других платежей.

При тайм-чартере по договору такое право может предос­тавляться как судовладельцу в части груза, так и фрахтовате­лю в части судна.

 

11.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Утратой груза считается факт признания невозможности выдать груз грузополучателю по истече­нии определенного срока после сдачи его грузоотправителем к перевозке.

Частичной утратой или недостачей называется количе­ственное уменьшение груза: его массы, меры, числа мест, со­ставлявшее одну отправку согласно накладной.

Повреждение (порча) груза выражается ущербом в виде снижения стоимости груза в результате изменения его каче­ства в худшую сторону (груз поломан, разбит, загрязнен, под­мочен и т.п.). Груз считается поврежденным (непригодным, годным в меньшей степени, чем при сдаче его к перевозке) также в тех случаях, когда он станет пригодным только после его переработки (очистки, просушки и т.п.).

Величина ущерба может быть установлена: экспертизой; стоимостью ремонта и устранения дефектов; остаточной сто­имостью за минусом выручки от сдачи груза в утиль и т.п.

К причинам несохранности груза, зависящих от грузоотп­равителя, можно отнести убытки, возникшие в результате не­правильной погрузки и размещения груза в вагоне, контей­нере; отсутствие специальной предупредительной маркиров­ки, факты использования нестандартной тары и упаковки, погрузки груза в непригодные в коммерческом отношении вагоны и контейнеры.

Несохранность груза по вине грузополучателя может воз­никнуть в связи с несвоевременным получением груза от стан­ции, невыдачи грузовому складу инструкции по хранению, неосторожном обращении с грузом при выгрузке своими сред­ствами.

Железная дорога обязана проверить наружное состояние тары или упаковки. Только скрытые недостатки тары или упа­ковки, несоответствие ее установленным стандартам или свой­ствам груза при отсутствии следов повреждения тары и упаковки могут учитываться и качестве оправдывающего обстоя­тельства при рассмотрении вины железной дороги за повреж­дения грузов.

Грузоотправитель обязан отгружать грузы с влажностью, уровень которой не превышает максимума, установленного Правилами.

Железная дорога несет ответственность за просрочку в до­ставке груза, за ущерб, возникший вследствие полной или частичной его утраты, недостачи массы, повреждении, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия его к перевозке до выдачи на станции на­значения или до момента оформления перевозки груза по накладной другого соглашения о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении. Железная дорога несет ответственность за последствия утраты по ее вине со­проводительных документов, приложенных отправителем или таможенным учреждением к накладной, а также за послед­ствия невыполнения по ее вине заявлений об изменении до­говора перевозки.

Железная дорога освобождается от ответственности за полную или частичную утрату груза, уменьшение массы, по­вреждение, порчу или снижение по другим причинам каче­ства груза, принятого к перевозке, если перечисленные изме­нения груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение кото­рых от нее не зависело, или вследствие ненадлежащего каче­ства груза при его приеме к перевозке на станции отправле­ния, а также в других обстоятельствах, указанных в СМГС.

Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафов за не­выполнение принятом железкой дорогой заявки на перевозку грузов, если авария у грузоотправителя вызвала прекраще­ние основной производственной деятельности грузоотпра­вителя, независимо от срока прекращения. Такое освобожде­ние действует со дня прекращения основной производствен­ной деятельности до ее возобновления. Если авария у грузо­отправителя не привела к прекращению главной производ­ственной деятельности предприятия, оснований к освобож­дению грузоотправителя от уплаты штрафа не имеется.

Штрафные санкции дополняются требованием компен­сации железной дорогой клиентуре утраченных и повреж­денных вагонов, контейнеров в виде передачи ей во вре­менное бесплатное пользование соответствующих вагонов и контейнеров МПС с последующей передачей их клиен­туре в собственность по истечении трех месяцев эксплуата­ции.

 

 

ХII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКСПЕДИТОРСКОЙ И ТРАНСПОРТНО-АГЕНТСКОЙ ФИРМЫ

12.1. Лицензирование и стандартизация транспортно-экспедиторской деятельности

12.2. Аккумуляция транспортной информации

12.3. Ответственность экспедитора и транспортного агента и ее страхование

 

12.1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экспедитор обязан организовать, а транспортный агент обес­печить доставку груза с гарантией его сохранности на услови­ях договора перевозки. Экспедитор должен для этого соста­вить (даже только для себя) технологические транспортные схемы и маршруты, подтвердить их экономическими обосно­ваниями. Экспедитор и агент обязаны обеспечить выполне­ние процедур приема грузов, их перевозку и выдачу согласно действующих уставов, кодексов и правил. В качестве броке­ров грузовладельца и перевозчика им надлежит осуществить фрахтование или букирование тоннажа, оформить договоры и заявки на организацию перевозок, предусмотреть нужную маркировку и пломбирование грузовых мест и, если требует­ся, заключить договоры хранения,

Помимо оформления транспортных документов, не­обходимо уметь произвести таможенное декларирование, страховое, медико-санитарно-ветиринарное и экологически безопасное обеспечение перевозки. Экспедитор должен под­считать провозные платежи и сборы, организовать слежение за движением груза по логистической схеме доставки от про­изводителя к потребителю, произвести расчеты за поставку товара, оформить любую претензию, коммерческий акт, взыс­кать неустойку, предъявить штраф.

Экспедитор и агент для выполнения перечисленных и дру­гих операций должен владеть основами гражданского законо­дательства страны, постатейно знать содержание каждого транс­портного кодекса и Устава, международные соглашения и кон­венции по транспорту, основные Правила перевозок грузов.

Для правильного выбора технологии транспортно-экспедиционного и агентского обслуживания и экспедитор и агент обязаны знать основные характеристики подвижного состава видов транспорта, эксплуатацию транспортных путей и тер­минальных систем, основы компьютеризации и безбумажной технологии, прекрасно знать географию и инфраструктуру транспорта. Для руководства офисом экспедитору и агенту требуется владеть основами бухгалтерского учета и финансов, правилами и нормами охраны труда, требованиями экологии и обеспечения безопасности движения и стояночных опера­ций на транспорте положениями законодательства о труде.

 

 

12.2. АККУМУЛЯЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

С учетом выявленного географического местонахождения «клиентуры» в соответствующую «карточку» — досье фирмы («файл») производителя или потребителя продукции вносят­ся данные о ее производственной деятельности, о возможных способах перевозки, маршрутах, пунктах приема, сдачи, пе­ревалки груза с одного вида транспорта на другой, о потенци­альных партнерах фирмы в торговых операциях.

В этом «файле» (деле, папке) обязательно содержатся общие сведения о фирме: ее наименование, адрес, номера теле­фонов, факсов, телексов и телетайпов (включая номера до­машних телефонов и факсов ответственных исполнителей); состав акционеров, представительства и корреспонденты в других городах и за рубежом; финансовые и производствен­ные связи с другими фирмами; перечень совершенных с фир­мой сделок; качество исполнения; имевшиеся претензии, замечания и т.д.

Источниками перечисленной информации являются: по­вседневная деятельность фирмы (ни один отдел, ни один со­трудник — даже водитель служебной автомашины, курьер и другие не освобождаются от сбора любой информации); раз­нообразная реклама: публикации в прессе; информация бро­керских, агентских фирм, банков, телеграфных и телевизион­ных агентств; публикация фирменных балансов и отчетов; посещение ярмарок и выставок и т.д.

Соответственно в памяти машины должен содержаться не­обходимый объем информации по каждому из участников пе­ревозочного и экспедиционного процесса: судоходных и авиа­ционных компаниях, автомобильных перевозчиках и желез­ных дорогах, сотрудничающих с ними экспедиторами и аген­тами.

Обеспечивая требования транспортной логистики в их применении к конкретному экспедиторскому поручению, специалист, курирующий его исполнение, обязан иметь под рукой необходимый инструментарий, который бы позволил ему в ограниченные сроки принять решения по группировке груза в партию, по монтажу или демонтажу изделия, по пере­упаковке иди комплектации пакета, исходя из грузовых пло­щадей транспортных средств, боковых конфигураций само­летов и т.д.

Постепенно подводится законодательная база для внедря­емых безбумажных технологий. Вступление в силу в июне 199Я г Монреальского протокола №4 Гражданской авиации откры­вает возможность упрощения передаваемой информации, поскольку предусматривает ограничение обязательного чис­ла боксов в авианакладной до 3 вместо 12, установленного Варшавской конвенцией 1929 года. Этими тремя являются: место отправления и назначения; остановка в третьей стране; вес отправки.

 

 

12.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И ТРАНСПОРТНОГО АГЕНТА И ЕЕ СТРАХОВАНИЕ

Швейцарский журнал «Интернейшенл Транспорт Джернал» в №8 за 1999 г. опубликовал беседу с владельцем средней экспедиторской фирмы «Е.Н.Harms» в Бремене: «Надеж­ность, высшие стандарты и качество обслуживания, особен­ная честность и открытость по отношению к клиентуре и к персоналу— вот принципы, на которых г. Хармс строит свою деятельность», — отмечает журнал.

В статье приводятся некоторые основы нравственно-эти­ческого порядка, которые обеспечивают успех деятельности фирмы: долгосрочные отношения с клиентурой, честность, скромность в требованиях и отсутствие стремлений к дости­жению сиюминутной прибыли, гарантия быстроты, надеж­ности, экономичности и сохранности перевозок. Организа­ция внутри служебных отношений не ни основе иерархии, а на почве морального единства в коллективе.

Важно, отмечает г. Хармс, предоставлять персоналу максимум свободы и автономии в повседневной работе; обяза­тельности и информации руководства о проделанном. Роль руководителей в оказании помощи, но предпочтительнее в форме совета. Исполнитель должен располагать свободой са­мому «вершить дела» (to wheel and deal), он может сам сфор­мировать свою рабочую команду. Руководство фирмы должно решать только глобальные проблемы логистического управ­ления и маркетинга. Каждый сотрудник должен понимать, что заработанные им прибыли вкладываются в инвестиции, направленные на развитие и процветание предприятия. Ад­ресованные к читателю журнала эти советы воспроизводятся здесь в качестве рекомендаций как к руководителям, так и рядовым исполнителям экспедиторской или агентской ком­пании.

Обобщая сказанное, необ­ходимо констатировать, что для успешной деятельности транспортного предприятия требуется наличие необходимых финансовых средств для содержания офиса и средств связи, для поддержания логистических транспортных систем — тре­буемой инфраструктуры, для постановки договорной рабо­ты — ее правового обеспечения и наличия лицензии. Вся по­вседневная деятельность должна строиться с учетом конку­ренции и положения на рынке и непрерывного повышения деловой квалификации кадров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные принципы транспортно-экспедиторской деятельности в Украине и направлен на создание условий для ее развития и усовершенство­вания.

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем зна­чении:

транспортно-экспедиторская деятельность — предприниматель­ская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, им­портных, транзитных или других грузов;

транспортно-экспедиторская услуга — работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспорт­ного экспедирования;

экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствова­ния, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг оп­ределенных договором транспортного экспедирования;

клиент — потребитель услуг экспедитора (юридическое или фи­зическое лицо), который по договору транспортного экспедирова­ния самостоятельно или через представителя , действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать либо обеспечить выполнение указанных договором транспортного экс­педирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору;

перевозчик — юридическое или физическое лицо, которое взяло на себя обязательства и ответственность по договору перевозки гру­за за доставку к месту назначения до-веренного ей груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспеди­тором и перевозчиком;

участники транспортно-экспедиторской деятельности — клиен­ты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, же­лезнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие ли­ца, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при транспортном экспедировании грузов всеми ви­дами транспорта, кроме трубопроводного. Положения настоящего Закона распространяются также на случаи, когда обязанности экс­педитора исполняются перевозчиком.

Статья 3. Законодательство о транспортно-экспедиторской дея­тельности

Отношения в отрасли транспортно-экспедиторской деятельно­сти регулируются Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О транспорте», «О внеш­неэкономической деятельности», «О транзите грузов», настоящим Законом, другими законами, транспортными кодексами и устава­ми, а также другими нормативно-правовыми актами, которые из­даются в соответствии с ними.

Если международным договором Украины, согласие на обяза­тельность которого предоставлено Верховной Радой Украины, ус­тановлены иные правила, нежели предусмотренные настоящим За­коном, применяются нормы международного договора.

Статья 4. Принципы деятельности экспедитора

Транспортно-экспедиторская деятельность осуществляется субъектами хозяйствования разных форм собственности, которые для выполнения поручений клиентов или в соответствии с техноло­гиями работы могут иметь: склады, разные виды транспортных средств, контейнеры, производственные помещения и т. п. Экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоход­ными компаниями ит. п., которые являются резидентами или нере­зидентами Украины.

Транспортно-экспедиторскую деятельность могут осуществлять как специализированные предприятия (организации), так и другие субъекты хозяйствования.

Статья 5. Объединения экспедиторов

Экспедиторы в соответствии с законодательством могут на доб­ровольных началах объединяться в объединения: ассоциации, лиги, союзы и т. п.

Объединения экспедиторов создаются с целью:

• координации деятельности своих участников;

• разработки и осуществления мероприятий по повышению уровня конкуренции за счет роста профессиональной подготовки и качества предоставляемых услуг;

• защиты интересов своих участников, в том числе в органах государственной власти;

• участия в разработке проектов законов и других нормативных актов в сфере транспортно-экспедиторской деятельности;

• разработки мероприятий по защите интересов клиентов;

• разработки условий экспортно-импортных поставок товаров, имеющих стратегическое значение для Украины;

• интеграции в мировой рынок транспортно-экспедиторских услуг;

• участия в работе международных организаций транспорта, транспортно-экспедиторских организаций и т. п.;

• разработки и утверждения актов, предусмотренных их учреди­тельными документами;

• предоставления органам государственной власти предложений относительно реализации рекомендаций международных организа­ций в отрасли транспортно-экспедиторской деятельности в Украи­не.

Статья 6. Государственное регулирование транспортно-экспедиторской деятельности

Основной задачей государственного регулирования транспорт-но-экспедиторской деятельности является защита экономических интересов Украины, дальнейшее становление, развитие и формиро­вание рынка транспортно-экспедиторских услуг.

Кабинет Министров Украины организовывает и обеспечивает проведение государственной политики и государственный контроль в сфере транспортно-экспедиторской деятельности, направляет и координирует работу органов исполнительной власти, осуществ­ляющих государственное регулирование в этой сфере деятельности.

Статья 7. Государственная поддержка транспортно-экспедиторской деятельности

Государственная поддержка транспортно-экспедиторской дея­тельности формируется и осуществляется в соответствии с общего­сударственными программами экономического развития в отрасли транспорта и предполагает:

• соблюдение прав и законных интересов экспедиторов, пере­возчиков и потребителей их услуг;

• стимулирование роста объемов экспорта транспортно-экспедиторских услуг, в том числе путем упрощения системы рас­четов;

• создание равных условий на рынке транспортно-экспедиторских услуг и недопущение какой-либо дискриминации относительно экспедиторов, перевозчиков или груза по признаку его места происхождения, отправления, ввоза, вывоза или назначе­ния либо в связи с правом собственности на этот груз, а также при налогообложении транспортно-экспедиторских услуг, за исключе­нием случаев адекватного реагирования на дискриминационные меры относительно Украины или экономических санкций между­народных организаций, поддержанных Украиной;

• участие экспедиторов в разработке нормативно-правовых ак­тов по вопросам транспортно-экспедиторской деятельности;

• создание условий для организации подготовки и повышения квалификации работников в сфере транспортно-экспедиторской деятельности;

• содействие развитию международного сотрудничества, адапта­ции законодательства Украины к международным требованиям в сфере транспортно-экспедиторской деятельности.

Статья 8. Виды транспортно-экспедиторских услуг Экспедиторы предоставляют клиентам услуги в соответствии с требованиями законодательства Украины и государств, по террито­рии которых транспортируются грузы, согласно перечню услуг, оп­ределенному в правилах осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, а также другие услуги, определенные по договоренности сторон в договоре транспортного экспедирова­ния.

Транспортно-экспедиторские услуги предоставляются клиенту при экспорте из Украины, импорте в Украину, транзите по терри­тории Украины или других государств, внутренних перевозках по территории Украины.

Экспедиторы по поручению клиентов:

• обеспечивают оптимальное транспортное обслуживание, а также организовывают перевозки грузов разными видами транс­порта по территории Украины и иностранных государств в соответ­ствии с условиями договоров (контра заключенных в соответствии с требованиями Международных правил относительно толкования терминов «Инкотермс»

• фрахтуют национальные, иностранные суда и привлекают дру­гие транспортные средства и обеспечивают их подачу в порты, на железнодорожные станции, склады, терминалы или другие объекты для своевременного отправления грузов;

• осуществляют работы, связанные с приемкой, накоплением, измельчением, доработкой, сортировкой, складированием, хране­нием, перевозкой грузов;

• ведут учет поступления и отправки грузов из портов, железно­дорожных станций, складов, терминалов или других объектов;

• организовывают охрану грузов во время их перевозки, пере­валки и хранения;

• организовывают экспертизу грузов;

• осуществляют оформление товарно-транспортной| документа­ции и ее рассылку по принадлежности;

• предоставляют в установленном законодательством порядке участникам транспортно-экспедиторской деятельности заявки на отправку грузов и наряды на отгрузку;

• обеспечивают выполнение комплекса мер по отправке грузов, которые поступили в некондиционном состоянии с браком, в по­врежденной, непрочной, нестандартно ковке или не соответствую­щей требованиям перевозчиков;

• осуществляют страхование грузов и своей ответственности;

• обеспечивают подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств и грузов согласно требе ям нормативно-правовых актов относительно деятель соответствующего вида транспорта;

• обеспечивают оптимизацию движения материальных потоков от грузоотправителя грузополучателю с целью достижения мини­мального уровня расходов;

• осуществляют расчеты с портами, транспортными организа­циями за перевозку, перевалку, хранение грузов;

• оформляют документы и организовывают работы в соответст­вии с таможенными, карантинными и санитарными требованиями;

• предоставляют подготовленный транспорт, имеющий допол­нительное оборудование согласно требованиям, предусмотренным законодательством;

• предоставляют другие вспомогательные и сопутствующие пе­ревозкам транспортно-экспедиторские услуги, которые предусмот­рены договором транспортного экспедирования и не противоречат законодательству.

Статья 9. Договор транспортного экспедирования и его выполне­ние

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспе­дитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) вы­полнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортного экспедирования заключается письмен­ной форме.

Существенными условиями договора транспортного экспедиро­вание являются:

• сведения о сторонах договора:

• для юридических лиц — резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код в Едином государст­венном реестре предприятий и орган Украины; для юридических лиц — нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;

• для физических лиц—граждан Украины: фамилия, имя, отче­ство, адрес места жительства и индивидуальный идентификацион­ный номер в Государственном реестре физических лиц — платель­щиков налогов и других обязательных платежей;

• для физических лиц— иностранцев, лиц без гражданства: фа­милия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства за пределами Украины;

• вид услуги экспедитора;

• вид и наименование груза;

• права, обязанности сторон;

• ответственность сторон, в том числе в случае нанесения вреда вследствие действия непреодолимой силы;

• размер платы экспедитору;

• порядок расчетов;

• пункты отправки и назначения груза;

• порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

• срок выполнения договора;

• а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Внешнеэкономические договоры (контракты) транспортного экспедирования должны соответствовать требованиям законода­тельства о внешнеэкономической деятельности.

Для систематического предоставления услуг экспедитора могут заключаться долгосрочные (генеральные) договоры транспортного экспедирования.

В случае привлечения экспедитором к выполнению его обяза­тельств по договору транспортного экспедирования другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента.

По договору транспортного экспедирования экспедитор может организовать перевозку по одному товарно-транспортному доку­менту грузов нескольких разных клиентов, которые следуют из од­ного пункта отправления и/или в один пункт назначения, при ус­ловии, что экспедитор выступает от имени всех этих клиентов как грузоотправитель и/или грузополучатель.

Платой экспедитору считаются денежные средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транс­портного экспедирования.

В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению до­говора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обяза­тельных платежей), которые уплачиваются при выполнении дого­вора транспортного экспедирования.

Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т. п.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению до-говора транспортного экспедирования, или органами власти.

Перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными до­кументами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государствен­ном языке, если грузы перевозятся в Украине.

Такими документами могут быть:

• авиационная грузовая накладная ;

• международная автомобильная накладная (СМП);

• накладная СМГС (накладная УМВД);

• коносамент;

• накладная ЦИМ (СИМ);

• грузовая ведомость ;

• другие документы, определенные законами Украины.

• Факт предоставления услуги экспедитора при перевозке под­тверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных на­кладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь следования груза от пункта его отправки до пункта его назначения.

Статья 10. Права экспедитора и клиента Экспедитор имеет право:

• выбирать или изменять вид транспорта и маршрут перевозки, избирать или изменять порядок перевозки груза, а также порядок выполнения транспортно-экспедиторских услуг, действуя в интере­сах клиента, согласно соответствующему договору транспортного экспедирования;

• отступать от указаний клиента в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования;

• на возмещение в согласованных с клиентом объемах дополни­тельных расходов, которые возникли у него при выполнении дого­вора транспортного экспедирования, если такие расходы осуществ­лялись в интересах клиента;

• удерживать груз, который находится в его владении, до мо­мента уплаты платы экспедитору и возмещения расходов, осущест­вленных им в интересах клиента, или до момента другого обеспе­чения выполнения клиентом его обязательств в части уплаты платы экспедитору и возмещения указанных расходов, если иное не уста­новлено договором транспортного экспедирования;

• не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортного экспедирования до получения от клиента всех необ­ходимых документов и другой информации относительно свойств груза, условий его перевозки, а также другой информации, необхо­димой для исполнения экспедитором обязанностей , предусмот­ренных договором транспортного экспедирования.

Клиент имеет право:

• определять маршрут следования груза и вид транспорта;

• требовать от экспедитора предоставления информации о ходе перевозки груза;

• давать указания экспедитору, не противоречащие договору транспортного экспедирования и документам, предоставленным экспедитору;

• изменять маршрут доставки груза и конечного грузополучате­ля, заблаговременно уведомив об этом экспедитора, с возмещением расходов на изменение маршрута в соответствии с договором транспортного экспедирования.

Договором транспортного экспедирования могут быть преду­смотрены и другие права экспедитора и клиента. Статья 11. Обязанности экспедитора

Экспедитор обязан предоставлять транспортно-экспедиторские услуги согласно договору транспортного экспедирования и указа­ниям клиента, согласованным с экспедито-ром в установленном договором порядке.

При необходимости отступать от указаний клиента, в частно­сти, в случае возникновения угрозы повреждения груза, безопасно­сти людей и окружающей среде, экспедитор обязан предварительно получить согласие клиента на такое отступление. В случае, если нет возможности предварительно уведомить об этом или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в надлежащий при имею­щихся обстоятельствах срок, экспедитор имеет право действовать по своему усмотрению, уведомив клиента о своих действиях, как только такое уведомление станет возможным.

Договором транспортного экспедирования могут быть преду­смотрены и другие обязанности экспедитора.

Статья 12. Обязанности клиента

Клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию относительно наименования, количества, качества и других характеристик груза, его свойств, ус­ловий его перевозки, другую информацию, необходимую для ис­полнения экспедитором своих обязанностей по договору транс­портного экспедирование, а также документы, касающиеся груза, которые нужны для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля и надзора, обеспечения безопасных условий перевозки груза.

Клиент обязан в порядке, предусмотренном договором транс­портного экспедирования, уплатить надлежащую плату экспедито­ру, а также возместить документально подтвержденные расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента в целях выполнения договора транспортного экспедирования.

Договором транспортного экспедирования могут быть преду­смотрены и другие обязанности клиента.

Статья 13. Страхование при транспортно-экспедиторской деятель­ности

Экспедитор осуществляет страхование груза и своей ответст­венности согласно закону и договору транспортного экспедирова­ния.

Статья 14. Ответственность экспедитора и клиента

Экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии пред­ставителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, наличие упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, ко­торые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортного экспедирования и настоящим Законом, экспедитор и клиент несут ответственность согласно Гражданскому кодексу Украины, другим законам и дого­вору транспортного экспедирования.

Экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспорт­ного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные дей­ствия.

Статья 15. Споры в сфере транспортно-экспедиторской деятельно­сти

Споры в сфере транспортно-экспедиторской деятельности раз­решаются в соответствии с законом.

Статья 16. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня
вступления в силу настоящего Закона:

• обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмот­ренных настоящим Законом;

• организовать применение в Украине унифицированных доку­ментов и форм, которые используются в международной практике транспортно-экспедиторской деятельности.