Закон Украины о Транспортно-экспедиторской деятельности
Класс 9. — Прочие опасные грузы.
Класс 8. — Коррозийные вещества.
Класс 7. — Радиоактивные вещества.
Класс 6. — Ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества.
Класс 5. — Окисляющие вещества.
Класс 4. — Легковоспламеняющиеся твердые вещества.
Класс 3. — Легковоспламеняющиеся жидкости.
Класс 2. — Сжатые, конденсированные или находящиеся под давлением сжиженные газы.
К таким газам относятся, среди прочих: кислород и ацетилен. Газыобычно заполняют в газобаллоны. Газы, относящиеся к классу 2 опасных грузов, могут иметь следующие опасные свойства:
а) воспламеняющиеся;
б) ядовитые;
в) окисляющие;
г) едкие вещества.
Некоторые газы имеют до нескольких названных свойств.
Это или жидкости, или смеси жидкостей, или твердые субстанции, содержащие жидкость, которые при определенной температуре выделяют воспламеняющиеся пары. К воспламеняющимся жидкостям, содержащим твердые субстанции, относятся, например, красители, лак и политура.
Опасные грузы класса 4 подразделяются на 3 группы, а именно:
а) высокой воспламеняемости твердые субстанции;
б) субстанции, подверженные перегреву или самопроизвольному возгоранию;
в) субстанции, выделяющие воспламеняющиеся газы во время соприкосновения с водой или влажным воздухом.
Опасные субстанции класса 5 подразделяются на 2 группы, а именно:
а) окисляющие вещества;
б) органические пероксиды.
Окислители сами по себе не воспламеняются, но выделяя кислород, они обладают свойством способствовать воспламенению. Еслиогонь вспыхнул внутри груза, окислители помогут огню.
Окислители включают некоторые удобрения.
Субстанции этого класса также подразделяются на 2 группы, а именно:
а) яды;
б) субстанции, которые являются источником опасности инфекций.
Эти субстанции излучают невидимую радиацию, которая очень опасна для людей и животных. Радиоактивные субстанции должны перевозиться в специальной упаковке для защиты от радиации со строгими требованиями по ее исполнению.
Почти все субстанции этого класса воздействуют на металл и текстиль. Этот класс включает субстанции, которые даже могут разъедать стекло и изделия из глины. Разъедающие субстанции опасны также для человека, так как они имеют вредное действие, когда вступают в контакт с кожей или слизистой оболочкой. Некоторые разъедающие субстанции также ядовиты. К классу 8 относятся, например, соляная и серная кислота.
Этот класс включает опасные субстанции, которые не принадлежат ни к одному другому классу. Он включает также менее опасные вещества, например, некоторые субстанции в разбрызгивающих банках (спрэй).
Для каждого класса и подкласса опасных грузов ИМДГ предусмотрен свой знак-ярлык.
ХI. ЭКСПЕДИТОРСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ НА ПРАВОВУЮ ЗАЩИТУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ КЛИЕНТА
11.1. Экспедиторское поручение на оформление коммерческого акта и акта общей формы
11.2. Экспедиторское поручение на оформление претензий и исков по договорам перевозки
11.3. Ответственность сторон и санкции за нарушения сторонами условий перевозок грузов
11.1. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО АКТА И АКТА ОБЩЕЙ ФОРМЫ
Назначение коммерческого акта состоит в удостоверении обстоятельства, которое может послужить основанием для материальной ответственности, связанной с нарушением договора перевозки отраслевым перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем (каждым в отдельности или в совокупности друг с другом).
Коммерческий акт составляется для удостоверения:
- несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;
- повреждения груза или багажа;
- обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
- возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.
Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил обстоятельства, требующие его составление или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал ему получатель груза.
Коммерческий акт составляется в день выдачи или в день выгрузки груза, с проверкой груза в процессе его выгрузки, а в пути следования — в день обнаружения обстоятельств, или непосредственно после выгрузки.
В коммерческом акте должно содержаться: точное и подробное описание состояния грузов, багажа и грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов, багажа или грузобагажа. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или перевозчика. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, багаж или грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах. Первый выдается грузополучателю, второй остается у терминала, порта станции, составившей акт, а третий предназначается перевозчику для отсылки его на расследование виновной стороне.
Акт не должен содержать каких-либо предположений и выводов о причинах несохранности груза либо виновности той или другой сторон.
К коммерческому акту вотношении порчи скоропортящегося груза должна быть приложена выписка из журнала температур рефрижераторного судна, поезда с машинным охлаждением и показания самописцев регистрации температур рефрижераторных контейнеров.
Данные, содержащиеся в коммерческом акте, являются основанием для утверждения наличия обстоятельств, которые будут положены в формулировку определенного требования кстороне договора или возражения с ее стороны с целью правильного разрешения дела.
Липа, составившие и подписавшие акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законом.
Грузополучатель подписывает акт, если он участвовал в проверке груза, От имени перевозчика его подписывают должностные работники, перечень которых установлен Правилами. Коммерческий акт, не подписанный грузополучателем, не лишается доказательственной силы и не может считаться неправомочным.
Предусмотрена ответственность за задержку составления коммерческого акта.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны его подписать. При несогласии с содержанием акта представители сторон вправе изложить в примечании свое мнение.
11.2. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ ПО ДОГОВОРАМ ПЕРЕВОЗКИ
Законом (уставами) точно определен круг лиц, имеющих право на предъявление претензий, а затем исков к перевозчику. Так, например, Устав железнодорожного транспорта определяет, что претензию и иск к железной дороге по поводу перевозки может предъявить как грузоотправитель, так и грузополучатель.
Передача права на предъявление претензий и исков грузоотправителем получателю, грузополучателем отправителю, или вышестоящей организации, или экспедитору оформляется посредством надлежащего оформления договора поручения или выдачей надлежаще оформленной доверенности как правило, переуступочной подписью на грузовой квитанции, накладной следующего содержания: «Право на предъявление претензии и иска передано: наименование юридического или физического лица»), подтвержденной двумя подписями и печатью.
«Экспедитор» может предъявить претензии и требования по уплате штрафов, за несвоевременное представление документов, при неполноценности представленных документов, в случае просрочек в оплате счетов, ненадлежащем выполнении контрагентом по сделке или соглашению своих обязанностей.
В претензионной работе находит свое применение залоговое право на груз или транспортное средство. Такое право представляется для покрытия убытков, расходов и т.п. и предусматривается в договорах перевозки.
Так, например, залоговое право предусмотрено в договорах спасания для покрытия расходов по спасанию судна путем его ареста или продажи. Может применяться право задержания, когда кредитор имеет право задержать имущество должника (например, груз) до уплаты долга, однако не имеет права продавать его (груз) до покрытия долга. Наибольшее распространение имеет генеральное залоговое право, по которому перевозчик имеет право приостановить выгрузку груза до уплаты фрахта и других платежей.
При тайм-чартере по договору такое право может предоставляться как судовладельцу в части груза, так и фрахтователю в части судна.
11.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
Утратой груза считается факт признания невозможности выдать груз грузополучателю по истечении определенного срока после сдачи его грузоотправителем к перевозке.
Частичной утратой или недостачей называется количественное уменьшение груза: его массы, меры, числа мест, составлявшее одну отправку согласно накладной.
Повреждение (порча) груза выражается ущербом в виде снижения стоимости груза в результате изменения его качества в худшую сторону (груз поломан, разбит, загрязнен, подмочен и т.п.). Груз считается поврежденным (непригодным, годным в меньшей степени, чем при сдаче его к перевозке) также в тех случаях, когда он станет пригодным только после его переработки (очистки, просушки и т.п.).
Величина ущерба может быть установлена: экспертизой; стоимостью ремонта и устранения дефектов; остаточной стоимостью за минусом выручки от сдачи груза в утиль и т.п.
К причинам несохранности груза, зависящих от грузоотправителя, можно отнести убытки, возникшие в результате неправильной погрузки и размещения груза в вагоне, контейнере; отсутствие специальной предупредительной маркировки, факты использования нестандартной тары и упаковки, погрузки груза в непригодные в коммерческом отношении вагоны и контейнеры.
Несохранность груза по вине грузополучателя может возникнуть в связи с несвоевременным получением груза от станции, невыдачи грузовому складу инструкции по хранению, неосторожном обращении с грузом при выгрузке своими средствами.
Железная дорога обязана проверить наружное состояние тары или упаковки. Только скрытые недостатки тары или упаковки, несоответствие ее установленным стандартам или свойствам груза при отсутствии следов повреждения тары и упаковки могут учитываться и качестве оправдывающего обстоятельства при рассмотрении вины железной дороги за повреждения грузов.
Грузоотправитель обязан отгружать грузы с влажностью, уровень которой не превышает максимума, установленного Правилами.
Железная дорога несет ответственность за просрочку в доставке груза, за ущерб, возникший вследствие полной или частичной его утраты, недостачи массы, повреждении, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента принятия его к перевозке до выдачи на станции назначения или до момента оформления перевозки груза по накладной другого соглашения о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении. Железная дорога несет ответственность за последствия утраты по ее вине сопроводительных документов, приложенных отправителем или таможенным учреждением к накладной, а также за последствия невыполнения по ее вине заявлений об изменении договора перевозки.
Железная дорога освобождается от ответственности за полную или частичную утрату груза, уменьшение массы, повреждение, порчу или снижение по другим причинам качества груза, принятого к перевозке, если перечисленные изменения груза произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, или вследствие ненадлежащего качества груза при его приеме к перевозке на станции отправления, а также в других обстоятельствах, указанных в СМГС.
Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафов за невыполнение принятом железкой дорогой заявки на перевозку грузов, если авария у грузоотправителя вызвала прекращение основной производственной деятельности грузоотправителя, независимо от срока прекращения. Такое освобождение действует со дня прекращения основной производственной деятельности до ее возобновления. Если авария у грузоотправителя не привела к прекращению главной производственной деятельности предприятия, оснований к освобождению грузоотправителя от уплаты штрафа не имеется.
Штрафные санкции дополняются требованием компенсации железной дорогой клиентуре утраченных и поврежденных вагонов, контейнеров в виде передачи ей во временное бесплатное пользование соответствующих вагонов и контейнеров МПС с последующей передачей их клиентуре в собственность по истечении трех месяцев эксплуатации.
ХII. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКСПЕДИТОРСКОЙ И ТРАНСПОРТНО-АГЕНТСКОЙ ФИРМЫ
12.1. Лицензирование и стандартизация транспортно-экспедиторской деятельности
12.2. Аккумуляция транспортной информации
12.3. Ответственность экспедитора и транспортного агента и ее страхование
12.1. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экспедитор обязан организовать, а транспортный агент обеспечить доставку груза с гарантией его сохранности на условиях договора перевозки. Экспедитор должен для этого составить (даже только для себя) технологические транспортные схемы и маршруты, подтвердить их экономическими обоснованиями. Экспедитор и агент обязаны обеспечить выполнение процедур приема грузов, их перевозку и выдачу согласно действующих уставов, кодексов и правил. В качестве брокеров грузовладельца и перевозчика им надлежит осуществить фрахтование или букирование тоннажа, оформить договоры и заявки на организацию перевозок, предусмотреть нужную маркировку и пломбирование грузовых мест и, если требуется, заключить договоры хранения,
Помимо оформления транспортных документов, необходимо уметь произвести таможенное декларирование, страховое, медико-санитарно-ветиринарное и экологически безопасное обеспечение перевозки. Экспедитор должен подсчитать провозные платежи и сборы, организовать слежение за движением груза по логистической схеме доставки от производителя к потребителю, произвести расчеты за поставку товара, оформить любую претензию, коммерческий акт, взыскать неустойку, предъявить штраф.
Экспедитор и агент для выполнения перечисленных и других операций должен владеть основами гражданского законодательства страны, постатейно знать содержание каждого транспортного кодекса и Устава, международные соглашения и конвенции по транспорту, основные Правила перевозок грузов.
Для правильного выбора технологии транспортно-экспедиционного и агентского обслуживания и экспедитор и агент обязаны знать основные характеристики подвижного состава видов транспорта, эксплуатацию транспортных путей и терминальных систем, основы компьютеризации и безбумажной технологии, прекрасно знать географию и инфраструктуру транспорта. Для руководства офисом экспедитору и агенту требуется владеть основами бухгалтерского учета и финансов, правилами и нормами охраны труда, требованиями экологии и обеспечения безопасности движения и стояночных операций на транспорте положениями законодательства о труде.
12.2. АККУМУЛЯЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
С учетом выявленного географического местонахождения «клиентуры» в соответствующую «карточку» — досье фирмы («файл») производителя или потребителя продукции вносятся данные о ее производственной деятельности, о возможных способах перевозки, маршрутах, пунктах приема, сдачи, перевалки груза с одного вида транспорта на другой, о потенциальных партнерах фирмы в торговых операциях.
В этом «файле» (деле, папке) обязательно содержатся общие сведения о фирме: ее наименование, адрес, номера телефонов, факсов, телексов и телетайпов (включая номера домашних телефонов и факсов ответственных исполнителей); состав акционеров, представительства и корреспонденты в других городах и за рубежом; финансовые и производственные связи с другими фирмами; перечень совершенных с фирмой сделок; качество исполнения; имевшиеся претензии, замечания и т.д.
Источниками перечисленной информации являются: повседневная деятельность фирмы (ни один отдел, ни один сотрудник — даже водитель служебной автомашины, курьер и другие не освобождаются от сбора любой информации); разнообразная реклама: публикации в прессе; информация брокерских, агентских фирм, банков, телеграфных и телевизионных агентств; публикация фирменных балансов и отчетов; посещение ярмарок и выставок и т.д.
Соответственно в памяти машины должен содержаться необходимый объем информации по каждому из участников перевозочного и экспедиционного процесса: судоходных и авиационных компаниях, автомобильных перевозчиках и железных дорогах, сотрудничающих с ними экспедиторами и агентами.
Обеспечивая требования транспортной логистики в их применении к конкретному экспедиторскому поручению, специалист, курирующий его исполнение, обязан иметь под рукой необходимый инструментарий, который бы позволил ему в ограниченные сроки принять решения по группировке груза в партию, по монтажу или демонтажу изделия, по переупаковке иди комплектации пакета, исходя из грузовых площадей транспортных средств, боковых конфигураций самолетов и т.д.
Постепенно подводится законодательная база для внедряемых безбумажных технологий. Вступление в силу в июне 199Я г Монреальского протокола №4 Гражданской авиации открывает возможность упрощения передаваемой информации, поскольку предусматривает ограничение обязательного числа боксов в авианакладной до 3 вместо 12, установленного Варшавской конвенцией 1929 года. Этими тремя являются: место отправления и назначения; остановка в третьей стране; вес отправки.
12.3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА И ТРАНСПОРТНОГО АГЕНТА И ЕЕ СТРАХОВАНИЕ
Швейцарский журнал «Интернейшенл Транспорт Джернал» в №8 за 1999 г. опубликовал беседу с владельцем средней экспедиторской фирмы «Е.Н.Harms» в Бремене: «Надежность, высшие стандарты и качество обслуживания, особенная честность и открытость по отношению к клиентуре и к персоналу— вот принципы, на которых г. Хармс строит свою деятельность», — отмечает журнал.
В статье приводятся некоторые основы нравственно-этического порядка, которые обеспечивают успех деятельности фирмы: долгосрочные отношения с клиентурой, честность, скромность в требованиях и отсутствие стремлений к достижению сиюминутной прибыли, гарантия быстроты, надежности, экономичности и сохранности перевозок. Организация внутри служебных отношений не ни основе иерархии, а на почве морального единства в коллективе.
Важно, отмечает г. Хармс, предоставлять персоналу максимум свободы и автономии в повседневной работе; обязательности и информации руководства о проделанном. Роль руководителей в оказании помощи, но предпочтительнее в форме совета. Исполнитель должен располагать свободой самому «вершить дела» (to wheel and deal), он может сам сформировать свою рабочую команду. Руководство фирмы должно решать только глобальные проблемы логистического управления и маркетинга. Каждый сотрудник должен понимать, что заработанные им прибыли вкладываются в инвестиции, направленные на развитие и процветание предприятия. Адресованные к читателю журнала эти советы воспроизводятся здесь в качестве рекомендаций как к руководителям, так и рядовым исполнителям экспедиторской или агентской компании.
Обобщая сказанное, необходимо констатировать, что для успешной деятельности транспортного предприятия требуется наличие необходимых финансовых средств для содержания офиса и средств связи, для поддержания логистических транспортных систем — требуемой инфраструктуры, для постановки договорной работы — ее правового обеспечения и наличия лицензии. Вся повседневная деятельность должна строиться с учетом конкуренции и положения на рынке и непрерывного повышения деловой квалификации кадров.
Настоящий Закон определяет правовые и организационные принципы транспортно-экспедиторской деятельности в Украине и направлен на создание условий для ее развития и усовершенствования.
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
транспортно-экспедиторская деятельность — предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов;
транспортно-экспедиторская услуга — работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования;
экспедитор (транспортный экспедитор) — субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг определенных договором транспортного экспедирования;
клиент — потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя , действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать либо обеспечить выполнение указанных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору;
перевозчик — юридическое или физическое лицо, которое взяло на себя обязательства и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения до-веренного ей груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, регулирующем отношения между экспедитором и перевозчиком;
участники транспортно-экспедиторской деятельности — клиенты, перевозчики, экспедиторы, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) при перевозке грузов.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при транспортном экспедировании грузов всеми видами транспорта, кроме трубопроводного. Положения настоящего Закона распространяются также на случаи, когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Статья 3. Законодательство о транспортно-экспедиторской деятельности
Отношения в отрасли транспортно-экспедиторской деятельности регулируются Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О транспорте», «О внешнеэкономической деятельности», «О транзите грузов», настоящим Законом, другими законами, транспортными кодексами и уставами, а также другими нормативно-правовыми актами, которые издаются в соответствии с ними.
Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные настоящим Законом, применяются нормы международного договора.
Статья 4. Принципы деятельности экспедитора
Транспортно-экспедиторская деятельность осуществляется субъектами хозяйствования разных форм собственности, которые для выполнения поручений клиентов или в соответствии с технологиями работы могут иметь: склады, разные виды транспортных средств, контейнеры, производственные помещения и т. п. Экспедиторы для выполнения поручений клиентов могут заключать договоры с перевозчиками, портами, авиапредприятиями, судоходными компаниями ит. п., которые являются резидентами или нерезидентами Украины.
Транспортно-экспедиторскую деятельность могут осуществлять как специализированные предприятия (организации), так и другие субъекты хозяйствования.
Статья 5. Объединения экспедиторов
Экспедиторы в соответствии с законодательством могут на добровольных началах объединяться в объединения: ассоциации, лиги, союзы и т. п.
Объединения экспедиторов создаются с целью:
• координации деятельности своих участников;
• разработки и осуществления мероприятий по повышению уровня конкуренции за счет роста профессиональной подготовки и качества предоставляемых услуг;
• защиты интересов своих участников, в том числе в органах государственной власти;
• участия в разработке проектов законов и других нормативных актов в сфере транспортно-экспедиторской деятельности;
• разработки мероприятий по защите интересов клиентов;
• разработки условий экспортно-импортных поставок товаров, имеющих стратегическое значение для Украины;
• интеграции в мировой рынок транспортно-экспедиторских услуг;
• участия в работе международных организаций транспорта, транспортно-экспедиторских организаций и т. п.;
• разработки и утверждения актов, предусмотренных их учредительными документами;
• предоставления органам государственной власти предложений относительно реализации рекомендаций международных организаций в отрасли транспортно-экспедиторской деятельности в Украине.
Статья 6. Государственное регулирование транспортно-экспедиторской деятельности
Основной задачей государственного регулирования транспорт-но-экспедиторской деятельности является защита экономических интересов Украины, дальнейшее становление, развитие и формирование рынка транспортно-экспедиторских услуг.
Кабинет Министров Украины организовывает и обеспечивает проведение государственной политики и государственный контроль в сфере транспортно-экспедиторской деятельности, направляет и координирует работу органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в этой сфере деятельности.
Статья 7. Государственная поддержка транспортно-экспедиторской деятельности
Государственная поддержка транспортно-экспедиторской деятельности формируется и осуществляется в соответствии с общегосударственными программами экономического развития в отрасли транспорта и предполагает:
• соблюдение прав и законных интересов экспедиторов, перевозчиков и потребителей их услуг;
• стимулирование роста объемов экспорта транспортно-экспедиторских услуг, в том числе путем упрощения системы расчетов;
• создание равных условий на рынке транспортно-экспедиторских услуг и недопущение какой-либо дискриминации относительно экспедиторов, перевозчиков или груза по признаку его места происхождения, отправления, ввоза, вывоза или назначения либо в связи с правом собственности на этот груз, а также при налогообложении транспортно-экспедиторских услуг, за исключением случаев адекватного реагирования на дискриминационные меры относительно Украины или экономических санкций международных организаций, поддержанных Украиной;
• участие экспедиторов в разработке нормативно-правовых актов по вопросам транспортно-экспедиторской деятельности;
• создание условий для организации подготовки и повышения квалификации работников в сфере транспортно-экспедиторской деятельности;
• содействие развитию международного сотрудничества, адаптации законодательства Украины к международным требованиям в сфере транспортно-экспедиторской деятельности.
Статья 8. Виды транспортно-экспедиторских услуг Экспедиторы предоставляют клиентам услуги в соответствии с требованиями законодательства Украины и государств, по территории которых транспортируются грузы, согласно перечню услуг, определенному в правилах осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, а также другие услуги, определенные по договоренности сторон в договоре транспортного экспедирования.
Транспортно-экспедиторские услуги предоставляются клиенту при экспорте из Украины, импорте в Украину, транзите по территории Украины или других государств, внутренних перевозках по территории Украины.
Экспедиторы по поручению клиентов:
• обеспечивают оптимальное транспортное обслуживание, а также организовывают перевозки грузов разными видами транспорта по территории Украины и иностранных государств в соответствии с условиями договоров (контра заключенных в соответствии с требованиями Международных правил относительно толкования терминов «Инкотермс»
• фрахтуют национальные, иностранные суда и привлекают другие транспортные средства и обеспечивают их подачу в порты, на железнодорожные станции, склады, терминалы или другие объекты для своевременного отправления грузов;
• осуществляют работы, связанные с приемкой, накоплением, измельчением, доработкой, сортировкой, складированием, хранением, перевозкой грузов;
• ведут учет поступления и отправки грузов из портов, железнодорожных станций, складов, терминалов или других объектов;
• организовывают охрану грузов во время их перевозки, перевалки и хранения;
• организовывают экспертизу грузов;
• осуществляют оформление товарно-транспортной| документации и ее рассылку по принадлежности;
• предоставляют в установленном законодательством порядке участникам транспортно-экспедиторской деятельности заявки на отправку грузов и наряды на отгрузку;
• обеспечивают выполнение комплекса мер по отправке грузов, которые поступили в некондиционном состоянии с браком, в поврежденной, непрочной, нестандартно ковке или не соответствующей требованиям перевозчиков;
• осуществляют страхование грузов и своей ответственности;
• обеспечивают подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств и грузов согласно требе ям нормативно-правовых актов относительно деятель соответствующего вида транспорта;
• обеспечивают оптимизацию движения материальных потоков от грузоотправителя грузополучателю с целью достижения минимального уровня расходов;
• осуществляют расчеты с портами, транспортными организациями за перевозку, перевалку, хранение грузов;
• оформляют документы и организовывают работы в соответствии с таможенными, карантинными и санитарными требованиями;
• предоставляют подготовленный транспорт, имеющий дополнительное оборудование согласно требованиям, предусмотренным законодательством;
• предоставляют другие вспомогательные и сопутствующие перевозкам транспортно-экспедиторские услуги, которые предусмотрены договором транспортного экспедирования и не противоречат законодательству.
Статья 9. Договор транспортного экспедирования и его выполнение
По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.
Договор транспортного экспедирования заключается письменной форме.
Существенными условиями договора транспортного экспедирование являются:
• сведения о сторонах договора:
• для юридических лиц — резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и орган Украины; для юридических лиц — нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;
• для физических лиц—граждан Украины: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и индивидуальный идентификационный номер в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей;
• для физических лиц— иностранцев, лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства за пределами Украины;
• вид услуги экспедитора;
• вид и наименование груза;
• права, обязанности сторон;
• ответственность сторон, в том числе в случае нанесения вреда вследствие действия непреодолимой силы;
• размер платы экспедитору;
• порядок расчетов;
• пункты отправки и назначения груза;
• порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;
• срок выполнения договора;
• а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.
Внешнеэкономические договоры (контракты) транспортного экспедирования должны соответствовать требованиям законодательства о внешнеэкономической деятельности.
Для систематического предоставления услуг экспедитора могут заключаться долгосрочные (генеральные) договоры транспортного экспедирования.
В случае привлечения экспедитором к выполнению его обязательств по договору транспортного экспедирования другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента.
По договору транспортного экспедирования экспедитор может организовать перевозку по одному товарно-транспортному документу грузов нескольких разных клиентов, которые следуют из одного пункта отправления и/или в один пункт назначения, при условии, что экспедитор выступает от имени всех этих клиентов как грузоотправитель и/или грузополучатель.
Платой экспедитору считаются денежные средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования.
В плату экспедитору не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), которые уплачиваются при выполнении договора транспортного экспедирования.
Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т. п.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению до-говора транспортного экспедирования, или органами власти.
Перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине.
Такими документами могут быть:
• авиационная грузовая накладная ;
• международная автомобильная накладная (СМП);
• накладная СМГС (накладная УМВД);
• коносамент;
• накладная ЦИМ (СИМ);
• грузовая ведомость ;
• другие документы, определенные законами Украины.
• Факт предоставления услуги экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), которые отражают путь следования груза от пункта его отправки до пункта его назначения.
Статья 10. Права экспедитора и клиента Экспедитор имеет право:
• выбирать или изменять вид транспорта и маршрут перевозки, избирать или изменять порядок перевозки груза, а также порядок выполнения транспортно-экспедиторских услуг, действуя в интересах клиента, согласно соответствующему договору транспортного экспедирования;
• отступать от указаний клиента в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования;
• на возмещение в согласованных с клиентом объемах дополнительных расходов, которые возникли у него при выполнении договора транспортного экспедирования, если такие расходы осуществлялись в интересах клиента;
• удерживать груз, который находится в его владении, до момента уплаты платы экспедитору и возмещения расходов, осуществленных им в интересах клиента, или до момента другого обеспечения выполнения клиентом его обязательств в части уплаты платы экспедитору и возмещения указанных расходов, если иное не установлено договором транспортного экспедирования;
• не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортного экспедирования до получения от клиента всех необходимых документов и другой информации относительно свойств груза, условий его перевозки, а также другой информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей , предусмотренных договором транспортного экспедирования.
Клиент имеет право:
• определять маршрут следования груза и вид транспорта;
• требовать от экспедитора предоставления информации о ходе перевозки груза;
• давать указания экспедитору, не противоречащие договору транспортного экспедирования и документам, предоставленным экспедитору;
• изменять маршрут доставки груза и конечного грузополучателя, заблаговременно уведомив об этом экспедитора, с возмещением расходов на изменение маршрута в соответствии с договором транспортного экспедирования.
Договором транспортного экспедирования могут быть предусмотрены и другие права экспедитора и клиента. Статья 11. Обязанности экспедитора
Экспедитор обязан предоставлять транспортно-экспедиторские услуги согласно договору транспортного экспедирования и указаниям клиента, согласованным с экспедито-ром в установленном договором порядке.
При необходимости отступать от указаний клиента, в частности, в случае возникновения угрозы повреждения груза, безопасности людей и окружающей среде, экспедитор обязан предварительно получить согласие клиента на такое отступление. В случае, если нет возможности предварительно уведомить об этом или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в надлежащий при имеющихся обстоятельствах срок, экспедитор имеет право действовать по своему усмотрению, уведомив клиента о своих действиях, как только такое уведомление станет возможным.
Договором транспортного экспедирования могут быть предусмотрены и другие обязанности экспедитора.
Статья 12. Обязанности клиента
Клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию относительно наименования, количества, качества и других характеристик груза, его свойств, условий его перевозки, другую информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей по договору транспортного экспедирование, а также документы, касающиеся груза, которые нужны для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля и надзора, обеспечения безопасных условий перевозки груза.
Клиент обязан в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования, уплатить надлежащую плату экспедитору, а также возместить документально подтвержденные расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента в целях выполнения договора транспортного экспедирования.
Договором транспортного экспедирования могут быть предусмотрены и другие обязанности клиента.
Статья 13. Страхование при транспортно-экспедиторской деятельности
Экспедитор осуществляет страхование груза и своей ответственности согласно закону и договору транспортного экспедирования.
Статья 14. Ответственность экспедитора и клиента
Экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, наличие упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортного экспедирования и настоящим Законом, экспедитор и клиент несут ответственность согласно Гражданскому кодексу Украины, другим законам и договору транспортного экспедирования.
Экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия.
Статья 15. Споры в сфере транспортно-экспедиторской деятельности
Споры в сфере транспортно-экспедиторской деятельности разрешаются в соответствии с законом.
Статья 16. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня
вступления в силу настоящего Закона:
• обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
• организовать применение в Украине унифицированных документов и форм, которые используются в международной практике транспортно-экспедиторской деятельности.