Аккредитивная форма расчета.
Аккредитив представляет собой обязательство банка произвести по указанию и за счет покупателя-импортера платеж экспортеру на сумму стоимости поставленного товара против предъявленных экспортером документов.
Операция платежа за товар по аккредитиву показана на схеме:
Банк экспортера | Банк импортера | ||||||
Экспортер | Импортер | ||||||
6 | |||||||
1. Заключение внешнеторгового контракта между экспортером и импортером.
2.Сообщение экспортера о готовности товара к отгрузке в адрес импортера в соответствии с условиями внешнеторгового контракта.
Поручение импортера своему банку на открытие аккредитива
Обращение банка импортера к банку экспортера открыть аккредитив в пользу экспортера.
Сообщение банка экспортера экспортеру об условиях открытого в его адрес аккредитива.
Поставка экспортером товара импортеру и оформление товарораспорядительных документов, связанных с этой поставкой.
Передача экспортером своему банку товарораспорядительных документов и получение причитающихся ему денежных средств за поставленный товар импортеру.
Пересылка банком экспортера полученных им от экспортера товарораспорядительных документов в адрес банка импортера.
Передача банком импортера товарораспорядительных документов импортеру для получения закупленного им у экспортера товара.
Товарно-транспортными документами, в соответствии с «Едиными обычаями и практикой применения документарных аккредитивов МТП 1994г.», являются:
1)коммерческий счет-фактура;
2)полный комплект оригиналов чистых коносаментов, выписанных на имя получателя с пометкой «фрахт оплачен/фрахт оплачен заранее» (при отгрузках на условиях СИФ,
КАФ) или «фрахт оплачивается по месту назначения (при отгрузках на условиях ФОБ), плюс число копий (указывается, если необходимо), или дубликат международной железнодорожной накладной (СМГС). оригиналы других транспортных и экспедиторских документов, содержащие наименование получателя груза, отметку об оплате перевозных платежей и сборов и отметку перевозчика или об отправке груза,
или о приеме груза для транспортировки.
3)страхового полиса, выписанного на имя/ приказу покупателя (при отгрузках на условиях СИФ);
4)других документов (дается их перечень: сертификаты количества, качества, происхождения и т.п.; упаковочные листы, спецификации и т.п.).
6.2. АГЕНТСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ (КОНВАССИНГ)
Морские линейные перевозчики, со своей стороны, зачастую создают в крупных индустриальных центрах, т.е. в местах зарождения грузов, специальные брокерские фирмы в целях привлечения грузов. За привлечение грузов к перевозке (за «букирование») на судах линии им выплачивается букировочная комиссия.
Букировочную агентскую комиссию не следует отождествлять с экспедиторской, которая выплачивается перевозчиками экспедиторам грузовладельцев за предъявление ими грузов к перевозке непосредственно аппарату судоходной компании. Размер такой комиссии установлен фрахтовой конференцией, но может иметь место конфиденциальная оговорка о ее размере в договоре об организации перевозок, заключенном экспедитором с судовладельцем или с линейным агентом.
Операции по привлечению грузов к перевозке — канвассингу в агентской и экспедиторской фирме сосредоточиваются в отделе маркетинга, специалистов которого называют «канвассерами».
С отправителями небольших партий грузов переговоры ведутся по телефону, почте, телексу, факсу.
Мероприятия, связанные с открытием новой линии, увеличением тоннажа, частоты отходов проводятся по программе направленного канвассинга, которая включает в себя переговоры с новыми клиентами, назначенными новыми агентами, товарными брокерами, стивидорами и др.
Целый ряд мероприятий с крупными грузовладельцами, солидными экспедиторскими компаниями проводится по разряду отдела маркетинга, а то и всей агентской фирмы по принципу «генерального канвассинга», который предусматривает регулярные личные контакты на всех уровнях и согласование программ отгрузки на длительные периоды. Никого не удивляет участие в этих мероприятиях послов, консулов, торговых представителей, лиц из правительственных и муниципальных округов.
Важное значение для обеспечения загрузки транспортных средств имеют постоянные контакты агента с товарными биржами, а также с советами грузоотправителей, муниципалитетами городов, которые координируют деятельность многочисленных независимых экспортеров.
6.3. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ГРУЗОВ. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ПОРУЧЕНИЯ НА ТЕРМИНАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Наиболее частое определение термина «терминал» — это транспортное предприятие, на территории которого заканчивается одна транспортная сеть и начинается другая, выполняется цикл технологических операций по передаче груза из одного транспортного средства в другое, а также комплекс услуг экспедиционного сервиса и требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенная очистка, санитарно-карантинный контроль, страхование и др.).
Однако такое определение не является достаточным, поскольку не отражает обязательное наличие на терминале развитого складского хозяйства. В составе терминала это не только «товарный склад» железнодорожной станции или порта, но и функциональное подразделение для заблаговременного накопления груза и формирования отправительских партий, хранения товаров в ожидании перевозочных средств, сортировки по направлениям дальнейшего движения и т.д.
Современный терминал с его самостоятельным хозяйственным складским комплексом является основой для организации регионального централизованного снабжения предприятий полуфабрикатами, агрегатами и запасными частями, а также распределения готовой продукции в порядке межотраслевой кооперации, оптовой и розничной торговли. Зачастую экономически оправдано хранение сырья, полуфабрикатов в месте, обеспечивающем низкую себестоимость производства, а готового изделия в месте, предполагающем более низкие расходы реализации. Терминальный комплекс — это не просто традиционное удобное и сохранное помещение для открытого и закрытого складирования грузов, безопасное для движения вспомогательных средств подвозки и развоза с рампами, подъездными путями и крановым хозяйством, но также и специализированное стеллажно-ячеистое хранилище разнообразных товаров, оснащенное ЭВМ, позволяющее в считанные минуты определить местонахождение товара, подготовить его выдачу, изготовить в автоматическом режиме необходимую документацию.
Товарным складом признается организация, которая осуществляет хранение товаров и связанные с ним услуги в качестве предпринимательской деятельности. Такой склад принимает товары на хранение от любого товаровладельца и, соответственно, является складом общего пользования, а оформляемые обязательно в письменной форме договоры хранения признаются публичными.
Особая ответственность возлагается на стороны договора при хранении товаров с опасными свойствами (легковоспламеняющихся, взрывоопасных и др.).
Складу дается право для обеспечения сохранности любых товаров, принятых на хранение, самостоятельно принимать требуемые меры для обеспечения их сохранности. Однако он обязан уведомить товаровладельца о принятых мерах, если требовалось существенно изменить условия хранения товаров, предусмотренные договором.
Важным элементом договора хранения в обычной коммерческой и транспортной практике является срок хранения (в принципе хранение имущества может быть и бессрочным). По закону хранитель обязан хранить товар в течение обусловленного договором хранения срока, а если этот срок в договоре не указан, то до востребования его товаровладельцем.
Функцию расписки в приеме товара на хранение и в подтверждение наличия письменного договора хранения выполняет один из следующих документов:
- складская квитанция;
- простое складское свидетельство;
- двойное складское свидетельство.
Наиболее распространенной формой эксплуатации терминалов, оснащенных причалами, мощным крановым хозяйством, складами, системами подъездных путей и других коммуникаций, средствами связи и т.д., является сдача их в аренду частным компаниям, которые сами уже организуют весь комплекс обслуживания транспортных средств и грузов.
Договоры аренды, как правило, состоят из стандартных условий и тарифов, идентичных для всех арендопользователей. Какие-либо скидки с этих тарифов носят конфиденциальный характер.
Практические вопросы организации хранения грузов содержаться в отраслевых транспортных уставах и кодексах и правилах перевозок и хранения грузов.
Согласно таким правилам, например, прием портами грузов от железной дороги и сдача ей грузов осуществляются с проверкой их по числу грузовых мест и массе; складирование и раздельное хранение грузов в портах — «по накладным, повагонно, попароходно, по коносаментным партиям» «в складских помещениях или на открытых площадках в зависимости от свойств и рода грузов таким образом, чтобы к каждой партии груза был доступ» и т.п.
Первым днем хранения является дата приема груза на склад в соответствии с датой оформления генерального акта (импорт) либо с датой оформления портом приемного акта (экспорт). Последним днем хранения является, по импорту, дата выдачи груза из склада по расходному ордеру, дата готовности порта к отгрузке, подтверждаемая актом порта и грузовладельца (экспедитора) на вывоз по железной дороге негабаритных грузов и грузов, требующих спецкрепления; по экспорту - дата подписания коносамента.
При расчете норм одновременного хранения грузов определяют количество груза в тоннах, которые можно разместить на каждом складе, исходя из его полезной площади, допустимой нагрузки на 1 м2площади пола, допустимой высоты штабелирования (в зависимости от свойств груза и прочности тары), с тестом специализации причалов, подъездных путей и складов по определенным грузам. Эти данные содержаться в паспорте склада.
Хранение грузов осуществляется в соответствии с инструкциями грузовладельцев (если они не предусмотрены в отраслевых правилах перевозки и хранения грузов). Принято, что один раз в год по состоянию на 1 октября производится инвентаризация грузов, хранящихся на складе.
Морским (речным) портом считается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенной территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, и пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.
6.4. АГЕНТСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ МОРСКОГО ПРОТЕСТА
В случае если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (шторм, посадка на мель, ледовая обстановка, сжатие, столкновение, общая авария, загрязнение акватории нефтью и пр.), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств «происшествия» и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Заявляя морской протест, капитан может исходить не только из факта ущерба, но и его вероятности и не только ущерба судовладельцу, но и другому лицу юридическому или физическому (грузовладельцу, другой судоходной компании, фрахтователю и др.).
Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельства происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
Учитывается, что капитану законом (а законодательство о морских протестах существует с конца 19 века) дается право опротестовать имущественные требования к судовладельцу, если из свидетельских показаний очевидцев, выписок из судового и машинного журнала и др. явствует, что причиненный ущерб явился следствием обстоятельств, за которые судно, принявшее все зависящие от него меры, не может нести ответственности.
Морской протест не обладает абсолютной доказательной силой, он дает лишь определенное толкование фактических обстоятельств.
Соответственно, нотариус, принимая протест, а затем, составляя акт о морском протесте, не обязан проверять и оценивать материалы, лежащие в его основе.
Окончательное решение принимает судебно-арбитражный орган.
Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло во время плавания судна, в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия; а если оно имело место в порту, то в течение 24 часов с момента происшествия.
Быстрота оформления морского протеста — одна из гарантий его точности и достоверности. Если окажется невозможным заявить протест в установленный срок, причины этого должны быть в заявлении о морском протесте указаны (с другой стороны, разрешается делать заявление и не в первом порту в целях избежания потерь времени и расходов).
При наличии оснований полагать, что имевшее место происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка груза до заявления морского протеста может быть начата лишь в случае крайней необходимости.
Акт о морском протесте содержит: дату составления акта; фамилию и инициалы, должность лица, составившего акт; данные о времени поступления заявления о происшествии; название судна, его принадлежность; фамилию, имя, отчество капитана, его гражданство и местожительство; содержание заявления капитана; фамилии, имена, отчества, должностное (служебное) положение и место жительства опрошенных свидетелей, а также содержание их показаний; данные о размере взысканного государственного сбора и комиссии нотариуса.
Оформление морского протеста не освобождает капитана или судовладельца от ответственности за ущерб, нанесенный судну или грузу, а лишь служит доказательством вины другой стороны или результата действий других обстоятельств. Соответственно, в случае заявления капитаном морского протеста, грузовладелец и его экспедитор не должны занимать пассивную или выжидательную позицию, а представить свои доказательства для сопоставления их в суде или в арбитраже.
6.5. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ПОРУЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРАХОВАНИЕМ ГРУЗОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Страхование по своей экономической сущности представляет собой сложную систему мер, направленную на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, полная или частичная утрата материальных ценностей, в том числе в их денежной форме (фрахт, провозная плата, арендная плата и др.), потеря нетрудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователем) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.
Страхователь — сторона в договоре страхования, страхующая свой или чужой (третьей стороны) имущественный интерес, на обязанности которой лежит уплата страховой премии страховщику за принятие им на себя обязанности возместить страхователю убыток при наступлении страхового случая.
Страховщик— физическое или юридическое лицо, которое за определенное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя риск убытков в имуществе страхователя или другого лица (выгодоприобретателя), в пользу которого заключен договор страхования, с обязательством страховщика возместить страхователю убытки, возникшие у него вследствие наступления обусловленных в договоре событий (страховых случаев).
Страховая премия начисляется в определенном проценте («ставке») от страховой суммы или может быть обусловлена в твердом денежном выражении.
Страховая сумма— объявляемая страхователем при заключении страхового договора сумма, на которую страхуется объект (имущественный интерес).
Страховой случай— наступление события, для возмещения убытков от последствий которого осуществлялось страхование.
Договор страхования— договор, по которому страховщик принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховую премию) обязанность возместить убытки страхователя, произошедшие вследствие предусмотренных договором страхования опасностей или случайностей (страховых случаев), которым подвергается застрахованный объект.
В основе договора страхования должна содержаться его предпосылка— определенный страховой интерес сторон.
Транспортное страхование — обобщающее понятие для всех видов страхования от опасностей, возникающих при эксплуатации средств транспорта.
Объектами такого страхования могут быть как сами транспортные средства (страхование «каско»), так и перевозимые грузы (страхование «карго»), фрахт, а также ответственность перевозчика перед третьим лицами, в частности, пассажирами.
Транспортное страхование включает в себя такие подотрасли имущественного страхования как морское, авиационное, железнодорожное страхование, страхование средств автотранспорта, контейнеров и т.п.
Страхование может быть добровольным и обязательным. Так, обязательным, возникающим в силу закона, является страхование гражданской ответственности автотранспортных предприятий (ответственность перед третьими лицами) за убытки, возникновение которых связано непосредственно с эксплуатацией автомобиля, как источника повышенной опасности (страхование по так называемой «зеленой карте»). Обязательным является также медицинское страхование водителей, страхование пассажиров, туристов и экскурсантов.
Риск— на транспорте означает возможность наступления обстоятельств, наносящих материальный ущерб участникам перевозки. Соответственно наиболее типичными рисками перевозчика и экспедитора — оператора перевозки, т.е. перевозчика договорного, могут быть риски:
- ответственности перед клиентом за гибель и/или повреждение груза (от дорожно-транспортного происшествия до кражи груза);
- ответственности за финансовый убыток, вследствие ошибок или упущений участников перевозки, экспедиции и собственных служащих;
- нарушение сроков доставки грузов;
- невыполнение инструкций отправителя и неправильное оформление документов;
- неправильной адресации;
- передачи грузов лицам, неуполномоченным на их прием;
- ответственности за вред, причиненный третьим лицам (вред, причиненный транспортным средством, самим грузом) или их имуществу (например, загрязнение грузом территории при аварии);
- загрязнение окружающей среды;
- ответственности перед таможенными властями;
- ответственности за затраты на спасение и общую аварию;
- затрат на привлечение сюрвейеров, производство экспертиз при расследовании обстоятельств происшествия.
Страхование ни в коей мере не является предметом экспедиторского и агентского обслуживания.
Нужно учитывать, что страховая сумма не должна превышать действительной страховой стоимости объекта страхования, поскольку страхование считается недействительным в той части страховой суммы, которая превышает стоимость страхуемого объекта.
В зависимости от объема страхования, срока действия, пределов ответственности его участников, специальных условий страхования и т.д. различают несколько видов страховых полисов. Полис может выдаваться без указания страхователя, а также может быть превращен в документ на предъявителя путем передаточной надписи (индоссамента) на нем страхователем. Таким путем полис становится ценной бумагой, облегчающей торговые сделки в отношении застрахованного груза.
Полисы могут быть «рейсовыми», «срочными» — на определенный срок, «смешанными» на рейсы и срок, «таксированными»— с указанием твердой страховой стоимости — суммы, согласованной между страхователем и страховщиком; «нетаксированными», в который страховая сумма заранее не указывается, а при гибели застрахованного имущества оценка его стоимости устанавливается документально.
На морском транспорте вопросам морского страхования придан законодательный характер. Объектом страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием — судно, контейнеры, трейлеры, фрахт, арендная плата.
При страховании «каско» судов видами страхования могут быть:
а) страхование с ответственностью за гибель и повреждения, в т.ч. расходы по общей аварии по доле судна и расходы по спасанию;
б) без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения;
в) с ответственностью только за полную гибель, включая расходы по спасанию;
г) с ответственностью только за полную гибель судна.
Страхование «карго» является обязанностью не судовладельца, а грузовладельца. Основными условиями страхования «карго» являются: группа «А» — страхование с ответственностью за все риски; группа «Б» — страхование с ответственностью за частную аварию; группа «В» — страхование без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения».
На автомобильном транспорте страхование «автокаско» является страховой защитой от любых убытков, которые могут быть причинены в результате повреждения, полной гибели или утраты автотранспортного средства в целом или отдельных его частей при наступлении оговоренных в страховом полисе случаев («полное» или «частичное» «автокаско») с франшизой в размере 5-10% страховой суммы.
Экспедитору, независимо от того, поручено ему заниматься страховыми вопросами или нет, необходимо всегда:
—уведомить страховщика о наступлении страхового события сразу, как только ему об этом станет известно;
—принять необходимые и целесообразные меры, направленные на уменьшение возможных убытков при наступлении страхового случая (страховщик возмещает
согласованные с ним расходы, включая вознаграждение аварийному комиссару, сюрвейеру);
—оформить передачу страховщику всех претензий и прав к третьим лицам в связи с страховым событием (суброгацию);
—уведомить страховщика о предстоящих (или прошедших, если это не было сделано ранее) перевозках.
VII. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОПЕРАЦИИ ОТПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВ
7.1. Транспортно-экспедиторское и агентское обслуживание отправления экспортного груза в зарубежном порту
7.2. Транспортно-экспедиторское и агентское обслуживание отправления экспортного груза в порту Украины
7.3. Транспортно-экспедиторское и агентское обслуживание отправления грузов автомобильным, речным и авиационным транспортом
7.1. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ГРУЗА В ЗАРУБЕЖНОМ ПОРТУ
Такое обслуживание в каждом иностранном порту осуществляется строго в соответствии с «Правилами» или «Обычаями» этого порта (например, «Правила Антверпенского порта», Бельгия).
Каждой грузовой партии судовладельцем присватается Регистрационный номер букировки. Этот номер в последующем будет фигурировать во всех документах и в качестве кода для входа в память компьютера для того, чтобы автоматически проследить за движением груза по логистической транспортной цепочке его доставки получателю.
Большое внимание уделяется пломбированию контейнеров, соответственно в документах указывается принадлежность пломбы (отправителя/перевозчика) и ее номер.
«Разрешение на погрузку» подписывается администрацией причала судна и его визирование рассматривается как согласие судовладельца на принятие груза к перевозке определенным судном, а для грузовладельца — указанием доставить груз в конкретный порт, причал или к борту судна. Существует две формы бланков разрешений и инструкций: одна — для обычных грузов и другая — для опасных грузов. На основе разрешений и инструкций составляется грузовой список, который используется для составления плана комплексной обработки судна.
В том случае, когда груз завозится в порт с предварительным хранением на причале или в складе, в том числе, когда судно задерживается с подходом и имеет место «непрямая погрузка», при его приемке грузоотправителю судовладельцем выдается люковая расписка, а бланк разрешения на погрузку оформляет не причал, а агент. С другой стороны, когда груз отправителем отгружается по прямому варианту, в разрешении на погрузку указывается «предельная дата».
Агент с учетом внесенных исправлений выдает (по просьбе грузоотправителя) официальную «расписку на груз» и «штурманскую расписку». Такие расписки могут потребоваться экспедитору в качестве подтверждения выполнения своих обязательств перед грузоотправителем, в том числе, если имела место выдача нестандартной «Экспедиторской транспортной накладной доставки груза на терминал» (этот документ используется, когда пункт отправки груза удален от порта).
Штурманская расписка не может заменять коносамент, поэтому, в том случае, если судно выйдет в рейс, а коносамент будет досылаться авиапочтой, чтобы не ввести в заблуждение грузополучателя и банк, на практике не допускается никакого несовпадения данных, содержащихся в штурманской расписке и в коносаменте.
Администрация судна и терминала не должны оставлять без внимания случаи каких-либо расхождений в листах счета грузовых мест у тальманов терминала и у тальманов судна. Если фактическое расхождение («в споре: больше или меньше») на причале не устранено, капитану судна рекомендуется вручить судовому агенту специальное письменное заявление об имеющем место факте расхождения для вскрытия причин такого расхождения.
Экспедитору рекомендуется при получении оригинала коносамента после оплаты фрахта и всех причитающихся платежей, также сверить данные коносамента с данными возвращаемой им в обмен на коносамент штурманской расписки.
7.2. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО ГРУЗА В ПОРТУ УКРАИНЫ
Транспортно-экспедиторское обслуживание выполняется портом, в качестве оператора терминала, в основном, на основе долгосрочного договора на перевалку экспортных и импортных грузов с участием портового экспедитора. Могут иметь место варианты перевалки только экспорта, только импорта, а функции экспедитора очень часто принимает на себя ТЭК.
Обязательства сторон по договору терминального обслуживания:
1. Грузовладелец обязан обеспечить экспедиторов финансовыми средствами для оплаты услуг огромного числа вовлекаемых в терминальные операции третьих лиц, включая недоборы провозных платежей. Виды такого обеспечения разные: предоплата, аванс, платежи с лимитированных чековых книжек, банковскими чеками, в том числе в валюте, и др., в соответствии с выданными им экспедитором доверенностями для ведения расчетов и раскредитования документов (корешки чеков остаются у экспедитора).
2. При заключении договоров на транспортно-экспедиторское обслуживание грузов необходимо дифференцировать услуги по видам сообщений: прямому железнодорожному и водному, прямому железнодорожно-водному, автомобильному: по вариантам таможенного контроля: прибытие экспортного груза с штампом внутренней таможни на грузовой таможенной декларации (ГТД) — «выпуск разрешен»; в режиме «внутреннего таможенного транзита (Н !Т); в режиме таможенной очистки («затаможивания») по прибытию в порт (обратное разделение услуг при импорте), по вариантам хранения: на портовом обычном или таможенном складе и пр.
3. При оформлении договора на ТЭО требуется исходить из действующих в порту нормативов:
- числа судов под погрузкой/разгрузкой в сутки с разбивкой по категориям грузов: порядка применения этих норм;
- нормы загрузки/разгрузки вагонов и фронта их одновременной обработки, согласно узловому соглашению между портом и железной дорогой;
- систем штрафов (демереджа) терминала за задержку судна в порту сверх сталийного времени и премии (диспача) терминалу за его экономию;
- порядка составления плана обработки судна (ПОС), оформления актов стояночного времени и таймшитов;
- норм одновременного хранения по родам грузов, по количеству в тоннах, единицам контейнеров, ролл-трейлеров, колесной техники и т.д., с разбивкой на нормы открытого и закрытого хранения.
4. В договоре должен содержаться пункт о порядке отправки груза для транспортировки в порт. Согласно заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом груз может следовать в адрес порта (терминального оператора) или припортовой базы грузовладельца с указанием наименования компании, для которой груз направляется. Груз может поступать не только на припортовую железнодорожную станцию, но и на грузовые дворы других станций железнодорожного узла, в аэропорты, почтовые отделения, речные порты и на автомобильные станции.
5. Значительная масса грузов переваливается в портах по прямому варианту «вагон-судно». Порт и своей учетной карточке, оформляемой совместно с припортовой станцией железной дороги, должен предусматривать подачу вагонов с экспортными грузами к конкретному складу или борту судна, стоящему на конкретном причале. В целях снижения стоимости грузовых работ допускается подача нагонов к борту судна для погрузки груза по прямому варианту при наличии однородного груза, находящегося на хранении в порту.
6. Выгрузка грузов из подвижного состава порт производит с проверкой действительного состояния и количества грузов данным, указанным в транспортных документах. В договоре должен быть указан выбранный сторонами вариант: с взвешиванием на железнодорожных весах по массе, указанной отправителем в железнодорожной накладной, с отметкой в приемном акте и карточке учета экспортного груза; по числу пакетов; со счетом пазовых мест (штук), в т.ч. в неисправных пакетах; с перевеской; без перевески; с вызовом экспертов Торгово-Промышленной палаты или фирм, имеющих лицензии на сюрвейерское обслуживание.
7. В каждом порту, согласно «Узлового соглашения», установлена определенная схема прохождения транспортных и таможенных документов (накладных, коносаментов, товаросопроводительных накладных железнодорожного, речного, морского и автомобильного транспорта, таможенных деклараций), а также составления приемо-сдаточных актов, и ходе приема груза от транспортного предприятия (железнодорожного, речного, автомобильного) или со складов грузовладельцев.
8. Груз может быть принят от транспортного предприятия с дефектами (порчей, недостачей мест или массы грузов по сравнению с данными, указанными в транспортных документах). Для ограждения интересов грузовладельца и для возможности получения возмещения за причиненный убыток в договоре должно содержаться требование об оформлении терминалом (экспедитором) с железнодорожной станцией при наличии коммерческого брака коммерческого акта или акта общей формы для сдачи его грузовладельцу, как правило, в суточный срок. Коммерческий акт подписывается заместителем начальника станции по грузовой работе, заведующим грузовым двором, приемосдатчиком железнодорожной группы района порта (ЖДГПР) и представителем порта. Основанием для составления акта служит справка (рапорт), составляемая приемосдатчиком железной дороги и складским работником порта. В случае отказа железной дорогой в составлении акта, он составляется портом с привлечением какой-либо третейской стороны. При приеме груза от судна в каботаже порт, оформляя акт, действует одновременно как экспедитор грузовладельца и как агент судна.
9. Как экспедитор грузовладельца порт должен обеспечить разборку, сохранность и возврат специальных приспособлений и съемного оборудования железнодорожных вагонов, автомобилей и т.д. В ходе процесса погрузки груза и его размещения в судне терминал в своих действиях совмещает две функции: экспедитора грузовладельца к агента судна, тесно взаимодействуя с основными экспедиторами экспортера и импортера, а также с агентом судовладельца.
10. Вытекающие из такой кооперации действия сторон должны найти свое утверждение в соответствующих договорах и соглашениях всех участников.
7.3. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ, РЕЧНЫМ И АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ
Автомобильный и речной транспорт, привлекая на себя перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом (автомобильные за счет мелких отправок, транспортируемых на короткие расстояния, а речной— в навигационный период), не могли не действовать по пути приспособления к своей специфике транспортной экспедиции железнодорожного транспорта. В свою очередь этот процесс облегчает внедрение смешанных железнодорожно-водных и автомобильно-железнодорожных перевозок.
В чисто экспедиционные услуги отправления грузов входят операции, связанные с подготовкой грузов к перевозке; проведение расчетов и оформление транспортной документации; информационные услуги.
Для выполнения транспортно-экспедиторских работ действуют специализированные автотранспортные предприятия и фирмы: автотранспортные и автоэкспедиционные терминалы, грузовые автостанции, узловые транспортно-экспедиционные предприятия (УТЭП), транспортно-экспедиционные конторы (ТЭК), агентства автотранспорта.
Централизация экспедиторского обслуживания основана на совмещении агентского обслуживания автомобильного транспорта в целях обеспечения его бесперебойной перевозочной работы и оптимальной загрузки транспортных средств с экспедированием грузовладельцев, что позволяет:
- внедрять ЭВМ в изготовление и передачу транспортно-распределительной и сопроводительной документации;
- уменьшить штатную численность экспедиторов и грузчиков:
- формировать прямые сборные вагоны;
- улучшить использование подвижного состава смежных отраслей транспорта;
- организовать и развивать перевозки грузов в контейнерах и пакетах;
- обеспечивать централизованное складское обслуживание.
Роль водителя при централизованных перевозках очень велика, так как, кроме своих непосредственных обязанностей, он выполняет и обязанности экспедитора.
В пункте отправления груза транспортно-экспедиторское предприятие осуществляет: прием груза на склад грузоотправителя; доставку груза автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до станции железной дороги, порта или пристани отправления; сдачу груза по поручению грузоотправителя станции железной дороги, порту или пристани; оформление товарных и транспортных документов, связанных со сдачей груза железнодорожному или водному транспорту; оплату по поручению грузоотправителя установленной по тарифу или договору стоимости перевозки груза по железной дороге или водным транспортом.
Головное автотранспортное предприятие следит за движением автомобилей по графику, осуществляет диспетчеризацию перевозок, для чего располагает резервным парком автомобилей и составом водителей.
Устав внутреннего водного транспорта, формируя требования к грузоотправителям, связанные с предъявлением и приемом грузов к перевозке, фактически создает поле деятельности для экспедиторских фирм, связанное с подготовкой грузов к перевозке, обеспечивающей безопасность транспортировки, сохранность груза, судна и контейнеров, рациональное использование грузоподъемности и вместимости судов и контейнеров. Такие же задачи выполняют экспедиторские фирмы на своих приаэропортовых базах, одновременно решая задачи не только обеспечения сохранности груза и максимального использования вместимости грузовых помещений самолета, но и к возможности снижения стоимости воздушной перевозки путем умелого использования тарифных структур авиатранспорта.
На обоих видах транспорта экспедиторы работают над проблемами конструкции и материалов тары и упаковки, разработки стандартов и технических условий, требуют от клиентуры на каждом виде транспорта специфические удостоверения о качестве грузов и сроков транспортабельности. Большое внимание на авиатранспорте уделяется точности определения массы груза. На речном, наоборот, используются технические приемы, методы расчета массы груза по обмеру, осадке судна, условно и т.д.
Подача судна на реке под загрузку в состоянии, непригодном для перевозки предъявляемого груза, приравнивается к неподаче судна.
VIII. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
Такие экспедиторские и агентские операции имеют место в перевозках грузов железнодорожным, морским и речным транспортом. С оснащением автопоездов спутниковой телефонной и факсимильной связью они безусловно получат какое-то специфическое использование на автомобильном транспорте.
А. Экспедиторские операции:
1. Условиями ряда чартеров при их подписании может предусматриваться порядок ордерования судов путем указания группы портов или границ побережья, в пределах которых могут быть назначены впоследствии фрахтователем один или несколько портов погрузки и выгрузки. Такое распоряжение производится по пути следования в порт погрузки или выгрузки и называется «ордерованием».
2. В договорах перевозки может содержаться право отправителя обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, остановить груз в пути, выдать груз в промежуточном порту или выдать его не тому получателю, который указан в коносаменте, накладной, дать указание капитану вернуться в порт отправления, если, например, покупатель окажется не в состоянии оплатить товар или какие-либо расходы по грузу. При этом требуется представление всех оригиналов коносаментов и компенсация перевозчику всех производственных расходов.
3. Железнодорожная транспортная накладная (ТЖДН) не является товарораспорядительным документом. В коммерческой практике, однако, могут иметь место случаи, когда в адрес представителя продавца в пункте назначения перевозится еще не проданный товар. Продажа товара в пути может повлечь за собой необходимость переадресовки перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения. Переадресовка может быть вызвана также потребностями внутриотраслевой кооперации и перераспределения материальных резервов.
Переадресовка груза до заключения договора перевозки является изменением заявки на перевозку. Переадресовка после заключения договора перевозки является изменением договора перевозки, но не заключением нового договора. Поэтому она производится по заявлению клиента с приложением грузовой квитанции. Если невозможно представить эту квитанцию, отправитель обязан предъявить копию письменного или телеграфного уведомления в адрес первоначального грузополучателя о переадресовке груза. Дальнейшая перевозка груза, как правило, оформляется новой накладной. Станция, оформляющая переадресовку груза, должна сообщить об этом по телеграфу станции первоначального назначения.
4. Изменение порта назначения на морском транспорте обусловлено возможностью перепродажи товара путем индоссирования коносамента на нового владельца, которому окажется целесообразным изменить порт назначения судна или выгрузить груз в другом попутном порту.
Б. Агентские операции:
1.Агент судовладельца, который осуществляет доставку груза в фидерно-океанском сообщении по сквозному коносаменту океанского перевозчика, производит в порту перевалки следующие операции: прием такого груза от фидерного судна, доставка груза с причала фидерного судна на склад или причал океанского и сдача груза океанскому судну (и в обрат
ном направлении, т.е. начиная с приема перевалочного груза от океанского судна).
2.На железнодорожном транспорте операции в пунктах перехода вагонов с грузом с дороги на дорогу, а также в пунктах перевалки груза с железнодорожного на другой вид транспорта детально регламентированы в Правилах перевозок и в межведомственных соглашениях.
В целях разграничения ответственности между дорогами за сохранность груза передача груженых вагонов с дороги на дорогу осуществляется в пунктах перехода по натурным листам, а время перехода фиксируется наложением календарного штемпеля станции в дорожной ведомости.
3. Передача грузов и вагонов с дороги на дорогу на пограничных станциях производится на станции страны, принимающей груз. Сдающая сопредельная сторона составляет на грузы передаточную ведомость в шести экземплярах, по три - для каждой из сторон, с оформлением ее в порядке, предусмотренном пограничными железнодорожными соглашения
ми железнодорожных ведомств сопредельных стран.
IХ. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОПЕРАЦИИ ПРИБЫТИЯ ГРУЗОВ
9.1. Экспедиция прибытия импортного груза в зарубежном порту
9.2. Транспортно-экспедиторское и агентское обслуживание грузов в ходе их перевалки в морских портах Украины с морского транспорта на другие виды транспорта
9.3. Особенности транспортно-экспедиторских операций прибытия грузов на автомобильном и речном транспорте
9.1. ЭКСПЕДИЦИЯ ПРИБЫТИЯ ИМПОРТНОГО ГРУЗА В ЗАРУБЕЖНОМ ПОРТУ
Транспортно-экспедиторские операции, связанные с прибытием и сдачей грузов получателям, при их определенной общности для всех видов транспорта, относятся к сложным по причине их организационного и правового многообразия.
Действительно, даже на морском и железнодорожном транспорте экспедиция прибытия массовых грузов при их доставке трамповыми судами на причалы или поездными маршрутами на подъездные пути предприятий существенно отличаются от экспедиции выгрузки генеральных грузов с линейного судна или из сборного вагона и контейнера на склад терминала. Технология обработки транспортного средства и экспедиции груза при его выгрузке по прямому варианту с требованием участия представителя покупателя-грузо-получателя отличаются от процедуры выгрузки груза с приемом груза из транспортного средства на причале и сдачей его на склад терминала общего пользования, где такое присутствие получателя не требуется.
Экспедиция прибытия является, по существу, экспедицией импортного товара. Она не одинакова по перечню операций при сдаче груза в порту прибытия местному получателю от операций с множественностью вариантов доставки товара до двери получателя внутри страны, а они в свою очередь отличаются по своему характеру от услуг по перевалке груза в порту для транзита в третью страну.
Агенты, занимающиеся обслуживанием транспортных средств, прибывающих из-за рубежа и экспедиторы импортных грузов обязаны следовать требованиям таможенного законодательства и выполнять инструкции таможенных органов.
Особенностью экспедиции прибытия является совмещение обязанностей агента и экспедитора. Более того, агенту транспортного средства в процессе его разгрузки приходится выступать в качестве временного обладателя (держателя) пакета транспортных документов. В этой роли агенту приходится координировать индивидуальные интересы отдельных грузополучателей в интересах обеспечения общего производственного процесса разгрузки транспортного средства и выполнения приемо-сдаточных операций.
Агент не редко выступает в роли прямого защитника интересов грузовладельца перед лицом капитана агентируемого им судна или водителя автопоезда, допустившего, например, порчу товара в ходе рейса и пытающегося на терминале избежать оформления ответственности за случившееся.
Не случайно подобная деятельность агента зачастую в ряде стран вознаграждается грузовладельцем в форме специальной комиссии при калькуляции итоговой суммы платежей за выгрузку груза.
9.2. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ И АГЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ В ХОДЕ ИХ ПЕРЕВАЛКИ В МОРСКИХ ПОРТАХ УКРАИНЫ С МОРСКОГО ТРАНСПОРТА НА ДРУГИЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Начало транспортно-экспедиторской операции, связанной с доставкой груза в морской порт назначения, технически связано с завершением экспедиции этого груза в порту отправления.
Получив отправительские документы, судовой агент в порту назначения приступает к документальному оформлению прибывающего судна, к подготовке приемо-сдаточных операций с грузом.
Для таможенных, иммиграционных и портовых властей, в соответствии с действующим законодательством и обычаями порта, готовятся документы, по которым судно получает разрешение на заход в порт, место стоянки на причальном фронте, обеспечивается лоцманской и буксирной проводкой и швартовкой.
Портовое экспедиторское обслуживание оформляется договорами на производство терминальных операций, заключаемыми между морским портом в качестве юридического лица и грузовладельцами-импортерами (или экспедиторами по поручению грузовладельцев).
Более конкретно экспедиция прибытия состоит в применении к индивидуализированному грузу в организации его таможенной, фитосанитарной, карантинной и другой «очистки», производства выгрузки груза из судна, приема груза от судна портом, сдачей портом груза на месте получателю, хранения груза на складе порта, отправления груза по назначению сухопутным и/или водными видами транспорта. В ряде случаев возникает необходимость перевески, рассортировки и перемаркировки прибывшего груза, оформления перехода права собственности и риска с продавца на покупателя (при поставках СРК, С1Р, ВЕЗ), расчетов по импорту.
Экспедиция прибытия при прямом варианте выгрузки («борт-вагон», «борт-автомобиль», «борт-борт») отличается от экспедиции с перевалкой груза через склад.
Соответственно в договоре ТЭО прибытия должны быть предусмотрены следующие обязательства и функции каждой из сторон:
1. Грузополучатель принимает на себя обязательство информации порта о прибытии судна с грузом в соответствии с действующим в порту «Положением об организации обработки сухогрузного флота в оптимальном режиме на основе сводного месячного плана-графика работы Порта (СМГ) и оперативного плана-графика работы Порта (ОПГРП)», а также предоставления порту заблаговременно судовых и транспортных документов (в 5 экз. манифестов и коносаментов, 3 экз. грузового плана и люковых записок, 2 экз. ветеринарных, санитарных, карантинных и прочих свидетельств и документов). Зачастую в портах России документы передаются только по прибытии судна с доставкой так называемой «капитанской почтой».
2.После ознакомления с поступившей транспортной документацией порт назначает место (причал) разгрузки судна, составляет план размещения выгружаемого груза по складам или план выгрузки по прямому варианту и знакомит с этими планами грузополучателя.
3.Грузополучатель (его экспедитор) в принятый порту срок (24 часа, 48 часов, 72 часа до прибытия судна) обязуется выдавать порту «Разнарядку на отгрузку из порта импортных, транзитных (или снятых с экспорта) грузов», с указанием следующих реквизитов и с приложением документов, необходимых для подготовки грузов к отправке и для составления отгрузочной документации:
а) Наименование и № документа.
б) Краткая таможенная декларация (в 3 экз.).
в) Страна происхождения.
г) Грузополучатель, код, адрес.
д) Станция и дорога отправления.
е) Станция и дорога назначения.
ж) Отправитель, код и адрес.
з) Контракт № ... .
и) Наименование судна.
к) Дата прибытия.
л) Номера коносаментов (с приложением копий, сертификатов, каргоплана).
м) Номера трансов.
н) Наименование груза по коносаменту.
о) Количество мест.
п) Вес груза.
р) Номера мест.
с) Знаки и марки отправителя.
т) Упаковка.
у) Товар в железнодорожной накладной именовать ...
ф) Категория опасности груза.
х) Способ определения массы.
ц) Дополнительные указания.
ч) Дата документа.
ш) Подпись.
При отгрузке речным транспортом, в морском каботаже, при сдаче на месте вносятся необходимые дополнения:
—разнарядка должна учитывать статическую норму загрузки железнодорожного вагона и контейнера или их вместимость;
—иметь визу (штамп) таможни с разрешением (или запрещением) выпуска груза на склад временного хранения в порту, на выпуск из порта в глубь страны или с отметкой таможни
о его выпуске внутренней таможней («груз таможенный»).
5. Порт обязуется принимать грузы по коносаментам на борту или у борта судна согласно наружному осмотру с двусторонним тальманским счетом (судна и порта) количества грузовых мест, с проверкой маркировки.
6. Договор должен предусматривать порядок проверки массы прибывшего груза: по стандартной или трафаретной массе, указанной на грузовых местах; выборочной; контрольной; со сплошной перевеской; с участием независимых экспертов; без взвешивания, но с определением массы груза по изменению осадки судна; с взвешиванием при отправке из порта на железнодорожных и автомобильных весах и т.д.
При выборе требования о взвешивании экспедитору целесообразно руководствоваться действующими государственными требованиями в части обязательной перевески ряда импортных товаров (зерно, мясо, свежие фрукты и др.).
7. Выгрузка, приемка и складирование грузов производится портом «попароходно» и «неконосаментно».
Груз может прибыть в порт на судне в смешанном состоянии, т.е. с непоконосаментной погрузкой в иностранном порту. Необходимо иметь в виду, что не всегда это может быть результатом невнимания администрации судна или некачественной погрузки стивидором, когда расходы по рассортировке относятся на судовладельца. Иногда это может быть связано с обшей ситуацией в иностранном порту или, когда сам грузоотправитель по другим причинам окажется вынужденным отправить груз в смешанном состоянии и, соответственно, принять на себя расходы по рассортировке груза в порту назначения. Указания сторон на этот счет должны содержаться в договоре.
8. Точно также регулируются вопросы перетаривания, исправления и ремонта тары и упаковки, поскольку груз может быть отправлен в слабой таре и исправление тары и т.д. должно оплачиваться получателем. Порт должен быть обязан произвести ремонт тары и упаковки, поврежденной в процессе грузовых работ по неосторожности работников, участвующих в этих работах.
9. По грузам с обнаруженными в процессе выгрузки дефектами (недостача или излишек грузовых мест или массы груза; поврежденные груз, тара или упаковка; следы хищения; недостача содержимого в поврежденных грузовых местах; груз, прибывший без сопроводительной документации или с оговоркой в коносаментах «в споре» и др.) портом совместно с судовой администрацией и таможней составляется «акт-извещение» по установленной форме. В договоре целесообразно оговорить необходимость четкости записей и полноты описания в акте-извещении всех обстоятельств, связанных с дефектом груза, поскольку этот документ служит основанием для компенсации ущерба виновной стороной или страховщиком.
В отдельных случаях в договоре с портом необходимо предусматривать привлечение грузополучателем экспертов независимых сюрвейерных компаний для определения причин, характера и степени повреждений или порчи тары и груза.
В дополнение к тому, где говорилось об ответственности сторон при отправке экспортных грузов, стороны несут ответственность при производстве операций по импорту:
Порты:
—за невыполнение заявки на погрузку вагонов;
—за порчу груза, вызванную нарушением портом очередности отгрузки, указанной в разнарядках;
—за недостачу груза, выгруженного из судна в поврежденной таре и упаковке, если эти случаи портом не оформлены актами-извещениями;
—за повреждение тары и груза, происшедшие по вине порта при перевалке и хранении груза в порту;
—за смешение и засорение посторонними примесями различных сортов навалочных и насыпных грузов по вине порта.
Грузополучатели:
—за неиспользованные вагоны, предусмотренные заявкой для погрузки импортных и транзитных грузов, в случаях когда: в порту не окажется заявленных грузов; получатель не
предоставил разнарядок на отгрузку; груз был не принят железнодорожной дорогой по причине неисправности тары; не были переданы сопроводительные документы; не прибыли
проводники, которые должны сопровождать груз;
—за несоблюдение технических и коммерческих норм использования грузоподъемности и вместимости вагонов по причинам специфических особенностей импортного груза
(неплотность прессовки и др.);
- за порчу грузов по причине того, что порту не были сообщены специальные инструкции по их хранению и перевалке.
При перевалке грузов в контейнерах действуют упрощенные правила. В идеале контейнер перегружается с судна на специализированные платформы или трейлер по внешнему наружному осмотру контейнера и проверки целостности пломб грузоотправителя.
9.3. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИБЫТИЯ ГРУЗОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
На автомобильном транспорте экспедиция прибытия осуществляется в рамках общего регулирования централизованных перевозок грузов.
Грузополучатели передают заявки на получение необходимых товаров или материалов грузоотправителям-поставщикам или оптовым, сбытовым фирмам, которые на основании этих заявок составляют сводные заявки на перевозку груза (сводные приказы-наряды или сводные наряды-заказы) и представляют их на исполнение в автотранспортное предприятие.
Такие сводные приказы-наряды составляют на пятидневку, декаду, а в отдельных случаях и на более длительные сроки на каждый пункт отправления отдельно, т.е. экспедиция отправления и принятия почти полностью сливаются в единый процесс с обеспечением его равномерности по дням и пропорциональности по рабочим сменам. Подписанные отправителями грузов и автопредприятием наряд-заказы выполняют договорные функции. Путевой лист выполняет роль документа на право получения водителем груза в пункте отправления, а товаротранспортная накладная выполняет роль договора автомобильной перевозки, в которой водитель или экспедитор автопредприятий расписывается в получении груза от грузоотправителя, а получатель — в получении груза от автоперевозчика.
Большое значение придается информации о прибытии груза в международных автомобильных сообщениях. Как правило, автопоезд не отправляется в международный рейс («ездку») до тех пор пока экспедитор отправителя не получит от своего агента в пункте назначения или от экспедитора грузополучателя достаточных гарантий того, что груз без задержек пройдет таможенную очистку и будет принят получателем.
В случае перевозок в смешанных сообщениях с участием автотранспорта требуется также подтверждение получателя о наличии у него оригинала коносамента смешанной (мульти-модальной) перевозки в качестве документа для регистрации оператором момента окончания перевозки груза с участием нескольких видов транспорта.
На речном транспорте оформление транспортно-экспедиторского обслуживания отправления и прибытия грузов в основном соответствует железнодорожному. На некоторые особенности указывают требования Кодекса внутреннего водного транспорта. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза, выгруженного в порту, в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующих суток.
Груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, на основании квитанции в приеме груза либо по его доверенности экспедитору. Грузополучатель (экспедитор) расписывается в дорожной ведомости в получении груза.
Грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Порядок выдачи и вывоза грузов определяется Правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон.
Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение одних суток, не считая дня прибытия груза. Остальное время груз хранится за плату. При задержке выдачи груза по вине перевозчика плата за хранение не взыскивается.
При несвоевременном вывозе грузов грузополучателем плата за хранение может быть увеличена до пятикратного размера. Указанное повышение вводится по истечении 24 часов после уведомления грузополучателя.
Грузополучатель может отказаться от приема груза, кроме опасного и скоропортящегося, лишь в тех случаях, когда его качество вследствие повреждения или порчи изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования, и если это подтверждено экспертизой, назначаемой портом или перевозчиком.
Если груз адресован в пункт, где нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские помещения. В этом случае все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель.
При отсутствии такой возможности перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от него указаний о том, как поступить с грузом.
Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в пункте отправления и массой, оказавшейся в пункте назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и нормы расхождения в показаниях весов. Нормы естественной убыли грузов при перевозке устанавливаются Правилами перевозок грузов.
Если недостача, повреждение или порча груза обнаружены в пункте назначения, или если это установлено коммерческим актом, составленным в пути следования, перевозчик или порт обязаны определить размер фактической недостачи или повреждения груза и суммы, на которую понизилась его стоимость. Связанные с этим расходы, в том числе на проведение экспертизы, несет сдающая груз сторона.
По окончании разгрузки суда должны быть очищены средствами и за счет тех, кто осуществляет их разгрузку, а также вымыты и подвергнуты дегазации, дезинсекции и дезинфекции по требованию перевозчика.
Если в течение сроков, предусмотренных Правилами перевозок грузов или соглашением сторон, груз не будет принят и вывезен грузополучателем, или если грузоотправитель-владелец не оплатит причитающиеся по данной отправке платежи, груз считается невостребованным.
Невостребованный или бездокументный груз перевозчик вправе реализовать в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов.
Х. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ НА ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок навалочных грузов
Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок насыпных грузов
Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок наливных грузов
Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок скоропортящихся грузов и грузов, перевозимых под государственным медико-санитарным, ветеринарным и карантинным контролем
Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок опасных грузов
10.1. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
К грузам, которые перевозятся на особых условиях, относятся грузы, требующие:
—особого порядка погрузки, выгрузки; использования для их перевозки специального подвижного состава, морского или речного тоннажа, контейнеров; переоборудования и дополнительного оснащения обыкновенных транспортных средств;
—соблюдения дополнительных к традиционным мерам для предохранения грузов от порчи и гибели в целях обеспечения экологической безопасности перевозки;
—специального надзора и соблюдения правил государственного фитосанитарного (карантинного), ветеринарного и медико-санитарного контроля;
—неукоснительного следования требованиям международного и внутреннего законодательства, отраслевым общим «Правилам перевозок» таких грузов, а также «особым условиям» перевозки конкретного груза, связанных с обеспечением личной, имущественной и экологической безопасности.
Особенностями транспортно-экспедиционного обслуживания грузов, перевозимых на особых условиях являются:
—большая чем при обычных перевозках ответственность грузовладельца за предоставление перевозчику качественной и органической характеристики груза, а также за всестороннее инспектирование предоставляемых перевозчиком транспортных средств и оборудования, за выполнение погрузо-разгрузочных работ;
—необходимость привлечения для выполнения операций, связанных с транспортировкой грузов, инженеров-технологов, инженеров-механиков, товароведов готовых изделий, сырья и
полуфабрикатов легкой и пищевой промышленности;
—больший чем для обычных грузов размер транспортных издержек (например, ставки провозной платы на тяжеловесное, свыше 3-5 т, и длинномерное, свыше 12 м, оборудование, как правило, в среднем в 2-3 раза выше, чем за обычные места);
Навалочные грузы взвешивают на грейферных, бункерных и вагонных весах. При перевозках массовых грузов в постоянных направлениях по железной дороге допускается составление одной накладной на группы вагонов или на целый маршрут. При этом составляется также один вагонный лист. На морском транспорте выписывается один коносамент на судовую партию, на речном — одна накладная. На автомобильном транспорте такие перевозки проводятся на основании договора между грузоотправителем и автотранспортным предприятием по заказ-нарядам с отметкой в путевых листах водителей.
10.2. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ
Специфические особенности перевозок насыпных грузов (различного рода зерна и семян) связаны с их транспортными качествами — текучестью и возможностью перегрева при повышенной влажности и заражения вредителями.
Соответственно Правилами перевозок МГТС предусматривается их перевозка как в специальных, так и в обычных крытых вагонах, но снабженных съемными и несъемными хлебными щитами. Условиями «зерновых» чартеров (например «Зернокон») при перевозке насыпных грузов в судах для перевозки сухогрузов, фрахтователи обязываются предоставить необходимые маты для подстилки и сепарации, а судовладельцы — устанавливать в трюмах судов продольные и поперечные деревянные перегородки — шифтинг —с целью предотвращения перемещения насыпного груза в ходе рейса.
Хлебные грузы, семена масличных и бобовых культур принимают к перевозке только по предъявлении отправителем сертификата Государственной Хлебной Инспекции (ГХИ) или сертификата соответствия качеству. Органы ГХИ могут не на обычных условиях разрешить перевозку зерна его влажности выше 16%. В портах в ходе перевалки зерновых грузов представители ГХИ проводят инспектирование порожних вагонов и судов. Их загрузка начинается только после получения перевозчиками от грузоотправителей соответствующих разрешений ГХИ.
10.3. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ
По виду груза танкеры делят на продуктовозы — для перевозки различных нефтепродуктов, а также ряда товаров, которые могут транспортироваться наливом: вино, растительные масла, жиры, меласса и др.; на танкеры, для транспортировки только сырой нефти. Танкера водоизмещением свыше 100 тыс. т называются супертанкерами. Грузоподъемность танкеров колеблется от 500-1000 т у танкеров-раздатчиков, обеспечивающих перевозку нефти и нефтепродуктов на местных линиях, до 400-500 тыс. т у супертанкеров. Грузоподъемность продуктовозов составляет 30-100 тыс. т. Скорость малых танкеров 12-14, больших— 16-18, супертанкеров — 14,5-16 узлов. Грузоподъемность танкеров типа «река-море» — в речном плавании до 5 тыс. т, а при выходе в море она повышается до 7 тыс. т.
В специализированных танкерах — химовозах перевозят наливом химические грузы, в газовозах— сжиженные газы, в различных судах комбинированной конструкции — как жидкие, так и сухие грузы, в т.ч. в контейнерах. 5%флота судов «р