Интермодальные перевозки грузов

Прямое смешанное сообщение

Главным признаком прямого смешанного сообщения яв­ляется использование единого перевозочного документа транспортной накладной прямого смешанного железнодо-рожно-водного сообщения, которая выражает наличие договора перевозки, заключаемого грузо­отправителем с транспортной организацией пункта отправ­ления о доставке груза в пункт назначения с участием пере­возчиков нескольких видов транспорта.

К обычным реквизитам накладной (железнодорожной, реч­ной и т.д.) в накладную прямого смешанного сообщения вклю­чается пункт для внесения данных по каждому участвующему в сообщении виду транспорта, месту и порядку производства перевалки груза с одного вида транспорта на другой и др.

Накладная следует с грузом в пункт назначения, где пере­дается получателю вместе с грузом. Вместе с накладной сле­дует дорожная ведомость и ее копия. Эту копию оставляют в пункте перевалки для оформления взаимных расчетов между участвующими перевозчиками. Если перевозку начинает вод­ный транспорт, то в пункте перевалки в дополнение к накладной водно-железнодорожного сообщения составляются так­же повагонные накладные и дорожные ведомости на каждый вагон (основная накладная прикладывается к последней повагонной).

Перевалка грузов осуществляется по единому технологи­ческому режиму, устанавливающему рациональную систему эксплуатационной работы порта, железнодорожной станции и автопредприятий, последовательность выполнения опера­ций по перевалке грузов и обработке судов, вагонов и автомо­билей.

Оператором смешанной перевозки (ОСП) считается любое лицо, заключившее договор смешанной пе­ревозки и принявшее на себя ответственность за осуществле­ние указанного договора в качестве перевозчика. В настоя­щее время операторами смешанных перевозок выступают, с одной стороны, владельцы, арендаторы, менеджеры средств транспорта или экспедиторы, с другой. Современный пере­возчик может быть одновременно и оператором смешанной перевозки.

Технологически современная логистическая цепь, напри­мер, в автомобильно-морском сообщении, представляется в виде следующей упрошенной схемы:

—Экспортер передает экспедитору поручение на органи­зацию перевозки груза в международном сообщении с при­ложением сертификатов качества, ветеринарного, карантин­ного и др. (Одновременно отправитель готовит требуемую документацию для таможенного оформления товаров).

—Экспедитор оформляет договор автомобильной пере­возки груза (несмотря на внутренний ее характер, таможня предпочитает его оформление накладной международной до­рожной перевозки ЦМР) и экспедиторский коносамент пе­ревозки груза в смешанном сообщении.

—Экспедитор оформляет с судовладельцем букировку (бронирование) грузовместимости на линейном судне и вы­дает поручение терминалу на прием груза с автомобильного транспорта на склад для отправки морским транспортом. (Та­моженное оформление требует зачастую пропуск груза через склад временного хранения в пункте отправления и на порто­вом терминале).

—Оформление погрузки груза в судно, сдача груза полу­чателю в порту назначения происходит по правилам, содер­жащихся в обычаях терминалов/портов отправления и назна­чения.

Недостаток этой технологии в отсутствии единых тариф­ных систем на перевозки грузов в смешанных сообщениях.

 

4.5. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ И РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ

Автомобильный и речной транспорт лишь частично вы­полняют функции транспорта общего пользования.

Устав автомобильного транспорта исходит из того, что многие автотранспортные предприятия совмещают свою перевозочную деятельность с оказанием транспортно-экспедиторского обслуживания грузов предприятиям и насе­лению на принципах общего пользования предоставляемы­ми услугами, причем, как правило, по единым ценам, фор­мирующимся на региональном уровне.

Имеет место также использование типовых контрактов (до­говоров) на организацию перевозок, в том числе и междуна­родных. В крупных промышленных центрах и транспортных узлах под патронажем и при поддержке местной админист­рации (области, города, района) организуются локальные системы централизованного завоза и вывоза грузов из портов, пристаней, грузовых дворов железнодорожных станций с еди­ным порядком выдачи и приема заявок на перевозки, приме­нением заблаговременного принципа объявления ставок та­рифов и установленным порядком расчетов за перевозки.

Необходимо также исходить из того, что перевозки грузов автотранспортом являются наиболее регламентированными в части технологии перевозки конкретного груза, включаю­щей в себя последовательность операций, выбор типа авто­мобиля и грузоподъемности, способа перевозки, погрузки, выгрузки груза, мощности и типа грузоподъемного механиз­ма, выбора маршрута движения и т.д.

Принципы транспорта общего пользования на речном транспорте базируются на том, что объектами их примене­ния являются внутренние водные пути, а также отдельные региональные порты, в которых осуществляются различные виды деятельности, связанные и перевозка­ми внутренним водным транспортом по обращению любого физического или юридического лица.

На речном транспорте находит применение не в местном, локальном масштабе, а в уставном порядке понятие «свода обычаев порта», как основы предоставления услуг общего пользования.

Свод обычаев порта является неформальным источником права и не должен противоречить законодательству внутреннего водного транспорта. Свод обычаев порта регламентиру­ет производственный режим в порту; порядок и условия сг­рузки, разгрузки и обслуживания судов, находящихся в пор­ту; порядок и условия завоза в порт и отправления из порта грузов железнодорожным, автомобильным или водным транс­портом; порядок и условия хранения грузов на складах порта; порядок и условия обслуживания пассажиров, а также поря­док и условия осуществления других видов деятельности в порту.

Коммерческая эксплуатация речного транспорта в части, относящейся к организации перевозок транспортом общего пользования, близка к железнодорожной, что безусловно свя­занно с единым государственным управлением обоих отрас­лей в лице дореволюционного министерства и послереволю­ционного Наркомата путей сообщения.

 

V. ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВ ТРАНСПОРТОМ НЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

5.1. Морское и речное трамповое судоходство

5.2. Договор аренды транспортного средства на морском, речном и авиационном транспорте

5.3. Договоры аренды специализированного тоннажа

5.4. Договоры аренды контейнеров

 

5.1. МОРСКОЕ И РЕЧНОЕ ТРАМПОВОЕ СУДОХОДСТВО

«Трампом» считается судно, занятое и трам­повом судоходстве, эксплуатирующем флот в режиме нере­гулярного плавания, ориентированном в основном на пере­возки массовых грузов. Заключение договора перевозки гру­за в трамповом судоходстве называют фрахтованием, а сам договор — чартером.

Трамповое судно может быть зафрахтовано линейной су­доходной компанией, включено в действующее расписание регулярной линии и таким образом трансформировано в суд­но линейное.

Цена перевозки груза трамповым судном выражается в виде фрахтовой ставки. Это — цена морской перевозки фрахтовой единицы груза (массы — тонна, и др.). Размер фрахтовой ставки зависит не только от себестоимости транспортной работы, но и от вида и транспортной характе­ристики груза, условий рейса и связанных с ним расходов, а также от конъюнктуры фрахтового рынка.

Объем фрахтового рынка определяется всей совокупнос­тью фрахтовых сделок, а конъюнктура — главным образом, отношением между предложением услуг (т.е. предложением тоннажа) и спросом на них (т.е. предложением грузов). Это соотношение может приводить к резким отклонениям в ту или другую сторону от средней цены производства на миро­вом транспорте.

Существуют две формы работы на фрахтовом рынке. Пер­вая — простая, когда на нем между собой взаимодействуют «грузовладелец» и «перевозчик», например японские автомо­билестроители и норвежский владелец судов — автомобилевозов (с вместимостью каждого в 5900 единиц колесной тех­ники)— «Вильгельм Вильгельмсен». Вторая, более распрос­траненная форма, когда судовладелец и грузовладелец офор­мляют фрахтовую сделку через посредничество брокерской фирмы. При этом с судовладельцами сотрудничают судовые брокеры, а с грузовладельцами — фрахтовые брокеры — экспедиторы. В оформлении сде­лок, в определении фрахтовой политики им содействуют их объединения, ассоциации, клубы.

 

5.2. ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА МОРСКОМ, РЕЧНОМ И АВИАЦИОННОМ ТРАНСПОРТЕ

А. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) на морском и речном транспорте.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) пре­доставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового морского и речного плавания (буксирных, спасательных, ледокольных операций, научных целей и др.).

Судно передается в тайм-чартер надлежаще снаряженным, с укомплектованным экипажем (в мореходном состоянии). По своей правовой сущности — это договор аренды транс­портного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Тайм-чартером обычно пользуются линейные судоходные компании, а также грузовладельцы, осуществляющие посто­янные и устойчивые перевозки значительных объемов грузов на определенных направлениях.

К судам, фрахтуемым для эксплуатации на регулярных ли­ниях, предъявляются более повышенные требования, в част­ности, к их погрузочно-разгрузочным устройствам, в том чис­ле, и к рассчитанным на перевозку тяжеловесов и длинномеров. При аренде контейнеровозов особые требования предъяв­ляются в отношении обеспечения контейнеровместимости и их размещения на палубе.

В любом тайм-чартере владелец транспортного средства оп­лачивает постоянные эксплуатационные издержки (заработную плату, страхование и т.д.)

Судовладелец обязан предоставить и оплачивать все сна­ряжение судна, выплачивать зарплату экипажу, осуществлять страхование, обеспечивать все палубное снаряжение и снаб­жение машинного отделения, поддерживать судно, его кор­пус и машины в полном пригодном к эксплуатации состоя­нии в течение всего периода тайм-чартера. Это относится и к перегрузочным механизмам судна, причем под этим пони­мается не только их исправное состояние, но и обеспечение судовыми лебедчиками по одному человеку на люк.

Б. На воздушном транспорте.

По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обя­зуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или не­сколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулирует­ся Кодексом.

При этом получили распространение самые различные формы аренды экспедиторами у авиакомпаний грузовых са­молетов и грузовой вместимости пассажирских лайнеров: аренда «чистого» самолета без экипажа; сдача са­молета в аренду с экипажем, топливом и наземным вспомога­тельным оборудованием; аренда части самолета; распределение грузовместимости самолета на один аэропорт назначения между несколькими грузовыми агентами; арендное распре­деление грузовместимости по аэропортам назначения между различными экспедиторами и другие. (В пассажирских перевозках туристические фирмы и организа­ции, формирующие групповые деловые и общественные по­ездки, пользуются «пассажирским закрытым чартером», «эфинити чартером» при спортивных мероприятиях, «инклюзив чартером», включающим наземное обслуживание и др.).

За основу ставок авиационного тайм-чартера принимает­ся себестоимость 1 км (мили) полета. Учитываются также су­ществующие нормальные льготные тарифы, маршруты пере­возки, избранные фрахтователем, срочность перевозок, а так­же их сезонность.

 

5.3. ДОГОВОР АРЕНДЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТОННАЖА

В качестве примеров такого вида тайм-чартера рассмат­ривают аренду контейнеровозов и пассажирских лайнеров.

Ознакомление с проформами аренды судов этой катего­рии представляется полезным с точки зрения ознакомления с технической базой для контейнеризации грузов и органи­зации водного туризма и пассажирского агентирования.

Редакция и архитектоника проформы выдержаны так, что­бы, с одной стороны, удовлетворять правовым нормам дого­вора аренды контейнеровоза как транспортного средства, а с другой, обеспечить фрахтователю наличие технических средств и устройств на борту, позволяющих эксплуатировать судно в составе флота срочной контейнерной линии.

Все такого рода характеристики содержатся в части тре­тьей чартера.

Они регистрируют: дату постройки и официальный стро­ительный номер; стоимость корпуса и механизмов, тип кон­тейнеровоза (ячеистый и неячеистый, саморазгружающийся, без грузовых средстви т.п.), дедвейт (при расчетной осадке и по летнюю грузовую марку), тоннаж БРТ и НРТ, наибольшую длину, ширину, осадку. Важным элементом является максимальная высота судна, поскольку от ее размера зависит возможность обработки судна береговыми специализированными контей­нерными кранами, стационарными или подвижными.

 

Контейнеровместимость указывается в расчете на экви­валенты: в ТЕУ (20ф х 8ф х 8,5ф) и ФЕУ ( 40ф х 8ф х 8,5ф) с распределением на вместимость в трюмах и на палубе, с даль­нейшим размещением в единицах (иш1з) по ярусам, рядам (Пег).

Остойчивость современного контейнеровоза определяет­ся теперь расчетом на стандартный контейнер (20ф х 8ф х 8,5ф) на базе 14, 15 и 16 т однородной загрузки. Соответ­ственно, она указывается в проформе с разбивкой по этим трем ее показателям.

В части третьей приводятся также данные о рефрижера­торной вместимости контейнеровоза, исходя из имеющихся на палубе и в трюмах числа и типа штепсельных разъемов, типа энергоснабжения, с указанием на варианты ох­лаждения: с нагнетаемым воздухом и интеграль­ное.

С учетом того, что на контейнеровозе примерно до общего числа контейнеров перевозится на палубе, проформа содержит следующие характеристики судна: предельно допу­стимый вес штабеля на крышках танков и на открытой палубе, тип люковых крышек и т.д.

Работа на срочной линии требует наличии у судна резер­вов форсирования скорости, автономности при швартовке, возможности совмещения погрузочно-разгрузочных опера­ций с бункере вечными. Поэтому в проформу судовладелец обязан внести (и отвечать за их достоверность) данные о типе главного двигателя, спецификации бункерного топлива (что очень важно также при приеме/сдаче судна), типе гребных винтов (винт регулируемого шага или фиксированного), ха­рактеристику вспомогательных двигателей (их типы), специ­фикация топлива для них, сведения, касающиеся генератора вала, о наличии подруливающего устройства.

 

5.4. ДОГОВОРЫ АРЕНДЫ КОНТЕЙНЕРОВ

Контейнеры арендуют судо­владельцы, грузовладельцы и экспедиторы. Издержки по арендной плате учитываются при калькуляции размера тарифной ставки. Соответственно, если при отправке груза использует­ся грузоотправителем «собственный контейнер», то для него применяется пониженная тарифная ставка. Разницы в раз­мере ставок — есть усредненная ставка аренды, действующая на рынке. Она определяется в виде средневзвешенной от ста­вок аренды: в одном направлении кругового рейса; аренды на круговой рейс; краткосрочная (до 3 мес.); долгосрочная (до 12 мес.); «исполь­зование контейнерного парка по контракту; аренда сроком до 3 и до 5 лет с переходом в собствен­ность арендатора.

При аренде на основе контракта арендная плата взи­мается за время аренды согласно договорной суточной став­ке. При приеме/сдаче порожних контейнеров из/в депо оп­лачивается дополнительный сбор и крано­вые сборы— расходы по погрузке/ выгрузке контейнеров — с шасси, платформ и т.п. По догово­ру контейнеры могут быть получены из депо в любой стране отправления и возвращены в любом депо. Арендатор освобождается от транспортировки порожних контейнеров и может без ограничений развивать контейнерные перевозки.

 

 

VI. ЭКСПЕДИТОРСКИЕ И АГЕНТСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ

6.1. Экспедиторское поручение на ведение расчетов по экспортным внешнеторговым сделкам

6.2. Агентское поручение на привлечение грузов к перевозке (канвассинг)

6.3. Экспедиторское поручение на оформление договора хранения внешнеторговых грузов. Экспедиторское и агентское поручения на терминальное обслуживание

6.4. Агентское поручение, связанное с оформлением морского протеста

6.5. Экспедиторское и агентское поручения, связанные со страхованием грузов и транспортных средств

 

6.1. ЭКСПЕДИТОРСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА ВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ ПО ЭКСПОРТНЫМ ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ

Расчеты по торговым, в том числе внешнеторговым сдел­кам, на основе специальных поручений продавцов товаров экспедиторам и предварительных договоренностей с банка­ми — участниками расчетов, производятся поставщиками-продавцами товаров в тех случаях, когда это может ускорить процесс получения выручки за поставленный товар.Наибо­лее распространенные формы расчетов за поставленный по эк­спорту товар – инкассо и аккредитив.