Особенности договоров в сфере туризма
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
Актуальные проблемы правового регулирования туризма
Саратов 2015
Актуальные проблемы правового регулирования туризма
Особенности договоров в сфере туризма
Специфика социально-культурного сервиса и туризма заключается в том, что эта деятельность направлена на удовлетворение нематериальных, в первую очередь – культурных потребностей; осуществляется в форме услуги; и подразумевает наличие двух субъектов: потребителя и производителя услуги. Как показывает анализ практических аспектов заключения договоров и оказания услуг в сфере социально-культурного сервиса и туризма, наиболее актуальные теоретические и практические проблемы этой деятельности аккумулированы в туризме.
Фундаментальные основы правового регулирования туризма заложены в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая от 30.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.1996 N 146-ФЗ, и часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ)[1], Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»[2].
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Таким образом, закон четко регламентирует, что туризм (путешествие) начинается с момента временного выезда туриста с постоянного места жительства с целью не связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
В то же время, в соответствии со ст. 1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист – это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Буквальное толкование данной нормы показывает, что закон логично подразумевает, что туризм и турист имеют одинаковые цели, однако турист как субъект права появляется в момент посещения страны (места) временного пребывания, тогда как туризм (путешествие) как правовое явление возникает в момент оставления постоянного места жительства.
В то же время, преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей» регламентирует, что потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, в большинстве случаев, турист является потребителем либо туристского продукта, предоставляемого ему туроператором и реализуемого через турагента, либо услуг по самостоятельно заключенным договорам перевозки и размещения, то есть субъектом гражданско-правовых отношений.
Следует отметить, что самодеятельный туризм возможен и без заключения регулирующих путешествие договоров (например, турист из Саратова на личном автомобиле отправляется в Тарханы Пензенской области, осматривает имение Лермонтовых, останавливается у тетки в Пензе, обедает, ужинает, а утром после завтрака уезжает домой). Естественно, вне гражданско-правовых отношений сколь-нибудь активная жизнедеятельность человека невозможна, и вышеупомянутый турист покупает по дороге бензин, приобретает билет в музей, сувениры и дарит тетке сервиз. Такие случаи туризма, во-первых, редки, а во-вторых, без договоров перевозки и размещения, имеют минимальное правовое содержание, поэтому считаю, что в дипломной работе следует о них лишь упомянуть, сконцентрировавшись на распространенных и проблемных аспектах правового регулирования туризма.
Итак, по действующему законодательству, с момента подготовки к путешествию, присматриваясь к предложениям туроператоров, турагенств и перевозчиков, прицениваясь, совмещая графики отпусков и каникул, человек приобретает законный статус потребителя. Заключив договор об оказании туристских услуг, и подав документы на получение визы (при посещении страны с визовым режимом) он продолжает оставаться потребителем, а в момент оставления место постоянного пребывания – начинает путешествие (то есть туризм). Но человек становится туристом только при посещении страны (места) временного пребывания. Соответственно, двигаясь в обратном порядке: лицо теряет статус туриста (и, соответственно, законодательную регламентацию, предусмотренную в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"), в момент оставления страны (места) временного пребывания, и дальнейшее путешествие проводит опять в статусе потребителя услуги.
Использованная в законе привязка статуса туриста к посещению страны (места) временного пребывания и целям пребывания приводит к очевидным противоречиям. Например, пройдя паспортный контроль на выезд, в процессе перелета и вплоть до прохождения паспортного контроль на въезд путешественник по закону не является туристом, в тоже время, остается потребителем туристского продукта, неотъемлемой частью которого является услуга перевозки.
Считаю, что в процессе дипломного исследования мне следует предложить свое видение разрешения данных проблем.
Я полагаю, что, во-первых, следует изменить понятие туриста, опираясь при этом не только на географическую и целевую, а в том числе и на правовую основу, которая представляется мне однозначно превалирующей. Безусловно, соответствующие правоотношения возникают в момент заключения договора об оказании туристских услуг либо договора перевозки самодеятельным туристом (который может заключать либо не заключать договор размещения), с целью временно покинуть место постоянного места жительства и посетить страну (место) временного пребывания с туристскими целями. Об этом говорит и элементарная логика, и аналогия с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Например, семья из Саратова решила выехать на отдых в выбранный ими отель в Кемере, Турция, с вылетом из Домодедово, Москва, и заключила договор с туроператором «ТЕЗТУР» через турагента OOO «ИНТУР», Саратов. С момента заключения договора и турагент, и туроператор, и путешественники активно сотрудничают, чтобы заключенный договор был исполнен: путешественники заблаговременно приобретают билеты Саратов – Москва, туроператор не допускает переноса вылета, турагент внимательно отслеживает все эти действия, информирует туристов.
Правоотношения с Приволжской железной дорогой в данном случае начинаются с момента заключения договора перевозки (приобретения билетов на поезд Саратов – Москва), и в момент отправления поезда начинается их путешествие, так как именно тогда семья временно покидает постоянное место жительства. Представляется, что именно с этого момента логично было бы считать их туристами, так как конечной целью этой поездки является вылет в Турцию.
Заканчиваются же эти правоотношения в момент возвращения на постоянное место жительства, то есть та самая семья из Саратова должна не только успешно прилететь в Домодедово, а добраться до Саратова (а если семья летела в Москву из Якутска – то до Якутска).
Поэтому полагаю, что в ст. 1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" необходимо закрепить следующее понятие: турист – это гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства (далее - лицо), временно выезжающее с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Проведенный мною анализ литературы, и интервьюирование сотрудников ООО Бюро Путешествий «АКВАМАРИН» (Саратов, Московкая, 110), показало, что основная группа правовых проблем туризма сконцентрирована в сфере заключения и исполнения договоров.
Гражданско-правовые отношения в сфере туризма реализуются в виде договоров, среди которых следует выделять:
1. договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.
2. договоры, заключаемые между туроператором и турагентом.
3. договоры, заключаемые между туроператорами.
4. договоры, заключаемые между туроператором и непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.
Необходимо отметить, что отдельные договорные правоотношения в сфере туризма взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их следует рассматривать в комплексе.
Признаки договора оказания туристических услуг:
- двухсторонний;
- консесуальный;
- возмездный;
- публичный;
- заключается в письменной форме;
- может являться договором присоединения;
- может являться договором в пользу третьих лиц (договором оказания туристических услуг может быть предусмотрено исполнение всех или части обязательств исполнителя по договору третьими лицами).
Договор между туристической организацией и туристом является договором возмездного оказания услуг, который регламентируется гл 39 ГК РФ.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правилами о договоре возмездного оказания услуг регулируются договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг и иных услуг, за исключением указанных в главах 37 (Подряд), 38 (Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), 40 (Перевозка), 41 (Транспортная экспедиция), 44 - 47 (Банковский вклад, Банковский счет, Расчеты, Хранение), 49 (Поручение), 51 (Комиссия), 53 (Доверительное управление имуществом) ГК (ст. 779 ГК).
Признаки услуги как предмета договорного обязательства:
– это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу;
– оказание услуги не создает вещественного результата;
– полезный эффект услуги (деятельность) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость исчезает.
Признаки туристской услуги как предмета договорного обязательства имеют свою специфику, на что обоснованно указывает А.А. Муталиева[3]:
- туристские услуги не имеют материализованного, овеществленного выражения, они неосязаемы, что приводит к риску потребительского выбора. Пока туристские услуги не оказаны, турист имеет возможность лишь косвенной оценки потребительских свойств туристских услуг исходя из рекламной информации, общественного мнения; оказание услуги исполнителем (туроператором и (или) непосредственным исполнителем) и ее получение заказчиком (туристом) происходят одновременно. Турист не может потребить услугу до ее оказания, равно как исполнитель не может «накапливать» услуги, как это происходит в отношении материальных объектов;
- заключая договор об оказании туристских услуг, турист не приобретает собственно туристские услуги, а получает определенные гарантии отдыха;
- туристская услуга неотделима от источника, от которого исходит, составляя с ним единое целое, в нашем случае от туроператора и (или) непосредственного исполнителя, оказание туристской услуги привязано к месту оказания услуги;
- непостоянство качества: качество туристской услуги зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях, при этом туроператоры должны уделять большое внимание контролю качества обслуживания.
Следует также согласиться с А.А. Муталиевой в том, что сущность договора по оказанию туристских услуг состоит в возникновении у одного лица (туриста) по отношению к контрагенту (туроператору) права требования оказания последним определенных услуг. Но при оказании туристских услуг наиболее распространены случаи не личного оказания услуг туроператором, а привлечения в качестве непосредственных исполнителей третьих лиц (отели, рестораны, перевозчики и т.д.), что вытекает из существа туристских отношений. Таким образом, договор оказания туристских услуг может быть квалифицирован как обязательство, исполняемое третьим лицом (ст.313 ГК РФ)[4].
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; а реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Таким образом, закон определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену. Логика законодателя в данном случае понятна, так как он включает в определение туристского продукта только те его обязательные элементы, без которых существование туристского продукта невозможно.
Вместе с тем, как показывает практика, легальное определение туристского продукта необоснованно сужается.
Полагаю, что такая ситуация серьезно ущемляет права туриста, который нередко потребляет и иные услуги, необязательно входящие в туристский продукт, в том числе и потенциально опасные, поэтому налагающие на принимающую сторону особые обязательства. К таковым следует отнести, прежде всего, услугу общественного питания, так как банальные пищевые отравления туристов весьма распространены. Кроме того, в том случае, если питание как элемент туристского продукта включает в себя потребление алкоголя, данное упущение является принципиально важным, так как, к сожалению, практика знает случаи отравления некачественным алкоголем, в том числе и с летальным исходом. Наконец, немаловажно включить в определение туристского продукта и оказание экскурсионных услуг, зачастую опасных для туриста (джиппинг, рафтинг, альпинизм, спелеотуризм и т.д.). Полагаю, что данная проблема может быть решена посредством введения в легальное определение туристского продукта указания на иные услуги, включенные в договор об оказании туристских услуг или договоры, которые турист заключает в дополнение к уже приобретенному туристскому продукту в ходе путешествия (например, приобретая экскурсии у туроператора).
Поэтому считаю, что рассматриваемое понятие следует сформулировать следующим образом: туристский продукт - комплекс услуг по перевозке, размещению и иных услуг, указанных в договоре об оказании туристских услуг, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг). Такое определение позволяет легализовать все без исключения услуги, указанные индивидуальным туристом, и обеспечивает защиту закона каждому туристу, вне зависимости от набора выбранных им услуг.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Анализ данной нормы показывает, что, во-первых, примененный законодателем термин «реализация» не отражает сути туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, тогда как реализовывать (от лат. real, то есть вещественный) означает продавать[5], что применимо к договору купли-продажи, но никак не к договору оказания услуг. Собственно, поэтому законодатель обычно избегает использования термина «реализация», который применяется в средствах массовой информации и разговорной речи. Например, закон, который зачастую в СМИ называют «законом о реализации алкоголя», имеет официальное название: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"[6]; а так называемый «закон о реализации табака» на самом деле именуется Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"[7].
Во-вторых, очевидно, что законодатель усматривает в понятии реализация туристского продукта два элемента: это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
При этом, если к элементу заключения договора термин «реализация», пусть с оговорками, все же применим, то оказание туристу услуг в соответствии с данным договором реализацией не является категорически. Данное несоответствие лишь на первый взгляд имеет чисто лингвистическое значение, так как правоприменительная, в первую очередь, судебная практика испытывает по этому поводу значительные затруднения.
Поэтому считаю, что в тексте ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" следует изъять понятие «реализация туристского продукта» и заменить его в соответствующих нормах закона на понятия, обычные в гражданском обороте и закрепленные в ГК РФ: заключение договора об оказании туристских услуг и исполнение договора об оказании туристских услуг. Вместе с тем, следует отметить, что при дальнейшем ходе исследования темы дипломной работы необходимо придерживаться терминологии действующей редакции закона.
Статья 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", регламентирующая общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта, гласит, что «продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени».
Таким образом закон категорично и однозначно определяет, что туроператор и турагент должны работать только на условиях заключения агентского договора. Причина такого подхода законодателя также заложена в ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": туроператор должен состоять в реестре Ростуризма, иметь финансовые гарантии, и, следовательно, нести ответственность в случае наступления страхового случая.
По агентскому договору оказания туристических услуг одна сторона – агент (турагент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны - принципала (туроператора) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
К отношениям, вытекающим из агентского договора применимы либо правила договора комиссии, либо правила договора поручения.
Статья 1011 ГК Российской Федерации предусматривает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, регулирующие договор поручения или договор комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от собственного имени, если это не противоречит существу агентского договора.
Как показало изучение специализирующихся на юридическом сопровождении туризма юридических сайтов (http://www.lexpages.ru, terminaltur.ru и др.), на практике нередко туроператоры (особенно работающие в эконом-классе), стремятся заключить с турагентом договор купли-продажи туристического продукта. Причина такого подхода заключатся в том, что такие туроператоры не имеют долгосрочных договоров с отелями и перевозчиками, а закупают готовые турпакеты, и, перепродавая их турагентам, снимают с себя все обязательства. Кроме того, как показало интервьюирование сотрудников турагента ООО Бюро Путешествий «Аквамарин» (г. Саратов, ул. Московская, 110), в ряде случаев на практике между турагентом и непосредственным потребителем туристических или дополнительных услуг заключается договоры купли-продажи туристского продукта.
Необходимо признать, что действующее законодательство в данном вопросе противоречиво. С одной стороны, закон в ст. 9. ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" указывает, что туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта; и туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
С другой, ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гласит, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Логично было бы ожидать, что предусмотренные законом случаи, в которых договор заключается между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком содержатся в статье 10.1. «Особенности реализации туристского продукта турагентом» ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" которой был дополнен закон в 2007 году. Она гласит:
«Настоящая статья применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. К данным отношениям применяются положения статьи 10 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящей статьей.
Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также включать:
полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;
информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и другие сведения)».
Таким образом, анализ статьи 10.1. ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и других норм, показывает, что закон не только не дает четкого перечня случаев, в которых договор было бы обоснованно заключать между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, но и не раскрывает, в чем смысл и какие положительные результаты дает этот способ заключения договора об оказании туристских услуг.
Поэтому следует признать, что действующее законодательство предоставляет не просто лазейку в законе, а огромный пробел, которым, с сожалению пользуются нечистоплотные предприниматели.
Как показало интервьюирование сотрудников турагента ООО Бюро Путешествий «Аквамарин» отрицательные эффекты данной нормы налицо, и им приходилось сталкиваться со случаями, когда заключивший договор о реализации туристского продукта с турагенством, оказался обманутым полностью (путешествие не состоялось) либо частично (качество услуг явно не соответствовало заявленным). Для таких случаев характерна ситуация, в которой турагент, превышая свои полномочия, перепродает клиенту турпакет, приобретенный (или якобы приобретенный) им у зарубежного туроператора (который тоже может быть фирмой-однодневкой). На практике такие зарубежные туроператоры редко создаются исключительно для мошеннических целей, чаще всего это мелкие фирмы, зарабатывающие на неповоротливости крупных туроператоров, и скупающие по бросовой цене не заполненный ими отельный фонд, а также места на чартерах, а затем сбрасывающие плохо состыкованные туристские продукты под названием «горящих путевок». При приобретении такого тура, привлекающего своей низкой ценой, турист обычно летит самым неудобным рейсом и крайне редко сразу получает размещение в забронированном отеле.
Необходимо отметить, что данная ситуация незаконна, она прямо противоречит ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и положениям гражданского права.
Так, ч. 1 статьи 1005 ГК РФ «Агентский договор» гласит:
«1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала».
Таким образом, в том случае, если договор реализации туристского продукта заключается между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, то всю ответственность по договору несет турагент, что прямо противоречит ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которая гласит, что «туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени».
Поэтому считаю, что в данной части ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не только противоречит основам цивилистики, но и предоставляет лазейки для нарушения закона вопреки интересам туриста. Поэтому считаю, что право заключать договор с туристом должен иметь исключительно туроператор, который несет всю полноту ответственности по данному договору, имеет финансовое обеспечение и внесен в реестр. Отсюда полагаю, что статья 10.1. «Особенности реализации туристского продукта турагентом» должна быть исключена из ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; и соответствующие изменения следует ввести во все нормы ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом, могут также оформляются как договоры коммерческой концессии (франчайзинга).
Договор коммерческой концессии регулируется гл. 54 ГК РФ.
Договор франчайзинга - это договор на коммерческую концессию (франшизу), который позволяет сбытовику или продавцу продавать определенный товар или услугу в определенном регионе в течение оговоренного периода под торговой маркой правообладателя. Размер «роялти» (отчислений за пользование сервисом) для участников сети различные, в зависимости от интенсивности и объема продаж и длительности сотрудничества.
Среди договоров, заключаемых между туроператорами различают:
1. Договор возмездного оказания услуг: в гостинице, которую выбрал турист нет свободных мест или туристская организация не может сама организовать трансфер для туриста.
2. Договор простого товарищества в сфере туризма используется в основном при оформлении отношений между туроператором-резидентом (отправляющей стороной) и туроператором-нерезидентом (принимающей стороной).
3. Договоры, заключаемые между туроператором и субъектами хозяйствования.
Услуги по организации перевозок туристов регламентируются транспортным законодательством Российской Федерации, которое состоит из ряда сфер, включающих следующие законы: 1) Воздушный кодекс РФ от 9 марта 1997 г. № 60-ФЗ; 2) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ; 3) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ; 4) Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»; 5) Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»; 6) Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта РФ.
Среди транспортных договоров в сфере туризма необходимо выделять:
1. Договор агентирования. В данном случае агент (туристская организация) за вознаграждение и по поручению перевозчика (принципала) заключает договор перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет перевозчика, удостоверяя факт заключения договора перевозки выдачей билета. При этом на стороне перевозчика выступают: авиакомпании, железнодорожные компании, автотранспортные компании, а агентом в данном случае может быть как туроператор, так и турагент;
2. Договор аренды транспортного средства. Субъектами договора являются владельцы транспортных средств и туроператоры. Здесь заключаются как договоры аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, так и договоры аренды без оказания таких услуг;
3. Договор фрахтования (чартер). (ст. 787 ГК РФ). Предметом договора чартера как разновидности перевозки являются вместимость (либо ее часть) транспортного средства для перевозки туристов и их багажа.
Правила международных авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, одним из которых является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).
Международные взаимоотношения по организации автотранспортных перевозок туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 года. В соответствии с этим договором при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы должен использоваться специальный контрольный документ (лист поездок), который должен находиться на борту автобуса.
Услуги по организации проживания туристов оказываются на основании договоров, заключаемых между туроператором и гостиницами (и иными средствами размещения). При этом могут заключаться как договоры на гостиничное обслуживание (договор возмездных услуг в пользу третьих лиц), агентские договоры так договоры аренды (в данном случае туроператор указывает на этот отель как рекомендуемый, например, Сoral recommended).
Самостоятельно оказывать услуги по страхованию туристская организация не может. Поэтому она должна заключить договор со страховой компанией, имеющей лицензию на осуществление необходимых видов страхования. При этом туристская организация может выступать в роли страхового агента, то есть осуществлять посредническую деятельность в сфере страхования туристов, либо приобретать страховые услуги и включать их в стоимость путевки. В первом случае туроператор заключает со страховой компанией договор агентирования, в соответствие с которым туроператор становится страховым агентом. Во втором случае, туроператор заключает договор страхования в пользу третьих лиц (туристов). Кроме того, турист вправе сам заключить договор страхования с любой страховой компанией[8].
Иные договора между туроператором и его партнерами – непосредственными исполнителями отдельных видов услуг: договоры на экскурсионное обслуживание, услуг общественного питания и иные, регулируемые нормами ГК РФ, а также правилами оказания соответствующих услуг.
Поэтому полагаю, что теоретическое обоснование, практическая апробация и внесение новаций в законодательство о туризме является одной из наиболее актуальных проблем современного российского законодательства. Безусловно, одной из наиболее значимых аспектов данной проблемы является вопрос претензий к качеству туристского продукта.