Сознание и самосознание

 

у Эриха Фромма в книге «Кредо» есть такие слова: «Человек - продукт есте­ственной эволюции, он - часть природы, но, наделенный разумом и самосо­знанием, он превосходит ее». Принадлежность человека ко всему живому пре­имущественно выражена через бессознательное, о котором мы вели речь в пре­дыдущем вопросе. Сейчас сконцентрируем свое внимание на самосознании, на том аспекте сознания, который направлен на самого субъекта, на его свойства, благодаря чему, по словам Э. Фромма, человек превосходит природу, благодаря чему его бытие перестает быть естественно-эволюционным.

Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изуче­ния личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как «Я», которое в ка­честве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Самосознание не дано человеку изначально. Известно, что ребенок далеко не сразу осознаёт себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект ДЛЯ других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «Я» является, таким образом, результатом развития.

Общее функциональное назначение самосознания рассматривается как историческая необходимость самоконтроля поведения человека в обществе.

Как подчёркивает И. С. Кон, нормальный взрослый человек, включенный в разнообразные связи и отношения с миром, осознает себя в двух главных сферах своей реализации: деятельности и общении.

Самосознание составляет с сознанием внутренний, субъективный мир человека: знания, мысли, оценки, переживания, отношения, желания, стремления. Эти феномены можно считать образующими содержание самосознания.

Главными свойствами самосознания выступают его рефлексивность, выражение отношений человека к действительности, диалогичность. Эти предварительные рассуждения позволяют сформулировать определение самосознания.

 

Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых индивид сознает себя в качестве субъекта жизнедея­тельности.

 

В другой трактовке можно определить самосознание как собственный опыт , форма существования которого совпадает с формой существования опыта внешнего мира: знаниями, эмоциональными и ценностными оценками, поведенчес­кими программами, т. е. самосознание есть форма переживания человеком своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудо­вой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но и изменяет отношение человека к себе. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания (это особенно характерно для подросткового и юношеского возраста) человек открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.

Благодаря самосознанию человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других очень часто приходит чувство одиночества.

Самосознание, являясь результатом, продуктом, неотъемлемым компонентом становления человека как личности, выступает её сложнейшим интегративным свойством , центральным образующим или подструктурой.

В самосознании выделяют взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоциональны (самоотношение), поведенческий.

Наиболее изучен в психологии когнитивный компонент самосознания. Данный компонент самосознания может быть как Я- концепция личности. Я – концепция - относительно устойчивая, индивидуальная система представле­ний человека о себе, интегрирующая его различные проявления в многообразных жизненных ситуациях. Я- концепция - это своеобразная теория самого себя, пред­посылка и следствие социального взаимодействия. Предпосылкой она является потому, что представления человека о себе во многом определяют его представ­ления о других. Следствием социального взаимодействия Я- концепция выступает потому, что отношение к себе определяется отношением к человеку других, прежде всего значимых людей. Качества, которые мы приписываем собственной личности, в реальности могут отсутствовать или быть не такими, как нам кажется, т. е. с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие, на первый взгляд, объектив­ные показатели, как рост или возраст; могут для разных людей иметь разное значе­ние, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

 

Эмоциональный компонент существует в виде самоотношения. Оно устой­чиво, активно поддерживается личностью, реализуется через самоуважение и самопринятие. Самоотношение в его позитивном выражении рассматривается в качестве одной из жизненных потребностей человека, выражающейся в со­хранении и повышении ценности своего «Я», или в качестве специфического, устойчивого и сильнейшего чувства личного постоянства, защищающего от тревожности. Самоотношение проявляется в переживаниях субъекта по поводу его собственных черт. представленных в когнитивном компоненте. Самоотношение понимается как индикатор успешности самореализации субъекта как личности. В практике консультирования и при анализе самоописаний по вербальным суж­дениям субъектов усматриваются различия когнитивного и самоотношенческого компонентов Я-концепции. Благополучное становление личности и индивидуаль­ности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, имею­щих склонности к депрессии и конфликтам с другими людьми, характерно низкое самоуважение. Самоотношение, по мысли американского психолога У. Джемса, определяется по Формуле: «самоотношение = успех I притязания». Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоува­жение человека.

 

В психологической литературе трактовки поведенческого компонента само­сознания осуществляются посредством понятий: «действие», «поведение», «волевая форма самосознания», «саморегуляция». Поведенческий компонент Я-концепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих действий и поступков.

Искажают представления человека о самом себе, побуждают его действовать в соответствии с этими искаженными представлениями механизмы психологи­ческой защиты, описанные 3. Фрейдом:

1) подавление (репрессия) - удаляет потенциально опасные желания, факты, мысли из сознания, препятствуя таким образом их возможному разрешению; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболевания психогенной природы.( головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.); психическая энергия подавленных желаний существует в теле человека не­зависимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение;

2) отрицание – попытка не принимать в качестве реальности событие, которые беспокоит «Я»; это бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению; человек проявляет безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3) рационализация - построение приемле­мых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения и мыслей; рационализация скрывает истинные мотивы, делает действия морально приемлемыми; 4) инверсия - подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным поведением , мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь и внимание матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание: досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5) проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств; когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему; например, человек утверждает, что некоторые люди - обманщики», хотя это фактически может значить: «Я порой обманываю»;

6) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделённости, раздвоенности личности: человек все более и более может уходить в идеал, всё менее и менее соприкасаясь с собственными чувствами;

7) регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; уход от реалистичного мышления в поведение, ослабляющее тревогу, как в «детские годы»; источник тревоги остается неустранённым вследствие примитивности данного способа;

8) сублимация - процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты).

В заключение нужно отметить, что работа с сознанием, с самосознанием, в том числе преодоление психологической защиты в случаях, когда они препятствуют формированию адекватной самооценки и самосовершенствованию лич­ности, составляет центральный предмет психотерапевтической практики. С пол­ным основанием сказанное следует отнести и к педагогической практике.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что означает слово «филогенез»?

2. Каков объективный критерий психики по А. Н. Леонтьеву?

 

3.Какие вы знаете стадии (этапы) развития психики в филогенезе? Охаракте­ризуйте их.

4. Существует ли интеллект у животных? каковы черты интеллектуального поведения?

 

5.В чем специфика сознательной интеллектуальной деятельности? В чем сущ­ность сознания?

 

6. Каков источник и содержание сознания? Почему каждый конкретный человек не является единственной причиной своего сознания?

7. Как вы понимаете утверждение: «Сознание есть свойство соорганизованного

сообщества» ?

8. Каковы основные свойства сознания?

9. Какими законами можно описать некоторые аспекты деятельности сознания?

10.Какова структура сознания?

11.Что такое «значение» и «смысл»? Прокомментируйте утверждения: «Значение-

это безличное знание», «Смысл - это способ бытия переживаний человека».

12.Какие вы знаете состояния сознания?

13.В чем сознание реализует свою полезность, т. е. каковы функции сознания?

14.Дайте определение бессознательному.

15.Какие вы знаете неосознаваемые процессы? Дайте им характеристику.

16.что вы делаете для расширения, углубления своего внутреннего мира? Имеет

ли смысл эта работа?

17.что такое самосознание?

18.Каковы источники формирования самосознания?

19.Каковы компоненты самосознания? Охарактеризуйте их.

20.Почему представления человека о самом себе искажаются?

 

21.Как вы можете прокомментировать утверждение: «Работа с сознанием и само­сознанием личности - ключевой предмет работы педагога»?