Сознание и бессознательное
Содержание, структура, состояния и функции сознания
Ранее мы отмечали общественный, социальный характер бытия человека.
Поэтому сознание изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Социальные системы функционируют и развиваются в сознательной деятельности человека. Следовательно, сознание можно рассматривать как атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое содержание сознание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком социальных реально-практическuх отношений. Конечно, сознание каждого человека уникально, но не произвольно - оно обусловлено той социальной, культурной системой, в которой он живет. Ценности и смыслы сообщества, которому принадлежит индивид, структура совместной деятельности порождают структуру сознания. Отсюда следует, что каждый человек не является единственной причиной своего сознания, не является исходной причиной своей жизни и смерти - эти феномены человеческого бытия овладевают человеческой субъективностью. Но конкретный способ индивидуальной жизни, внутренний мир человека как способ сознания выступает предметом практического преобразования.
Сознание оказывается причинно обусловленным на различных одновременно существующих уровнях (по М. К. Мамардашвили): на уровне механики социального, механики бессознательного, механики знаковых систем культуры и т. д. Сознание как таковое не имеет индивидуального существования. Сознание есть культурно (знаково -символически), действенно (результативно), предметно (со смыслом) соорганизованное сообщество. Данное сообщество оказывается подлинным «телом» сознания.
Важной для анализа сознания и понимания его социокультурной природы является идея И. Канта о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток поступающей от органов чувств информации, т. е. сознание упорядочивает мир субъекта, делает его связным, предсказуемым, оно позволяет преодолеть неопределенность, придать понимание и смысл той или иной деятельности, жизни в целом.
Итак, мы видим, что содержание сознания во многом определяется его свойствами:
· социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными и символическими структурами);
· способность к рефлексии и внутренний диалогизм;
· предметность (сознание всегда есть сознание чего-то; кто-то иронично заметил: «Ты становишься тем, что у тебя в голове»).
Если к выделению свойств сознания относиться более детализированно, то можно определить следующее.
№ | свойство | Описание свойства |
Активность | Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир | |
Избирательность | Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями) | |
Обобщенность и отвлечённость | Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности | |
Целостность | Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается, как, например, при шизофрении | |
Контактность | Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности | |
Динамичность | Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности | |
Искажённость | Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) | |
Индивидуальный характер | Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. | |
Способность к рефлексии | Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке; благодаря сознанию человек может представлять себе, как его оценивают другие люди, с которыми он взаимодействует |
Некоторые аспекты деятельности сознания подчиняются следующим законам:
· Закон Э. Клапареда: чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем, если иначе: мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться. Чем более какое-либо отношение употребляется автоматически, тем труднее его осознавать.
· Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь операцию - значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении так, чтобы можно было выразить ее словами.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому, сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя:
- бессознательное (инстинкты, влечения, «забытая» информация, вытесненные переживания);
- собственно сознание (то, что находится в поле актуального внимания и то что легко вспоминается);
- сверхсознание (совокупность моральных установок и норм поведения, которые усваиваются в процессе воспитания и выполняют функцию совести).
В отечественной психологии принято выделять бытийный и рефлексивный слои сознания (В. П. Зинченко). Эта идея идет от Л. С. Выготского, который писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: «сознание для со
знания» и «сознание для бытия».
Также при помощи понятий «знание» и «смысл» структурируется и описывается динамика сознания, его генезис. Значение - это опыт деятельности, общения, мировосприятия, кристаллизованный в знаниях (общественный опыт). Данный опыт индивид усваивает и на его основе строит собственный взгляд на мир, на других, на себя, строит свое сознание. Система значений в широком смысле слова - это все богатство человеческой культуры. Значение - это безличное знание. Когда значение стало личностным, оно приобрело смысл для субъекта, стало осмысленным. Сознание человека всегда пристрастно. И в одной и той же системе значений разным людям раскрываются разные смыслы. Смысл выражает личные переживания, значение - подключенность бытия человека к общественному сознанию. Для человека часто выступает проблематичным и обратный процесс - процесс воплощения смысла в значение (выражение своих переживаний доступными для других средствами, в понятной для них форме). Во всей полноте данный процесс проявляется
в художественном творчестве. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в осознании смыслов и в осмыслении значений, что свидетельствует о глубокой
внутренней работе - работе человеческого переживания.
УМ. К. Мамардашвили есть оригинальные рассуждения относительно сознания. В своей работе «Проблема сознания и философское призвание» он пишет: «Сознание - это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».
Основной закон развития сознания и психики человека заключается в том, что человек развивается в деятельности. С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Кратко этот принцип можно пояснить словами другого ученого - К. Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим».
С точки зрения непосредственного функционирования сознания, целесообразно говорить о его состояниях.Перечислим лишь некоторые из них, например: наивное, рациональное, мистическое, рефлексивное, многочисленные патологические сознания (их называют часто измененные состояния сознания) и т. д.
Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, его механизмами, которые выстраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека. Говоря о состояниях сознания, можно выделить уровни ясности сознания: творческое озарение, вдохновение, ясное сознание, релаксация, пробуждение (засыпание), сон, оглушение, кома.
Степень ясности и чёткости сознания неодинакова в различных условиях существования человека. Она, естественно, будет различаться во время отдыха, привычной монотонной работы и в момент напряженного поиска выхода из трудной ситуации. Умение управлять уровнем ясности и активности своего сознания является важным ресурсом человека.
Описанные феномены сознания позволяют вывести основные его функции:
1. Отражательная - сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, память, мышление);
2. Оценочная - сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств; человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя;
3. Креативная - творчество невозможно без сознания; многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество;
4. Рефлексивная - разновидностью сознания является самосознание – процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д.; одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе; кроме того, данным термином (а точнее, термином «социально-психологическая рефлексия») ещё обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует как они его оценивают;
5. Преобразующая - человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению; при этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
6. Времяобразующая - сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.
Мы можем видеть множественность различных проявлений сознания, которые делают его необходимым для человека. Но главная функция сознания состоит в том, что оно делает человека Человеком.
Мы уже смогли убедиться в сложности, многомерности сознания. Но и само сознание выступает только одним из аспектов психической жизни. Важным вопросом теории и психологической практики является соотношение сознания и бессознательного.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.
Бессознательное отличается от сознания тем, что его реальность сливается со смутными переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль. В 6ессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-либо признакам.
В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении (первый вопрос данной темы), в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях (автоматизмах), подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.
Можно выделить четыре класса проявлений бессознательного, или, другими словами, четыре группы неосознаваемых процессов:
1. Надсознательные явления. Надсознательное - это своеобразный механизм творческой интуиции, которая не поддается сознательно-волевому контролю; этот аспект творческого процесса отличен как от сознательных, так и от бессознательных компонентов, хотя он и опирается на них; надсознательная, интуитивная активность осуществляется во взаимодействии личности с миро культурных ценностей, который она не только усваивает, но и творит; результатом этого взаимодействия являются художественные образы, научные открытия.
2. Неосознаваемые побудители деятельности, поведения. Неосознаваемые мотивы, которые обусловлены желаемым будущим; например, после выхода из гипнотического состояния, в котором человеку внушалась определенна программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь) выполняя заданную программу, он не мог объяснить причины своего поведения. З. Фрейд объяснял подобные факты механизмом вытеснения; бессознательное он трактовал как нереализованные влечения, которые из-за конфликта с сознательными нормами не допускаются в сознание, но обнаруживали себя в обмолвках, ошибочных действиях, сновидениях.
З. Неосознаваемые регуляторы спосо6ов выполнения деятельности. Установки и стереотипы автоматизированного поведения, которые обеспечивают направленный и устойчивый характер протекания деятельности; данные регуляторы становятся осознаваемыми, когда на пути привычного автоматизированного действия возникает неожиданное препятствие. Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения отражено Н.А.Бернштейном в концепции уровней построения движения.
4. Проявление субсенсорного восприятия. Организм принимает воздействия раздражителей, но влияние этих раздражителей не осознается; речь идет о неслышимых звуках, невидимых световых сигналах и т. д.; данные раздражители способны осознаваться при придании им сигнального значения; субсенсорное восприятие открыто при определении порогов восприятия (И. М. Сеченов, Г.Т. Фехнер). Рассмотрение феноменов субсенсорного восприятия, особенно сильно выраженных у отдельных индивидов, приближает к проблемам парапсихологии. Если даже теория, в рамках которой утверждается, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Посредством биополя осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию.
Имеет ли смысл изучение того, что нами не осознается? Ведь даже у самого осознающего человека всегда остаются неосознаваемые области его психики, на которые он повлиять не сможет. Дело в том, что знание о закономерностях бессознательного приводит человека к большему самопониманию, он сам для себя перестает быть непредсказуемым, даже когда в нем непредсказуемо возникают многие образы, идеи, переживания. Проблема бессознательного – это обнаружение природности (внекультурности) влечения и снятия его природной посредственности в некотором культурном образе. Данный культурный образ и есть некоторая основа для «совладания» - не устранения бессознательных феноменов, но выработки определенного отношения к ним.
Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознательное как модель, присвоить ей определенные характеристики и исследовать ее. Например, пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной стороны, это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны, это инстинкт сна, затягивающий человека в свою паутину. Сознание являлся доминирующим во всей системе, результатом победы его над инстинктом ЯВИЛОСЬ начало пробуждения человека.
Оригинальный подход к проблеме бессознательного предложен В. В. Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую реальность, не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической (смысловой) в отличие от знаковой, семиотической реальности, раскрывающей общепринятые значения.
Семантический мир - мир бессознательного - раскрывается в сознании чел века через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую (слова как ключи, открывающие вход в бессознательное) и дискурсивную (слова - элементы логических конструктов).
Разграничение бессознательного и сознательного - это противопоставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т. е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый в суперкомпьютере.
Уход в самого себя, практикуемый сегодня многими системами самосовершенствования, можно представить как уход в свой собственный семантический мир, в свои образы, в свое бессознательное. Но важно осознавать возможные негативные последствия такой практики, если сознание не имеет связей с внешним миром. Самоустраненность от жизни ведет к ограниченному ее пониманию и никогда не способствует развитию общества и личности. У Ф. Ницше герой Заратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем, продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним. Так, Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в жизни, прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись, обнаружил, что только опыт и размышления дают возможность правильно действовать. Без опыта сразу же наступают ошибки и неверные действия. Нельзя полагаться лишь на свое бессознательное и свою интуицию. Нужно считаться с другими людьми, а это возможно лишь через опыт и диалог.
Таким образом, уход во внутренний мир при определенных условиях не означает разрыва с внешним миром. Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна и устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его от мира внешнего. Раз открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание - это не дар, а результат труда по самопознанию, а даром является способность к этому. Будущим педагогам особенно важно помнить об этом.