Сознание и бессознательное

Содержание, структура, состояния и функции сознания

Ранее мы отмечали общественный, социальный характер бытия человека.

Поэтому сознание изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Социальные системы функционируют и развиваются в сознательной деятельности человека. Следовательно, сознание можно рассма­тривать как атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое содержание сознание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, «от­печатано» в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание челове­ком социальных реально-практическuх отношений. Конечно, сознание каждого человека уникально, но не произвольно - оно обусловлено той социальной, куль­турной системой, в которой он живет. Ценности и смыслы сообщества, которому принадлежит индивид, структура совместной деятельности порождают структуру сознания. Отсюда следует, что каждый человек не является единственной при­чиной своего сознания, не является исходной причиной своей жизни и смерти­ - эти феномены человеческого бытия овладевают человеческой субъективностью. Но конкретный способ индивидуальной жизни, внутренний мир человека как спо­соб сознания выступает предметом практического преобразования.

 

Сознание оказывается причинно обусловленным на различных одновремен­но существующих уровнях (по М. К. Мамардашвили): на уровне механики соци­ального, механики бессознательного, механики знаковых систем культуры и т. д. Сознание как таковое не имеет индивидуального существования. Сознание есть культурно (знаково -символически), действенно (результативно), предметно (со смыслом) соорганизованное сообщество. Данное сообщество оказывается под­линным «телом» сознания.

 

Важной для анализа сознания и понимания его социокультурной природы является идея И. Канта о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем со­знания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток поступающей от органов чувств информации, т. е. сознание упорядочивает мир субъекта, делает его связным, предсказуемым, оно позволяет преодолеть неопределенность, при­дать понимание и смысл той или иной деятельности, жизни в целом.

Итак, мы видим, что содержание сознания во многом определяется его свойствами:

· социальный характер (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными и символическими структурами);

· способность к рефлексии и внутренний диалогизм;

· предметность (сознание всегда есть сознание чего-то; кто-то иронично за­метил: «Ты становишься тем, что у тебя в голове»).

 

Если к выделению свойств сознания относиться более детализированно, то можно определить следующее.

 

свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир
Избирательность Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то не­реализованными потребностями)
Обобщенность и отвлечённость Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятия­ми, лишенными части атрибутов конкретных объектов действи­тельности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обла­дает целостностью. В рамках данного свойства возможны вну­тренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания наруша­ется, как, например, при шизофрении
Контактность Относительная устойчивость, неизменчивость и преемствен­ность сознания, определяемые памятью. Константность созна­ния обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в со­стоянии и в новых свойствах личности
Искажённость Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других лю­дей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окру­жением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооцен­ке; благодаря сознанию человек может представлять себе, как его оценивают другие люди, с которыми он взаимодействует

 

Некоторые аспекты деятельности сознания подчиняются следующим законам:

· Закон Э. Клапареда: чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем, если иначе: мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться. Чем более какое-либо отношение употребляется автоматически, тем труднее его осознавать.

· Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь операцию - значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении так, чтобы можно было выразить ее словами.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому, сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя:

- бессознательное (инстинкты, влечения, «забытая» информация, вытесненные переживания);

- собственно сознание (то, что находится в поле актуального внимания и то что легко вспоминается);

- сверхсознание (совокупность моральных установок и норм поведения, кото­рые усваиваются в процессе воспитания и выполняют функцию совести).

 

В отечественной психологии принято выделять бытийный и рефлексивный слои сознания (В. П. Зинченко). Эта идея идет от Л. С. Выготского, который писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: «сознание для со­

знания» и «сознание для бытия».

 

Также при помощи понятий «знание» и «смысл» структурируется и описыва­ется динамика сознания, его генезис. Значение - это опыт деятельности, общения, мировосприятия, кристаллизованный в знаниях (общественный опыт). Данный опыт индивид усваивает и на его основе строит собственный взгляд на мир, на других, на себя, строит свое сознание. Система значений в широком смысле слова - это все богатство человеческой культуры. Значение - это безличное знание. Когда значение стало личностным, оно приобрело смысл для субъекта, стало осмысленным. Сознание человека всегда пристрастно. И в одной и той же системе значений раз­ным людям раскрываются разные смыслы. Смысл выражает личные переживания, значение - подключенность бытия человека к общественному сознанию. Для чело­века часто выступает проблематичным и обратный процесс - процесс воплощения смысла в значение (выражение своих переживаний доступными для других средствами, в понятной для них форме). Во всей полноте данный процесс проявляется

в художественном творчестве. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоя­щие в осознании смыслов и в осмыслении значений, что свидетельствует о глубокой

внутренней работе - работе человеческого переживания.

 

УМ. К. Мамардашвили есть оригинальные рассуждения относительно созна­ния. В своей работе «Проблема сознания и философское призвание» он пишет: «Сознание - это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-­вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соот­несенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

 

Основной закон развития сознания и психики человека заключается в том, что человек развивается в деятельности. С. Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Кратко этот принцип можно пояснить сло­вами другого ученого - К. Ясперса: «Человек становится тем, что он есть, благо­даря делу, которое он делает своим».

С точки зрения непосредственного функционирования сознания, целесообразно говорить о его состояниях.Перечислим лишь некоторые из них, например: наивное, рациональное, мистическое, рефлексивное, многочисленные патологические сознания (их называют часто измененные состояния сознания) и т. д.

Состояние сознания (функционирующее сознание) задается его сложнейшей практикой, его механизмами, которые выстраивают актуальное сознание в сложившийся тип жизнедеятельности человека. Говоря о состояниях сознания, можно выде­лить уровни ясности сознания: творческое озарение, вдохновение, ясное сознание, релаксация, пробуждение (засыпание), сон, оглушение, кома.

Степень ясности и чёткости сознания неодинакова в различных условиях существования человека. Она, естественно, будет различаться во время отдыха, привычной монотонной работы и в момент напряженного поиска выхода из трудной ситуации. Умение управлять уровнем ясности и активности своего сознания является важным ресурсом человека.

 

Описанные феномены сознания позволяют вывести основные его функции:

1. Отражательная - сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, память, мышление);

2. Оценочная - сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств; человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя;

3. Креативная - творчество невозможно без сознания; многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество;

4. Рефлексивная - разновидностью сознания является самосознание – процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д.; одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе; кроме того, данным термином (а точнее, термином «социально-психологическая рефлексия») ещё обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует как они его оценивают;

5. Преобразующая - человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению; при этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

6. Времяобразующая - сознание отвечает за формирование целостной вре­менной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Мы можем видеть множественность различных проявлений сознания, кото­рые делают его необходимым для человека. Но главная функция сознания со­стоит в том, что оно делает человека Человеком.

Мы уже смогли убедиться в сложности, многомерности сознания. Но и са­мо сознание выступает только одним из аспектов психической жизни. Важным вопросом теории и психологической практики является соотношение сознания и бессознательного.

 

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

 

Бессознательное отличается от сознания тем, что его реальность сливается со смутными переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль. В 6ессознательном действи­тельность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, сопричастие, а не че­рез выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-­либо признакам.

В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении (первый вопрос данной темы), в ин­туиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях (автома­тизмах), подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.

Можно выделить четыре класса проявлений бессознательного, или, другими словами, четыре группы неосознаваемых процессов:

1. Надсознательные явления. Надсознательное - это своеобразный ме­ханизм творческой интуиции, которая не поддается сознательно-волевому кон­тролю; этот аспект творческого процесса отличен как от сознательных, так и от бессознательных компонентов, хотя он и опирается на них; надсознательная, интуитивная активность осуществляется во взаимодействии личности с миро культурных ценностей, который она не только усваивает, но и творит; результатом этого взаимодействия являются художественные образы, научные открытия.

2. Неосознаваемые побудители деятельности, поведения. Неосознаваемые мотивы, которые обусловлены желаемым будущим; например, после выхода из гипнотического состояния, в котором человеку внушалась определенна программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь) выполняя заданную программу, он не мог объяснить причины своего поведения. З. Фрейд объяснял подобные факты механизмом вытеснения; бессознательное он трактовал как нереализованные влечения, которые из-за конфликта с сознательными нормами не допускаются в сознание, но обнаруживали себя в обмолвках, ошибочных действиях, сновидениях.

З. Неосознаваемые регуляторы спосо6ов выполнения деятельности. Установки и стереотипы автоматизированного поведения, которые обеспечивают направленный и устойчивый характер протекания деятельности; данные регу­ляторы становятся осознаваемыми, когда на пути привычного автоматизирован­ного действия возникает неожиданное препятствие. Представление о психофи­зиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения отражено Н.А.Бернштейном в концепции уровней построения движения.

4. Проявление субсенсорного восприятия. Организм принимает воздействия раздражителей, но влияние этих раздражителей не осознается; речь идет о неслышимых звуках, невидимых световых сигналах и т. д.; данные раздражи­тели способны осознаваться при придании им сигнального значения; субсенсорное восприятие открыто при определении порогов восприятия (И. М. Сеченов, Г.Т. Фехнер). Рассмотрение феноменов субсенсорного восприятия, особенно сильно выраженных у отдельных индивидов, приближает к проблемам парапсихологии. Если даже теория, в рамках которой утверждается, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Посредством биополя осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию.

Имеет ли смысл изучение того, что нами не осознается? Ведь даже у самого осознающего человека всегда остаются неосознаваемые области его психики, на которые он повлиять не сможет. Дело в том, что знание о закономерностях бессознательного приводит человека к большему самопониманию, он сам для себя перестает быть непредсказуемым, даже когда в нем непредсказуемо возникают многие образы, идеи, переживания. Проблема бессознательного ­– это обнаружение природности (внекультурности) влечения и снятия его природной посредственности в некотором культурном образе. Данный культурный образ и есть некоторая основа для «совладания» - не устранения бессознательных феноменов, но выработки определенного отношения к ним.

Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознатель­ное как модель, присвоить ей определенные характеристики и исследовать ее. Например, пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтаци­ей двух взаимно противоположных сторон. С одной стороны, это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны, это инстинкт сна, затягивающий человека в свою паутину. Сознание являлся доминирующим во всей системе, результатом победы его над инстинктом ЯВИЛОСЬ начало пробуждения человека.

Оригинальный подход к проблеме бессознательного предложен В. В. Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую реальность, не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической (смысловой) в отличие от знаковой, семиотической реальности, раскрывающей общепринятые значения.

Семантический мир - мир бессознательного - раскрывается в сознании чел века через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую (слова как ключи, открывающие вход в бессознательное) и дискурсивную (слова - элемен­ты логических конструктов).

Разграничение бессознательного и сознательного - это противопоставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т. е. сознания, очищенного от бессозна­тельного, является искусственный интеллект, реализуемый в суперкомпьютере.

Уход в самого себя, практикуемый сегодня многими системами самосовер­шенствования, можно представить как уход в свой собственный семантический мир, в свои образы, в свое бессознательное. Но важно осознавать возможные негативные последствия такой практики, если сознание не имеет связей с внеш­ним миром. Самоустраненность от жизни ведет к ограниченному ее пониманию и никогда не способствует развитию общества и личности. У Ф. Ницше герой За­ратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем, продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним. Так, Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в жизни, прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись, обнаружил, что только опыт и размышления дают воз­можность правильно действовать. Без опыта сразу же наступают ошибки и неверные действия. Нельзя полагаться лишь на свое бессознательное и свою интуицию. Нужно считаться с другими людьми, а это возможно лишь через опыт и диалог.

Таким образом, уход во внутренний мир при определенных условиях не озна­чает разрыва с внешним миром. Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна и устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отли­чает его от мира внешнего. Раз открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание - это не дар, а результат труда по самопознанию, а даром является способность к этому. Будущим педагогам особенно важно помнить об этом.