Методологические основы психологии

 

Без познания сути методологических основ научных исследований невоз­можно изучить проблему на высоком уровне обобщения, что и отличает научное знание от житейского.

Итак, для начала определим, что такое методология.

 

Методология (от греч. methodos - «путь исследования» или «путь познания», logos - «учение» или «наука») - система принципов и способов организации и построения теоретической и прак­тической деятельности, а также учение об этой системе.

 

Психологическая наука при решении своих задач как теоретического, так и практического характера основывается на методологии. Методология опреде­ляет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия и др.

 

Выделяют 3 уровня методологии: .

 

Уровень общей методологии, выражающийся в философской позиции по отношению к окружающему миру вообще и роли и месту психики в нем в част­ности. Условно можно утверждать, что содержание данного уровня методологии составляют философские законы.

 

Уровень специальной методологии содержание которого определяют принципы науки или теории. Исходя из того, что в общем смысле под принципом какие-то базисные, фундаментальные идеи, можем определить принципы психологии.

 

Принципы психологии – основополагающие идеи, базисы психологической науки, определяющие способы познания психики и сознания.

Уровень частной методологии, или совокупность методов и методик психологии, содержание которых определяется более высокими уровнями методолонии ( общей и специальной)

 

Учитывая то, что под методом понимается способ достижения какой-либо це­ли, решения конкретной задачи, методы психологии можно определить как совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

 

Методы психологии - совокупность способов и приемов исследо­вания психических процессов, свойств, состояний и образований.

Когда какой-то метод (или совокупность методов) применяется в конкретной исследовательской ситуации для решения определенной задачи, используют понятие «методика».

 

Таким образом, методология существенным образом влияет и на развитие психологических теорий. При этом если теория представляет собой результат познания психических явлений, выражающийся в системе идей, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

Методология определялась нами выше как совокупность принципов. Принципы вытекают из определенной психологической теории. В настоящее время психологии не существует универсальной теории, при помощи которой можно было бы объективно объяснить все психические явления. И поэтому предпочтительнее говорить о существовании принципов какой-то теории, нежели принципов психологической науки. В то же время в отечественной психологии существуют методологические принципы, которые разделяются многими учеными и практиками. К ним относятся:

- Принцип причинной обусловленности (детерминизма). Суть его состоит в том, что любому явлению, событию предшествует совокупность обстоятельств, которые и вызывают это явление. Психологическое исследование основной своей задачей и ставит выявление этих обстоятельств, причин.

- Принцип единства сознания и деятельности означает, что психическое развитие человека невозможно вне деятельности. Содержательная особенность деятельности человека определяет ход развития психических процессов и свойств.

-Принцип системности. Данный принцип основывается на идее, что от­дельный элемент целостной структуры приобретает свойства, отличные от тех, которыми он обладал, не находясь в составе этой структуры. Например, человек в группе студентов, в группе незнакомых людей, в кругу семьи ведет себя по-­разному, то есть он использует разнообразные поведенческие реакции в зависи­мости оттого, частью какой группы (какой целостности) он является в настоящий момент. Таким образом, данный принцип указывает на необходимость исследо­вать любое явление с учетом взаимосвязи его с другими явлениями.

- Принцип развития обусловливает необходимость изучать психические яв­ления в развитии (динамике). Изменения в процессе развития происходят через определенные этапы закономерно, несмотря на то что могут содержать в себе элементы случайности и вариативности.

 

В психологии выделяют и другие принципы, соответствующие различным тео­риям и парадигмам. При проведении психологического исследования, диагности­ке, коррекции первоначально необходимо определиться с парадигмой, теорией исследования, его принципами и уже на их основе подбирать и использовать пси­хологические методы.

 

Понятие парадигмы введено американским историком науки Т. Куном как си­стема научных знаний, включающая в себя теорию, методы, экспериментальные процедуры и технические средства; ее придерживаются ученые данной сферы в течение достаточно продолжительного периода своей исследовательской дея­тельности.

 

Парадигма - система научных знаний, которой в течение продол­жительного периода придерживаются ученые в своей исследова­тельской деятельности.

 

Парадигма естественнонаучного (экспериментального) подходабазиру­ется на достоверных фактах. Ее автор, В. Вундт (1832-1920), одним из первых обозначил контуры психологии как самостоятельной науки с собственным инстру­ментарием. По его мнению, психология должна отойти от проблемы соотношения души и тела и стать наукой об опыте сознания. Выделяя в сознательном опыте отдельные структурные элементы (ощущение, восприятие, представление и др.), а затем объединяя их путем «творческого синтеза», можно выявить механизм превращения комбинаций отдельных элементов в нечто новое, целое. Такие ис­следования можно проводить методом интроспекции («внутренней перцепции»), предполагающим наблюдение за собственным сознанием. Взгляды В. Вундта развиты в работах О. Кюльпе (1862-1915) и Ф. Брентано (1838-1917).

 

Парадигма структурализма,связанная с именем Э. Титченера (1867-1927), предполагает, что основная задача психологии - поиск составляющих сознатель­ного опыта. выявление структуры психики. Другими словами, все внимание долж­но быть сосредоточено на отдельных элементах сознания («атомах психики»), а не на изучении целого. В качестве основных элементов рассматривались ощу­щения, образы и эмоциональные состояния. Единственным инструментом иссле­дования признавался метод интроспективного наблюдения.

 

В рамках парадигмы функционализмаобосновывалась целесообразность изучения процессов функционирования психики («психической деятельности»), и ставилось под сомнение стремление «разложить» психику на отдельные состав­ляющие. Каковы принципы работы сознания, какие функции выполняет психика в адаптации организма к окружающей среде, каковы последствия психической деятельности человека, какие индивидуальные различия порождают те или иные психические процессы, почему человек ведет себя так, а не иначе - вот основные вопросы, подлежащие изучению с позиций данной парадигмы. Интроспективный метод исследования здесь дополнялся экспериментальными опытами, объективными наблюдениями, тестами и опросами. Основы функционализма заложены в работах У.Джемса (1842-1910), Дж. Дьюи (1859-1952), Дж. Энжелла (1869-1949),Г. Кэрра (1873 - 1954), Р. Вудвортса (1869-1962).

Сторонники прагматической парадигмыисходят из того, что психология

Должна быть ориентирована на эффективное решение практических задач.

Основной посыл: «Результат важнее, чем процесс, и тем ценнее, чем полезнее его

прикладные последствия». Предыдущие парадигмы работали на исследовательские идеи,

академические изыскания и использовались лишь в лабораториях. Результаты

прикладной психологии должны давать практический эффект в сфере производства товаров и услуг, клиниках и больницах, школах и вузах, рекламном бизнесе и армии. Логика исследований, демократизм в выборе инструментария, энтузиазм в продвижении полученных результатов в практику - все работало на запросы повседневной жизни. Первые значимые результаты прикладной психо­логии проявились в работах Г. Холла (1844-1924) по психологии развития детей; Дж. Кеттела (1860-1944) и А. Бине (1857-1911) по тестированию умственных способностей; Л. Уитмера (1867-1956) по диагностике и лечению отклонений умственном развитии школьников; У. Скотта (1869-1955) по психологии рекла­мы, подбору персонала, психологии труда; Х. Мюнстерберга (1863-1916) по су­дебной, индустриальной и клинической психологии.

 

Поведенческая парадигмасвязана с упоминавшимися выше создателями и бихевиоризма и требовала отказаться от понятий «сознание», «образ», «разум», столь же недоступных, как и сама душа. Психологию должны интересовать лишь поведенческие акты, поддающиеся наблюдению, описанию и оценке. Прогнозирование и управление поведением человека в целом, включая влияние окружающей среды, - вот главная задача психологии. Инструментарий бихевиоризма ограничился объективными методами, исключив интроспективные. «Отцом» бихевиоризма признается Дж. Уотсон (1878-1958):

 

Парадигма целостностиобоснована в рамках гештальт-психологии и исходит из положения, что при исследовании приоритет следует отдавать целостным структурам, так как целое всегда больше суммы его отдельных частей. Объекты окружающего мира воспринимаются органами чувств мгновенно и самопроиз­вольно в виде целостных образований, а не отдельных составляющих. Различ­ные мелодии порождаются одними и теми же музыкальными нотами в их различ­ных комбинациях. Однако эти мелодии не прослушиваются ни в одной из отдельных нот. Основателями данной парадигмы были М. Верттхеймер (1880-1943), К Коффка (1886-1941), В. Келер (1887-1967), К. Левин (1890-1947).

 

Парадигма бессознательного(в основе - психоаналитическая теория) базируется на идее, что поведение человека контролируется не столько разумом (сознанием), сколько бессознательными силами, не зависящими от сознания («рассудок не является хозяином в собственном доме»). Именно неосознаваемые влечения, желания и защитные механизмы определяют всю повседневную жизнь человека. Исследовательский арсенал не включал сбор данных, контроли­руемый эксперимент и статистическую обработку получаемых результатов. Все сводилось к анализу вербального и невербального поведения испытуемого и ба­зировалось больше на интуиции и критическом «чутье» психолога. Идеи данной парадигмы отражены в работах 3. Фрейда (1856-1939) и его последователей:

 

К. Юнга (1875-1961), А. Адлера (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), r Мюррея (1893-1988), Э:Эриксона (1902-1994).

 

Гуманистическая парадигмаотрицает рассмотрение человека в качестве пассивного биопсихического существа, ситуативно реагирующего на текущие раздражители или как индивида, который находится во власти бессознательных сил. Человек, по мнению гуманистов, целостен, потому нельзя рассматривать и делать акцент только на одной его грани. В каждой личности заложено стремление сделать себя лучше, реализовать свои возможности через собственный сознательный опыт. Наивысший мотив жизнедеятельности любого человека проявляется во врожденном стремлении к самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию. Идеи гуманистической парадигмы связаны с Г. Олл­портом (1897-1967), А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерсом (1902-1987) и др.

 

Парадигма развитиясодержит идеи, согласно которым психика человека развивается через ряд характерных познавательных стадий, которым соответ­ствуют типовые способы мышления. При этом природа наделяет новорожденно­го универсальными механизмами обработки входящей информации. С некоторы­ми отличиями в деталях таких взглядов придерживались Ж. Пиаже (1896-1980), Л. Кольберг (1927-1987), А. Валлон (1879-1962).

 

В центре внимания когнитивной парадигмынаходятся психические позна­вательные (мыслительные) процессы на сознательном и неосознаваемом уровнях и их решающее влияние на поведение. Каковы закономерности обработки инфор­мации в мыслительных процессах, каковы механизмы понимания речевых сигна­лов, формирования коммуникативных связей и решения новых задач - это лишь часть задач, решаемых в рамках когнитивной психологии. Ключевыми фигурами когнитивной психологии считаются дж. Брунер (р. 1915), Дж. Келли (1905-1966),

Дж. Милллер (р. 1920), У. Найссер (р. 1928). .

 

Экзистенциальная парадигмаакцентирует внимание на таких аспектах су­ществования личности, как смысл жизни, переживания личностью своей жизни, соотношение внутренней природы человека и его внешней жизни. Утверждается, что человек по своей истинной природе устремлен к внутренней свободе, что тождественно его желанию всегда оставаться самим собой. Свободная личность формирует себя сама, абстрагируясь от всего (общества, социальных групп и пр.), кроме собственной субъективности. Главное требование к методическому инструментарию экзистенциальной психологии - ориентация на оригинальность и неповторимость личности. Наиболее влиятельные представители экзистенциальной психологии – Ж.Сартр (1905-1980), Р. Мэй (1909-1994) В. Франкл (1905-1997). '

 

Согласно деятельностный парадигме, все психические функции чело­века формируются, развиваются и проявляются в предметной деятельности; деятельность - способ взаимодействия человека с окружающим миром, вклю­чая и взаимодействие с другими людьми. В историческом плане сознание есть результат усвоения опыта деятельности. Именно в деятельности рождается, совершенствуется личность человека через появление потребностей, целей, мотивов.

Деятельность и сознание едины. Методы изучения психики весьма разнообразны и опираются на анализ психического отражения в процессе деятельности. Непосредственная разработка основ деятельностный парадигмы принадлежит С.Л.Рубинштейну (1889-1960) и А.Н.Леонтьеву(1903-1979).

Каждая из означенных выше парадигм внесла свой весомый вклад в развитие психологии как науки. Но иной раз сложности возникают с тем, что подходы и идеи многих парадигм отличаются, часто противоречат друг другу. Это в значительной степени усложняет развитие психологического знания и некоторые говорят о кризисном состоянии психологии. Но как в любом кризисе, важно его не как неразрешимую проблему, а как новую возможность следующих шагов.

 

5. Классификация методов психолоrии

 

Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. Поэтому неслучайно существование самых разных методов. Чтобы разобраться в этом разнообразии, рассмотрим одну из из наиболее популярных классификаций, предложенную в свое время советским психологом Б. Г. Ананьевым. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

 

1 Группа – организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается

на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого

явления. Он, по замечанию Б. Г. Ананьева, «сложнее метода «по­перечных» срезов, но более индивидуализирован». Комплексный метод предпо­лагает междисциплинарное изучение предмета: «Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами ... » (Б.Г. Ананьев).

 

2 группа - эмпирические методы - группа методов психологии, позволяю­щих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент, которые часто признаются

основными эмпирическими методами, а также психодиагностические методы, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятель­ности, биографический метод и др.

 

3 группа - методы обработки данных - подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).

 

4 группа - интерпретационные методы- различные приемы объяс­нения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопо­ставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) И структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

 

Ввиду того что часто психологам приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование ее познавательной сферы и т. д., помимо методов, указанных Б. Г. Ананьевым, целесообразно выделить еще одну группу.

 

5 группа - методы психологического воздействия- специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Особое значение в психологии отводится эмпирическим методам. Основными

методами «Добывания» научных знаний являются наблюдение и эксперимент.

 

Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном вос­приятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

 

Наблюдение, которым мы пользуемся каждый день, отличается от научного наблюдения. Житейское наблюдение, в отличие от научного, случайно, неорганизованно и не имеет четкого плана. Кроме того, научное наблюдение направле­но не только на регистрацию фактов, но и на выявление существенных причин исследуемого явления, что не характерно для житейского наблюдения. Предпо­ложение о том, что данные факторы являются существенными причинами того или иного явления, называется гипотезой. В процессе наблюдения производится проверка гипотезы с целью ее подтверждения или опровержения.

 

Для проведения научного наблюдения нужны гипотеза, план наблюдения и фиксирование полученных данных в специальной форме (протоколе или днев­нике). Для составления программы наблюдения необходимо ответить на следую­щие вопросы:

1. С какой целью наблюдать? (Определение цели и задач наблюдения.)

2.Что наблюдать? (Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.)

З. Как наблюдать? (Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на иссле­дуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации.)

4. Как регистрировать результаты? (Выбор способов регистрации наблюдае­мых объектов.)

5. Как анализировать полученные результаты? (Обработка и интерпретация полученной информации.)

Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.

 

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым на­блюдение может быть включенным и невключенным. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в деятельность группы, за которой ведется наблюдение на правах ее участника. Невключенное(или внешнее) наблюдение проводится без контактов наблюдателя с объектами. Невключенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности, поэтому его используют в исключительных случаях.

В зависимости от того когда происходит регистрация результатов, наблю­дение может быть сплошным и констатирующим. Сплошное наблюдение характеризуется тем, что ход событий фиксируется постоянно. Выборочное наблюдение заключается в том, что изучаемые процессы фиксируются в определенные промежутки времени.

 

Наблюдение также может быть констатирующим (когда происходит непосредственное описание происходящих событий) и оценивающим (в случае, если в процессе наблюдения к описанию добавляется оценка исследуемого явления по заранее заданной шкале). Когда в ходе наблюдения четко выделяются единицы наблюдаемого и происходит фиксация только их, говорят о формализованномнаблюдении.

В обратном случае (если четкие объекты фиксации не выделяются) речь идёт о неформализованном наблюдении.

Если для того чтобы выявить какие-либо закономерности в изучаемом явлении, исследователь изменяет определенные факторы, влияющие на это явление, то в этом случае мы в праве говорить об использовании такого метода, как эксперимент.

 

Эксперимент (от лат. experimeпtum - «проба», «опыт») - один из основных методов сбора информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует изменения в проявлении друго­го, изучаемого, фактора.

 

В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественныйэксперимент. В естественном эксперименте условия задаются незави­мыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учиты­вает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

Общие правила проведения лабораторного эксперимента:

 

· введение экспериментатором независимых переменных и контроль за воздействием на испытуемых (контроль за изменением зависимых переменных);

· Выделение контрольной и экспериментальной нруии для сравнения эффекта воздействия на испытуемых.

 

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия

испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

 

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделя­ют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае конста­тирующего эксперимента фиксируются те изменения, которые происходят неза­висимо от экспериментатора.

 

При констатирующем эксперименте регистрируются изменения в изучаемом явлении, происходящие независимо от экспериментатора. Роль эксперимента­тора в данном случае сводится к выявлению воздействующих факторов и от­слеживанию изменений. Формирующий эксперимент характеризуется тем, что изменения в изучаемом явлении происходят под воздействием факторов, вводи­мых экспериментатором. Те факторы, которые вносит исследователь, изменяют изучаемое явление и называются независимыми переменными, а явление, ко­торое подвергается изменению, называется зависимой переменной. Таким об­разом, в формирующем эксперименте закономерности развития исследуемых качеств, свойств, процессов выявляются путем активного их формирования.

 

Помимо методов наблюдения и эксперимента в психологии используются и другие методы сбора первичной информации о психических явлениях. Значи­тельное место среди них занимает группа так называемых психодиагностических методов, теоретические основы и принципы использования которых изучает пси­ходиагностика.

 

Психодиагностика - раздел психологии, изучающий принципы, ме­тодические приемы и средства построения и применения диагно­стических процедур с целью определения количественных и качествен­ных характеристик психологических феноменов.

 

В соответствии с одной из классификаций к группе психодиагностических ме­тодов относятся опросные методы, тесты и анализ продуктов деятельности.

 

Опросные методыоснованы на получении словесной информации от ис­пытуемых. Опросные методы подразделяются на анкетирование (информация предоставляется испытуемыми в письменном виде), интервью (устные ответы испытуемого на устные вопросы исследователя), беседу (многостороннее об­суждение вопроса, интересующего исследователя). Вопросы, используемые в группе опросных методов, могут быть открытыми, (если ответ исследуемого не ограничивается, он имеет свободу в выборе того, что писать) и закрытыми (исследуемый должен выбрать тот или иной ответ из ряда предложенных иссле­дователем).

 

Существуют правила составления вопросов, используемых в данной группе методов. Вот перечень некоторых из правил:

1. Каждый вопрос должен быть логически законченным.

2.В вопросе не должно быть сложных понятий, узкоспециализированных тер­минов, слов с двойным значением и т. д.

3. Вопросы должны быть максимально конкретными и короткими.

4.При сообщении в ходе опроса малознакомой информации она должна быть доступно разъяснена.

5. Формулировка вопросов должна быть такой, чтобы исследуемый не был склонен давать формальные, стереотипные ответы.

6. Вопрос не должен наталкивать исследуемого на тот или иной ответ.

 

Одним из наиболее часто употребляемых психодиагностических методов яв­ляется тест. Его основная сильная сторона - это возможность количественно выразить характеристики исследуемого явления.

 

Тест - стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемому предъявляется набор заданий, результаты выпол­нения которых служат показателем особенностей тех или иных психи­ческих характеристик.

Каждый научный тест проходит через проверку на соответствие его многочисленным требованиям, основными из которых являются валидность и надежность. Валидностьпоказывает, насколько данная методика позволяет измерять именно те характеристики, которые она измеряет. Данный показатель может быть получен в результате сопоставления результатов, полученных при помощи нового теста с проверенным тестом, измеряющим те же качества (показатели должны быть сходными). Другим вариантом оценки валидности является установление соотношения между результатами тестового исследования и проявлением изучаемого явления в реальной жизни.

Надёжность указывает на то, насколько устойчивы результаты, полученные с мощью теста. Надежность также может определяться различными способами. Например, тест может проводиться двумя разными людьми с одими и теми же испытуемыми. Либо тестирование одних и тех же испытуемых осуществляется через некоторое время. Чем устойчивее результаты, тем надёжнее тест. Но при этом следует помнить, что существуют случаи, когда изучаемое тестом психическое явление является нестабильным по своей при­роде и поэтому подверженным частым изменениям. В данном случае надежность проверить невозможно.

Ещё одним диагностическим методом выступает анализ продуктов деятельности. Под продуктами деятельности в данном случае выступа­ют материализованные результаты активности человека (например, сочинения, рисунки, поделки и т. д.). При использовании данного метода первоначально определяются те характеристики продуктов деятельности, на которых будет проводиться анализ. Затем полученные показатели фиксируются, подсчитываются, и дается качественная интерпретация полученным результатам.

Таким образом, методы психологии разнообразны и специфичны по отношению к целям и задачам исследования. Каждый метод обладает определенными возможностями и имеет свои ограничения. Это важно осознавать при проведении психологического исследования.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Психология изучает психические явления. Как можно конкретизировать предмет психологии?

2. В каких сферах и при решении каких задач, на ваш взгляд, роль психологии

особенно важна?

З. Почему психология имеет особое значение для сферы образования?

4.Какие психологические науки в наше время особенно интенсивно развиваются?

5.Каковы особенности развития психологии на различных этапах?

6.Почему для развития психологии важно существование различных парадигм?

7.Чем отличаются понятия «метод» и «методика»?

8.Какие группы методов выделяют в психологии?

 

Тема 1.2. Психика и сознание

 

Вопросы лекции:

1. Основные этапы развития психики в филогенезе. Сознание как высшая

форма развития психики.

2.Содержание, структура, состояния и функции сознания.

3.Сознание и бессознательное.

4.Сознание и самосознание.

5. Основные этапы развития психики в филогенезе. Сознание как высшая форма развития психики.

 

Развитие психики в филогенезе - это качественные изменения психики, про­исходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения мо­гут происходить на биологической или общественно исторической основе.

 

Филогенез (от греч. phyle - «рад», «племя», «вид» и geпos - «про­исхождение») - историческое формирование группы организмов.

 

В психоологии филогенез понимается как процесс возникновения и истори­ческого развития (эволюции) психики. А если речь идет о психике человека, то первостепенное значение приобретает процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

 

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к во­просу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистри­руемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин - «абио­тические») воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобре­тает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и уста­навливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможно­сти его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности живот­ные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы, означающие либо наличие «живой пищи», либо приближающуюся опасность; услышать их - зна­чит начать охоту за пищей или избежать смертельного нападения.

 

 

Прежде чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях. Первое положение: как показал Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается мс усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением днеятельности. И в свою очередь делает возможным ее дальнейшее раз­витие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности). Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развитие. Животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладала развитой психикой. А.Н.Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т. е. наличествует ощущение – способность отражать отдельные свойства предмета). Основная форма поведения - таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты - врожденная программа поведения, или видовой опыт животного. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных. Возможно, что элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории.

 

2. Стадия перцептивной психики (возникает отражение целостных пред­метов, т. е. возникает восприятие). Основная форма отражения - предметное восприятие, т. е. животные способны отражать предметы в виде целостных психических образов. Возникновение и развитие у животных перцептивной псих­ики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений.

 

Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Основная форма поведения - навыки. Навыки - приобретенная программа поведения или личный опыт животного. У позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается воз­можным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первоначально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг является чисто обонятельной формацией, составляя как бы продолжение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих)

удельный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств. Одновременно развиваются и орга­ны внешних движений - эти «естественные орудия» животных, вызванные теми или иными условиями среды их обитания (бег, лазание, преследование добычи, преодоление препятствий и т. п.). У животных впервые возникают чувственные представления. Хотя вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно сви­детельствует о том, что животные имеют представления.

З. Стадия интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

а) сенсомоторный интеллект; б) сознание. Основная форма отражения - отра­жение межпредметных связей. Основная форма поведения - интеллектуальная. Основные черты интеллектуального поведения: 1) способность решать двухфаз­ные задачи, в которых существует особая ориентированно-исследовательская подготовительная фаза и фаза исполнения; 2) способность решать одну и ту же задачу разными способами; 3) перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; 4) использование примитивных орудий; 5) наличие ин­сайта. На этой стадии возникает способность познавать мир вне зависимости от биологических потребностей. Конечно, интеллект животных - ЭТО совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огром­ное качественное различие. Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. В эксперименте перед человекоподобными обезьянами ставились задачи, а для их решения необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Например, в вольере, где содер­жались животные, на верхней решетке подвешивались бананы, непосредственно овладеть которыми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Единственно возможный способ достать в данной ситуации бананы заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подставкой. Наблюдения показывают, что обезьяны эту задачу решают без замет­ного предварительного научения. Итак, если на более низкой ступени развития операция формировалась медленно, путем многочисленных проб, в процессе ко­торых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, «лишние» движе­ния столь же постепенно затормаживались, отмирали, в этом случае у обезьяны мы наблюдаем сначала период полного неуспеха: множество попыток, не при­водящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводила к успеху. Это первая характерная осо­бенность интеллектуальной деятельности животных. Вторая характерная ее осо­бенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т. е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб. Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в кото­рых впервые возникло данное решение. Например, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью палки, то, оказывается, что если теперь ее лишить палки, она легко использует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение мода по отношению к клетке, если вообще несколько изменить ситуацию, то животное все равно сразу находит нужное решение. Реше­ние, т. е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливается к этой новой, несколько отличной от первой ситуации. Четвертая особенность интеллек­туальной деятельности заключается в способности решения двухфазных задач (например, для того, чтобы решить задачу, обезьяна должна раньше взять более короткую палку, достать ею длинную палку, а затем уже с помощью длинной палки пододвинуть к себе приманку). Наличие фазы подготовки и составляет харак­терную черты интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

 

Таким образом, развитие этих трех форм психического отражения соверша­ется вместе с усложнением строения организмов и в зависимости от развития той деятельности, вместе с которой они возникают.

Только у человека интеллектуальная деятельность достигает полного развития и осуществляется сознательно. Сознание поэтому вступает в качестве высшей формы, высшего уровня развития психики. Л. С. Выготский назвал этот этап развития стадией высших психических функций. Элементы сознательной психики появляются уже у примитивного человека-питекантропа.

 

Сознание - это способность отражать окружающий мир в его оюъективных, устойчивых и не зависящих от субъекта связях.

 

Если развитие психики животных основано на законах биологической эволюции, то развитие психики человека основано на законах общественно-исторического развития. Вертикальное положение тела обезьян и стадный образ жизни - это чисто биологические предпосылки возникновения человека, но их реализация непосредственно подводит к возникновению социально-исторических условий появления человека. Решающим условием, благодаря которому возникло сознание, явился труд, орудийный труд, совместный труд.

Можно выделить пять черт, отличающих сознание человека от психики животных:

1. Сознание представляет собой единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира (изменение психик­и животных оказывается обусловленным лишь опытом данной особи, человек может пользоваться опытом всего человечества; у животных не существует познавательного отношения к действительности).

2. Сознание человека активно, оно позволяет творчески и целенаправленно преобразовывать действительность.

3. Сознание выступает как отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений.

4. Сознание способно к прогнозированию деятельности (это возможно на о­снове раскрытия причинно-следственных связей, причем имеет место не просто опережающее отражение, как у животных, а именно прогнозирование будущего).

5. Сознание человека предполагает его самосознание (человек выделяет се­бя из окружающего мира, осознает себя как субъекта деятельности, он осознает себя как способного выработать собственное отношение к действительности).

 

Итак, сознание конституирует, интегрирует многообразные явления человече­ской реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Челове­ком. Человеческое бытие - это осознанное бытие.