В современном мире

Основные задачи и роль психологии

 

Изучение психических явлений имеет важнейшее значение для повышения качества жизни. Если мы хотим что-либо изменить в своей жизни, то должны начать с познания своих психологических особенностей (установок, убеждений, черт ха­рактера и других «составляющих» внутреннего мира). Многие проблемы общества также имеют психологические причины. Этим определяется масштабная роль психо­логии в жизни как отдельного человека, так и социума. Чем значимее будет влияние психологии во всех сферах жизни, тем выше будет уровень психологической культу­ры в нашем обществе, тем более мудрые решения будут приниматься.

Обозначим лишь некоторые сферы, в которых психологические знания игра­

ют важнейшую роль.

Повышение уровня благосостояния и качества жизни,

 

Решение задач экономического характера «упирается» в «человеческий фак­тор». П. Друкер писал: «Только человеческие ресурсы могут производить экономи­ческие результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет большим, чем сумма входов».

 

Передовые страны живут в эпоху интеллектуального труда, когда самым глав­ным «капиталом» выступает человек. В настоящее время подходы индустриаль­ной эпохи, когда человек рассматривается как «вещь» или «расходный материал», не дают серьёзного экономического эффекта. Только если будут созданы условия для использования всех внутренних ресурсов человека, можно рассчитывать и на высокие экономические показатели, и на повышение качества работы, и на удо­влетворенность человека своей жизнью.

Эффективное управление на всех уровнях.

 

Какой бы аспект теории и практики управления экономикой ни рассматри­вался, он всегда связан с управлением людьми, через людей и во имя людей.

Если придерживаться строгой терминологии, то управлять можно лишь экономическими, (экологическими, этическими, эстетическими и т. д.) интересами человека, но не экономикой. Мысль о приоритете человеческого фактора в управлении прекрасно выразил Антуан де Сент Экзюпери: «Если хочешь построить корабль, то не собирай мужчин для того, чтобы приобрести древесину, подготовить инструмент, распределить работу или распределить задачи, а учи их тоске по просторам моря... Каторга не там, где люди работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжелый труд. Каторга там, где удары киркой лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми». Философия успешно функционирующих структур самого различного назначения и уровня в центр внимания всех проблем ставить человека как наивысшую ценность.

Эффективная организация сферы услуг

Организация сферы услуг затрагивает повседневные интересы каждого чело­к. Ее роль и вклад в социально-экономический прогресс, в улучшение уровня

благосостояния людей постоянно повышается. Эта сфера буквально соткана из психологических аспектов. Здесь рассмотрению подлежат потребности людей и их взаимоотношения в процессе обслуживания (психология общения с клиентом, заключения сделок, психология рекламы, покупательского спроса, создание имиджа фирмы и многое другое). Опыт работы зарубежных сервисных фирм показывает, что повышение психологической грамотности торговых работников всего лишь на 1 О % при водит к повышению объема продаж до 50 %.

Охрана здоровья и обеспечение работоспособности.

Лечить, как известно, надо не болезнь, а человека. Действительно, одна и та же болезнь протекает у разных людей по-разному. Закономерности нарастания усталости также различны. Поэтому при лечении требуется учет индивидуально­-личностных характеристик человека. В настоящее время неврозами страдает 1/8 часть населения земли. Стрессы обходятся американской казне ежегодно в 150 млрд долларов. В России на каждые 100 тыс. жителей приходится 50 самоубийц. Общепризнанно, что истинные причины всех этих недугов - в психике людей. Психология не может ждать, пока одна половина человечества станет лечить другую ... Содействуя повышению уровня психологической культуры, пси­хология влияет и на физическое здоровье людей.

Сфера образования.

Особое значение психология имеет для сферы образования. Здесь можно говорить о различных аспектах, Например, по результатам исследований можно сделать выводы об экономическом эффекте грамотных решений в сфере обра­зования. Так, предварительная оценка профессиональной склонности к обуче­нию той или иной профессии позволяет экономить средства на обучение в де­сятки раз.

 

В свое время еще К. Д. Ушинский заметил, что педагогика - это своего рода практическая психология, и для того чтобы правильно развивать и воспитывать детей, их надо знать во всех отношениях. Поэтому при изучении данного учебно­го курса основной целью является развитие психологических знаний, которые по­могут будущим педагогам эффективно организовать свою деятельность, познать себя и развить свою личность. Таким образом, основная роль получаемых психо­логических знаний связана с самореализацией педагогов и созданием в будущем

условий для развития их воспитанников. .

 

Если конкретизировать задачи, которые решает психология в сфере образо­вания, можно выделить следующие из них:

 

· изучение и учет возрастных особенностей детей при создании развивающей среды в образовательных учреждениях;

 

· реализация индивидуального подхода при взаимодействии с каждым ребен­ком на основе познания его индивидуально-психологических особенностей;

· а повышение психологической культуры педагогов и родителей;

 

· содействие самореализации педагогов в профессиональной деятельности на основе психологических знаний и др.

 

Изучение психологии может позволить людям, занятым педагогической дея­тельностью, быть не только успешными в профессиональной деятельности, но и жить полноценной жизнью. Для этого важно, чтобы основной целью для них была бы не сдача экзамена или зачета, а стремление постоянно приближаться к пониманию сути внутреннего мира людей. Это поможет найти ответы на многие вопросы, которые возникают у каждого человека, стремящегося жить полноцен­но; поможет быть самим собой, и уметь выходить за пределы своего эго одно­временно, чтобы общаться с другим человеком по-настоящему.