ІМесго психологии в системе наук. Отрасли психологии

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состо­ит в том, что она, синтезируя достижения ряда других областей научного зна­ния, является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором большинства науч­ных дисциплин, объектом исследования которых является человек. По мнению Б. Г. Ананьева, психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания. Интеграцию знания о человеке на более высоком уровне обобщения призвана обеспечить философия.

Психология тесным образом связана с различными науками. Связь психоло­гии с физиологией обусловлена тем, что, устанавливая закономерные зависи­мости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности че­ловека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Очевидно также влияние биологии на психологию. В частно­сти, идеи Ч. Дарвина позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. В то же время следует всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Большое значение для развития психологии имеет ее связь с общественными науками Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими обще­ственными науками, приводит к постановке многих психологических проблем. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно рас­крыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового по­ведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привы­чек, социальных установок и ценностных ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений. С другой стороны, многие психологические факторы могут быть по­няты только на основе анализа социальных процессов. Важнейшие формы пси­хической деятельности человека возникают в условиях социума, формируются под воздействием предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, использования орудий труда и языка.

Особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю.

В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие пси­хологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, их динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют суще­ственное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка эффективных методов обучения и воспитания и т. д.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систе­му научных дисциплин. Структура современной психологической науки сложна. Она включает ряд научных направлений, имеющих высокую автономность иссле­дований. Психология весьма «плодовита»: она порождает новое научное направ­ление через каждые 4-5 лет. Характерно, что «старые» направления мирно сосу­ществуют с новыми. При всем равноправии направлений в структуре психологии можно выделить фундаментальные, прикладные, общие и специальные науки.

 

 

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике пси­хологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

 

Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п. Фундаментальные науки ­это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных ха­рактеристик человека, его поведения и деятельности. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная пси­хология, дифференциальная психология, психология развития.

 

Прикладные психологические науки порождены запросами практики и слу­жат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психо­логия, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.

 

По критерию количества потребителей результатов исследований психо­логические науки иногда подразделяют на общие и специальные.

 

Общие психологические науки ставят, решают проблемы и получают резуль­таты, в которых заинтересованы все другие отрасли. Их «продукция» играет интегративную роль в системе психологических наук. Полноправным представителем этого класса психологических наук является общая психология. Общие закономерности протекания психических познавательных процессов, например, выявленные в рамках общей психологии, используются при создании методик обучения детей в школе (педагогика), методик восстановления нарушенной памяти (медицина), методик специальной подготовки операторов сложных си­стем управления (техника). А деятельностный подход к исследованию психики человека, о котором пойдет речь далее, положен в основу изучения объектов всех специальных психологических наук в отечественной психологии.

 

Специальные психологические науки решают проблемы, касающиеся вполне конкретных групп психических явлений в социальной жизни, педагогической сфе­ре, медицине, технике и т. д.

 

Все эти разновидности научных отраслей меньше всего связаны между собой отношениями субординации, и перед ними не стоит вопрос «кто главнее?». Это взаимопроникающие отрасли, стимулирующие научный прогресс психологии че­рез свои специфические интересы, через постановку друг перед другом проблем, подлежащих решению во имя общего психологического знания. И все же особая роль в системе психологических наук отводится общей психологии, которая при­звана изучать общие закономерности психических явлений.

 

О6щая психология - теоретико-экспериментальная наука, изуча­'-'" ющая общие закономерности психических явлений, определяющая основные принципы и методы психологии.

 

Результаты, полученные в рамках общей психологии, ложатся в основу изуче­ния всех остальных отраслей психологии. Поэтому она является своеобразным фундаментом для всех других научных психологических направлений. Это свое­образный «букварь» психологии. И как каждый букварь уступает художествен­ной книге (или сказкам) в увлекательности, так и общая психология на фоне по­рождаемых ею психологических направлений выглядит несколько скучноватой и старомодной.

 

Занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, общая психология неустанно от­слеживает результаты, получаемые в смежных областях знаний и в специальных отраслях психологии. Научный продукт общей психологии - фундаментальные

Знания ,касающиеся общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов ее исследования. Комплекс знаний почерпнутых в общей психологии, отражает текущее научное представление обо всех формах психической жизни на различных этапах

истории человечества. Отсюда можно заключить, что общая психология играет

роль своеобразного компаса в лабиринте психологических проблем, дающего исследователю возможность четко представить свое местонахождение в настоя-

щий момент, а также направление движения.

Итак, по мере развития психологического знания возникали и возникают различные отрасли психологии.

Кратко обозначим некоторые из этих отраслей.

Социальная психология изучает закономерности жизнедеятельности людей обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Педагогическая психология исследует психологиче­ские закономерности, связанные с обучением и воспитанием. Она во многом зависит от развития возрастной психологии, в рамках которой рассматриваются вопросы развития психики на разных возрастных этапах. Возрастная психология имеет свою внутреннюю дифференциацию. В ней выделяются детская психология (изучаются ­закономерности психического развития ребенка); подростковая психология; психология юности; психология взрослого человека; геронтопсихология (изучает зак­ономерности психического развития пожилых людей).

Дифференциальная психология в качестве своего предмета выделила индивидуально-психологические различия между людьми.

Психология труда увязывает психические процессы и свойства личности в единый проблемный узел с предметами и орудиями труда.

Инженерная психология проектирует процессы информационного взаимодействия

Технических средств и систем с человеком-оператором.

Психология управления выявляет психологические особенности управленческой деятельности.

Псuxолоаномальных явлений (парапсихология) занимается изучением психических процессов, состояний и свойств объектов, необъяснимых с точки зрения известных законов и принципов.

Семейная психология нацелена на выявление условий благоприятного развития внутрисемейных взаимоотношений.

Психолингвистика изучает обусловленность речи и ее восприятия структурой соответствующего язы­к.

Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества. Медицин­ская психология занимается психологическими аспектами гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие худо­жеcтвенных ценностей.

Психология спорта исследует закономерности психики в процессе соревновательной и тренировочной спортивной деятельности.

Пси­хология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Эко­логическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия чело­века и окружающей среды. Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей лично­сти. В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфи­ческом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие об­щей психологии, но богато и собственными методами, подходами и приемами.

 

Из представленного списка отраслей видно, насколько широк спектр прак­тического применения психологии. Важно отметить, что эта панорама включа­ет задачи разного масштаба: от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Однако надо помнить, что каждая из отраслей рассматривает лишь какую-то грань психической жизни и потому во многом не позволяет увидеть изучаемую проблему в целом. Для по­лучения объективной и полной информации важно придерживаться комплекс­ного подхода, когда в исследовании проблемы принимают участие специалисты не только разных психологических наук, но и других научных дисциплин.