ІМесго психологии в системе наук. Отрасли психологии
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя достижения ряда других областей научного знания, является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором большинства научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. По мнению Б. Г. Ананьева, психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания. Интеграцию знания о человеке на более высоком уровне обобщения призвана обеспечить философия.
Психология тесным образом связана с различными науками. Связь психологии с физиологией обусловлена тем, что, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Очевидно также влияние биологии на психологию. В частности, идеи Ч. Дарвина позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. В то же время следует всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Большое значение для развития психологии имеет ее связь с общественными науками Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке многих психологических проблем. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ценностных ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений. С другой стороны, многие психологические факторы могут быть поняты только на основе анализа социальных процессов. Важнейшие формы психической деятельности человека возникают в условиях социума, формируются под воздействием предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, использования орудий труда и языка.
Особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю.
В развитии всех областей педагогики возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, их динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин. Структура современной психологической науки сложна. Она включает ряд научных направлений, имеющих высокую автономность исследований. Психология весьма «плодовита»: она порождает новое научное направление через каждые 4-5 лет. Характерно, что «старые» направления мирно сосуществуют с новыми. При всем равноправии направлений в структуре психологии можно выделить фундаментальные, прикладные, общие и специальные науки.
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике психологические науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные психологические науки создают информационную базу для понимания психики людей безотносительно к тому, к какой народности они принадлежат, где проживают, чем занимаются и т. п. Фундаментальные науки это источник универсальных знаний, касающихся индивидуально-личностных характеристик человека, его поведения и деятельности. К числу фундаментальных психологических наук относятся, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология развития.
Прикладные психологические науки порождены запросами практики и служат ей в повседневной жизни, помогая решать текущие проблемы, возникающие в жизни людей. Примерами прикладных наук могут служить юридическая психология, психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, медицинская психология, психология управления.
По критерию количества потребителей результатов исследований психологические науки иногда подразделяют на общие и специальные.
Общие психологические науки ставят, решают проблемы и получают результаты, в которых заинтересованы все другие отрасли. Их «продукция» играет интегративную роль в системе психологических наук. Полноправным представителем этого класса психологических наук является общая психология. Общие закономерности протекания психических познавательных процессов, например, выявленные в рамках общей психологии, используются при создании методик обучения детей в школе (педагогика), методик восстановления нарушенной памяти (медицина), методик специальной подготовки операторов сложных систем управления (техника). А деятельностный подход к исследованию психики человека, о котором пойдет речь далее, положен в основу изучения объектов всех специальных психологических наук в отечественной психологии.
Специальные психологические науки решают проблемы, касающиеся вполне конкретных групп психических явлений в социальной жизни, педагогической сфере, медицине, технике и т. д.
Все эти разновидности научных отраслей меньше всего связаны между собой отношениями субординации, и перед ними не стоит вопрос «кто главнее?». Это взаимопроникающие отрасли, стимулирующие научный прогресс психологии через свои специфические интересы, через постановку друг перед другом проблем, подлежащих решению во имя общего психологического знания. И все же особая роль в системе психологических наук отводится общей психологии, которая призвана изучать общие закономерности психических явлений.
О6щая психология - теоретико-экспериментальная наука, изуча'-'" ющая общие закономерности психических явлений, определяющая основные принципы и методы психологии.
Результаты, полученные в рамках общей психологии, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологии. Поэтому она является своеобразным фундаментом для всех других научных психологических направлений. Это своеобразный «букварь» психологии. И как каждый букварь уступает художественной книге (или сказкам) в увлекательности, так и общая психология на фоне порождаемых ею психологических направлений выглядит несколько скучноватой и старомодной.
Занимаясь основополагающими проблемами, закономерностями процессов познания и исследованием свойств личности, общая психология неустанно отслеживает результаты, получаемые в смежных областях знаний и в специальных отраслях психологии. Научный продукт общей психологии - фундаментальные
Знания ,касающиеся общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов ее исследования. Комплекс знаний почерпнутых в общей психологии, отражает текущее научное представление обо всех формах психической жизни на различных этапах
истории человечества. Отсюда можно заключить, что общая психология играет
роль своеобразного компаса в лабиринте психологических проблем, дающего исследователю возможность четко представить свое местонахождение в настоя-
щий момент, а также направление движения.
Итак, по мере развития психологического знания возникали и возникают различные отрасли психологии.
Кратко обозначим некоторые из этих отраслей.
Социальная психология изучает закономерности жизнедеятельности людей обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Педагогическая психология исследует психологические закономерности, связанные с обучением и воспитанием. Она во многом зависит от развития возрастной психологии, в рамках которой рассматриваются вопросы развития психики на разных возрастных этапах. Возрастная психология имеет свою внутреннюю дифференциацию. В ней выделяются детская психология (изучаются закономерности психического развития ребенка); подростковая психология; психология юности; психология взрослого человека; геронтопсихология (изучает закономерности психического развития пожилых людей).
Дифференциальная психология в качестве своего предмета выделила индивидуально-психологические различия между людьми.
Психология труда увязывает психические процессы и свойства личности в единый проблемный узел с предметами и орудиями труда.
Инженерная психология проектирует процессы информационного взаимодействия
Технических средств и систем с человеком-оператором.
Психология управления выявляет психологические особенности управленческой деятельности.
Псuxолоаномальных явлений (парапсихология) занимается изучением психических процессов, состояний и свойств объектов, необъяснимых с точки зрения известных законов и принципов.
Семейная психология нацелена на выявление условий благоприятного развития внутрисемейных взаимоотношений.
Психолингвистика изучает обусловленность речи и ее восприятия структурой соответствующего язык.
Юридическая психология изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.
Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества. Медицинская психология занимается психологическими аспектами гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.
Психология искусства изучает свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художеcтвенных ценностей.
Психология спорта исследует закономерности психики в процессе соревновательной и тренировочной спортивной деятельности.
Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.
Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды. Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.
Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато и собственными методами, подходами и приемами.
Из представленного списка отраслей видно, насколько широк спектр практического применения психологии. Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба: от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Однако надо помнить, что каждая из отраслей рассматривает лишь какую-то грань психической жизни и потому во многом не позволяет увидеть изучаемую проблему в целом. Для получения объективной и полной информации важно придерживаться комплексного подхода, когда в исследовании проблемы принимают участие специалисты не только разных психологических наук, но и других научных дисциплин.