Тема 1. Ведение. Цели и задачи курса, базовые понятия курса

Лекция 1

Тексты лекций

IV. Анализ и оценка работ.

III. Практическая работа.

- Можете приступить к работе.

Во время практической работы я выступаю в роли консультанта, отвечаю на поставленные вопросы. Провожу индивидуальную работу с учащимися по устранению каких-либо недочетов. Если ошибка является массовой, прекращаю работу учеников и обращаю их внимание на ошибку, а так же на возможность ее исправления (использовать педагогический рисунок).

В процессе работы ученики пользуются методическими пособиями, расположенными на доске.

Если ребенком было найдено интересное решение цвета, композиции и др., то работу ученика можно продемонстрировать всему классу.

Во время практической работы звучит музыка.

- Подведём итог нашего исследования , посмотрите какие замечательные получились изделия. ( выставка работ )

- Давайте оценим себя . Перед вами лежат бабочки.

Если вы довольны своей работой , то прикрепите бабочку на зелёный цветок .

А если у вас были затруднения в работе , то на красный.

- Приберите свои рабочие места.

- Урок закончен.

по курсу “Технологии СКД: деловые отношния”

Составитель:доц. Калашникова А.В.

Цель:обобщить содержание дисциплины, раскрыть базовые понятия курса, выявить особенности общения, свойственные профессии менеджера социально-культурной деятельности (СКД)

Вопросы:

1. Цели и задачи курса «Технологии СКД: деловые отношения»

2. Обзор библиографических источников по дисциплине «Технологии СКД: деловые отношения»

3. Понятие «деловые отношения» и «социальная компетентность»

4. Деловые отношения как сциально-психологическая проблема (как разновидность интертипных отношений) и служебный этикет

Ключевые слова: деловые отношения, интертипные отношения, имидж делового человека, служебный и деловой этикет

Курс «Технологии СКД: деловые отношения» (общее количество академических часов - 78) изучается студентами специальности «менеджмент социальной и культурной -профессиональной ориентации будущего специалиста;

-адаптации студента в университете;

-обеспечению студентов необходимыми теоретическими знаниями по истории этикета и правилам дипломатического протокола;

-овладению технологиями создания имиджа делового человека и др.

Будущие менеджеры СКД в процессе изучения курса имеют возможность скорректировать свои мировоззренческие установки в направлении толерантности, получить основы мультикультурного образования. На практических и лабораторных занятиях студенты приобретают навыки: правильного поведения в обществе, на официальных мероприятиях, в процессе межкультурных отношений, создания имиджа успешного представителя делового мира. Получают необходимые менеджеру СКД умения: организации переговорного процесса, организации приема иностранной делегации с учетом официального статуса ее руководителя и норм протокольной практики и др. Самостоятельная работа включает следующие формы: создание мультимедийной самопрезентации (индивидуальной или групповой), подготовка реферата по предложенным преподавателем темам, письменное составление резюме, деловых бумаг (протоколов собраний, заявлений, деловых писем и др.), культурных ассимиляторов и др. Происходит самостоятельный сбор и систематизация материала для выступления с публичной речью на тему с общим названием “Не могу молчать”, затрагивающей социально-значимые проблемы современности и др. Форма контроля по результатам семестра – экзамен (стационар) и зачет (заочное обучение).

Делопроизводство в РБ ведется как на белорусском языке, поэтому материалы самостоятельной работы могут быть представлены на русском и белорусском языке (по выбору студента).

Содержание данного курса представляет деловые отношения как социально-психологическую проблему и коммуникативный процесс.

Эти подходы учитывались при составлении списка библиографических источников по дисциплине “Технологии СКД: деловые отношения”. К основной литературе по курсу причеслены наиболее известные белорусские и зарубежные авторы, изучающие деловые отношения как социально-психологическую проблему и как процесс межкультурной коммуникации.

Белорусские исследователи: Л.В.Лойко, Т.Н.Михалькевич, Э.Я.Соловьев (этикет международного общения); Н.В.Бонцевич, И.С.Врублевский, М.И.Котова, Т.М.Пташник (делопроизводство и деловые отношения); В.П.Шейнов, В.Е.Глушаков, А.С.Зубра (современные технологии менеджмента и управленческая культура); В.Р.Языкович, И.И.Калачева. О.Котович, Я.Крук (культурология); В.Д.Старичёнок, И.П.Кудреватых, Л.Г.Рудь (культура речи) и др.

Российские учёные: Г.В.Бороздина, А.А.Леоньтьев (психология общения); В.В.Шепель, Г.Г.Почепцов, А.Ю.Панасюк (имиджелогия); Р.И.Мокшанцев, В.Музыкант (социальная и рекламная коммуникация); И.Н.Кузнецов, А.Баксаков (корпоративная культура и управление персоналом);С.К.Бондырева, Б.А.Душков (проблемы толерантности и психология народов мира); Г.Л.Тульчинский, В.Е.Новаторов (менеджмент в сфере культуры); М.Р.Львов, М.И.Ханин (деловая риторика) и др.

Западные авторы: Д. Карнеги, А. Пиз, Д.Честара, Л. Браун, Р. Роузтри и работы других классиков менеджмента, имиджелогии и паблик рилейшнз, а также труды известных западных культурологов, исследовавших межкультурную коммуникацию и кросс-культурное поведение в бизнесе Р.Д.Льюиса, К.Гросс, Дж.Стоун, Р.Гестеланд и др.

В группу деловых услуг входят:

-профессиональные услуги

-управленческие

-информационные

-кадровые

-операционные

-банковские

-страховые

-рыночные

-реклама

-продажа

-посреднические услуги

-образовательные

-туристические

-культурные

Деловые отношения - отношения, определяемые задачами дела (бизнеса) и установками руководства. Деловые отношения направлены в результату, в отличие от личных отношений, чаще мотивируемых процессом. Особенности деловых отношений:

· направленность на результат

· регламентированность

Противоположенное понятие этичным деловым отношениям – моббинг (с 1985г.) - коллективное или индивидуальное действие, направленное на дискредитацию коллеги по работе. Для эффективных деловых отношенийи меет значение социальная компетентность (коммуникативная компетентность, эмоциональный интеллект) – умение личностей встречаться и общаться.

Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личного взаимодействия. Категория «компетентность» включает в себя емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. Опираясь на мнение ученых (В.А. Сластенин, А.К. Маркова, А.М. Новикова, Н. В. Кузьмина и др.) белорусский исследователь О.В. Рогачева считает, что в общем виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

Деловые отношения предполагают внутреннюю и внешнюю дисциплину и предполагают определенный уровень развития личности.

Коммуникативная компетентность формируется благодаря:

-освоению социальных ролей (руководитель, организатор, участник общения)

-опыт восприятия (освоения) искусства

В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный — межличностный; компетенция, от лат. competere — встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности: выражение; восприятие; открытость; сотрудничество; формирование; идентификация.

В деловых отношениях существует три типа этических правил и норм:

•формальные законы, устанавливаемые и охраняемые обществом;

•общечеловеческие этические нормы («не убей», «не укради» и т.д.);

•нормы группового поведения (профессиональные) - этика бизнеса, культура предпринимательской деятельности, правилы делового этикета.

С точки зрения психологии и соционики деловые отношения являются разновидностью интертипных отношений.

Средства общения:

-непосредственное (руки, голос)

-опосредственное (с использованием специальныж средств и орудий, напр., микрофон и др.)

-прямое (личный контакт)

-косвенное (через переводчика, модератора)

Деловое общение подчинено правилам служебного этикета и главным образом речевого служебного этикета.

Нормы современного служебного этикета имеют интернациональные признаки. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720г. «Генеральным регламентом» Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Речевой этикет, культура общения - совокупность норм культурного делового общения.Составляющие культуры делового общения:

-приветствие

-обращение

-знакомство

-приложение

-комплимент.

Техника общения – совокупность средств (приемов) используемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении (вербальная и невербальная – жесты, взгляды). Технику общения разделяют на технику поведения и технику слушания.

Стили общения:
-ритуальное
-манипулятивное
-гуманистическое
Способы взаимодействия партнеров друг на друга:
-заражение (интересная информация)
-внушение (авторитет, привлекательность)
-убеждение (интеллект, логика)
-подражание (позы и т. д.)

Деловой этикет отражен в шести известных правилах Д.Карнеги, и шести важнейших принципов этикета, которые формирует Д.Ягером. Д.Ягер и его контрольные ситуации, чтобы определить, что значит для бизнесмена деловой этикет.

Вывод:Деловые отношения — один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.

Литература:

1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учебное пособие /Г.В. Бороздина.– М.: ИНФРА-М, 2000, - 224с.

2. Басаков, А. Управление персоналом. Конспект лекций / А.Басаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 87с.

3. Человек. Общество. Государство: пособие для абитуриентов вузов / А.И. Авраменко, Т.И. Адуло, И.Н. Бобкова и др.; под общ. Ред. А.И. Авраменко, Ф.В. Пекарского. – 6-е изд. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. – 38с.