Деревообрабатывающие станки

 

При ремонте пассажирских и грузовых вагонов применяются пиломатериалы, фанера, древесные плиты. Для их механической обработки используют деревообрабатывающие станки поперечной распиловки, строгальные, фрезерные, сверлильные, долбежные.[55]

На однопильных торцовочных станках с прямолинейной подачей пильного суппорта выполняют поперечную распиловку (торцовку) досок, брусьев и щитов. Например, станок ЦПА-40 (рисунок 14.1) предназначен для точного поперечного распиливания. На станке обрабатывают детали шириной до 400 мм при высоте пропила не более 100 мм. Поворот суппорта в горизонтальной плоскости позволяет распиливать доски и брусья под углом к кромке. Станок встраивается в автоматические и поточные линии

 

 

1 – педаль включения гидропривода; 2 – маховичок подъема пилы;
3 – стойка; 4 – тяга для крепления стола; 5 – колонка; 6 – пила с электродвигателем; 7 – манометр; 8 – направляющая обойма; 9 – суппорт пилы; 10 – гидропривод; 11 – электродвигатель гидронасоса

Рисунок 14.1 – Торцовочный станок ЦПА-40:

 

Круглопильные станки для продольной распиловки бывают с ручной и механизированной подачей материала на пилу. Станки с ручной подачей позволяют раскраивать материал по всем направлениям и поэтому называются универсальными. Например, станок Ц-6 (рисунок 14.2) состоит из чугунной станины с вмонтированным в нее пильным валом, который может менять свое положение по высоте. Величина выступа пильного диска над рабочим столом регулируется маховичком. Установленная на столе линейка обеспечивает направление подачи материала при продольном распиливании, а для поперечного распиливания имеется другая направляющая линейка, устанавливаемая под любым углом к плоскости в пределах 45...135°.

 

 

 

1 – пильный вал; 2 – рабочий стол; 3 – упор; 4 – ограждение пилы; 5 – направляющая линейка; 6 – пила; 7 – маховичок подъема пильного вала; 8 – станина

 

Рисунок 14.2 – Круглопильный универсальный станок Ц-6:

 

На станке обрабатывают детали шириной до 400 мм при высоте пропила не более 100 мм.

 

 

Рисунок 14.3 – Фрагмент деревообрабатывающего участка в вагонном ремонтном депо Екатеринбург – Пассажирский

 

Для продольной распиловки с механической подачей пиломатериала применяют круглопильные станки ЦА-2А, ЦДК-5-2 пятипильный, ЦДК-4-2 однопильный и др. Станок ЦА-2А имеет одну или две пилы, установленные на расстоянии 10. .15 мм. Подача распиливаемого материала производится зубчатым диском, двумя нижними и одним верхним подающим вальцами. Для правильной установки материала на столе имеется направляющая линейка, перестав­ляемая по шкале на нужный размер отпиливаемой заготовки. На станке можно обрабатывать детали шириной не более 300 мм, длиной не менее 600 мм при высоте пропила до 80 мм.

 

 

15 Подъемно-транспортное и транспортное оборудование
предприятий по ремонту и техническому обслуживания вагонов

 

15.1 Общие сведения

 

Подъемно-транспортное и транспортное оборудование – оборудование, предназначенное для транспортировки вагонов и их частей в процессе ремонта в подразделениях депо, между подразделениями, по территории депо; при подъемке вагонов, для подъемки частей вагонов на эстакады и стенды, для подъемки рабочих, конвейеры.

По назначению и особенностям конструкций подъемно-транспортное и транспортное оборудование классифицируется на группы.

Основную группу подъемно-транспортного оборудования составляют грузоподъемные машины и механизмы.

Машина грузоподъемная - техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза.

Грузоподъемные машины и механизмы предназначены для перемещения грузов по вертикали или передачи их из одной точки площади в другую. Конструкции этих машин чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по конструктивным признакам, по назначению, по характеру выполняемой ими работы.

Для грузоподъемных машин характерна работа с повторно-кратковременными включениями, при которых рабочий орган и груз совершают возвратно-поступательные движения, а механизмы каждый раз реверсируются. Так, работа механизма подъема состоит из процессов подъема и опускания груза, подъема и опускания порожнего грузозахватного приспособления. Работа механизмов поворота и передвижения состоит из движений в одну и другую сторону, как с грузом, так и без него. Между периодами движения имеются паузы, в течение которых двигатель не включен и механизм не работает. Это время используется для загрузки и разгрузки грузозахватного устройства и для подготовки проведения следующего этапа движения. Процесс движения, в свою очередь, можно разделить на период неустановившегося движения,в течение которого происходит разгон (период пуска) или замедление (период торможения) поступательно движущихся и вращающихся масс груза и механизма, а также период установившегося движенияс постоянной скоростью.

 

15.2 Краны грузоподъемные: мостовые и однобалочные

 

Краны грузоподъемные – грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами

Краны грузоподъемные, применяемые в вагонных депо предназначены для подъема порожних вагонов при выкатке тележек, подъема частей вагонов на эстакады, станки и стенды, транспортировки крупногабаритных деталей вагонов в процессе ремонта в подразделении депо, погрузки-выгрузки деталей и сборочных единиц вагона из транспортных средств (электрокар, автомобиль, платформа, полувагон).

Классификация кранов грузоподъемных:

– По режимам работы. Согласно ГОСТ 25835 – 83 «Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы» режимы работы механизмов грузоподъемных машин в зависимости от условий их использования подразделяются на шесть групп,определяемых классом использования и классом нагружения. Класс использования механизмов отражает интенсивность использования механизма во время его эксплуатации.

– По виду грузозахватного устройства краны подразделяются на крюковые, грейферные, магнитные, клещевые и т. п.

– По роду привода краны подразделяются на краны с ручным и механическим (электрическим, гидравлическим, пневматическим и т. п.) приводами.

– По степени поворота стрелы крана относительно его опорной части краны могут быть неповоротные, полноповоротные и неполноповоротные.

– По способу опирания ходовой части на рельсовый путь краны могут быть опорного типа (мостовые краны), опирающиеся на путь сверху, и подвесного типа (кран-балки), перемещающиеся по нижним полкам рельсов подвесного кранового пути.

В вагонных депо используются краны мостового типа. Это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающимся по мосту. К этой группе кранов относятся собственно мостовые краны, козловые и полукозловые краны, настенные передвижные консольные краны. На вагоносборочных участках используются мостовые краны (рисунок 15.1).

Кран мостовой опорный – это кран, у которого мост опирается непосредственно на крановый путь, размещаемый на подкрановых строительных конструкциях.

В подразделениях депо применяются краны мостовые опорные общего назначения с электроприводом различной грузоподъемности:

вагоносборочный участок - 10; 12,5; 20 т; тележечный участок – 5 т; колесный парк – 3,2 т.[56]

Кран мостовой подразделяются на два вида: кран мостовой управлением с пола и кран мостовой управлением из кабины. Основным элементом любого мостового крана является подъемный механизм, который может быть изготовлен на базе стационарного тельфера, или самостоятельного подъемного механизма.

На рисунке 15.1 приведен общий вид мостового крана с управлением из кабины грузоподъемностью 12,5 т.

Мостовой кран состоит из моста 11, перемещающегося на ходовых колесах 3, установленных в концевых балках 4 моста крана, по подкрановым путям 2, закрепленных на консольных выступах колонн здания (пролета).

 

 

1 – кабина, 2 – подкрановый путь, 3 – ходовое колесо, 4 – концевая балка моста крана, 5 – кабель, 6,7,8 – тележка с механизмом её передвижения и механизмом подъема груза, 9 – троллеи, 10 – переходная площадка с ограждением, 11 – мост, 12 – линейка конечного выключателя, ограничивающего путь передвижения тележки, 13 – механизм передвижения

моста крана

 

Рисунок 15.1 – Мостовой кран грузоподъемностью 12,5 т. Общий вид

 

На тележке мостового крана размещены механизмы подъема и передвижения тележки.

Механизм подъема состоит из электродвигателя, соединенного длинным валом-вставкой с редуктором.

Механизм передвижения тележки состоит из двигателя, тормоза, вертикального зубчатого редуктора, двух ведущих и двух холостых ходовых колес. На раме тележки укреплена линейка конечного выключателя, ограничивающего путь передвижения тележки.

Питание электродвигателей механизмов передвижения осуществляется от цеховых троллеев, обычно изготовляемых из стали углового профиля и прикрепляемых к стене здания. Для подачи напряжения на кран может применяться кабель соответствующего сечения.

Основные данные и технические характеристики мостовых электрических кранов общего назначения приведены в ГОСТ 6711—81.

 

 

Рисунок 15.2 – Мостовой кран грузоподъемностью 10т. Вагоносборочный участок вагонного ремонтного депо Верхний Уфалей

 

Компания «Тяжмашкомплекс» является одним из ведущих в России поставщиков грузоподъемного оборудования (козловые краны, тали, кран-балки, мостовые двухбалочные краны, гидравлические штабелеры и др.).

Кран-балка является разновидностью подъемного крана мостового типа. Запускается в работу кран-балка с помощью электродвигателей, питающихся от электросети. Как правило, управление кран-балкой ведется либо из кабины, установленной на кран-балке,либо с пола при помощи кнопочного пульта или дистанционного (радио) управления. Существуют как электрические кран-балки с электроталями (рисунок 15.3), так и ручные. Их назначение – погрузочно-разгрузочные работы небольшой интенсивности в помещении или под навесом. Различают два вида: подвесная кран-балка (ГОСТ-7890-93) и опорная кран-балка (ГОСТ-22045-89).

Козловой кран применяется для осуществления грузоподъемных работ на открытых площадках и складах организаций. Предлагаемые нами козловые краны соответствуют ГОСТ 7352-88.

В мостовых кранов лидирует двухбалочный, поскольку именно они являются самыми распространенными грузоподъемными машинами, применяемыми в технологии производства материальных ценностей. Именно технология производства заказчика определяет, какой конкретно двубалочный мостовой кран необходимо использовать. Различают следующие виды кранов: крюковые, магнитные, траверсные, грейферные и другие двухбалочные мостовые краны. Параметры, на мостовой двухбалочный кран, регламентируются ГОСТ 27584-88.

Один из наиболее востребованных видов грузоподъемного оборудования – таль. Таль – это подвесное грузоподъемное устройство с ручным или электромеханическим приводом, стационарное или передвижное.

Кран мостовой 10 т режим работы А3 - А5

Краны мостовые электрические общего назначения ТУ 24.003.00211323-01. Используются для подъема и перемещения грузов. Предназначены для работы в климатических районах У и Т с категориями размещения 1,2,3 (ГОСТ15150-69).

 

 

Рисунок 15.3 – Кран мостовой электрический

 

 


Таблица 15.1 – Технические характеристики крана мостового электрического грузоподъемностью 10 т

Группа реж. работы Пролёт Lk, м Высота подъёма, м Скорость, м/с (±15%) Габаритные размеры, мм не более Наибольшая нагрузка на колесо крана, кН Масса крана, т не более Установленная мощность, кВт max
подъёма, м/с передвижения, м/с Ak B F H А3 А5
крана тележки
А3 10,5 12, 0,08 0,63 0,40 73,4 10,4 28,5 35,5
13,5 0,10 0,80 0,50 79,0 10,8
17,0 0,125 1,00 0,63 83,0 11,8
20,0       88,0 13,6
23,0       90,2 14,8
26,0 0,10 1,00 0,50 96,0 16,3
29,0 0,125 1,25 0,63 19,9 40,5
А5 31,5 0,20 1,60 0,80 22,0
34,5      
                             

 

 


 

 

Рисунок 15.4 – Мостовой кран грузоподъемностью 10т и кран-балка с тельфером. Вагоноколесные мастерские вагонного ремонтного депо

Горький – Сортировочный

 

Краны подвесные электрические однобалочные по ГОСТ 7890-23 предназначены для подъема и перемещения груза в помещениях или под навесом при температуре окружающей среды в пределах от -40°С до +40°С под напряжением 380в в режиме ЗК.

В отличие от опорных кранов, подвесные краны за счет наличия консолей при той же длине пролета позволяют обслуживать большую площадь и практически исключают наличие "мертвых" зон вдоль стен помещений.

Запрещается использование кранов во взрывоопасной и пожароопасной средах.

Рисунок 15.5 - Кран подвесной электрический однобалочный

На рисунке 15.6 представлен кран мостовой электрический однобалочный опорный.

Краны, выпускаемые заводом, предназначены для работы, как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках при температуре воздуха от -40°С до +40°С, под напряжением 380в при режиме работы ЗК.

Кран может изготавливаться в двух вариантах исполнения: управление с пола и из кабины (т/и до 5 тн с длиной пролета до 22,5 м). В качестве главного токоподвода используется кабельная подвеска или троллей (комплектующие на троллейное питание крана поставляются отдельно).

Возможны отклонения скорости подъема и передвижения тележки, а также размера Н в сторону уменьшения или увеличения по согласованию с Заказчиком.

Опросной лист является неотъемлемой частью договора.

Доставка кранов осуществляется как автомобильным транспортом завода, так и железнодорожным транспортом.

 

Рисунок 15.6 - Кран подвесной электрический однобалочный

 


Таблица 15.2 – Технические характеристики крана грузоподъемностью 1 тонна

Пролет крана L. м Высота подъёма Н. м   Скорость м/мин. Грузоподъёмность - 1 тонна
подъёма передв. тали передв. крана С, мм В, мм В1, мм Н, мм h, мм Давл. колес на рельс Масса крана, т
4,5   7,8 1,26
7,5 8,5 1,41
10,5 9,4 1,85
  10,5 2,27
13,5 11,6 2,68
16,5 18,5 4,03
19,5

 

 

Таблица 15.3 – Технические характеристики крана грузоподъемностью 2 тонны

Пролет крана L. м Высота подъёма Н. м   Скорость м/мин. Грузоподъёмность - 2 тонна
подъёма передв. тали передв. крана С, мм В, мм В1, мм Н, мм h, мм Давл. колес на рельс Масса крана, т
4,5       12,4 1,35
7,5 13,5 1,57
10,5 14,7 2,03
16,4 2,63
13,5 17,8 2,88
16,5 23,13 4,14
19,5 24,63 4,34

 

 

Таблица 15.4 – Технические характеристики крана грузоподъемностью 3,2 тонны

Пролет крана L. м Высота подъёма Н. м   Скорость м/мин. Грузоподъёмность – 3,2 тонна  
подъёма передв. тали передв. крана С, мм В, мм В1, мм Н, мм h, мм Давл. колес на рельс Масса крана, т  
4,5       18,2 1,52  
7,5 20,1 1,84  
10,5 21,2 2,26  
 
13,5 23,1 2,31  
16,5 24,5 3,2  
19,5 30,7 4,52  
22,5 31,2 4,97  

 

Таблица 15.5 – Технические характеристики крана грузоподъемностью 5 тонны

Пролет крана L. м Высота подъёма Н. м   Скорость м/мин. Грузоподъёмность - 5 тонна  
подъёма передв. тали передв. крана С, мм В, мм В1, мм Н, мм h, мм Давл. колес на рельс Масса крана, т  
 
4,5       25,2 1,87  
7,5 28,5 2,11  
10,5 30,8 2,7  
 
13,5 32,6 3,26  
16,5 33,9 3,6  
19,5 42,34 5,58  
22,5 45,33 6,1  

 

 

Таблица 15.6 – Технические характеристики крана грузоподъемностью 8-10 тонн

Пролет крана L. м Высота подъёма Н. м   Скорость м/мин. Грузоподъемность – 8-10 мм  
подъёма передв. тали передв. крана С, мм В, мм В1, мм Н, мм h, мм  
 
4,5            
7,5            
10,5    
         
13,5  
           
16,5  
19,5            
22,5    

 


В вагонных депо широко применяются однобалочные краны мостового типа. При относительно малых грузоподъемностях (до 5 т) применяют одно - и двухбалочные кран-балки, представляющие собой облегченный мостовой кран.

При небольших пролетах вместо моста используют балку двутавровую или швеллер для подвесного монорельсового пути по ГОСТ 19425–74, (номер – 18 М, 24М или 30М – в зависимости от грузоподъемности электротали), а вместо крановой тележки — электроталь (электротельфер) – грузоподъемный механизм, объединенный с тележкой (рисунок 3).

При больших пролетах балки снабжаются фермой, обеспечивающей горизонтальную жесткость.

В подразделениях депо применяются кран-балки грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 т на участках колесный, роликовых подшипников, АКП, КПА, ремонтно- комплектовочный, механический.

Управление кран-балкой производится с пола с помощью подвесных кнопочных пультов в направлениях вверх = вниз, вперед – назад. Скорость передвижения и электротали по балке 20-32 м/мин (1,2 – 2 км/час скорость пешехода при медленном темпе ходьбы)

Электропитание – переменный трехфазный ток напряжением 380 В. Подвод электроэнергии к балке по троллейным проводам или гибкому кабелю соответствующего сечения на подвесках.

Механизмы грузоподъемных машин обязательно должны быть снабжены надежными тормозными устройствами, в механизмах подъема обеспечивающими остановку груза и удержание его в подвешенном состоянии, с заданным запасом торможения, а в механизмах передвижения и поворота — торможение до полной остановки на установленной длине тормозного пути.

Тормозные устройства подъемно-транспортных машин классифицируют по следующим признакам:

– по конструктивному выполнению рабочих элементов: на колодочные тормоза – с рабочим элементом в виде колодки, трущейся по наружной или внутренней поверхности тормозного барабана (шкива); ленточные – с рабочим элементом в виде гибкой ленты, трущейся по тормозному барабану; дисковые – с рабочим элементом в виде целого кольцевого диска или отдельных сегментных колодок и конические – с рабочим элементом в виде конуса;

– по принципу действия: на автоматические тормоза (с электромагнитным, электрогидравлическим или электромеханическим приводом, а также замыкаемые весом транспортируемогогруза и т. п.), замыкающиеся независимо от воли обслуживающего персонала одновременно с отключением двигателя механизма, на котором установлен тормоз, и управляемые тормоза, замыкание или размыкание которых производится обслуживающим персоналом при воздействии на орган управления;

– по назначению: на стопорные тормоза, производящие остановку механизма, и спускные тормоза и регуляторы скорости, ограничивающие скорость движения в определенных пределах и действующие в течение всего периода работы соответствующего механизма;

– по характеру действия силы, управляющей тормозом: на нормально закрытые тормоза, замыкание которых создается постоянно действующей силой (от пружины или весом специального замыкающего груза), а размыкание, происходящее одновременно с включением привода механизма, (при выключении привода тормоз автоматически замыкается); нормально открытые тормоза, размыкаемые с помощью постоянно действующей размыкающей силы и замыкаемые при приложении силы управления тормозом; комбинированные тормоза, работающие в нормальных условиях как нормально открытые тормоза, а в аварийных условиях – как тормоза, нормально закрытые действием внешней замыкающей силы.

Ко всем тормозам независимо от их конструкции предъявляются следующие основные требования:

– достаточный тормозной момент для заданных условий работы;

– быстрое замыкание и размыкание;

– прочность и долговечность элементов тормоза;

– простота конструкции, определяющая малую стоимость изготовления; удобство осмотра, регулирования и замены износившихся деталей;

– устойчивость регулирования, обеспечивающая надежность работы тормозного устройства;

– минимальный износ трущихся элементов;

– минимальные габариты и масса;

– ограниченная температура на поверхности трения, не превышающая предельную температуру для, данного фрикционного материала.

К простейшим устройствам, служащим для удержания груза на весу, относятся остановы – приспособления, не препятствующие подъему груза, но исключающие возможность самопроизвольного опускания под действием силы тяжести. В подъемно-транспортных машинах обычно применяются храповые и роликовые остановы.

Наиболее широко применяемыми универсальными грузозахватными приспособлениями являются грузовые крюки и петли, к которым груз прикрепляется с помощью канатных или цепных строп.

По форме крюки подразделяют на однорогие (рисунок 15.7, а, в)и двурогие (рисунок 15.7, б, г).Размеры крюков стандартизированы: для механизмов с ручным и машинным приводом — однорогие крюки по ГОСТ 6627—74, для механизмов с машинным приводом — двурогие по ГОСТ 6628—73.

 

а, б— кованые или штампованные; в, г— пластинчатые

Рисунок 15.7 – Грузовые крюки

 

Кроме крюков и петель в качестве грузозахватных приспособлений применяются специальные клещевые захваты, спредеры (для контейнеров), подъемные электромагниты, бадьи и грейферы (для сыпучих грузов).

Для внутрицехового и межцехового транспортирования грузов, обслуживания поточных и автоматических линий, станков и т. п. применяются подвесные монорельсовые дороги, на которых устанавливаются на передвигающихся тележках компактные подъемные лебедки – тали, имеющие ручной, электрический (рисунок 15.8) или пневматический приводы.

Тали могут устанавливаться стационарно, например, для подъема деталей на испытательный стенд и снятия со стенда, без использования тележек для передвижения.

Для перемещения груза по горизонтали тали подвешивают к тележкам, перемещающимся по подвесным однорельсовым путям (монорельсам), выполненным из проката двутаврового сечения. Тележки выполняют без привода (при грузоподъемности до 1 т их передвигают, толкая подвешенный груз), а также с ручным или механическим приводом.

Грузоподъемность электроталей составляет 0,25 – 15 т, скорость подъема 5 – 25 м/мин.

 

 

Рисунок 15.8 – Таль электрическая канатная ТЭ 2М-511, 2,0тн, 6,0м

 

Таль электрическая предназначена для подъема, опускания и горизонтального перемещения груза, подвешенного на крюк, причем в горизонтальном направлении груз перемещается вдоль монорельсового пути, по которому движется электроталь.

 

Таблица 15.7 – Технические характеристики тали ТЭ 2М-511

Наименование Параметры
Грузоподъемность, т 2,0
Масса, кг
Высота подъема, м 6,0
Скорость подъема, м/мин 9,6
Скорость перемещения, м/мин 32,0
Монорельсовый путь по ГОСТ 19425 24М,30М,36М
Вертикальный подъем, мм

 

На рисунке 15.9 представлен общий вид электротали ТЭ - 500 грузоподъемностью до 5 т.

Барабан 2 расположен между фланцевым одно - или двухскоростным электродвигателем 1 с пристроенным конусным тормозом и планетарным редуктором 3. Основная скорость подъема груза равна 12 м/мин. Для получения малой скорости подъема (1,2 м/мин при двухскоростном двигателе или 7,5 м/мин при односкоростном двигателе) таль снабжена дополнительным электродвигателем 4 с редуктором, устанавливаемым на торце основного редуктора 3.При работе на малой скорости редуктор малой скорости работает как двухступенчатый редуктор с передачей вращения на редуктор основного подъема. При работе на основной скорости подъема включаются одновременно оба двигателя. В двухскоростных талях между редуктором основного подъема и редуктором малой скорости устанавливается грузоупорный тормоз, включаемый в работу только при спуске груза на малой скорости.

 

 

1- электродвигатель, 2 – барабан, 3 – редуктор,

4 - дополнительный

Рисунок 15.9 – Электроталь суправлением снизу

 

Подвесные монорельсовые дороги могут использоваться в поточных линиях ремонта узлов вагонов, для их перемещения по ремонтным позициям в специальных приспособлениях (кондукторах, захватах), без применения подъемных механизмов. Наиболее часто такие монорельсовые дороги применяются на участках ремонта автосцепок.

На рисунке 15.9-15.10 приведены примеры использования монорельсовых дорог на участках ремонта автосцепок.

 

Рисунок 15.9 – Общий вид монорельсовой дороги, используемой в поточной линии ремонта корпусов автосцепки в вагонном депо Минск

 

 

Рисунок 15.10 – Общий вид монорельсовой дорогина участке

ремонта корпусов автосцепки в вагоноремонтном депо

Екатеринбург - Пассажирский

Кран козловой – это кран, у которого мост опирается на крановый путь при помощи двух опорных стоек, перемещающихся по рельсам, уложенным на уровне земли.

В вагонных депо эти краны используют в колесных парках, на пунктах текущего отцепочного ремонта, пунктах смены колесных пар, МПРВ на пассажирских станциях, на контейнерных терминалах и погрузочно – разгрузочных площадках. Общий вид крана козлового представлен на рисунок 15.11.

При меньшей грузоподъемности управление козловым краном может производиться снизу. Шкафы электрооборудования и пульт управления монтируются на полу. Кабина отсутствует. Кран такой конструкции установлен на МПРВ вагонного эксплуатационного вагонного депо на станции Екатеринбург – Пассажирский.

 

 

1 – главная балка (мост) механизм передвижения, 2 опора левая, 3- опора правая, 4 – тележка грузовая с механизмом подъема, 5 – барабан кабельный, 6 – балка распорная, 7 – механизм передвижения крана,

8 – кабина, 9 – электрооборудование

Рисунок 15.11 – Общий вид крана козлового грузоподъемностью 12,5т

 

 

Рисунок 15.12 – Общий вид крана козлового грузоподъемностью 12,5т, установленного на ПТО ВЧДЭ -11 Свердловской железной дороги

 

 
 

 


Рисунок 15.13 – Общий вид крана козлового, установленного в вагонном ремонтном депо Горький – Сортировочный

 

 

Рисунок 15.14 – Общий вид полукозлового крана грузоподъемностью 5т

 

Если одна опора крана передвигается по рельсу, уложенному на фундаменте, а вторая опора — по рельсу, расположенному на эстакаде или подкрановых балках, укрепленных на выступах колонн здания, получается так называемый полукозловой кран (рисунок 15.14).

Поворотные краны на колонне или краны консольно-поворотные, имеющие постоянный или переменный вылет относятся к кранам стрелового типа.

В вагонных депо краны консольно-поворотные монтируются на отдельно стоящих колоннах, или на опорах, вмонтированных в строительные конструкции зданий. На ремонтных поточных линиях для передачи деталей или узлов с одной операции на другую широко применяются краны консольно-поворотные малых размеров с ручным механизмом поворота. Краны подобного типа широко применяются для погрузочно-разгрузочных работ, в кузнечнопрессовом и ремонтно – заготовительных отделениях вагоноремонтного депо.

Эти краны обычно снабжаются электроталью, передвигающейся по горизонтальной стреле, а в некоторых конструкциях стрела имеет еще дополнительную возможность поворота относительно вертикальной оси.

На рисунке 15.15 представлен общий вид поворотно – консольного крана грузоподъемностью 0,5 т. Кран установлен на колонне, верхняя опора которой вмонтирована в специальный выступ в стене здания. Нижняя опора вмонтирована в металлоконструкцию, закрепленную на стене здания. На колонне смонтирована стрела крана (консоль), где устанавливается электроталь с механизмами подъема и передвижения.

 

 

Рисунок 15.15 – а - общий вид поворотно – консольного крана

грузоподъемностью 0,5 т, б - вид А-А

 

Кроме того, кран оборудуется механизмом поворота, состоящим из электродвигателя и редуктора.

Расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути называется пролетом, а расстояние между осями передних и задних колес тележек — базой крана.

Пролеты мостовых кранов должны быть увязаны с пролетами зданий и их значения приведены в ГОСТ 534 – 78 «Краны мостовые. Пролеты».

Пролет мостового крана в вагонном депо выбирают на 1,5м меньше пролета цеха (участка).

Грузоподъемностью машины называют массу номинального (максимального) рабочего груза, на подъем которого рассчитана машина. В значение грузоподъемности включают массу сменных грузозахватных приспособлений, вспомогательных устройств, подвешиваемых к грузозахватному органу, а для грузоподъемных машин, комплектуемых грейфером, электромагнитом, спредером, бадьей, также и их массу.

Значения грузоподъемности нормированы ГОСТ 1575 – 81 «Краны грузоподъемные. Ряды основных параметров».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» грузоподъемные краны подлежат государственному техническому надзору, который осуществляется на основе «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».[57] (Далее – Правила)

Правила обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.

Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.

Правила распространяются на:

а) грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;

б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

г) электрические тали;

д) подъемники крановые;

е) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);

ж) грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);

з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), атакже в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

Краны, их узлы, механизмы, приборы безопасности должны изготавливаться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями Правил, государственных стандартов и других нормативных документов, и имеющих разрешение (лицензию) территориальных органов Госгортехнадзора России. Номер и дата выдачи разрешения (лицензии) на изготовление крана, а также наименование органа госгортехнадзора, выдавшего разрешение (лицензию), должны быть указаны в паспорте крана.

Установка кранов в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ, устройство кранового пути для установки кранов должна производиться в соответствии с проектами, Правилами и другими нормативными документами.

Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов noдвижного состава и т. п.

При установке кранов, управляемых с пола или по радио должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном.

На пути следования крана должно быть исключено нахождение людей. Реконструкция, ремонт и монтаж крана с применением сварки, а также наладка приборов безопасности должны производиться организациями, имеющими разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

Реконструкция и ремонт кранов должны производиться по проекту и техническим условиям, разработанным предприятиями-изготовителями или специализированными организациями.

До пуска в работу краны всех типов подлежат Регистрации в органах госгортехнадзора соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 № 13В.

Не подлежат регистрации в органах госгортехнизора следующие краны:

а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране или со стационарного пульта;

б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;

г) переставные краны для монтажа мачт, башен, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

д) краны мостового типа и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

ж) электрические тали.

Краны, не подлежащие регистрации в органах госгортехнадзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в журнале учета кранов и грузозахватных приспособлений.

Разрешение на применение кранов должно выдаваться в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540.

Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах госгортехнадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

а) перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;

б) после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов;

в) после реконструкции крана;

г) после ремонта сзаменой расчетных элементов или узлов.

Разрешение на пуск в работу кранов, не подлежащих регистрации в органах госгортехнадзора, выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования. В вагонных депо эту функцию выполняют главный инженер или главный механик депо.

Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

б) полному – не реже одного раза в 3 года.

Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после:

а) монтажа, вызванного установкой крана на новом месте;

б) реконструкции крана;

в) ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки.

Техническое освидетельствование крана должно проводиться инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов в присутствии инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

Статические испытания крана проводятся нагрузкой на 25 % превышающей его паспортную грузоподъемность.

Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом.

Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100 – 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 мин. Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.

Статические испытания козлового крана проводятся также, как испытания мостового крана.

Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263.

Руководители вагонных депо обязаны обеспечить содержание кранов в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть:

а) назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

б) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

в) установлен порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала.

Обязанности ответственных специалистов устанавливаются в должностных инструкциях.

В каждом цехе или другом участке работ кранов в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, из числа мастеров, начальников цеха, участков.