Учитель – вечный ученик!
Лучше учить – лучше воспитывать!
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Педагогический колледж № 9 «Арбат»
Арбат учит, Арбат учится –
План-конспект занятия (внеклассного мероприятия) по теме
«Изобразительность в музыке»
Составитель – Скрипник Алевтина
студент(ка) 22 группы
Методист – Лесников В.В.
Москва, 2012 г.
Информационный дидактико-технологический и методический модуль урока | ||
Дата | 20.04.2013 | |
Класс | 2 «А» | |
Предмет | музыка | |
Тема | «Изобразительность в музыке» | |
Тип урока | Комбинированный | |
Вид урока | Урок-беседа | |
Государственный социальный заказ | ||
Во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании». Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Национальной доктрины образования РФ, Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Городской целевой программы развития образования» («Столичное образование – 5» на 2009-2011 гг., Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016 гг. «Развитие образования в городе Москве» («Столичное образование»). Основной миссией образования (по Федеральному государственному образовательному стандарту) является формирование российской идентичности как важнейшего условия развития гражданской социокультурной модернизации страны.
Добиваться:
· формирования и развития личности учащегося как патриота России, Гражданина России, Гражданина Мира средствами музыки;
· приобщения младших школьников к духовно-нравственным ценностям на основе принципа преемственности традиций и современных нравственных требований;
· развития музыкально-слушательских способностей учащихся в процессе внеаудиторной деятельности, включающих: формирование музыкально-образных понятий, правильную трактовку различных средств музыкальной выразительности в предложенных музыкальных произведениях, умение обобщить воспринятые музыкальные и теоретические сведения в цельную систему знаний;
| ||
Межпредметные связи | · литература; · история; · изобразительная деятельность; · культурология. | |
Технологическая карта занятия | |||
Триеди-ные дидактические цели | Образовательные цели: · Использование и отбор в образовательном процессе новейших образовательных технологий. · Умение организовать событие с учащимися, использовать собственную самость как средство выстраивания и развития совместной творческой деятельности. · Организация педагогической работы, призванной обеспечить условия и способы становления образовательного процесса; · Формирование младшего школьника как носителя ценностно-смыслового пласта содержания духовного и гражданско-патриотического воспитания России. · В качестве субъекта педагогической деятельности овладение соответствующими нормами, методами, технологиями и средствами осуществления духовного и гражданско-патриотического воспитания детей, адекватными задачами развития современной личности в контексте воспитания патриотов России. · Формирование профессиональной компетентности, как способности построения системы образовательных (развивающих) ситуаций. | Воспитательные (социализирующие, личностно ориентированные) цели: · Возрождение и приобщение младших школьников к духовно-нравственным традициям России. · Подготовка социально активной, сознательной, творческой личности, способной и готовой к выполнению своего общественного и профессионального педагогического долга. · Формирование установки на позитивное отношение к миру. · Активизация культурного аспекта миростроительства, развитие умения содействовать сохранению и популяризации национального и исторического наследия и культурного разнообразия. | Развивающие цели: · развитие культурологических взглядов, художественных, музыкальных представлений и умений творческой деятельности. Развитие восприятия: · Развитие целостности, предметности, осмысленности восприятия. Развитие памяти: · Развитие образной, эмоциональной, словесно-логической памяти. Развитие воображения: · Развитие творческого воображения. Развитие воли и самостоятельности: · Развитие уверенности в своих силах способности к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и самореализации в различных видах деятельности. Развитие практических навыков: · Формирование практических умений, способности к творчеству и саморазвитию. |
Логическая структуризация | Учитель | Ученик |
Целеполагание | ü создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности учителя и учащихся. ü формирование способности учащихся применять полученную информацию в творческой деятельности. ü всестороннее развитие личности учащегося как будущего специалиста. ü отбор и включение в учебный материал компонентов содержания патриотического и духовно - нравственного воспитания в профессионально-педагогическом образовании; ü решение культурно - просветительских задач, путём расширения и углубления знаний в области мировой музыкальной культуры; ü обогащения знаний учащихся о классической музыке как о высоком искусстве, способствующем гармоничному развитию личности, ориентированной на современное образование. | ü формирование нравственно-эстетических и эстетических качеств личности, взглядов и убеждений. ü развитие эмоциональной сферы, обогащение духовного мира. ü развитие познавательного интереса у младших школьников. ü воспитания у учащихся ценностного отношения к мировой культуре в процессе интерпретации произведений мировой классики; ü обогащения знаний учащихся о музыке как о сфере. |
Ключевые компетенции | Учитель | Учащиеся |
Педагогическая компетенция | Организация участия учащихся в работе лекционно-музыкального занятия. | Овладение знаниями и умениями, приобщение учащихся к системе социокультурных ценностей. |
Профессиональная компетенция | Способность к проектированию и опыт участия в разнообразных проектах, как в учебном заведении, так и вне его. Свободное творчество и развитие интересов. | Формирование способности к постоянному самообразованию, эмоциональному и духовно-нравственному развитию. |
Организационная компетенция | Социально–педагогическое сопровождение процесса познания мировой музыкальной культуры в условиях внеучебной деятельности младших школьников . | Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. |
Коммуникативная компетенция | Повышение качества действий организаторов проекта, обеспечивающих эффективное установление контакта и взаимодействия с аудиторией разного возраста. Умение реализации стратегии, тактики, техники субъект-субъектных взаимодействий; организация совместной деятельности для достижения поставленных целей. | Овладение приемами убеждения, грамотной речью, техникой общения, а также знаниями, соблюдением и применением профессионального педагогического этикета. |
Личностная компетенция | Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. | Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических установок и качеств. |
Музыкальная компетенция | Компетенции специалиста-музыканта: музыкально-слуховая, музыкально-грамматическая, музыкально-исполнительская , музыкально-педагогическая | · культурологические – компетенции в области содержания и особенностей функционирования музыкальной культуры в современном обществе; · эстетические – компетенции в области восприятия и оценки прекрасного в действительности и музыкальном искусстве; · музыкологические – компетенции в области основ теории и истории музыки; · педагогические – компетенции в области современных тенденций и наиболее эффективных технологий музыкального воспитания. |
Компетенция социального партнерства | Готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные решения в разных ситуациях, отношения к социальному взаимодействию как к ценности. | Закрепление навыков взаимодействия в коллективе, деятельностном применении содружества, сотворчества и др. |
Информационная компетенция | Повышение качества действий педагога, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса учебного заведения. | Способность анализировать, структурировать и использовать полученную информацию. |
Общекультурная компетенция | Предоставление учащимся набора прикладных знаний и умений, которые обеспечат им культурно-мировоззренческий уровень, помогут реализовать себя в педагогической профессии. | Освоение основ отечественной и мировой поликультурности |
Литература | 1. Мащенко П.М.Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с. 2. Осеннева М.С.Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 – С.23 3. Дмитриева Л.Г., 3.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие.- М.: .Академ А, 1998. 4. Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. |
Моделирование технологического и организационно-методического проекта занятия |
Структура образовательного урока | ||||
Этап урока | Дидактико-методический деятельностный модуль, применяемый учителем | Алгоритм деятельности учителя | Инструментально-деятельностный ракурс обучения учащихся на блочно-модульной основе | Деятельность учащихся |
Организационно - информативный этап Актуализация духовно-нравственных представлений студентов. | Целеполагание · Актуализация деятельности учащихся. · Воспитание любви, через познание мировых культур · Организация внимания и внутренней готовности студентов. · Создание возможности для свободного и комфортного развития каждого ученика с учетом индивидуально-личностных особенностей. Ключевые компетенции · Профессиональная компетенция · Общекультурная компетенция · Педагогическая компетенция · Коммуникативная компетенция Применяемые технологии · Технология диалоговой взаимопомощи. · Технология конкретной ситуации; Применение методов · Словесный · Эвристический | -Ребята, сегодня мы поговорим с вами о изобразительности в музыке. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заряжает эмоциями». Язык души – так принято говорить о музыке. Она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека. Материалом музыки является звук, который возникает из колебания струны, столба воздуха (у духовых инструментов), мембраны-кожи, пузыря, металла, дерева. Звуки (как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.д. Таким образом устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с эмоциональным миром его. Звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Они должны обладать определенной высотой, длительностью, громкостью и тембром. Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций (интервалов) или музыкальных тем во времени. Музыка – искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип её временной организации. Характер интонаций, мотивов, контрастные сопоставления составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка (её форма) всегда есть процесс (Б. Асафьев). -Если бы вы были композиторами, то какие бы средства выразительности использовали для передачи образа? Звуковая изобразительность (звукоподражание) – наиболее простой путь воссоздания звуками образа внешнего мира, в том числе мира природы. | Целеполагание · Формирование высокого уровня эмоциональной включенности и заинтересованности личности относительно данного занятия. · Самостоятельная актуализация имеющихся знаний. · Формирование общей цели деятельности студентов, в рамках которой будет рождаться личностно-мотивационное отношение к содержанию занятия; · Определение значимости представленного материала для каждого из студентов. Формирование компетенций · Общекультурная компетенция Коммуникативная компетенция Средства обучения · Литературные источники информации. · межпредметных связей. · Методические указания. · ИКТ Методы · Эвристический · Словесный (при формировании теоретических знаний – беседа). · Проблемно-поисковый. | -Учащиеся внимательно слушают учителя. -Дети импровизируют. Отвечая на вопрос учителя. |
Системно-деятельнос-тный этап | Целеполагание · Предоставление студентам набора прикладных знаний и умений, обеспечивающих культурно-мировоззренческий уровень студента и помогающие студенту реализовать себя в педагогической профессии. · Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к мировому историческому и культурному наследию, формирование духовно-нравственных качеств личности Ключевые компетенции · Организационная компетенция · Информационная компетенция · Педагогическая компетенция · Коммуникативная компетенция · Музыкальная компетенция; · Языковая компетенция Применяемые технологии · Технология взаимного обучения. · Технология критического осмысления. · имитационные технологии (моделирующие); Применение методов · Эвристический · Словесный · Наглядный · Практический | Определяя средства достижения выразительности, необходимо обратить внимание на соответствие характера речевой и музыкальной интонации создаваемого образа. Например, в пьесе Чайковского "Новая кукла" в числе иных средств выразительности следует отметить преобладание восходящего движения, создающего радостное возбуждённое состояние девочки. -Ребята, а вы слышали данную компазицию? Для пьесы "Болезнь куклы", напротив более характерна нисходящая направленность мелодического движения. -А теперь, давайте послушаем отрывок из этой пьесы. Обратите внимание на темп, настроение. -Молодцы,а теперь давайте поговорим об одном из изобразительных приёмов музыки - передача характера движения: приближение или удаление зрительных образов. (Анализ произведений должен быть направлен на формирование музыкально-образных ассоциаций, связанных с движением.) В первой пьесе перенесение мелодии в более низкий регистр способствует возникновению ассоциаций со взглядом пастуха с горы, наблюдающим всё новые изменения в просыпающейся природе. Во второй пьесе завершающее построение в более высоком регистре создаёт ощущение того как Баба Яга улетает в ступе. Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает её к природному миру. Эту способность имитировать явления природы использовали многие композиторы. Например, пение птиц изучал и записывал в нотах О. Мессиан, изображал в пьесах "Петухи и куры", "Птичник", "Кукушка в глубине леса" К. Сен-Санс в "Карнавале животных", Н. Римский-Корсаков в опере "Снегурочка"; плеск волн, журчание ручья можно услышать в произведениях Н. Римского-Корсакова (изумительное изображение шума волн набегающих на берег в произведении "Океан -море синее"), в произведениях К. Дебюсси, М. Равеля; бурю, раскаты грома, порывы ветра (Бетховен "Пасторальная симфония"). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, передавать с помощью музыкальных инструментов звуковые реалии окружающей нас жизни: выстрелы, бой часов, колокольный звон, и многое другое. В основе восприятия контрастных образов в одном произведении могут лежать аналогии с развёртыванием сюжета. В ряде случаев образный контраст может соответствовать членению произведения на части. В доступной форме необходимо разъяснить ученикам возможность различных вариантов этого контраста: в одних случаях изменение материала связано с появлением нового оттенка в настроении, в другом - со сменой характера персонажа. | Целеполагание · Освоение основ мировой культуры. · Овладение системой предметных знаний (история отечества, литература, музыка и др.), необходимых в дальнейшем для обучения студентов в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом. · Высокое качество усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию гражданственности и патриотизма у студентов. Развитие компетенций · Социально-гражданская компетенция · Информационная компетенция (развитие логики, самостоятель-ности). · Личностная компетенция · Музыкальная компетенция Средства обучения · Литературные источники информации. · Интеграция межпредметных связей. · Методические указания. · ИКТ Методы · Эвристический · Словесный · Наглядный | -Учащиеся отвечают на вопрос. (Если не слышали, то учитель по возможности включает ей маленьктй отрывок из пьесы «Новая кукла») -Ребята слушают отрывок из пьесы «Болезнь куклы». Некоторые из них тянут руки и отвечают на вопрос - Учащиеся младших классов хорошо воспринимают такие пьесы как "Утро" Грига,"Баба Яга" из "Детского альбома Чайковског о. |
Рефлексивно-оценочный этап | Целеполагание · Развитие у учеников эмоциональной сферы, обогащение духовного мира. · Использование оценки деятельности на занятии для стимулирования их активности и развития познавательного интереса. · Подведение итогов занятия, анализ деятельности студентов на занятии, анализ результатов собственной деятельности по организации занятия. Ключевые компетенции · Общекультурная компетенция · Управленческая компетенция · Профессиональная компетенция · Педагогическая компетенция · Информационная компетенция · Коммуникативная компетенция Применяемые технологии · Контрольно - корректирующая технология. · Технология взаимного обучения. Применение методов · Аналитический · Словесный | И так, ребята, мы прослушали с вами два отрывка из пьес,посторались услышать и почувствовать настроение данных произведений. А теперь, давайте попробуем провести с вами творческое задание. (раздаёт листочки). Нарисуйте мне как вы представляете данные произведения, с чем они у вас асоциируются. В конце урока сдаём рисунки. (так же творческое задание может быть и устным. Восприятие элементов изобразительности в музыке связано с расширением представления ученика о том многообразии явлений, которые могут быть отражены при помощи музыкального искусства. Можно провести параллель между изобразительным творчеством художника, который пишет красками, и творчеством композитора, отражающего мир с помощью звуков.) -Сдаём рисунки и выходим на перемену. (конец урока). | Целеполагание · Закрепление представлений о мировой музыкальной культуре. · Формирование нравственных качеств личности, взгляды и убеждения. Формирование компетенций · Общекультурная компетенция · Читательская компетенция · Профессиональная компетенция · Информационная компетенция · Коммуникативная компетенция (субъект-субъектные речевые отношения). Средства обучения · Литературные источники информации. · Межпредметные связи · ИКТ Методы · Аналитический · Словесный · Наглядный | -Ученики внимательно выслушали учителя, взяли листочки и начали импровизировать, опираясь на свою фантазию. -Сдают работы. |