Лекция 4
Генеральная и выборочная совокупность.
Генеральная совокупность – это носитель проблем.
Способы отбора:
1. Сплошной опрос (полный опрос ген совокупности) (перепись населения, референдум,(локальные опросы)).
2. Метод основного массива предполагает от 40-60% генеральной совокупности.
3. Выборочный метод. (из очень большой группы выбрать маленькую)
Генеральная совокупность:
1. Гомогенная (однородность)
2. Гетерогенная (разнородность)
Важно понимать степень разнородности генеральной совокупности.
Дз на 1.11. принести черновик методологической части.
(01.11.)
Репрезентативность выборки – это свойство выборки отражать основные характеристики генеральной совокупности.
Главное как сконструирована выборка и совершенно не факт, что большая выборка даст большую результативность. (это идея Гэлопа).
Гэлоп утверждал, что можно опросить всего 1500 человек, но все эти люди должны отражать все слои общества и его настроения. Также он говорил , что когда мы говорим о выборке, если мы измеряем относительно стабильные или подвижные группы людей (характеристики, по которым отбирают людей).
Всегда есть ошибка выборки (ошибка результата исследования):
· Интервальная (+/- 5% )
· точечная
Чтобы уменьшить ошибку выборки необходимо увеличить ровно во столько раз количество опрашиваемых.
Выборка:
· Случайная (вероятностная)
1. Простая случайная (повторная и без повторная)
2. Систематическая
3. Кластерная
4. Стратифицированная
· Не случайная (условно- вероятностная)
Случайность ( в данном случае) – математическая случайность, математический выбор.
Если выборка случайная, значит, соблюдаются следующие условия:
1. Любой элемент совокупности может попасть в выборку.
2. Попадание в выборку можно рассчитать.
В реальности случайная выборка самая лучшая и сама правильная.
Простая случайная выборка предполагает полный список генеральной совокупности и из этого списка мы выбираем группу опрашиваемых.
Идеальный вариант это случайная повторная выборка. Каждый элемент генеральной совокупности может быть рассчитана, любой элемент совокупности может повторяться.
Систематический отбор – осуществляется с помощью шага: ген совокупность делится на объём выборки. Стратифицированная выборка реализуется следующим образом, генеральная совокупность делится на группы, а после, в этих группах выбираются люди.
Кластерная выборка (гнездовая выборка) – (город делится на почтовые отделения)большая территория.
Принцип стратифицированной выборки внутри страты люди одинаковые, а в кластерной выборке люди совершенно разные, но кластеры сами примерно одинаковые.
Плюс случайной выборки: нет влияния интервьюера на опрашиваемого.
Ошибки выборки:
1. Случайная – если она есть, то можно просто добрать и до опросить людей.
2. Систематическая (это ошибка шкалы, анкеты, измерения, объекта).
Не случайный выбор – все остальные методы отбора в котором не выполняется одно или оба условия случайного отбора .
1. Целевой отбор
2. Квотный отбор
3. Метод снежного кома
4. Метод первого встречного
Целевой отбор – есть цель, целенаправленный отбор необходимых людей.
Квотный – последняя ступень случайного отбора, отбор по основным признакам значимым в опросе (пол, возраст, иногда образование). Может быть ошибка за счёт внешности интервьюера.
Метод первого встречного – кто встретился того и опрашиваем.
Метод снежного кома – первый отбирается случайно , а последующие по совету предыдущего.
Социальное исследование – это исследование, в котором социальный фактор объясняется через не социальный фактор.
Социологическое исследование - вид социального исследования, способ изучения поведения на основе последовательных методологических, методических и организационных процедур, направляемых на изучение достоверных знаний об изучаемых объектах, для решения интересующих проблем.
До 2.12 отправить на почту свою ПСИ!!!!!!!!!