Лекция 4

Генеральная и выборочная совокупность.

Генеральная совокупность – это носитель проблем.

 

Способы отбора:

1. Сплошной опрос (полный опрос ген совокупности) (перепись населения, референдум,(локальные опросы)).

2. Метод основного массива предполагает от 40-60% генеральной совокупности.

3. Выборочный метод. (из очень большой группы выбрать маленькую)

 

Генеральная совокупность:

1. Гомогенная (однородность)

2. Гетерогенная (разнородность)

 

Важно понимать степень разнородности генеральной совокупности.

 

 

Дз на 1.11. принести черновик методологической части.

 

 

(01.11.)

Репрезентативность выборки – это свойство выборки отражать основные характеристики генеральной совокупности.

Главное как сконструирована выборка и совершенно не факт, что большая выборка даст большую результативность. (это идея Гэлопа).

Гэлоп утверждал, что можно опросить всего 1500 человек, но все эти люди должны отражать все слои общества и его настроения. Также он говорил , что когда мы говорим о выборке, если мы измеряем относительно стабильные или подвижные группы людей (характеристики, по которым отбирают людей).

Всегда есть ошибка выборки (ошибка результата исследования):

· Интервальная (+/- 5% )

· точечная

Чтобы уменьшить ошибку выборки необходимо увеличить ровно во столько раз количество опрашиваемых.

Выборка:

· Случайная (вероятностная)

1. Простая случайная (повторная и без повторная)

2. Систематическая

3. Кластерная

4. Стратифицированная

· Не случайная (условно- вероятностная)

Случайность ( в данном случае) – математическая случайность, математический выбор.

Если выборка случайная, значит, соблюдаются следующие условия:

1. Любой элемент совокупности может попасть в выборку.

2. Попадание в выборку можно рассчитать.

В реальности случайная выборка самая лучшая и сама правильная.

 

Простая случайная выборка предполагает полный список генеральной совокупности и из этого списка мы выбираем группу опрашиваемых.

Идеальный вариант это случайная повторная выборка. Каждый элемент генеральной совокупности может быть рассчитана, любой элемент совокупности может повторяться.

Систематический отбор – осуществляется с помощью шага: ген совокупность делится на объём выборки. Стратифицированная выборка реализуется следующим образом, генеральная совокупность делится на группы, а после, в этих группах выбираются люди.

Кластерная выборка (гнездовая выборка) – (город делится на почтовые отделения)большая территория.

Принцип стратифицированной выборки внутри страты люди одинаковые, а в кластерной выборке люди совершенно разные, но кластеры сами примерно одинаковые.

Плюс случайной выборки: нет влияния интервьюера на опрашиваемого.

Ошибки выборки:

1. Случайная – если она есть, то можно просто добрать и до опросить людей.

2. Систематическая (это ошибка шкалы, анкеты, измерения, объекта).

Не случайный выбор – все остальные методы отбора в котором не выполняется одно или оба условия случайного отбора .

1. Целевой отбор

2. Квотный отбор

3. Метод снежного кома

4. Метод первого встречного

Целевой отбор – есть цель, целенаправленный отбор необходимых людей.

Квотный – последняя ступень случайного отбора, отбор по основным признакам значимым в опросе (пол, возраст, иногда образование). Может быть ошибка за счёт внешности интервьюера.

Метод первого встречного – кто встретился того и опрашиваем.

Метод снежного кома – первый отбирается случайно , а последующие по совету предыдущего.

Социальное исследование – это исследование, в котором социальный фактор объясняется через не социальный фактор.

Социологическое исследование - вид социального исследования, способ изучения поведения на основе последовательных методологических, методических и организационных процедур, направляемых на изучение достоверных знаний об изучаемых объектах, для решения интересующих проблем.

До 2.12 отправить на почту свою ПСИ!!!!!!!!!