Формы организации детского труда и методика руководства.

Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты

Выполнялся сознательно.

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Вопрос

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

(Как вы думайте, что представляет собой художественный труд?)

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п. Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Результатом данного выстyпает логическое решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.). Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид, детского труда, если мы хотим, чтобы он

трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

 

В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г.Нечаевой, А.Д.Шатовой.

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности — кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию — соответствовать видам труда.