Микроэкономическая политика государства

Общественные блага

 

Частные блага должны быть исключительными. Т.е. благами, в отношении которых имеется возможность воспрепятствовать пользованию ими людей, не плативших за это; должны быть соперничающими в потреблении, одна и та же единица блага не может быть потреблена более чем одним человеком в одно и то же время.

 

 

 


Пример частного блага – пшеница.

  Конкурентность в потреблении
Да Нет
Исключительность да Частные блага: - мороженое -одежда -перегруженные платные дороги Естественные монополии: - пожарная охрана - кабельное ТВ - неперегруженные платные дороги  
нет Общие ресурсы: - рыба в океане - окружающая среда - перегруженные бесплатные дороги Общественные блага: - дамбы, защищающие от наводнений - национальная оборона - неперегруженные бесплатные дороги

 

В результате общество должно найти нерыночные методы обеспечения населения общественными благами. Некоторые общественные блага достигаются путем сбора добровольных пожертвований. Некоторые люди сами создают эти блага, чтобы каким-либо образом получить от этого блага косвенную выгоду. Обратной стороной такого косвенного финансирования является искажение природы и количества поставляемого общественного товара, так же как и перекладывание дополнительных издержек на потребителей. Телевизионные станции показывают программы, которые приносят большие рекламные доходы.

 

Государство может способствовать конкуренции либо создавать монополии. Грубое воздействие на экономику путем регулирования цен:

1. Установление максимальных цен

TR D S

 

 

Ре Установление максимального потолка цен Рмакс

Рмакс

 

0 Q

Дефицит спроса

 

2. Установление минимальных цен (закупочных или зарплаты)

 

TR D S

 

Рмин

Ре Установление максимального потолка цен Рмакс

 

 

0 Q

Безработица

 

 

Антимонопольное регулирование:

R, С

МС

 

P2

P1 AR(D)

 

0 MR Q

Q1 Q2

Конкуренция везде, где возможна, регулирование – там, где необходимо.

Ойкен и Эрхард сформулировали конституирующие и регулирующие принципы экономического порядка:

ü Работа ценового механизма;

ü Стабильность валюты;

ü Открытость рынков;

ü Частная собственность на средства производства;

ü Свобода заключения договоров и соглашений;

ü Ответственность индивидов за результаты деятельности;

ü Последовательность и неизменность экономической политики

 

1950 – 1975 – господство неоклассической теории фирмы. Ее основные положения:

- поведение фирмы можно описать производственной функцией;

- цель – максимизация прибыли;

- фирма может быть монополией или конкурентной;

- внутренняя организация фирмы не рассматривается;

- фирмы действуют в условиях совершенной информированности;

- фирмы не дифференцируются по видам деятельности

 

В 1960 начинает издаваться книга Стиглера «экономика информации». Здесь выдвигается слежующее:

- отказ от совершенной информированности (зачем тогда отдел маркетинга);

- исследуется поведение фирмы в условиях неопределенности в экономике, в целевую функцию кроме максимизации прибыли вводится минимизация риска.

 

В 1971 Роберт Солоу доказывает свою теорему:

Те фирмы. Которые ориентируются на прибыль и те, которые ориентируются на максимизацию объема продаж, действуют примерно одинаково.

 

Теория принятия решения Саймона:

Критика неоклассического подход с позиций целей фирмы:

- цели различны в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- всякий бизнесмен получает психологическое удовольствие от своей деятельности (власть, престиж). При этом он довольствуется «желательной», а не максимальной прибылью;

- появление менеджеров вообще уничтожает цель – максимизацию прибыли; менеджер пытается увеличить размер предприятия;

- критикует парадигму неоклассиков о фирме-точке на рынке. На самом деле имеет место конфликт интересов фирме;

- формирует теорию уравновешивания сил;

- социопсихологическая теория ведения переговоров

Концепция Саймона разрабатывается и в настоящее время:

- внутрифирменное принятие решений;

- математическая теория групп;

- ожидания предпринимателя по отношению к будущей прибыли

 

TR D S

 

 

Ре Установление максимального потолка цен Рмакс

Рмакс

 

0 Q

 

 

 


 

 

 

 


K

 

E2

E1

Q2

Q1

L

 

y

 

0 Х