Особенности олигополии. Анализ поведения олигополистов с помощью теории игр
Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции
Максимизация прибыли в условиях монополии и олигополии
Монополия в узком смысле – это единственная фирма в отрасли. Фирмы, занимающие монопольное положение должны создать барьеры для входа в отрасль.
Черты монополии:
1. Экономия на масштабе производства.
P LRAC D1 – спрос на услуги одной фирмы
a D2 – спрос на услуги другой фирмы
D2 b D1
Q
Отрасль не может выдержать две фирмы (водопровод). Это называется естественной монополией.
2. Дифференциация продуктов и верность бренду.
3. Более низкие издержки уже функционирующих фирм.
4. Собственность или контроль над ресурсами.
5. Авторские права (Windows).
6. Слияние и поглощение.
7. Агрессивная тактика и запугивание.
Максимизация прибыли:
AC МС
AR AR
AC
0 MR Q
1 2 3 4 5
Чтобы максимизировать реализацию продукции, монополисту нужно снизить цену, т.е. увеличить крутизну MR. Штриховка – прибыль.
MC=S
Р1
Р2
AR=D
0 MR Q
Q1 Q2
Q1- объем, идеальный для монополиста – максимизирует прибыль.
Q2 – объем при совершенной конкуренции.
Р1 – цена при монополии. Р2 – цена при РС – совершенной конкуренции.
При монополии объем меньше, прибыль выше.
Штриховка – чистая потеря общества от монополии.
Преимущества монополии:
- возможность инновационных разработок за счет сверхнормальной прибыли;
- возможность снижения издержек, благодаря более высокому уровню исследований и разработок
Черты монополистической конкуренции:
- большое количество фирм;
- каждая фирма производит товары или услуги, которые неким образом отличается от товаров или услуг конкурентов.
AC МС
AR AR=D
AC
0 MR Q
Максимизация прибыли аналогична как при монополии, разве что MR and AR более пологие. На рынках монополистической конкуренции существует в основном неценовая конкуренция, например:
- разработка оригинального продукта;
- реклама, которая приносит эффект, пока
MRA>MCA max, при MRA=MCA.
Максимизация прибыли в условиях олигополии:
AC МС
AR AR=D
AC
0 MR Q
Олигополия возникает тогда, когда несколько фирм делят между собой значительную часть отрасли. Две характерные особенности олигополии:
- существуют различные барьеры для входа в отрасль новых фирм (преодолимые и непреодолимые);
- взаимозависимость фирм. На каждую фирму оказывают влияние действия ее конкурентов (МТС-Велком-Лайф);
Олигополисты разрываются между:
- тайным сговором (для создания монополии);
- конкуренцией с целью получения большей прибыли.
А) Олигополия, основанная на сговоре.
Картель – формальное соглашение о сговоре (объекты сговора: цены, доли рынка, расходы на рекламу). Картель максимизирует прибыль, если его члены ведут себя так, как будто они одна фирма.
Существует и молчаливый сговор, который проявляется:
- лидерством в ценах;
- ценообразованием на основании средних издержек;
- базовыми ценами
Б) Олигополия без сговора.
Возникает ценовая конкуренция
R, С, Р
МС
10
Прибыль максимальная при Q=1000 для всего
AR картеля
0 MR Q
1000 2000 3000
Если фирма жульничает (превышает квоту или снижает цены)
R, С, Р
10
AR
0 MR Q
200 400 700
Тут видно сразу 2 сговора, и превышение квоты и снижение цены.