Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции
Общее правило максимизации прибыли
Сопоставим издержки и доход, можно найти точки, в которых TR-TC=max.
Это можно сделать двумя способами:
Способ А: совместим графики TC and TR.
Форма имеет наклоненную внизу кривую D. Период краткосрочный.
Q (ед.) | TR (руб.) | ТС (руб.) | ТП (руб.) |
-2 | |||
-5 | |||
-18 | |||
-42 |
ТС
14 TR
0 Q
Заштрихованная область – область прибыльности.
Способ В: используя средние и маржинальные показатели.
Q | P=AR | TR | MR | TC | AC | MC | ТП | АП |
- | - | - | -6 | - | ||||
-2 | -2 | |||||||
4,66 | 1,3 | |||||||
4,5 | 0,5 | |||||||
-5 | -1 | |||||||
-2 | -18 | -3 | ||||||
-4 | -42 | -6 |
Правило максимизации: Прибыль максимальна при MC=MR ( маржинальные издержки и маржинальная прибыль ).Это не только правило максимизации прибыли, но и правило минимизации убытков.
MR MC
0 Q
1 2 3 4 5
MC
AC
AR=6 AR
AC=4,66
0 MR Q
1 2 3 4 5
Штриховка = прибыль.
АП=AR-AC, при Q=3;
АП=6-4,66=1,3;
ТП=АП+Q=1,3*3=4.
Если ТП=0 – фирма получает сверхнормальную прибыль.
В случае отсутствия прибыли привило MR=MC позволяет минимизировать убытки.
С
AC MC AR=MR – точка минимизации убытков
Штриховка – область убытков
AR
0 MR Q
Точка закрытия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
С AC
AVC
P= g
AR=D
0 Q
g – точка закрытия. Если AVC выше – надо закрываться. Если ниже – можно работать. Это в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде все издержки – переменные.
С
LRAC
0 AR=D Q
Допущения модели:
- фирмы являются ценополучателями;
- полная свобода входа на рынок, но вход требует времени;
- факторы производства мобильны;
- все фирмы производят идентичную продукцию и не используют рекламу;
- производители и потребители обладают совершенными знаниями о ценах и издержках.
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
D S C,R MC
AC
PE D=AR=MR
Q Q
рынок QE отдельная фирма
Цена на рынке с совершенной конкуренцией определяется взаимодействием спроса и предложения. Фирма не продает по ценам ниже Ре. Фирма максимизирует прибыль когда MC=MR при QE (точка). Если кривая АС опускается ниже AR то фирма получает сверхнормальную прибыль = AR-AC.
MC
D S C,R AC
PE D=AR=MR
Q Q
рынок QE отдельная фирма
MC=MR – точка минимизации убытков. Получающая убытки фирма может работать до тех пор, пока Р>AVC. Если цена упадет ниже, то фирма прекратит производство (т.е. фирма перестанет покрывать свои средние переменные издержки). Штриховка – убыток (минимален в данной точке).
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде при условии совершенной конкуренции:
Если в долгосрочном периоде фирмы получают сверхнормальную прибыль, новые фирмы будут стремиться войти в отрасль, а действующие увеличат Q производства. Это увеличит объем предложения, прибыль перейдет в нормальную и установится долгосрочное равновесие, при котором,
LRAC=AC=MC=MR=AR
TR LRAC AC
MC MR, AR, D
QE
0 Q
При соблюдении описанных выше условий фирма будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия в точке Е при цене Р и объема выпуска продукции Q. Нарушение любого из указанных условий выведет фирму из состояния долгосрочного равновесия. В долгосрочном периоде рыночные силы под воздействием спроса и предложения приводят фирмы к такому состоянию, когда все они производят продукцию на уровне долгосрочных средних издержек, а это означает, что фирма покрывает все свои затраты и, кроме того, получает нормальную прибыль, которая включается в издержки. Никто не может получить доход больше, чем составляет его нормальная прибыль. Долгосрочное равновесие достигается очень долго и оно крайне непродолжительно. При этом, как правило, в долгосрочном периоде фирмы переживают многократные случаи прохождения точек равновесия.
Вариант долгосрочного равновесия исходит из условия, что изменение объема производства в отрасли происходит при соблюдении постоянных цен на ресурсы. Значит, издержки производства в отрасли не меняются. Такую отрасль принято называть отраслью постоянных издержек. Естественно, что и кривая предложения здесь будет строиться с учетом постоянных издержек, т.е. они не будут влиять на цену и объем производства. Отрасль постоянных издержек имеет совершенно эластичную кривую предложения долгосрочного периода. Но на практике цены на ресурсы очень изменчивы, и конкурентные фирмы вынуждены приспосабливаться к этим условиям. Предложение будет также меняться в зависимости от доходов или изменения вкусов потребителей. Если цены ресурсов повышаются при увеличении объемов производства (отрасль возрастающих издержек), то кривая отраслевого предложения принимает положительный наклон, а если цены ресурсов снижаются (отрасль убывающих издержек), - то долгосрочная кривая отраслевого предложения имеет отрицательный наклон.
При долгосрочном периоде рынок совершенной конкуренции дает цены минимальные.
Выгода для общества от совершенной конкуренции:
- цена совпадает с МС;
- если фирма работает неэффективно, П<NП, то она должна уйти с рынка – стимуляция эффективности;
- желание получить SNП – стимулирует внедрение новых технологий;
- потребитель выигрывает от низких цен.
Минусы совершенной конкуренции:
- однообразие продукции;
- загрязнение окружающей среды;
- нет условий НИОКР (научные исследования и опытные конструкторские разработки);