Альтернативные рыночные структуры. Общая характеристика
Доходы фирмы
Издержки фирмы в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде кривая средних издержек может иметь такой вид:
C
С ростом масштаба производства средние
Издержки снижаются. Положительный эффект
масштаба производства.
LRAC
0 Q
C
Отрицательный эффект масштаба производства.
Средние издержки возрастают при увеличении
масштаба производства.
LRAC
0 Q
C Долгосрочные средние издержки неизменны
при росте объема производства.
LRAC
0 Q
Типичная кривая издержек в долгосрочном периоде.
С
LRAC
0 Q
Q1 Q2
ТП= ТR-ТС –валовая прибыль, разница между валовым доходом и валовыми издержками
TR (total revenue) валовой доход – выручка, полученная фирмой от реализации определенного количества товара (Q) за определенный период времени.
TR=P*Q
Р – цена.
AR – средний доход, т.е. доход фирмы на единицу продукции.
MR – маржинальный доход, т.е. дополнительный доход, полученный от продажи одной дополнительной единицы продукции за определенный период времени.
В зависимости от объема производства (Q), TR, MR,AR изменяются по разному, в зависимости от вида рынка.
При совершенной (идеальной) конкуренции множество фирм, производят однородный продукт. В результате ни одна фирма повлиять на изменение цены не может и является ценополучателем.
Р S AР
МR D=AR=MR
5 5
D
Q Q
1000 2000 3000 100 300 500
Весь рынок Отдельная фирма
5 – рыночная цена за пшеницу. Объем – 3000 кг. В среднем продают 2000 кг на рынке по цене 5. Изменения цены и спроса влияют на прибыль.
TR – валовой продукт
TR TR
Валовой доход равномерно зависит от объема
0 Q
Рассмотрим противоположность совершенной конкуренции – чистую монополию – единственный продавец на рынке.
Q | P=AR | TR | MR |
-2 | |||
-4 | |||
Монополисту чтобы продать больше, надо снизить цену. Чтобы продать 1 миллиард кубометров, надо поставить цену 8. Чтобы продать 2 миллиарда кубов – поставить цену 3 и т.д.
AR,MR
6 AR, P
-2 5
-4
20 Ep=1 MR
Ep>1 Ep<1
TR=max при MR=0, (Ep=1)
MR>0, если Edp>1;
MR<0, если 0<Edp<1;
TR=max, если MR=0.
Тип структуры рынка | Количество фирм | Свобода входа на рынок | Природа продукта | Примеры | Форма кривой спроса для фирм |
Совершенная конкуренция | Очень много | Неограни- ченная | Однородные | Овощи, валюта | Горизон- тальная |
Монополистическая конкуренция | Много, Несколько | Неограни- Ченная | Различающи- еся | Кафе, рестораны, строитель- ные орга- низации | Наклонена вниз. Относительно эластична |
Олигополия | Несколько | Ограниченная | 1.Неразлича- ющиеся; 2. Различаю- щиеся | Цемент, автомобили, сот. связь | Наклонена Вниз, отно- сительно не- эластична. Зависит от реакции кон- курентов |
Монополия | Одна | Ограниченная или нереаль- ная | Уникальный | Водопровод, газ | Наклонена вниз, более неэластич- на,чем при олигополии, контроль над ценами |
1.2 – очень много, ни одна из фирм не может сознательно повлиять на цену;
1.5 – в чистом виде не существуют;
2.4 – главное отличие монополистической конкуренции – это различающиеся продукты;
3.6 P
2.6
D (3.6)
0 4.6 Q