Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Силы ГО

Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Численность — 50217 человек (включительно с 668 гражданскими работниками). Войска ГО прекратили свое существование в 2005 году в связи с реформированием войск ГО и государственной пожарной службы в оперативно-спасательную службу — невоенизированное формирование.

Гражданские организации ГО представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно-пpaвовой формы. Эти организации владеют специальной техникой и имуществом и подготовлены для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действии или вследствие этих действий.

Формирования создаются организациями, имеющими и зксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

К выполнению задач по ликвидации последствий ЧС военного происхождения могут привлекаться и аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования РСЧС.

Основные определения и термины.

Высокий уровень жертв среди населения и большой материальный ущерб, наносимый чрезвычайными ситуациями, объясняется, как правило, некомпетентностью органов, ответственных за проведение инженерно-технических мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС, несвоевременностью принятия мер по оказанию помощи нуждающимся, слабой подготовкой сил, проводящих спасательные работы, а также необученностью населения к действиям в ЧС.

Для успешного проведения мероприятий по предупреждению или снижению последствий ЧС необходимо знать теоретические основы предмета чрезвычайных ситуаций.

Знакомство с системой взглядов и представлений о ЧС техногенного и природного происхождения (характера) начнем с определения основных понятий.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся под воздействием источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь (или повлекла) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное явление природного, техногенного, биолого-социального или военного характера, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Авария - опасное явление техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Стихийное бедствие - опасное явление природного характера.

Источник ЧС биолого-социального характера - широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Источник ЧС военного характера - применений современных средств поражения в боевых действиях.

Аварии и стихийные бедствия называются катастрофами , если они повлекли за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

1.1.1. Классификация ЧС техногенного характера по масштабу и скорости распространения опасности.

В целом ЧС могут классифицироваться по значительному числу признаков, описывающих эти сложные явления с различных сторон их природы и свойств, основными из которых являются признаки типа и вида, принадлежности, масштаба, скорости и др.

По­ка­за­те­ля­ми мас­шта­ба рас­про­стра­не­ния чрез­вы­чай­ной си­ту­ации яв­ля­ют­ся не то­ль­ко раз­ме­ры тер­ри­то­рии, не­по­средс­твен­но под­верг­шей­ся воз­дейс­твию по­ра­жа­ющих фак­то­ров, но и воз­мож­ные кос­вен­ные по­следс­твия, ко­то­рые мо­гут пред­став­лять со­бой тя­же­лые на­ру­ше­ния ор­га­ни­за­ци­онных, эко­но­ми­че­ских, со­ци­аль­ных и дру­гих важ­ных свя­зей, дейс­тво­вав­ших на зна­чи­те­ль­ных рас­сто­яни­ях, а так­же тя­жесть по­следс­твий. По масштабу чрез­вы­чай­ные си­ту­ации клас­си­фи­ци­ру­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства лю­дей, по­стра­дав­ших в этих си­ту­аци­ях, лю­дей, у ко­то­рых ока­за­лись на­ру­ше­ны усло­вия жиз­не­де­яте­ль­но­сти, а так­же в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра ма­те­ри­аль­но­го ущер­ба и гра­ниц зон рас­про­стра­не­ния по­ра­жа­ющих фак­то­ров ЧС.

ЧС под­раз­де­ля­ют­ся на ло­ка­ль­ные, мест­ные, тер­ри­то­ри­аль­ные, ре­ги­она­ль­ные, государственные и транс­гра­нич­ные.

Лик­ви­да­ция по­следс­твий ЧС осу­ще­ствля­ет­ся си­ла­ми и средс­тва­ми ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рой про­изо­шла ло­ка­ль­ная ЧС, ор­га­нов мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, на тер­ри­то­рии ко­то­рых про­изо­шла мест­ная ЧС, ис­пол­ни­те­ль­ной влас­тью субъ­ек­та РФ, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го про­изо­шла тер­ри­то­ри­аль­ная ЧС, ис­пол­ни­те­ль­ной влас­тью субъ­ек­тов РФ, ока­зав­ши­х­ся в зо­не ре­ги­она­ль­ной или фе­де­ра­ль­ной ЧС.

При не­до­ста­точ­но­сти собс­твен­ных сил и средств для лик­ви­да­ции ло­ка­ль­ной, мест­ной, тер­ри­то­ри­аль­ной, ре­ги­она­ль­ной и фе­де­ра­ль­ной ЧС со­от­ветс­тву­ющие ко­мис­сии по ЧС мо­гут об­ра­ща­ть­ся за по­мо­щью к вы­шес­то­ящим ко­мис­си­ям по ЧС.

Си­лы и средс­тва для лик­ви­да­ции по­следс­твий транс­гра­нич­ной ЧС вы­де­ля­ют­ся по ре­ше­нию Пра­ви­те­льс­тва в со­от­ветс­твии с нор­ма­ми меж­ду­на­ро­дно­го пра­ва и меж­ду­на­ро­дны­ми до­го­во­ра­ми.

К лик­ви­да­ции по­следс­твий ЧС мо­гут при­вле­ка­ть­ся ВС, Войс­ка ГО, дру­гие войс­ка и во­инс­кие фор­ми­ро­ва­ния в со­от­ветс­твии с за­ко­но­да­те­льс­твом.

Ха­ра­к­тер мер, при­ни­ма­емых по за­щи­те от по­ра­жа­юще­го воз­дейс­твия, во мно­гом опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью вне­за­пнос­ти ЧС.

По ско­ро­сти рас­про­стра­не­ния опас­но­сти чрез­вы­чай­ные со­бы­тия мо­гут быть клас­си­фи­ци­ро­ва­ны на:

-вне­за­пные (взры­вы, транс­по­рт­ные ава­рии, зем­лет­ря­се­ния и др.);

-с бы­стро­ра­с­про­стра­ня­ющей­ся опас­но­стью (ава­рии с вы­бро­сом АХОВ, гид­ро­ди­на­ми­че­ские ава­рии с об­ра­зо­ва­ни­ем вол­ны про­ры­ва, по­жа­ры);

-с опасностью, распространяющейся с умеренной скоростью (аварии с выбросом радиоактивных веществ, извержения вулканов, паводковые наводнения и др.);

-с мед­лен­но рас­про­стра­ня­ющей­ся опас­но­стью (ава­рии на про­мыш­лен­ных очист­ных со­ору­же­ни­ях и т.п.).

Ис­по­ль­зуя эту клас­си­фи­ка­цию сле­ду­ет иметь вви­ду их опре­де­лен­ную услов­ность по­ско­ль­ку диа­па­зон ха­ра­к­те­ри­с­тик раз­ви­тия со­бы­тий час­то пе­ре­кры­ва­ет гра­ни­цы со­сед­них клас­си­фи­ка­ци­он­ных гра­да­ций.