В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения.
Пример
Пример
Вопрос
Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, ставилась очень остро. Сегодня нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового
Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста
Определение
III.
Индивидуальный опрос
II.
I.
3'
10'
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:
Приветствие
Рапорт старосты об отсутствующих.
Постановка цели и задач урока.
ЦЕЛЬ: контроль ранее изученного материала и формирование новых знаний и представлений о трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1. Дать представления о понятии «труд»;
2. Познакомить с отличаями труда ребенка от труда взрослых и процессом трудовой деятельности дошкольников;
3. Познакомить с задачами трудового воспитания дошкольников;
Развивающие:
1. Развивать умение самостоятельно мыслить;
Воспитательные:
I. Воспитывать внимательность к изложенному материалу.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
Тема опроса: «Умственное развитие детей дошкольного возраста и обучение в детском саду»
I. 1. Дать определение понятию «Умственное развитие».
2. Раскрыть задачи умственного воспитания.
II. 1. Дать определение понятию «Умственное воспитание».
2.Раскрыть общие правила обследования.
III. 1. Дать определение понятию «Сенсорное воспитание».
2.Раскрыть методику сенсорного воспитания.
68'
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План:
1. Проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста
2. Задачи трудового воспитания
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труду, как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей в общественных дошкольных учреждениях.
Отличия труда ребенка от труда взрослых:
(Как вы считайте, в чем отличие труда ребенка от труда взрослых?)
Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальныхных ценностей. Труд дошкольников имеет общественное значение.
В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако современный ребенок, ocoбеннo ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (не облекая это восприятие в научные термины ).
Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру (играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.) В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.
Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь сформирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять ихмногократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепекно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие