Лихтеровозные транспортно-технологические системы
Паромные транспортно-технологические системы
Другие системы с участием морского транспорта
Одной из первых разновидностей ТТС, получивших распространение на транспорте многих стран мира в истекшем XX столетии, являются паромные (фрейджерные) ТТС, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и подвижного состава через водные преграды на специальных судах-паромах.
Паромные линии, протяженность которых измеряется от нескольких километров до тысяч и и более, подразделяются на три группы: железнодорожные, автомобильные и комбинированные (железнодорожно-автомобильные). Некоторые паромы предназначены только для перевозки грузов, другие — только пассажиров (часто с легковыми автомобилями), третьи — совмещают перевозки грузов и пассажиров.
Существуют различные варианты организации железнодорожного паромного сообщения для доставки грузов одновременно на морских и речных направлениях
В нормальных условиях работы паромы как средство бесперегрузочных сообщений сохраняют свои главные преимущества:
а) ускорение доставки грузов;
б) сокращение простоев судов и вагонов;
в) снижение затрат на погрузочно-разгрузочные работы и складское хранение грузов;
г) повышение сохранности грузов;
д) упрощение коммерческих операций при передаче грузов с одного вида транспорта на другой.
В то же время нельзя забывать, что при использовании паромов примерно вдвое уменьшается полезная масса груза (нетто) по сравнению с перевозкой обычным способом на судах такой же грузоподъемности. Строительная стоимость паромов выше, чем обычных судов; крупных капитальных вложений требует береговое хозяйство — системы накопления и подачи вагонов, подъемно-сопрягающие устройства, дополнительные гидротехнические сооружения (шлюзовые бассейны при значительных колебаниях уровня воды).
Эффективность применения паромов во многом зависит от географии осваиваемых с их помощью грузопотоков. Из зарубежной практики известно, что в прошлом паромы считались эффективными при расстоянии между соединяющимися пунктами маршрута 300-350 км. Сейчас это расстояние увеличено до 1000 км и более. Эффективность паромных переправ повышается с ростом величины и стабильности грузопотока
Это технология перевозки «от двери до двери» при условии, что производитель и потребитель находятся на водных путях, связанных между собой.
Принципиально системы выглядят так:
1. Груз грузится в баржи на причалах клиентуры, расположенных на внутренних водных путях.
2. Баржи толкаются или буксируются к месту в устье реки, куда прибудет лихтеровоз, и группируются на специальной акватории.
3. После прибытия лихтеровоза баржи с него выгружаются, а те, которые находятся на акватории, поднимаются на борт лихтеровоза.
4. Выгруженные с лихтеровоза баржи объединяются в составы и толкаются или буксируются потребителю по внутренним водным путям.
Примером такой перевозки, выполнявшейся ещё в начале 70-х гг., может служить грузопоток между рекой Миссисипи с притоками в Сев. Америке и рекой Рейн в Европе (транспортировка хлопка, бумаги, удобрений и др.) При лихтеровозной системе интенсивность перевалки грузов (transhipment operations) в портах по сравнению с контейнерной увеличивалась в три раза.
Основные элементы лихтеровозной системы — лихтеровоз (баржевоз) — крупнотоннажное морское судно и лихтеры (баржи) — речные суда с небольшой осадкой. В данной системе в качестве УЛД задействован огромный водоплавающий ящик — параллелепипед.
В мировом флоте существу ют следующие основные системы перевозок по этой технологии: ЛЭШ, СИБИ, БАКАТ, различающиеся системой загрузки лихтеров в судно. Лихтеровоз ЛЭШ (ligther aboard ship) — это однопалубное судно, приспособленное для перевозки лихтеров грузоподъемностью до 500 т. Подъем лихтеров на судно и спуск на воду производится через корму с помощью перемещающегося по рельсам вдоль судна крана большой грузоподъемности. Одно из первых судов этого типа «Акадия форест», построенное в Японии (1969 г.), имеет следующие характеристики: длина 262 м, ширина 32 м, осадка 11,2 м, скорость 19,3 узлов, вместимость 73 лихтера ЛЭШ по 370 т.
Лихтеровоз СИ-БИ (Sea Bee) — многопалубное судно без поперечных переборок между палубами. Вместо крана для подъема и спуска лихтеров используется гидравлическая система «Синхролифт». В горизонтальном направлении лихтеры перемещают на тележках с помощью лебедок.
Первые отечественные баржевозы этого типа: «Юлиус Фучик» и «ТиборСамуэл и» финской постройки вмещают по 26 барж типа «Дунай-море», грузоподъемностью 1000 т каждая (рис. 13), либо 52 баржи ЛЭШ, либо 1552 20-футовых контейнера. Грузоподъемность лифта 2000 т. Обычно одновременно поднимают 2 баржи со скоростью 0,7 м/мин. Расчетное время загрузки (разгрузки) 26 барж составляет 13 часов. Разгрузка и погрузка полного их комплекта, а также выполнение вспомогательных операций производятся за 2 суток, т.е. валовая интенсивность таких работ составляет 26 тыс. т в сутки.
Система СИБИ в целом аналогична системе ЛЭШ, однако суда этого типа отличает универсальность по номенклатуре и размерности единиц перевозимого груза. Они могут принимать на борт баржи различных размеров (в том числе баржи ЛЭШ) и загружаться как суда с горизонтальной грузообработкой.
БАКАТ(Bacat) — катамаран-баржевоз, т.е. двухкорпусное судно. Первоначально спроектировано для системы внутренних водных путей Великобритании. Баржи заводятся между двух корпусов судна и затем поднимаются лифтом на специальной платформе или судовыми кранами. Баржа БАКАТ самая маленькая из трех, её размеры: 16,8 м х 4,65 м с осадкой 2,45 м, грузоподъемность 140 т. На судно грузится 10 барж БАКАТ и 3 баржи ЛЭШ. Последняя баржа остается на воде между двумя корпусами судна и образует своего рода временный кил ь на время транспортировки.
Помимо названных систем имеются и другие, например, «ро-флоу» — для транспортирования крупногабаритного оборудования. Еще одна система — это суда-баржевозы докового типа, которые могут перевезти по морю баржу грузоподъемностью 2500т, речной теплоход или караван речных судов.