Ключевые понятия.

Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов.

Восприятие — это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений.
Представление — это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним.
Понятие — мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки.
Суждение — мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Заблуждение — неадекватное отражение действительности.
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Сознание — способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Самосознание — определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
Тестовый контроль
1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?
а) результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон соответствия спроса и предложения.

3. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) открытие Архимедом выталкивающей силы;
б) миф о сотворении человека из глины;
в) гипотеза Птолемея о шарообразности Земли;
г) закон сохранения и превращения энергии.
4. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
5.Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) представление о мире, стоящем на трех китах;
б) расшифровка египетских иероглифов;
в) предание о Ноевом кончеге;
г) библейская легенда о сотворении человека из глины.
6. К чувственному познанию относится:
а) суждение;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
7. Что из названного является этапом чувственного познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) представление;
г) гипотеза.
К рациональному познанию относится:
а) суждение;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
Что из названного является этапом рационального познания?
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) понятие;
г) практика.
Под истиной понимается:
а) обязательный результат познавательной деятельности человека -
б) объективное отражение действительности в сознании человека;

в) знание, разделяемое большинством людей;

г) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.
11. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) разделяется большинством людей;
б) соответствует познаваемому объекту;
в) не противоречит предшествующим представлениям;
г) использует только формы рационального познания.
12. Что понимают ученые под абсолютной истиной?

а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
13. Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно массе вытесненной воды» является примером:
а) научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания; -
г) народной мудрости.
14. Утверждение «Все земные тела подчиняются закону всемирного тяготения» является примером:
а) научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) паранаучного знания.
15. Высказывание «Век живи — век учись» является примером:
а) научного знания;
б) народной мудрости;
в) мифологическог9 знания;
г) паранаучного знания.
16. Высказывание «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» является примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;
в) паранаучного знания;
г) научного знания.
17. Высказывание «Ученье — свет, а неученье — тьма» является примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;

в) паранаучного знания;
г) научного знания.
18. Объективная истина это знание:
а) не зависящее от пристрастий и интересов людей;
б) полученное исключительно при помощи чувственного познания;
в) разделяемое большинством людей;
г) соответствующее моральным нормам.
19. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, — это:
а) история;
б) политология;
в) экономика;
г) психология.
20. Наука о закономерностях становления, развития и функционирования общества в целом, — это:
а) история;
б) политология;
в) этика;
г) социология.
21. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:
а) получение знаний при помощи художественных образов;
б) приводит к относительным истинам;
в) использует только формы чувственного;
г) направлено на получение достоверного знания.
22. Наукой, изучающей поведение человека в обществе, является:
а) социальная психология;
б) история;
в) философская антропология;
г) социология.
23. Особенностью социального познания является:
а) совладение субъекта и объекта познания;
б) получение объективного знания;
в) соответствие результатов познания поставленным целям;
г) выдвижение гипотез и формулировка выводов.
24. Какой из названных признаков характерен исключительно для социального познания?
а) преобладание эксперимента как способа получения знания;
б) возможность получения достоверного знания;
в) возможность получения субъективной оценки;
г) обусловлено интересами познающего субъекта;

25. Психология изучает:
а) хозяйственную деятельности человека;
б) межличностные отношения в обществе;
в) деятельность политических партий и движений
г) образование социальных групп и их взаимодействие друг с другом.
26. Укажите среди перечисленных знаний паранаучные:
а) Н. умеет читать кончиками пальцев сквозь плотную бумагу;
б) д. может устно делить и умножать четырехзначные числа;
в) К. по фотографии мужа определяет, когда он вернется в семью;
г) М. способен по состоянию глаз человека назвать некоторые его заболевания.
27. Примером обыденного знания является утверждение:
а) расстояние от Солнца до Марса — 228 млн км;
б) средний радиус Земли — 637 1,032 км;
в) расстояние между деревнями Ореховкой и Сухой Корсун — полчаса езды на телеге.
28. Критериями истины являются:
а) опыт, практика;
б) Мнение специалиста
в) соответствие господствующему в обществе учению;
г) соответствие законам логики.
29. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности

return false">ссылка скрыта

А Познавательная деятельность людей сопровождается ошибками, заблуждениями, иллюзиями.
Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
30. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.

31. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру чувственного познания входят ощущения, восприятия, представления.
Б. Начальной ступенью познания является познание, осуществляемое посредством органов чувств.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
32. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умозаключение.
Б. Рациональное познание предваряет собой чувственное.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
33. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание требует познающего субъекта и познаваемого объекта.
Б. В качестве субъекта познание может выступать как отдельный человек, так и общество в целом.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
34. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?

А. Выдвижение гипотезы является элементом познавательной деятельности.
Б. для осуществления познавательной деятельности необходимы субъект и объект.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Основными формами познания являются чувственное и рациональное познание.
Б. Рациональное познание предполагает осмысление сущности познаваемого объекта.
а) верно только А;

б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
36. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинное знание всегда объективно.
Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
37. Верны ли следующие суждения о науках?
А. Науки принято подразделять на технические, естественные, гуманитарные, общественные.
Б. К числу естественных наук относится история и социология.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
38. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины.
Б. Объективность выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
39. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Объективность истины заключается в получении знания, соответствующего предмету изучения.
Б. Объективность истины выражается в разделении знания большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
40. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание средствами искусства осуществляется с помощью художественных образов.
Б. Только научное познание направлено на постижение сущности и человека:

а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
41. Научное знание отличает:
а) доказательность выводов;
б) использование понятийного аппарата;
в) использование художественных образов
г) обращенность к эмоциям, переживаниям;
д) опора на житейский опыт;
е) теоретический уровень.
42 К особенностям социального познания относятся:
а) совпадение объекта и субъекта познания;
б) в качестве объекта познания выступает общество;
в) значительная степень субъективности;
г) преобладание эксперимента;
д) в качестве объекта познания выступает природа;
е) целью познания является получение достоверного знания
43. Научное познание непосредственно направлено:
а) на создание новых материальных ценностей;

б) выработку нравственных норм
в) раскрытие смысла жизни;
г) выявление закономерностей развития мира.
44. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности:
а) опирается на данные наблюдений;
б) учитывает накопленный опыт;
в) экспериментально обосновывает выводы;
г) использует метод рассуждений.
45, Научные знания, так же как и мифологические:
а) дают общую картину мира;
б) включают ритуальные действия;
в) основываются на мнениях авторитетных людей;
г) доступны узкому кругу людей.
46. Верны ли следующие суждения?
А. Практика является универсальным (всеобщим) критерием истины.
Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба суждения неверны.

 

 

А1.Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?
1) экономическую
2) социальную

З) политическую

4) духовную
А2. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести
1) углубление международного разделения труда
2) распространение технических достижений
З) ослабление национальных культур
4) расширение международного сотрудничества
АЗ. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой
2) искусством

З) образованием

4) творчеством

А4.Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть рукиперед едой, О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

1) о сохранении самобытности

2) о возрождении традиций

З) о национальной изоляции

4) о диалоге культур

А5. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1) верно только А

2) верно только Б

З) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6.Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений
2) объяснение изучаемых фактов и явлений
З) фиксация обобщений в форме законов
4) выдвижение и обоснование гипотез

А7.Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет
собой деятельность
1) практическую
2) ценностно-ориентировочную

З) познавательную

4) прогностическую
А8.Признаком понятия «человеческая деятельность» является
1) доминирование биологических потребностей
2) приспособительный характер
З) целенаправленность
4) обязательное использование орудий
А9. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания

1) житейского
2) интуитивного

З) научного
4) «паранаучного»


А1О.Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А З) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.Гражданин проживает в купленной им квартире. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника

1) наследовать
2) владеть

З) пользоваться

4) распоряжаться

А12.Рост занятости в процессе производства женщин, имеющих маленьких детей, сопровождается увеличением спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка
1) труда

2)товаров

З) капиталов

4) фондового
АIЗ. Как называется ежегодный доход владельцев акций?

1) заработная плата
2) дивиденд

З) прибыль

4) банковский процент
А14.Примеряя дома купленный в магазине костюм, дама поняла, что он ей не подходит. На следующий день она пришла к продавцу и попросила обменять купленный костюм на имеющееся в продаже платье. Однако, несмотря на наличие чека и сохранность товара, продавец отказал в обмене. Какое право потребителя было нарушено?
1) на достоверную информацию о товаре
2) на отказ от покупки товара в течение 14 дней
З) на безопасность товара дня жизни и здоровья
4) на замену или возврат некачественного товара

 

А1. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему?
1) обособление от естественной среды
2) наличие общественных отношений
3) сохранение связи с природой

4) совокупность подсистем и элементов
А2. К глобальным экологическим проблемам относится
1) бедность некоторых регионов планеты
2) угроза ядерной войны
3) сокращение разнообразия биологических видов
4) увеличение доли пожилых людей в структуре населения
АЗ. Общим для науки и художественного творчества является

1) стремление к осмыслению действительности
2) обоснованность предположений
3) стремление к достоверности
4) формирование чувства прекрасного
А4. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
1) выразительное чтение стихотворения
2) ежегодный бал выпускников школы
З) просмотр кинофильма
4) изобретение телефона
А5. Верны ли следующие суждения о культурных процессах?
А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.
1) верно только А
2) верно только Б

З) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А6. Рациональное познание, в отличие от чувственного

1) отражает форму предмета
2) создает зрительный образ предмета
3) сравнивает существенные признаки предметов
4) определяет пространственное расположение предметов

А7. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

З) физическое развитие

4) возрастные особенности

А8. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
1) создание идеального образа ожидаемого результата
2) использование предметов, данных природой

З) целесообразная активность
4) поиск средств удовлетворения потребностей
А9. Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) материальная

2) духовная

З) социальная

4) экономическая
А10. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина — это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Истина — это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А

2) верно только Б

З) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?
1) Производство необходимых обществу благ и услуг.
2) Объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты.
З) Исследование причин экономической стагнации.
4) Разработка перспективных моделей развития сферы услуг.
А12. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке
1) труда

2) услуг

З) капитала

4) информации
А13. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к

1) относительному равновесию спроса и предложения
2) постоянному снижению объемов производства
З) увеличению расходов на природоохранную деятельность
4) снижению налогов
А14. Дама приобрела новое вечернее платье, но оно не понравилось ее мужу, и она на следующий день принесла его обратно в магазин. Несмотря на сохранность платья и наличие чека, продавец отказался забрать его и вернуть деньги. Какое право потребителя было нарушено?
1) на достоверную информацию о товаре

2) на отказ от покупки товара в течение 14 дней
З) на безопасность товара для жизни и здоровья

4) на замену или возврат некачественного товара

А15. Верны ли следующие суждения о роли производителя и потребителя в рыночной экономике?
А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.
Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.
1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А16. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
1) социально-классовый
2) этнический

3) демографический

4) территориальный
А17. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
1) всенародная слава

2) всеобщий почет

3) награждение грамотой
4) доброжелательное отношение
А18. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
1) регламентация поведения
2) воспроизводство социальной структуры
3) организация семейного досуга
4) распределение домашнего труда
А19. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты:
«Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» Полученные данные отражены в диаграмме:

 

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам.
2) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем.
3) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка — единственный способ добиться удовлетворения своих требований.
4) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы.

А20 Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.
Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
1) верно только А \‘З) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А21. К формам государственного устройства относится

1) демократия
2) республика

3) федерация

4) монархия

А22. Что относится к функциям политических партий демократическом обществе?
1) разработка законопроектов и принятие законов
2) установление правил приема в высшие учебные заведения
3) принятие в российское гражданство
4) осуществление связи гражданского общества с государством
А23. Правовое государство отличает
1) развитие культурно-национальных автономий
2) наличие разветвленной системы судов разных уровней
3) формирование эффективной системы правоохранительных органов -
4) верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан
А24. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. унитарное?
1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения.
2) В государстве действует единая система законодательства.
3) В составе государства выделены только административно- территориальные единицы.
4) Высшие органы государства формируются выборным путем.
А25. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?
А. Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.
Б. В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А26. Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как
1) нормативность
2) справедливость
З) высшая юридическая сила
4) соответствие нормам международного права

А27. Что является правонарушением?

1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома
2) отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана
З) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час пик

4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора
А28. Согласно Конституции. РФ, гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
З) Государственная дума
4) Совет Федерации
А29. Гражданин П. составил доверенность для своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. данная ситуация иллюстрирует правоотношения
1) семейные
2) трудовые
3) административные
4) гражданские
А 30. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?
А. Президент РФ, согласно Конституции, является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ.
Б. Президент РФ, согласно Конституции, является Председателем Правительства.
1) верно только А
2) верно только Б
З) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

В2. Ниже приведён перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт».
Правообразуюшие, правоизменяющие, правопрекращающие, правомерные, неправомерные, непосредственные.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
Ответ:
В4. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А) знание является побочным продуктов практической деятельности
Б) знание существует в форме художественных образов
В) знание раскрывается в процессе повествования
Г) знание является результатом целенаправленной деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1) миф

2) наука

З) обыденное знание
4) искусство

В4. Найдите в приведенном ниже списке рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) антимонопольное законодательство
2) кредиты, предоставляемые предпринимателям
3) развитие системы экономического образования в средней школе
4) вручение государственных наград за производственные успехи
5) налоговая политика
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В стране прошел второй тур президентских выборов. (2)Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3)По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4)Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.

Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

1.Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность людей называется:

А) мотивом;

Б) целью;

В) намерениями;

Г) достижениями.

2. Способность людей воспроизводить действительность в идеальных образах называется:

А) творчеством;

Б) культурой;

В) экспериментом;

Г) сознанием.

3. «Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а так же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки» - это:

А) мировоззрение;

Б) вера;

В) принципы,

Г) убеждения

4. Потребность - это:

А) общая ориентация человека на определённый вид деятельности;

Б) осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека;

В) процесс, в результате которого человеком создаются материальные блага;

Г) человеческие побуждения к действию на удовлетворение потребностей человека.

5. Истина – это

А) сторона объективной реальности;

Б) информация об окружающем мире и о самом человеке;

В) соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта;

Г) образец, совершаемое, благое и прекрасное, высшая цель, стремление.

6. Наиболее важной особенностью научного познания является:

А) изучение мира таким, какой он есть вне и независимо от человека;

Б) направленность на получение таких данных, которые связаны с окружающим миром;

В) изучение мира для того, чтобы применить знания о нём в будущем;

Г) возможность изучать действительность разными способами.

7. Социальные общности образуют:

А) социальную дифференциацию;

Б) социальную мобильность;

В) социальную структуру;

Г) «социальные лифты».

8. Одним из компонентов политической системы является:

А) политические нормы;

Б) политическая этика;

В) политическая традиция;

Г) политическая мораль.

9. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1) верно только А

2) верно только Б

З) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

10. Гуманизм — это:
а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;
б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;
в) сентиментальность;
г) особый вид деятельности.
11. К морали в отличие от права относятся:
а) любой закон;

б) Конституция государства;
в) устав общественной организации;
г) определенные принципы, нормы поведения.

12. Мировоззрение в жизни человека — это:
а) ориентир для его деятельности;
б) укрепление его жизненного опыта;
в) связь с религией и наукой.
13. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?
а) познание;
б) творчество;
в) преподавание;
г) изображение.

14. Разделение труда приводит:
а) к росту цен;
б) повышению производительности труда;
в) уменьшению экономической взаимозависимости;

г) увеличению дифференциации доходов.
15. Завершите предложение: «Формами социального партнёрства являются коллективные переговоры, участие в управлении…(участие в досудебном разрешении трудовых споров)

16.Как называется ежегодный доход владельцев акций?

1) заработная плата
2) дивиденд

З) прибыль

4) банковский процент
17. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1) наблюдение отдельных фактов и явлений
2) объяснение изучаемых фактов и явлений
З) фиксация обобщений в форме законов
4) выдвижение и обоснование гипотез.

18. Верны ли суждения?
А. Политика — это деятельность по отстаиванию своих интересов.
Б. Политика—это деятельность по гармонизации и сочетанию противоречивых интересов.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) А и Б;
г) неверно.
19. К чувственному познанию относится:
а) суждение;
б) восприятие;
в) ощущение;
г) наблюдение.
20. Научное познание непосредственно направлено:
а) на создание новых материальных ценностей;

б) выработку нравственных норм
в) раскрытие смысла жизни;
г) выявление закономерностей развития мира.

21. Что понимают ученые под абсолютной истиной?

а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм рационального познания.
22. Верны ли следующие суждения?

А) Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Б) Рационалисты считают критерием истины разум.

А) верно только А;

Б) верно только Б4

В) верны А и Б;

Г) оба высказывания неверны.

23. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца, ответ запишите в таблицу.
ОСОБЕННОСТИ:
А) знание является побочным продуктов практической деятельности
Б) знание существует в форме художественных образов
В) знание раскрывается в процессе повествования
Г) знание является результатом целенаправленной деятельности

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1) миф

2) наука

З) обыденное знание
4) искусство

24. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание средствами искусства осуществляется с помощью художественных образов.
Б. Только научное познание направлено на постижение сущности и человека:

а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.

25. Наука о закономерностях становления, развития и функционирования общества в целом, — это:
а) история;
б) политология;
в) этика;
г) социология.


 

 

Вариант 2.

1. Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
1) создание идеального образа ожидаемого результата
2) использование предметов, данных природой

З) целесообразная активность
4) поиск средств удовлетворения потребностей

 

Уроки 1-3. Наука и философия (§ 1)