Ключевые понятия

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Должность - это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.

Профессиограмма - описание профессии, информация о ее особенностях и особенностях профессиональной деятельности.

Социально-гуманитарные знания - это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.

Эмпатия - умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей.

Политический маркетинг - разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.

Социолог - специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни.

Педагог (от греч. воспитатель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и имеющее специальную подготовку в этой области.

Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества (§ 7)

Ключевые понятия

Гоминиды - семейство отряда приматов, включая как ископаемого человека, так и человека современного типа.

Естественный отбор - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.

Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.

Социогенез - процесс становления общества.

Антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

Табу - запреты на совершение определенных действий.

Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.

Исторический тип - определенная изолированная культура с уникальными особенностями.

Память социальная - память, наследующая не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.

Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Тестовый контроль

1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, - это...

а) философия;

б) геология;

в) антропология;'

г) биология;

д) археология.

2. Общество...

а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;

б) включает в себя природу в качестве подсистемы;

в) и природа не связаны друг с другом;

г) и природа существуют по одним и тем же законам;

д) является результатом развития природы.

3. Человека от животных отличает способность:

а) к обмену информацией с себе подобными;

б) оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию;

в) усвоению форм поведения других людей;

г) совместному изготовлению орудий;

д) коллективному существованию.

4. Верно ли суждение?

А. Человек есть продукт биологической эволюции. Б. Человек есть продукт социальной революции.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно А и Б;

г) оба неверны.

5. Наиболее научно обоснованная версия:

а) божественного сотворения человека;

б) инопланетного происхождения человека;

в) творческого импульса, особых условий земли;

г) происхождения человека в результате эволюции.

6. Какое толкование термина ≪общество≫ неверно?

а) система;

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

7. Взаимосвязь общества и природы характеризуется:

а) подчинением природы обществу

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

8. ≪Второй природой≫ называют:

а) культуру;

б) науку;

в) технику;

г) производство.

9. Сходство человека и животных, проявляется в том, что они обладают:

а) разнообразными ощущениями;

б) членораздельной речью;

в) рациональным мышлением;

г) возможностями саморазвития.

10. В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:

а) преобразующий;

б) приспособительный;

в) коллективный;

г) орудийный.

11. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:

а) культура;

б) общество;

в) природа;

г) цивилизация.

12. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

а) способность ощущать воздействие среды;

б) способность воспринимать окружающую действительность;

в) способность делать выбор и нести за него ответственность;

г) способность удовлетворять свои потребности.

13. В отличие от животных, человек способен проявлять:

а) зависимость от среды обитания;

б) инстинктивные реакции на воздействия среды;

в) генетическую обусловленность поведения;

г) критическое отношение к самому себе.

14. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:

а) экологический кризис;

б) возрастание солнечной активности;

в) кризис перепроизводства;

г) усложнение общественной жизни.

15. К общим признакам человека и животного относится способность:

а) предвидеть результаты своей деятельности;

б) сознательно относиться к воспитанию потомства;

в) осуществлять выбор средств достижения цели;

г) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения.

16. Кто является автором теории происхождения человека в результате его выделения из животного мира, эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку:

а) Ж. Кювье:

б) Ч. Дарвин;

в) И. Мечников;

г) И. Павлов.

 

Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии (§ 8)

Ключевые понятия

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления.

Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя.

Субьектностъ - связь человека с социальным бытием.

Человеческая субьектностъ - присущий человеку мир мысли, воли, чувств.

Человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Коммуникация - общение.

Антропология - учение о человеке.

Философия жизни - философское течение конца XIX - начала XX в., в частности ее идеи о том, что человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.

Экзистенциализм - философия существования.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование

Система - нечто целое, составленное из частей.

Экономическая сфера - отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.

Социальная сфера - отношения между различными социальными общностями и группами.

Политическая сфера - отношения гражданского общества, политических партий и государства.

Духовная сфера - отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей.

Тестовый контроль

1. Основой человеческого существования является:

а) потребительство;

б) деятельность;

в) любовь;

г) дружба.

2. Верны ли суждения?

А. Человек - такой же объект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека, казавшаяся ранее неразрешенной, будет успешно решена.

Б. Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

3. Утверждение «Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:

а) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

б) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.);

в) давать отпор любым враждебным, агрессивным выпадам против него;

г) приспосабливаться к условиям (порой весьма неблагоприятным) окружающей среды.

4. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придает:

а) самоотдача;

б) материальная выгода;

в) гордость за совершенное;

г) наслаждение мастерством.

5. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на человека?

а) оптимистическая;

б) синтетическая:

в) экономическая;

г) политическая;

д) пессимистическая;

е) художественная.

6. Отметьте, какие понятия входят как составные части в продуктивную человеческую деятельность:

а) неизменность;

б) бессознательные движения;

в) активность;

г) взаимодействие;

д) бесцельность;

е) следование инстинкту;

ж) сознательное изменение;

з) целенаправленность;

и) реализация себя.

7. Человек отличается от любого животного тем, что:

а) производит свою собственную окружающую среду;

б) изменяет окружающий мир;

в) производит себе подобных;

г) способен действовать универсально;

д) действует по своим потребностям;

е) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.

8. Приматы - это:

а) примитивные растения;

б) простейшие живые существа;

в) человекообразные обезьяны;

г) простейшие грибки и споры.

9. Социальная сущность человека:

а) всегда была присуща человеку как виду;

б) неизменна и составляет его отличительное качество;

в) имеет конкретно-исторический характер;

г) является абстрактом, присущим отдельному индивиду;

д) является выражением совокупности всех общественных отношений.

10. Различают три, в общем-то, близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:

а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;

б) лицо, обладающее общими для всех людей качествами и чертами;

в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.

11. Из перечисленных способностей отметьте ту, которая отличает человека от животных:

а) способность к общению;

б) способность к игре;

в) способность к подражанию;

г) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению и использованию орудий труда).

 

 

Уроки 22-24. Общество и общественные отношения (§ 9)

Ключевые понятия

Общество - в широком смысле это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Социум - социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Природа - совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни человека. Естественная среда существования человека.

Социальное - деятельность людей, направляемая их сознанием и волей.

Природное - естественная потребность. Божественное - предопределенное выше.

Культура - совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.

Материальная культура - предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. д.

Духовная культура - знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.

Культурные универсалии - общие черты и формы культуры различных народов.

Общественные отношения - относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей.

Тестовый контроль

1. Общество - это:

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) определенный этап исторического развития;

г) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.

2. Какое толкование термина «общество» неверно?

а) система;

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

3. Обществом в широком смысле слова называется:

а) весь окружающий мир;

б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;

в) группы людей, объединенных историческим прошлым;

г) взаимодействия людей в повседневной жизни.

4. Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества является:

а) производительные силы общества;

б) духовная культура общества;

в) общественные отношения;

г) денежные отношения.

5. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

а) экономической сферы общества;

б) социальной сферы;

в) политико-правовой сферы;

г) духовно-нравственной сферы.

6. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчинением природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

7. К элементам общества как системы не относятся:

а) университет;

б) нация;

в) плодородная земля;

г) церковь.

8. Отношения между обществом и природой характеризуются:

а) исключительно благотворным влиянием человека на природу;

б) господством человека над природой;

в) полной зависимостью общества от природы;

г) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.

9. Общество:

а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;

б) включает в себя природу в качестве подсистемы;

в) и природа не связаны друг с другом;

г) и природа существуют по одним и тем же законам;

д) является результатом развития природы.

10. Отметьте неправильные суждения:

а) жить в обществе и быть свободным от общества нельзя;

б) человек находится в состоянии постоянного изменения своей социальной сущности;

в) жизнь общества слабо подвержена изменениям;

г) человек живет своей жизнью, а общество - своей; жизненные линии человека и общества не пересекаются;

д) каждое новое поколение включается в систему уже сложившихся общественных отношений.

11. Примером общественных отношений можно считать связи между:

а) географической средой и образом жизни людей;

б) природой и обществом;

в) членами семьи;

г) людьми внутри класса, социальной группы;

д) человеком и орудиями труда.

12. Природа - это:

а) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;

б) все пространство вокруг человека;

в) то, что появилось благодаря труду.

13. Какое высказывание больше соответствует современным взаимоотношениям человека и природы:

а) природу легче всего подчинить, повинуясь ей;

б) мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее -наша задача.

14. Общность лиц, объединенных потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

а) конгломератом;

б) обществом;

в) системой;

г) очередью.

15. Верны ли следующие суждения?

А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счете нужна человеку больше последней.

Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны,

16. Верны ли следующие суждения?

А. Исторически общество первично, а государство - вторично. Б. Государство порождает общество.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

17. Социальная сфера жизни общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

а) экономического развития страны;

б) развития органов власти;

в) развития национальных отношений;

г) развития международных отношений.

18. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:

а) в экономической сфере;

б) в политической сфере;

в) в духовной сфере;

г) в социальной сфере.

19. Вопросы власти, государства рассматриваются:

а) в экономической сфере;

б) в политической сфере;

в) в духовной сфере;

г) в социальной сфере.

 

 

Уроки 27-29. Типология обществ (§ 11-12)

Ключевые понятия

Внеэкономическое принуждение - принуждение, основанное на личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиция - свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающий опыт предков.

Реформация - реформа традиционного христианства.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека.

Секуляризация общественного сознания - замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.

Социальная мобильность - возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую.

Генно-культурная эволюция - совместное гармоничное развитие природы и культуры.

Архаизация - частичная реставрация отживших социальных структур, признание прошлого более ценным, чем настоящее.

Тестовый контроль

1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндуст-риального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный груд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.

4. К духовной сфере жизни общества относятся:

а) кузнечное дело;

б) сев и жатва колосовых;

в) научное открытие;

г) создание нового метода обучения;

д) театральный спектакль;

е) банковские операции;

ж) нравственная оценка поступка;

з) создание политической теории;

и) создание экономической теории.

5. Что является определяющим в индустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) теоретические знания;

в) промышленность.

6. Что означает понятие «традиционное общество»?

а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;

б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;

в) общество, в котором сильны христианские традиции.

7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) мануфактурное производство;

в) научные знания.

8. Касты как социальные группы характеризует:

а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;

б) свободное перемещение из одной в другую;

в) опора на различие в формах собственности;

г) непроницаемость границ.

9. К индустриальной цивилизации относятся:

а) Япония после реформ Мейдзи;

б) Англия в XIX в.;

в) Россия при Петре I;

г) Наполеоновская Франция;

д) США во второй половине XIX в.

10. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:

а) замкнутость общественных групп;

б) сокращение численности среднего класса;

в) численное преобладание рабочего класса;

г) уменьшение социальной поляризации.

 

Уроки 30—32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. (п.13)
Тестовый контроль
1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер — что объединяет эти имена?
а) это ученые — сторонники теории постиндустриального общества;
б) это известные политические деятели Западной Европы

в) это философы -марксисты.
2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма’?
а) аскетическая этика протестантских сект;
б) особенности католического вероисповедания;
в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.
3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:
а) превосходство сферы услуг над сферой производства;
б) не классовое, а профессиональное деление общества;
в) теоретическое знание как основа политики;
г) создание новой интеллектуальной технологии;
д) все выше указанное?
4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:
а) базисом;
б) надстройкой;
в) цивилизацией;
г) общественно - экономической формацией;
д) классовым обществом.
5. К производительным силам общества относятся:
а) предмет труда;

б) человек с предметом и средствами труда;
в) средства труда;
г) предмет и средства труда;
д) человек и его производственные отношения.
6. Собственность - это:
а) владение материальными благами
б) право распоряжаться какими-либо вещами;
в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809—1865 французский философ и социолог);
г) отношения между людьми по поводу вещи;
д) право на получение доли природных ресурсов.
7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?
а) природные богатства;
б) культурные ценности;
в) люди;
г) средства производства;
д) орудия труда.
8. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества
а) информационный;
б) технологический;
в) стадиально- эволюционный;
г) цивилизационный
д) социокультурный
е) формационный
9. К экономически активному населению относятся:

а) собственники средств производства;
б) подростки;

в) студенты;
г) пенсионеры;
д) безработные;
с) работающие по найму.
10. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (достоинства —...; недостатки — )
а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;
б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;
в) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;
г) общественное развитие — универсальный и прогрессивный процесс;
д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;
е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.
12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:
а) цивилизация;
б) общественно-экономическая формация;
в) экономический строй общества;
г) стадия культурного развития;
д) стадия эры общества высокого потребления.
13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?
а) формация — это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация — образование прежде всего социокультурное;
б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;
в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация — ее преемственность;
г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный — на его целостность и многообразие;
д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация — исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).