Ключевые понятия
Профессия - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.
Должность - это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д.
Профессиограмма - описание профессии, информация о ее особенностях и особенностях профессиональной деятельности.
Социально-гуманитарные знания - это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
Эмпатия - умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей.
Политический маркетинг - разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.
Социолог - специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни.
Педагог (от греч. воспитатель) - лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и имеющее специальную подготовку в этой области.
Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества (§ 7)
Ключевые понятия
Гоминиды - семейство отряда приматов, включая как ископаемого человека, так и человека современного типа.
Естественный отбор - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.
Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.
Социогенез - процесс становления общества.
Антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
Табу - запреты на совершение определенных действий.
Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.
Исторический тип - определенная изолированная культура с уникальными особенностями.
Память социальная - память, наследующая не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Тестовый контроль
1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, - это...
а) философия;
б) геология;
в) антропология;'
г) биология;
д) археология.
2. Общество...
а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;
б) включает в себя природу в качестве подсистемы;
в) и природа не связаны друг с другом;
г) и природа существуют по одним и тем же законам;
д) является результатом развития природы.
3. Человека от животных отличает способность:
а) к обмену информацией с себе подобными;
б) оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию;
в) усвоению форм поведения других людей;
г) совместному изготовлению орудий;
д) коллективному существованию.
4. Верно ли суждение?
А. Человек есть продукт биологической эволюции. Б. Человек есть продукт социальной революции.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.
5. Наиболее научно обоснованная версия:
а) божественного сотворения человека;
б) инопланетного происхождения человека;
в) творческого импульса, особых условий земли;
г) происхождения человека в результате эволюции.
6. Какое толкование термина ≪общество≫ неверно?
а) система;
б) географическая среда;
в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;
г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.
7. Взаимосвязь общества и природы характеризуется:
а) подчинением природы обществу
б) взаимной независимостью природы и общества;
в) взаимным влиянием природы и общества;
г) полным подчинением общества природе.
8. ≪Второй природой≫ называют:
а) культуру;
б) науку;
в) технику;
г) производство.
9. Сходство человека и животных, проявляется в том, что они обладают:
а) разнообразными ощущениями;
б) членораздельной речью;
в) рациональным мышлением;
г) возможностями саморазвития.
10. В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:
а) преобразующий;
б) приспособительный;
в) коллективный;
г) орудийный.
11. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:
а) культура;
б) общество;
в) природа;
г) цивилизация.
12. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
а) способность ощущать воздействие среды;
б) способность воспринимать окружающую действительность;
в) способность делать выбор и нести за него ответственность;
г) способность удовлетворять свои потребности.
13. В отличие от животных, человек способен проявлять:
а) зависимость от среды обитания;
б) инстинктивные реакции на воздействия среды;
в) генетическую обусловленность поведения;
г) критическое отношение к самому себе.
14. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:
а) экологический кризис;
б) возрастание солнечной активности;
в) кризис перепроизводства;
г) усложнение общественной жизни.
15. К общим признакам человека и животного относится способность:
а) предвидеть результаты своей деятельности;
б) сознательно относиться к воспитанию потомства;
в) осуществлять выбор средств достижения цели;
г) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения.
16. Кто является автором теории происхождения человека в результате его выделения из животного мира, эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку:
а) Ж. Кювье:
б) Ч. Дарвин;
в) И. Мечников;
г) И. Павлов.
Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии (§ 8)
Ключевые понятия
Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.
Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления.
Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя.
Субьектностъ - связь человека с социальным бытием.
Человеческая субьектностъ - присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
Человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Коммуникация - общение.
Антропология - учение о человеке.
Философия жизни - философское течение конца XIX - начала XX в., в частности ее идеи о том, что человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.
Экзистенциализм - философия существования.
Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование
Система - нечто целое, составленное из частей.
Экономическая сфера - отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.
Социальная сфера - отношения между различными социальными общностями и группами.
Политическая сфера - отношения гражданского общества, политических партий и государства.
Духовная сфера - отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей.
Тестовый контроль
1. Основой человеческого существования является:
а) потребительство;
б) деятельность;
в) любовь;
г) дружба.
2. Верны ли суждения?
А. Человек - такой же объект научных исследований, как и все в мире, и в ближайшем будущем проблема человека, казавшаяся ранее неразрешенной, будет успешно решена.
Б. Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
3. Утверждение «Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:
а) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
б) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.);
в) давать отпор любым враждебным, агрессивным выпадам против него;
г) приспосабливаться к условиям (порой весьма неблагоприятным) окружающей среды.
4. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придает:
а) самоотдача;
б) материальная выгода;
в) гордость за совершенное;
г) наслаждение мастерством.
5. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на человека?
а) оптимистическая;
б) синтетическая:
в) экономическая;
г) политическая;
д) пессимистическая;
е) художественная.
6. Отметьте, какие понятия входят как составные части в продуктивную человеческую деятельность:
а) неизменность;
б) бессознательные движения;
в) активность;
г) взаимодействие;
д) бесцельность;
е) следование инстинкту;
ж) сознательное изменение;
з) целенаправленность;
и) реализация себя.
7. Человек отличается от любого животного тем, что:
а) производит свою собственную окружающую среду;
б) изменяет окружающий мир;
в) производит себе подобных;
г) способен действовать универсально;
д) действует по своим потребностям;
е) может действовать не только по потребностям, но и по своей воле и фантазии.
8. Приматы - это:
а) примитивные растения;
б) простейшие живые существа;
в) человекообразные обезьяны;
г) простейшие грибки и споры.
9. Социальная сущность человека:
а) всегда была присуща человеку как виду;
б) неизменна и составляет его отличительное качество;
в) имеет конкретно-исторический характер;
г) является абстрактом, присущим отдельному индивиду;
д) является выражением совокупности всех общественных отношений.
10. Различают три, в общем-то, близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:
а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;
б) лицо, обладающее общими для всех людей качествами и чертами;
в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;
г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.
11. Из перечисленных способностей отметьте ту, которая отличает человека от животных:
а) способность к общению;
б) способность к игре;
в) способность к подражанию;
г) способность к сотрудничеству (совместному изготовлению и использованию орудий труда).
Уроки 22-24. Общество и общественные отношения (§ 9)
Ключевые понятия
Общество - в широком смысле это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Социум - социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.
Природа - совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни человека. Естественная среда существования человека.
Социальное - деятельность людей, направляемая их сознанием и волей.
Природное - естественная потребность. Божественное - предопределенное выше.
Культура - совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.
Материальная культура - предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. д.
Духовная культура - знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.
Культурные универсалии - общие черты и формы культуры различных народов.
Общественные отношения - относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей.
Тестовый контроль
1. Общество - это:
а) территория, на которой живут люди;
б) все население Земли;
в) определенный этап исторического развития;
г) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.
2. Какое толкование термина «общество» неверно?
а) система;
б) географическая среда;
в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;
г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.
3. Обществом в широком смысле слова называется:
а) весь окружающий мир;
б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
в) группы людей, объединенных историческим прошлым;
г) взаимодействия людей в повседневной жизни.
4. Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества является:
а) производительные силы общества;
б) духовная культура общества;
в) общественные отношения;
г) денежные отношения.
5. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:
а) экономической сферы общества;
б) социальной сферы;
в) политико-правовой сферы;
г) духовно-нравственной сферы.
6. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:
а) подчинением природы обществу;
б) взаимной независимостью природы и общества;
в) взаимным влиянием природы и общества;
г) полным подчинением общества природе.
7. К элементам общества как системы не относятся:
а) университет;
б) нация;
в) плодородная земля;
г) церковь.
8. Отношения между обществом и природой характеризуются:
а) исключительно благотворным влиянием человека на природу;
б) господством человека над природой;
в) полной зависимостью общества от природы;
г) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.
9. Общество:
а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;
б) включает в себя природу в качестве подсистемы;
в) и природа не связаны друг с другом;
г) и природа существуют по одним и тем же законам;
д) является результатом развития природы.
10. Отметьте неправильные суждения:
а) жить в обществе и быть свободным от общества нельзя;
б) человек находится в состоянии постоянного изменения своей социальной сущности;
в) жизнь общества слабо подвержена изменениям;
г) человек живет своей жизнью, а общество - своей; жизненные линии человека и общества не пересекаются;
д) каждое новое поколение включается в систему уже сложившихся общественных отношений.
11. Примером общественных отношений можно считать связи между:
а) географической средой и образом жизни людей;
б) природой и обществом;
в) членами семьи;
г) людьми внутри класса, социальной группы;
д) человеком и орудиями труда.
12. Природа - это:
а) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;
б) все пространство вокруг человека;
в) то, что появилось благодаря труду.
13. Какое высказывание больше соответствует современным взаимоотношениям человека и природы:
а) природу легче всего подчинить, повинуясь ей;
б) мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее -наша задача.
14. Общность лиц, объединенных потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:
а) конгломератом;
б) обществом;
в) системой;
г) очередью.
15. Верны ли следующие суждения?
А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счете нужна человеку больше последней.
Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны и А, и Б;
г) оба суждения неверны,
16. Верны ли следующие суждения?
А. Исторически общество первично, а государство - вторично. Б. Государство порождает общество.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
17. Социальная сфера жизни общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
а) экономического развития страны;
б) развития органов власти;
в) развития национальных отношений;
г) развития международных отношений.
18. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:
а) в экономической сфере;
б) в политической сфере;
в) в духовной сфере;
г) в социальной сфере.
19. Вопросы власти, государства рассматриваются:
а) в экономической сфере;
б) в политической сфере;
в) в духовной сфере;
г) в социальной сфере.
Уроки 27-29. Типология обществ (§ 11-12)
Ключевые понятия
Внеэкономическое принуждение - принуждение, основанное на личной власти, опирающейся на прямое насилие.
Традиция - свод неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающий опыт предков.
Реформация - реформа традиционного христианства.
Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека.
Секуляризация общественного сознания - замена религиозного мировоззрения и воспитания светским.
Социальная мобильность - возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую.
Генно-культурная эволюция - совместное гармоничное развитие природы и культуры.
Архаизация - частичная реставрация отживших социальных структур, признание прошлого более ценным, чем настоящее.
Тестовый контроль
1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндуст-риального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.
2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.
3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный груд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.); л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет; м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование; н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет; п) непрерывное образование граждан; р) решается задача преодоления неграмотности населения.
4. К духовной сфере жизни общества относятся:
а) кузнечное дело;
б) сев и жатва колосовых;
в) научное открытие;
г) создание нового метода обучения;
д) театральный спектакль;
е) банковские операции;
ж) нравственная оценка поступка;
з) создание политической теории;
и) создание экономической теории.
5. Что является определяющим в индустриальном обществе?
а) сельское хозяйство;
б) теоретические знания;
в) промышленность.
6. Что означает понятие «традиционное общество»?
а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;
б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;
в) общество, в котором сильны христианские традиции.
7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?
а) сельское хозяйство;
б) мануфактурное производство;
в) научные знания.
8. Касты как социальные группы характеризует:
а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;
б) свободное перемещение из одной в другую;
в) опора на различие в формах собственности;
г) непроницаемость границ.
9. К индустриальной цивилизации относятся:
а) Япония после реформ Мейдзи;
б) Англия в XIX в.;
в) Россия при Петре I;
г) Наполеоновская Франция;
д) США во второй половине XIX в.
10. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:
а) замкнутость общественных групп;
б) сокращение численности среднего класса;
в) численное преобладание рабочего класса;
г) уменьшение социальной поляризации.
Уроки 30—32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. (п.13)
Тестовый контроль
1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер — что объединяет эти имена?
а) это ученые — сторонники теории постиндустриального общества;
б) это известные политические деятели Западной Европы
в) это философы -марксисты.
2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма’?
а) аскетическая этика протестантских сект;
б) особенности католического вероисповедания;
в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.
3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:
а) превосходство сферы услуг над сферой производства;
б) не классовое, а профессиональное деление общества;
в) теоретическое знание как основа политики;
г) создание новой интеллектуальной технологии;
д) все выше указанное?
4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:
а) базисом;
б) надстройкой;
в) цивилизацией;
г) общественно - экономической формацией;
д) классовым обществом.
5. К производительным силам общества относятся:
а) предмет труда;
б) человек с предметом и средствами труда;
в) средства труда;
г) предмет и средства труда;
д) человек и его производственные отношения.
6. Собственность - это:
а) владение материальными благами
б) право распоряжаться какими-либо вещами;
в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809—1865 французский философ и социолог);
г) отношения между людьми по поводу вещи;
д) право на получение доли природных ресурсов.
7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?
а) природные богатства;
б) культурные ценности;
в) люди;
г) средства производства;
д) орудия труда.
8. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества
а) информационный;
б) технологический;
в) стадиально- эволюционный;
г) цивилизационный
д) социокультурный
е) формационный
9. К экономически активному населению относятся:
а) собственники средств производства;
б) подростки;
в) студенты;
г) пенсионеры;
д) безработные;
с) работающие по найму.
10. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (достоинства —...; недостатки — )
а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;
б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;
в) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;
г) общественное развитие — универсальный и прогрессивный процесс;
д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;
е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.
12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:
а) цивилизация;
б) общественно-экономическая формация;
в) экономический строй общества;
г) стадия культурного развития;
д) стадия эры общества высокого потребления.
13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?
а) формация — это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация — образование прежде всего социокультурное;
б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;
в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация — ее преемственность;
г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный — на его целостность и многообразие;
д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация — исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).