Оказание амбулаторно-поликлинической помощи специалистами узкого профиля

Патронаж.

Визиты

На протяжении рабочего дня у участкового врача-терапевта (педиатра) выделяется время на осуществление приема пациентов в поликлинике (4 часа) и обслуживание вызовов или активов на дому (2 часа). За один час работы на амбулаторном приеме врач-терапевт должен принять 4,4 пациента. Нормы нагрузки при обслуживании вызовов - 2 пациента в час. Посещение пациента на дому врач осуществляет на основании вызова: поступившего в поликлинику по телефону; непосредственно оформленному в поликлинике; переданного актива скорой медицинской помощью; на основании полученных документов (эпикриз выбывшего из стационара и

т.д.).

Прием вызовов фиксируется в книге записи вызовов на дом (форма 031/у).

Вызов к заболевшему должен быть выполнен в тот же день.

При активномпосещении врач оценивает динамику состояния пациента, эффективность терапии, вносит необходимые коррективы в лечение пациента.

Ребенок до 1 месяца осматривается врачом-педиатром в первые 3 дня после выписки из роддома; затем на 14-й и 20-й дни жизни; далее 1 раз в месяц. Участковая медсестра осуществляет патронаж новорожденного на 3-й и 5-й дни выписки из роддома; далее 2 раза в неделю — до 1 месяца; дважды в месяц — до полугода; затем 1 раз в месяц — до года. В случае заболевания (при отсутствии показаний для круглосуточного медицинского наблюдения) ребенок 1-го года жизни наблюдается участковым врачом ежедневно — до выздоровления.

Основными задачами неврологического (кардиологического, ревматологического, эндокринологического) отделения (кабинета) являются проведение мер профилактики заболеваний соответствующей системы, раннее выявление больных и их эффективное лечение в условиях поликлиники и на дому, а также реабилитация больных и инвалидов данного профиля.

В соответствии с основными задачами врачи перечисленных отделений (кабинетов) осуществляют: оказание лечебно-диагностической и консультативной помощи пациентам, как в амбулаторных условиях, так и на дому и в условиях дневного стационара; экспертиза временной нетрудоспособности и выдачу направлений на МРЭК при наличии признаков стойкого ограничения жизнедеятельности; проведение профилактических мероприятий, выявление, лечение и диспансерное наблюдение за больными профильными заболеваниями; проведение организационно-методической работы по улучшению профилактики, диагностики, диспансеризации больных в районе деятельности поликлиники. С этой целью в кабинете производится: ежегодный анализ заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности профильных заболеваний, а также эффективности профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения за в районе деятельности поликлиники; разработка на основе анализа и представление руководству поликлиники и территориального диспансера конкретных мероприятий по совершенствованию медицинской помощи профильным больным; организация и проведение совместно с руководством поликлиники мероприятий по повышению знаний врачей и медсестер; пропаганда медицинских знаний среди населения по заболеваний, организация “школ” для пациентов; составление заявок на бесплатно отпускаемые лекарственные средства для пациентов, состоящих на учете и осуществление контроля за своевременной выдачей аптеками этих лекарств пациентам.

Специалисты работают в тесном контакте с медперсоналом отделений поликлиники, ЦРБ, диспансеров по проведению диспансеризации профильных больных. При необходимости принимают участие в профилактических осмотрах населения района; с врачами-терапевтами участковыми (цеховыми) по обеспечению консультативной помощи в диспансерном наблюдении и лечении больных.

Основными задачами офтальмологического отделения (кабинета) являются: проведение мер профилактики заболеваний глаза и его придатков, травмы глаза, раннее выявление офтальмологических больных и их эффективное лечение в условиях поликлиники и на дому. Медицинский персонал офтальмологического отделения (кабинета) непосредственно подчиняется заместителю главного врача по медицинской части.

В соответствии с задачами, возлагаемыми на офтальмологическое отделение (кабинет) городской поликлиники врач-офтальмолог: осуществляет амбулаторный прием и посещения пациентов на дому, оказание неотложной помощи, проведение комплекса профилактических лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; осуществляет квалифицированное лечение пациентов как консервативное, так и оперативное согласно утвержденному перечню амбулаторных операций и манипуляций; участвует в профилактических медицинских осмотрах; проводит комплекс мероприятий по диспансеризации больных своего профиля и инвалидов и участников ВОВ, воинами-интернационалистами: лицами, пострадавшими от катастрофы на ЧАЭС; проводит экспертизу временной нетрудоспособности и стойкого ограничения жизнедеятельности, своевременное направление пациентов на ВКК и МРЭК.

Основными задачами медсестры офтальмологического отделения являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-офтальмолога в поликлинике и помощь в организации офтальмологической помощи населению района деятельности поликлиники.

Врачи оториноларингологического (ЛОР) отделения (кабинета) работают в тесном взаимодействии с участковыми врачами-терапевтами и специалистами другого профиля территориальных медицинских организаций. Основными задачами ЛОР отделения являются: оказание лечебно-диагностической и консультативной помощи больным с заболеваниями уха, горла, носа: диспансеризации, профилактических осмотров с целью раннего выявления больных и их эффективное лечение в условиях поликлиники и на дому; специализированную неотложную консервативную и хирургическую помощь при острых состояниях и травмах; отбор и направление пациентов на стационарное лечение.

Врач-отоларинголог проводит амбулаторный прием и посещения на дому, оказывает неотложную помощь, осуществляет комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; осуществляет квалифицированное лечение пациентов как консервативное, так и оперативное согласно утвержденному перечню амбулаторных операций и манипуляций. В ЛОР отделении (кабинете) могут выполняться операции и сложные манипуляции, такие, как вскрытие абсцессов (носовой перегородки, слухового прохода, паратонзиллярного, других локализаций); срочная трахеотомия; первичная обработка ран, наложение швов; задняя тампонада носа;проведение блокад (внутриносовых, околоминдальных, околоушных);удаление инородных тел из уха, носа, глотки и т.д.

Участвует в профилактических медицинских осмотрах с последующим углубленным врачебным обследованием, проведением лечения выявленных пациентов и оздоровительных мероприятий; осуществляет проведение мероприятий по диспансеризации больных своего профиля, диспансерное наблюдение за инвалидами и участниками ВОВ, воинами-интернационалистами; лицами, пострадавшими от катастрофы на ЧАЭС; проводит экспертизы временной нетрудоспособности и стойкого ограничения жизнедеятельности, своевременное направление пациентов на ВКК и МРЭК.

Основными задачами медицинской сестры ЛОР отделения (кабинета), являются выполнение назначений ЛОР врача в поликлинике и помощь ему в организации специализированной медицинской помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники.

Основными задачами онкологического кабинета является: организация противораковых мероприятий, проводимых общей лечебной целью. Основные функции кабинета: проведение консультативной и диагностической помощи лицам с наличием доброкачественных и злокачественных новообразований или подозрением на них, а также пред-опухолевых заболеваний; направление больных со злокачественными опухолями в онкологические и другие специализированные организации для комбинированного и комплексного лечения; организацию постоянной консультативной и организационно-методической помощи врачам поликлиники; организацию проведения массовых осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний с использованием цитологических, эндоскопических исследований, крупнокадровой флюорографии, маммографии; углубленное обследование контингентов, находящихся на диспансерном учете по поводу хронических гастритов, язв и полипов желудка; своевременную диагностику злокачественных опухолей в поликлинике по месту первичного обращения пациентов путем повышения онкологической настороженности врачей этих организаций; учет, диспансеризацию и лечение больных с предопухолевыми и злокачественными заболеваниями; обеспечение помощи инкурабельным больным, организацию стационаров на дому, госпитализацию их в стационары ЛПУ для паллиативного лечения; контроль за работой смотровых кабинетов; систематический анализ состояния заболеваемости и смертности от злокачественных заболеваний, причин выявления запущенных случаев опухолей; проведение мероприятий по повышению квалификации врачей по онкологии; руководство противораковой санитарно-просветительной работой; заполнение учетно-отчетной документации в установленном порядке.

Основными задачами медицинской сестры онкологического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-онколога и помощь ему в организации специализированной медицинской помощи населению.

Основными задачами кабинета инфекционных заболеваний являются работы по предотвращению распространения острых инфекционных и паразитарных заболеваний. Основными функциями кабинета инфекционных заболеваний являются: координация работы врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов поликлиники, а также центров гигиены и эпидемиологии по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и предупреждения их дальнейшего распространения; работа по повышению знаний врачей-специалистов, ведущих амбулаторный прием, по вопросам клиники, ранней диагностики, лечения и диспансеризации инфекционных заболеваний; консультативная помощь пациентам в поликлинике и на дому с целью уточнения диагноза, назначение лечебно-профилактических мероприятий и решения вопроса о госпитализации; ведение самостоятельного амбулаторного приема и консультирование врачей-терапевтов и других специалистов по обследованию пациентов, подозреваемых на инфекционное заболевание; обеспечение своевременной диагностики и при необходимости изоляцию и госпитализацию инфекционных больных, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний; лечение инфекционных больных в поликлинических условиях и долечивание реконвалесцентов после выписки из стационара; контроль за полным клиническим и бактериологическим выздоровлением инфекционных больных; анализ работы по проведению профилактических прививок у взрослых; диспансерное наблюдение и санацию реконвалесцентов, больных с хроническими инфекционными заболеваниями, бактерио- и паразитоносителей; проведение целевых медицинских осмотров для выявления отдельных инфекционных и паразитарных заболеваний; учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, паразитоносителей на основании экстренных извещений об инфекционных заболеваниях, направленных центром гигиены и эпидемиологии; анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности, качества и эффективности диагностических и лечебных мероприятий, диспансеризации, противорецидивного лечения в районе деятельности городской поликлиники; проведение пропаганды медицинских знаний по профилактике инфекционных заболеваний.

Кабинет инфекционных заболеваний проводит свою работу в тесной взаимосвязи с врачами-терапевтами участковым и другими врачами - специалистами поликлиники, а также с центрами гигиены и эпидемиологии.

Основными задачами медицинской сестры кабинета инфекционных заболеваний являются: выполнение лечебно-диагностических назначений врача-инфекциониста в поликлинике и на дому, помощь ему в организации специализированной медицинской помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники.

Хирургическое отделение (кабинет) является структурным подразделением поликлиники, осуществляющим хирургическую помощь обслуживаемому поликлиникой населению. В структуре хирургического отделения, в зависимости от возложенных на него функций, могут быть организованы кабинеты: хирургический; травматолого-ортопедический; антирабический; урологический; проктологический; другие специализированные хирургические кабинеты; дневной стационар.

Врач-хирург обязан: проводить амбулаторный прием; обеспечивать раннее выявление, квалифицированное и своевременное обследование и лечение пациентов хирургического профиля; консультировать пациентов по направлению других специалистов организации, в том числе и на дому. Участвовать в консилиумах и совместных осмотрах пациентов с хирургической и сопутствующей патологией; проводить плановую операционную работу: вмешательства по поводу доброкачественных опухолей доступной локализации (атеромы, липомы, папилломы, кисты, ганглиомы и др.), по поводу инородных тел доступной локализации, хронических бурситов, деформаций пальцев кисти и стоп, дефектов кожи, нагноительных процессов, новокаиновых блокад и др.; подготавливать и направлять пациентов в стационары для плановых оперативных вмешательств; организовывать работу дневного хирургического стационара. Осваивать и применять на практике стационарзамещающие технологии; обеспечивать преемственность между амбулаторно-поликлинической организацией и стационаром в обследовании и лечении хирургических пациентов; проводить диспансерное наблюдение и оздоровление пациентов, перенесших хирургические вмешательства, а также страдающих различными видами хирургической патологии; осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности и выдачу направлений на МРЭК при наличии признаков стойкого ограничения жизнедеятельности; осуществлять профилактическую работу по борьбе с гнойными заболеваниями и совместно с травматологами - по борьбе с травматизмом; извещать органы МВД обо всех случаях ножевых, огнестрельных и других ранений, связанных с нарушением неприкосновенности личности; проводить анализ заболеваемости и разрабатывать мероприятия по профилактике хирургических заболеваний в районе деятельности поликлиники; проводить мероприятия по повышению квалификации врачебного и среднего медицинского персонала организации по оказанию неотложной медицинской помощи; осуществлять контроль и руководство работой среднего медицинского персонала хирургического кабинета; организовывать и проводить среди населения пропаганду санитарно-гигиенических знаний о профилактике травматизма и хирургических заболеваний; обеспечивать правильное ведение медицинской документации медицинской сестрой кабинета.

Урологический кабинет входит в состав хирургического отделения городской поликлиники. Основными задачами врача-уролога является оказание специализированной лечебно-профилактической и консультативной помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий. Врач-уролог осуществляет: проведение амбулаторного и консультативного приема; оказание экстренной медицинской помощи пациентам в поликлинике независимо от их места жительства; обеспечение динамического наблюдения и активного лечения больных; выявление и учет заболеваний по своему профилю; участие в профилактических медицинских осмотрах с последующим углубленным врачебным обследованием, проведение лечения и оздоровительных мероприятий; организацию и проведение мероприятий по диспансеризации больных своего профиля (выявление, взятие на учет, динамическое наблюдение, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий); проведение диспансерного наблюдения за инвалидами и участниками ВОВ, воинами-интернационалистами, лицами, пострадавшими от катастрофы на ЧАЭС и подлежащими специальной диспансеризации; проведение плановых хирургических урологических вмешательств; проведение анализа заболеваемости и разработка мероприятий по профилактике урологических заболеваний в районе деятельности поликлиники.

Основными задачами медицинской сестры урологического кабинета являются выполнение лечебно-диагностических назначений врача-уролога в поликлинике и помощь ему в организации специализированной помощи населению, проживающему в районе деятельности поликлиники.

 

Объем работы (конкретная) нагрузка специалистов кабинетов (отделений) определяется в соответствии с задачами, положениями об их функциональных обязанностях, а также расчетными нормами времени на проведение различных исследований.

В кабинетах ведется необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам и архив медицинских документов с соблюдением установленных нормативными документами сроками хранения.

Примерная организационная структура городской амбулаторно-поликлинической организации. Методические рекомендации. Министерство здравоохранения республики Беларусь. Белорусский центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. Минск 2004

Организация амбулаторной помощи детям: Учеб.-метод. пособие/ Я.Ф.Комяк, В.Ю.Малюгин, И.Э.Бовбель.- Мн.: БГМУ, 2001. С.15-20

Приказ Минздрава от 29.08.2008 № 811 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.05.2007 г. № 352, п. 1», Инструкция о порядке проведения диспансеризации детей.