Алгоритм проверки
1. Подставь найденное число в уравнение
2. Выполни действия над числами
3. Сравни значения левой и правой частей уравнения
4. Сделай вывод
Предупреждать формальный подход к проверке.
Обязательно ли проверять каждое уравнение?
Решение уравнений является мощным средством решения текстовых задач.
В начальном обучении осуществляется пропедевтическая работа в этом направлении:
― составление числовых выражений по текстам задач;
― разъяснение смысла каждого отдельного выражения, соответствующего условию конкретной задачи;
― составление выражений с переменной по тексту задачи
Женщин―а
Мужчин―?, на 20 больше ? а+(а+20)
― составление уравнений по тексту задачи с отвлеченными числами: ”Я задумала число х∙4=36 умножила его на 4 получила 36. Какое число я задумала?”;
― составление уравнений по текстам сюжетных задач, сначала простых, затем― составных.
Как решать задачу алгебраическим способом
1. Восприятие и осмысление (как обычно, возможно, с использованием моделей разного вида).
2.-3. Поиск и составление плана решения. Решение уравнения.
- Установи, что известно и что неизвестно
- Обозначь одно из неизвестных чисел буквой (х)
- По условию задачи составь соответствующие выражения
- Найди условие, позволяющее составить равенство
- Составь уравнение
- Реши уравнение
- Дай ответ на вопрос задачи
Ответ на вопрос задачи ― это конкретизация полученного числа в соответствии с содержанием задачи.
4. Проверка задачи (а не уравнение)
Найденное значение переменной подставляется в условие задачи, а не в уравнение.
В обучении можно использовать принцип раздельного формирования умственных действий; то есть ставить на уроке операционные цели - учить:
― находить в тексте известные и неизвестные (явные и неявные);
― составить разные выражения, имеющие смысл для данной задачи;
―находить условия, позволяющие составить уравнение, то есть соединить знаком “=” математические выражения;
― составлять уравнения по тексту сюжетной задачи;
― составлять сюжетные задачи по уравнению;
― решать задачи алгебраическим способом.
При составлении уравнений нужно широко использовать иллюстрацию, чертежи, таблицы, схемы и другие модели, опираться на конкретные представления по содержанию задачи.
7. Методика работы над неравенствами с переменной
Неравенство с переменной — это предикат и потому самый элементарный способ их решения – способ подбора.
Поскольку работа с неравенствами в начальном курсе математики направлена в основном на формирование понятия “переменная”, способ подбора — основной способ их решения.
В ходе решения неравенств с переменной осуществляется закрепление и совершенствование ЗУНов по арифметике:
1) □ >5, х<20, 9<□<15, 348-a<348-216
Опора – числовая прямая.
2) 31-а>20, k∙7<40
а) Выбрать из заданного множества значений переменной.
б) Назвать несколько решений или все решения (на основе интуитивного знания об изменении результатов арифметических действий в зависимости от изменения одного из его компонентов).
3) 428>56∙x 852:y<284 , то есть с многозначными числами сводится к решению уравнения.
Когда будет “ равно”? Как рассуждают учащиеся?
x=428:56 y=852:284
428 |56 852 |283
392 |7 852 | 3
36 0
x=7 y=3
Ответ:7, 6, 5, …, 1 Ответ: 4, 5, …, 854
8. Функциональная пропедевтика в начальном обучение математике
Понятие функции, функциональной зависимости, соответствия является одним из важнейших в математике.
V x є Х ! y є Y y є f(x)
В начальном курсе математики школьники встречаются с функциями, заданными разными способами:
— словесный (в текстовых задачах);
— табличный
а | |||
а∙3 |
— аналитический, то есть формулой
“Найти значение выражения (а+6)∙а, если а=1, 2, 3”, где {1, 2, 3} – множество определения функции.
— графический, то есть указанием пар вида (х; y), где хєХ, a yєY или точек на координатной плоскости.
Найдите такие задания в школьных учебниках.
Программой предусмотрено ознакомление младших школьников с пропорциональной зависимостью (при решении текстовых задач):
Ст=ц∙к, S=a∙b, S=V∙t и др.
Наблюдаются некоторые свойствалинейной, прямо и обратно пропорциональной функций, свойства возрастания и убывания.
Подчёркивать: изменение одной величины ведёт к изменению другой величины.