Начальном курсе математики
План
1. Значение алгебраического материала в начальном обучении математике.
2. Задачи изучения алгебраического материала.
3. Методика работы над алгебраическими понятиями.
4. Методика изучения математических выражений.
5. Методика изучения числовых равенств и неравенств.
6. Методика обучения решению уравнений и задач алгебраическим способом.
7. Методика работы над неравенствами с переменной.
8. Функциональная пропедевтика в начальном обучении математике.
1. Значение алгебраического материала в начальном обучении математике
Алгебраический материал— одна из составляющих начального курса математики (См. ОС N3).
Впервые введён в1969-1970гг. и школьный предмет стал называться не “Арифметика”, а “Математика”.
Содержание алгебраического материала смотрите ОС №22.
Введение элементов алгебры позволяет:
1) более эффективно воздействовать на развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, индукция, дедукция);
2) создать условия для формирования теоретического мышления (то есть мышления, которое направлено на обобщение, абстрагирование, на открытие законов и зависимостей);
3) обобщить и систематизировать знания по арифметике (a+b=b+a, a×b=b×a и тому подобное);
4) создать условия для расширения практики в обучении элементарным дедуктивным рассуждениям;
5) усиливать преемственность в обучении математике на разных ступенях школьного образования;
6) формировать начатки научного мировоззрения.
2.Задачи изучения алгебраического материала
1. Закрепление арифметических терминов, арифметического материала
а) название результатов и компонентов арифметических действий;
б) последовательности чисел в N (598<b<604);
2. Формирование полноценных вычислительных навыков
а) нахождение значений математических выражений;
б) решение уравнений и неравенств;
3. Обобщение вопросов арифметической теории
а) законы а×(b+c)=a×b+a×c;
б) зависимости, правила a+b=c
a=c-b
b=c-a;
4. Развитие логического и теоретического мышления.
5. Подготовка к дальнейшему изучению математики.
Т.о. алгебраический материал выполняет вспомогательную функцию при изучении арифметического материала.
Хотя алгебраический материал занимает подчиненное арифметическому содержанию место, он обладает и некоторой самостоятельностью, которая, прежде всего, проявляется в последовательности введения элементов алгебры.
3. Методика работы над алгебраическими понятиями
Какие алгебраические понятия вводятся в начальном курсе математики? Как они определяются в математике? (См. ос №22)
В начальном курсе математики ни одно из них не доводится до уровня формального определения. Следовательно, нельзя ставить вопрос: “Что называется..?”
Учащиеся должны: правильно понимать термин и правильно оперировать им в практической деятельности.
понимать
Термин Объект
Применять
Работа по формированию алгебраических понятий ведётся поэтапно:
1. Подготовительная работа.
2. Введение понятия (термина).
3. Закрепление в практической деятельности.
Подготовительная работавключает оперирование соответствующими объектами без использования терминов. Например:
а) 2+1, 5-1, 3+1+1, 20+8+30+1, 12:2∙5; (51-48):(27:9) и тому подобное→для введения понятия “Математическое выражение”.
б) 1=1, 1<2, 8+2+3=13, 8∙7=56 и т.п.→понятий “ равенство”, “ неравенство”.
в) □ +4=6, а+4=6, х+4=12→уравнение.
Таким образом, на этапе подготовки идет накопление конкретныхпредставлений,которые на следующем этапе обобщаются.
Алгебраические понятия вводятся:
а) контекстуально, то есть смысл нового термина выясняется из смысла отрывка текста. Например: ” Буква х (икс) обозначает неизвестное число. х+2=5— это уравнение. Решить уравнение — значит найти неизвестное число”.
б) остенсивно, когда объект просто называется и демонстрируется. Например: “Числовые математические выражения”.
При этом необходимо использовать сравнение, анализ, синтез,классификацию. Например: “Равенство — неравенство”.
Усвоениеалгебраических понятий осуществляется в практической деятельности с конкретными их представителями.
Учащиеся учатся правильно понимать и применять соответствующие слова — трмины.
4. Методика изучения математических выражений
Что значит изучать математические выражения?(см. ОС N22)
Задачи:
— обучение чтению и записи под диктовку или по тексту учебника;
— ознакомление с правилами порядка выполнения действий;
— составление выражений по задачам, по схемам;
—вычисление значений выражений;
— ознакомление с преобразованиями (тождественными) выражений;
— сравнение выражений.