Арифметических действий
а+в=в+а ОС №13, 14 Легче…
При осложнении числа можно…
(а+в)+с=а+(в+с) ОС №14,15 2 правила: легче ед. к ед;
дес. к дес.
ав = ва ОС №16 Легче…
ОС №17 При умножении…
(а+в) ·с=ас+вс ОС №17,18
а(в+с)=ав+ас
(а+в):с=а:с+в:с ОС №17,19
Правила:
а:(вс)=(а:в):с=(а:с):в
(а+в)-с=а+(в-с)=(а-с)+в и др.
Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Каждый из рассматриваемых вопросов арифметической теории в начальном обучении имеет не самостоятельное, а служебное значение: используется для сознательного усвоения приёмов вычислений, для рационализации вычислений, для проверки правильности вычислений, при решении текстовых задач.
Например:
а) 64:2 64:3
б) 51:17 =
в) Проверь: 96:6 = 16
г) Расход Количество Общий расход
на 1 пл. пл.
│ закройщица 3м ? 15 м
║ закройщица 3м ? 12м
От учащихся не следует требовать каких-либо отвлечённых формулировок свойств и правил. Их усвоение происходит в процессе применения.
Роль: вопросы арифметической теории дают обоснование используемых ВП и способов арифметической проверки.
Разрешают, подсказывают как можно вычислять, а не приказывают - нужно, надо только так и ни как иначе. Однако, обязательно нужно поступать только в соответствии с математическими законами.
На начальной ступени обучения вопросы арифметической теории применяются явно или неявно.
явно неявно
Неявно: не сообщается название (имя); не даётся формулировка, запись, но применяются на основе догадки, интуиции, предшествующего опыта и здравого смысла.
Например, в подготовительном классе так используется а+(в+с)=(а+в)+с
7+3=10
7+2+1=9+1=10
2. Уровни ознакомления младших школьников с вопросами арифметической теории
Знакомство младших школьников с вопросами арифметической теории может осуществляться на различных уровнях:
1. Интуитивный,
основанный на догадке, чутье, предшествующем опыте, здравом смысле.
Например: 7+3=
7+2+1= 10
2. Экспериментальный,
при помощи научного опыта и посредства индуктивных умозаключений.
Учителем готовится материал для наблюдения, испытаний, исследования.
Дети выполняют практические действия с ним, наблюдают, анализируют, «открывают».
Методы: неполный индуктивный вывод, моделирование.
3 Логический, т.е.
путём определений или доказательств.
Например: а·0=0 Определение и никаких объяснений.
Равенство 0·а=0 доказывается методом неполной индукции.
Следующие утверждения доказываются:
1·а=а а:а=1
а:1=а Докажите самостоятельно
Доказывается невозможность деления на 0.
4. Формальный (авторитарный),
Какой из этих уровней преобладает в начальной школе?
3. Неполный индуктивный вывод и моделирование как основные в НШ методы «открытия» общих закономерностей
Экспериментальный уровень основан на применении методов неполной индукции и моделирования.
Сущность данных индуктивных методов как способов ПМД в следующем:
1. Обеспечивается наглядная основа формируемого знания: создаётся модель (предметная, графическая, знаковая) для некоторого частного случая без особенностей, (например, 3+1, 3+3, 0+3 с особенностями); на этой модели устанавливается частный факт и высказывается соответствующие частное суждение.
2. На аналогичных моделях рассматриваются другие частные случаи из того же класса. Каждый раз высказывается то же самое суждение (ещё 1-2раза как минимум).
3. Формулируется догадка, гипотеза о том, что этот факт, эта закономерность имеет место всегда (возможно при выполнении определённых ограничений, например, для вычитания, деления).
4. Осуществляется проверка выдвинутой гипотезы, предположения в других частных случаях.
5. Формулируется правило, закон и т.п.
Т.о. «открытие» идёт по схеме:
С(а1),С(а2),С(а3),…,С(ак)
Ұ а € N C(а)
По индукции: от частного к общему.
Путь познания: наблюдение – анализ – сравнение – синтез - догадка - гипотеза - проверка гипотезы - индуктивное обобщение.
Система частных фактов, подбираемых для наблюдения, должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Содержать достаточное (min2-3) число фактов для выделения общих существенных признаков.
2. Сохранять существенные признаки при вариативности несущественных.
Например:
1) а + в = в + а - моделирование с помощью абака; для тех же частных случаев - неполный индуктивный вывод.
Сравнить оба метода.
2) а: (вс) - моделирование путём разрезания полосок; фабричные таблицы.
Сравнить оба метода.
Моделирование и неполный индуктивный вывод относятся к классу индуктивных методов.
Отличительный признак моделирования – не связан с вычислительной деятельностью.
Особенности метода моделирования:
1) всё внимание и все интеллектуальные силы ученика направлены на осознание сущности, причины, способа получения новых знаний;
2) проверка выдвинутой гипотезы (догадки) возможна не только при непосредственном наблюдении частных фактов, но и при исследовании воображаемых моделей.
Всё это создаёт условия для более глубокой рефлексии выполненных на модели действий и их следствий, для появления внутреннего убеждения в истинности утверждения : открытие новых знаний осуществляется по существу, а не по форме, как с помощью неполной индукции.
Применение моделирования связано с поиском наиболее удачной модели, исследование которой приводило бы детей к математическим открытиям.
В качестве универсальной (её можно использовать при рассмотрении из теоретических вопросов) удобно использовать прямоугольник (полоску), разбитый на единичные квадраты.
« Язык» такой модели:
- число 1 - число 2 +
прикладывание
- ×
разрезание
: на 4 или по 2
8:4 или 8:2 6·10
4. Этапы работы по овладению младшими школьниками теоретическими знаниями
Овладение теоретическими знаниями осуществляется целенаправленно и планомерно:
1. Ознакомление с правилом
Рекомендуются методы: неполная индукция и моделирование в сочетании с методами демонстрации, наблюдения, беседы, практической работы.
Например, 1) работа по фабричной таблице;
2) а + в = в + а М 2
3) а + в = в + а моделирование с полосками , с
двухрядным абаком
2. Закрепление правила путём его применения при выполнении упражнений разных видов:
- решить пример двумя (тремя) способами;
- решить удобным способом;
- решить текстовую задачу разными способами;
- сравнить выражения.
3.Практическое применение правила для введения вычислительных приёмов и последующего формирования вычислительных навыков.