Деловой туризм
Развлекательные туры
Это очень популярные во всем мире и разнообразные туры. Основная их цель, естественно, — развлечение во время туристской поездки. Развлекательные туры все, как правило, имеют непродолжительный срок проведения. Их продолжительность составляет обычно 2—4 дня. Самыми распространенными развлекательными турами являются «туры в конце недели». Некоторые туры, предполагающие посещение тематических парков развлечений, имеют продолжительность 5—7 дней.
Основные программы — экскурсионные и развлекательные. Экскурсия, как правило, предоставляется одна — обзорная по городу. Основное же направление — развлечения согласно выбранному виду. Один из видов услуг на таких турах — участие в фестивальных программах, праздничных мероприятиях, проходящих в месте отдыха. При посещении тематических парков — собственно их посещение (обеспечение туристов входными билетами, часто по льготным ценам).
Вечерние мероприятия развлекательного характера, как правило, обязательны (ресторан, специальный концерт и т. п.).
Питание — чаще всего полупансион (завтрак, ужин). Ужин при этом часто приходится на вечерние мероприятия и может войти или не войти в цену путевки в зависимости от обязательности и привлекательности мероприятия. То есть при планировании питания учитывается, входит или не входит ужин в досуговую или даже вечернюю экскурсионную программу.
Развлекательные туры могут быть двух разновидностей: 1. Периодические, или разовые, туры — организуются на праздники (рождественские туры), во время каникул, на традиционные фестивали (Венецианский, в Рио-де-Жанейро) или могут быть приурочены к каким-то разовым событиям или мероприятиям (например, 1000-летие христианства или празднование каких-то крупных национальных дат и т. п.). 2. Регулярные, или постоянно действующие, туры — к специально созданным местам постоянно действующих развлечений (Диснейленд или другие тематические парки, казино в Лас-Вегасе (США) и в Сан-Сити (Южная Африка)), другие более мелкие или менее известные места развлечений, привлекающие туристов. Туры в эти места имеют круглогодичный характер.
Туристские поездки с деловыми целями (бизнес-путешествия) в том или ином виде существуют уже не одно десятилетие. Но, пожалуй, только в 90-е гг. XX в. они приобрели наибольший размах и стали в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. По оценкам экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет около 20 %.
Деловой туризм достаточно многогранен и по сложившейся международной практике охватывает широкий круг поездок:
— индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников корпораций и компаний с целью переговоров, участия в производственных совещаниях, презентациях, сбытовая деятельность и т. д.;
— конгрессное обслуживание — поездки на конгрессы, конференции, семинары;
— выстдвочное обслуживание — выставки, ярмарки, биржи;
— инсентив-туризм (поощрительный) — форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки;
— обслуживание делегаций — поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.
Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов.
Обращает на себя внимание тот факт, что на фоне сокращения въездного туризма в страны СНГ в начале 90-х гг. деловой туризм продолжал развиваться, хотя и менее быстрыми темпами. Тенденция развития делового туризма в России и странах СНГ соответствовала общемировым тенденциям развития этого вида туризма. Так, с середины 80-х до середины 90-х гг. среднегодовые темпы прироста делового туризма в Европе составляли 9 %, тогда как туризма в целом — 4—5 %.
Для того чтобы туристское предложение заинтересовало клиента, особенно такого клиента, который путешествует достаточно часто и является опытным и требовательным туристом, необходимо четко представлять себе его потребности, пожелания, привычки при потреблении туристского продукта и предпочтения по обслуживанию.
Разработку нового продукта, в том числе организацию конгресса, деловой встречи, необходимо начинать с маркетинговых исследований.
На начальном этапе анализируются возможности организации приема с точки зрения материальной базы (гостиница, ее вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие специальных залов для заседаний и переговоров, транспорт и др.), инфраструктуры и других возможностей предоставления услуг.
На основе анализа возможностей приема и материальной базы определяется, какой рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных конгрессов и симпозиумов, а может быть и рынок деловых встреч служащих одной компании или фирмы и т. д.
Экскурсионная, социальная и культурная программы строятся исходя из расписания деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также по пожеланиям клиентов.
Деловая клиентура предъявляет определенные требования к гостиницам. Основными из них являются:
— местонахождение в центре города;
— сочетание всех черт домашней обстановки (со свойственным для нее уютом) с чертами офиса — полным набором услуг связи, оргтехники, компьютерной техники и т. д.;
— гостиницы должны располагать удобной и надежной системой резервирования;
— быстрое оформление по прибытии и выезде;
— приемлемая цена;
— удобные для клиента формы платежа с предоставлением копии счета для отчета перед компанией;
— круглосуточное обслуживание в номерах и др.
Прежде всего при организации встреч и конгрессов гостиница должна обеспечить безопасность и приватность встреч.
Конгрессное обслуживание — один из специфических видов туристского обслуживания. Конгрессный туризм является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире, так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие другие виды туризма, например, туризм с целью отдыха и развлечения.
Кроме того, конгрессный туризм имеет еще два больших преимущества перед прочими видами путешествий:
1) конгрессный туризм дает возможность использовать материальную базу в периоды межсезонья или в «несезон»;
2) бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до проведения мероприятия.
Согласно статистическим данным, наблюдается непрерывный рост конгрессного туризма. Приблизительно 1 из 5 международных деловых туристов (или 1 % общего числа международных туристов) совершает поездку с целью участия в конгрессах и конференциях.
Конгрессы и другие мероприятия подобного рода организуются в местах, где, помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса, предоставляющие большой набор услуг, наличие конгресс-центров), имеются и возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом.
Инсентив-туризм — этим термином обозначается динамично развивающийся в настоящее время поощрительный туризм.
Поощрительный туризм представляет собой современное средство поощрения сотрудников фирм и предприятий за достижения в труде наряду с такими традиционными формами поощрения, как денежная премия, дотация к покупке товаров и др.
Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными поездками:
— это тур, который обычно согласовывается с туристской фирмой за 1—2 года до начала поездки, так как программа реализации поощрений компанией рассчитана на длительный период;
— этот тур организуется так, что участник поездки огражден от всяких проблем, связанных с подготовкой и проведением тура, к тому же туристы, путешествующие по инсентив-турам, наиболее требовательная публика к вопросам качества обслуживания;
— поездки, как правило, организуются в несезон — с октября по апрель (за исключением рождественских праздников и нового года);
— 90 % сотрудников, награжденных туристской поездкой; отправляются в нее вместе с женой (мужем);
— в программу таких поездок часто включаются деловые мероприятия, презентации, обмен опытом, учеба.
Все это роднит инсентив-туризм с деловым обслуживанием на туристском рынке.
Инсентив-поездка — это один из современных приемов менеджмента, применяемых руководством фирм, предприятий с целью повышения производительности труда сотрудников. Компании рассматривают туристские поездки как одно из самых эффективных средств поощрения сотрудников различного уровня.