Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства в сервисной деятельности
Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне
Лицензирование видов деятельности
Сертификация в управлении качеством услуг
Стандартизация в управлении качеством услуг
Качество услуги в сервисной деятельности
Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда так или иначе регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения (армию, полицию, пенитенциарную систему), регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло.
В практике государственного строительства постепенно отрабатывались правовые и финансовые механизмы перераспределения общественных благ. Посредством налогообложения, сосредоточения в своих руках ряда властных полномочий государственные органы расширяли свою возможность распоряжаться немалыми финансами, позволяющими не только содержать армию, полицию, но и перераспределять средства, не допуская безудержного обогащения одних слоев и предельного обнищания других.
Помимо функций поддержки общественного порядка, обороноспособности, объектом государственного контроля и управления становились также коммуникации (почтовая связь, транспорт и др.), общее и профессиональное образование, здравоохранение, производство некоторых наиболее доходных видов продуктов и алкогольных напитков. В последние 100— 150 лет в рамках государственной социальной политики во многих странах стало функционировать социальное обеспечение, осуществляться работа со слабозащищенными слоями населения — бедными, инвалидами, стариками. Также в качестве самостоятельного направления деятельности многих правительств формируется культурная политика, направленная на сохранение культурного наследия и на приобщение к нему разных социальных групп и слоев.
Одним из первых законов, призванных административно регулировать развитие рынка услуг в современных условиях, является принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и утвержденные в его развитие правила оказания отдельных видов услуг. Например, Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, Правила предоставления гостиничных услуг и ряд других. Благодаря этому закону было положено начало регулированию взаимоотношений исполнителя услуг и их потребителей и, что не менее важно, повышена ответственность исполнителей за сроки, качество, культуру обслуживания населения России.
В постановлении Верховного суда Российской Федерации № 7 от 29 сентября 1994 г. определен перечень услуг, на которые распространяется действие закона «О защите прав потребителей».. К ним относятся: купля-продажа; бытовой прокат, безвозмездное пользование имуществом; наем (аренда) жилого помещения; жилищно-коммунальные услуги, в том числе обеспечение работы инженерного оборудования; индивидуальные бытовые заказы; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссионные услуги; услуги по хранению; из договоров на оказание финансовых услуг — предоставление кредитов для личных бытовых нужд, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг.
Указанный закон регулирует отношения между гражданином и предприятием (предпринимателем). Действие закона не распространяется на договорные отношения между частными лицами и между предприятиями.
Вплотную к вопросу о регулировании и координации деятельности примыкает такой механизм рыночного регулирования, как лицензирование, призванное в определенной мере посредством многих рычагов привести деятельность предприятий и предпринимателей, оказывающих отдельные виды услуг, в соответствие с определенными требованиями. Лицензирование отдельных видов деятельности закреплено Законом Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятым в 1998 году, что говорит о его большой значимости для развития услуг.
После принятия Правительством постановления по этому вопросу были определены сроки разработки новых положений о ли-, цензировании, перечень федеральных органов исполнительной власти и иных специально уполномоченных органов, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности; основные требования к предприятиям и организациям, желающим получить лицензии, ведению реестров лицензий, а также перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Важным элементом государственного управления услугами являются сертификация и стандартизация, обеспечивающие подтверждение соответствия услуг, безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, а также контроль над качеством услуг. В развитие этого вопроса были приняты Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что вопросам сертификации и стандартизации услуг придается большое значение на федеральном уровне, принято решение о разработке программы работ по развитию сертификации услуг. В ней предусмотрено введение в действие системы сертификации потенциально опасных услуг, совершенствование основополагающих нормативных и организационно-методических документов по сертификации услуг.
Не менее значимыми регуляторами на федеральном уровне, чем выше поименованные, являются федеральные целевые программы, разработка и осуществление которых занимают важное место в достижении целей государственной политики. При всех издержках в практике применения программно-целевого метода федеральные программы дают возможность привлечь отечественных и иностранных инвесторов к решению проблем развития сферы услуг. В целом можно сказать, что сложившаяся нормативная база достаточно четко обеспечивает процесс формирования программ от зарождения замысла и обоснования их необходимости. Но в том, что касается региональных программ, эта база имеет пробелы и недостатки.
Значительное количество действовавших федеральных программ было направлено на решение вопросов социальной сферы. Это программы «Свой дом», президентская программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации», программа «Развитие курортов федерального значения», программа «Развитие туризма в Российской Федерации», программа «Ритуальное обслуживание населения Российской Федерации в 1993—2000 гг.».
Повышение расходов населения на платное обслуживание вызывает повышенный спрос на рабочую силу и требует дополнительных капитальных вложений. Но ресурсы в народном хозяйстве ограничены, поэтому необходимы специальные меры по перераспределению ресурсов в сферу услуг. Решающая роль здесь принадлежит государству. Федеральные и особенно местные органы власти могут и должны создать благоприятные условия для производства платных услуг: льготное налогообложение, льготные кредиты, простоту оформления лицензий, обеспечение безопасности вложения капитала, поддержку малого предпринимательства.
Методы государственного регулирования цен могут быть различными — от прямого директивного централизованного установления иен и тарифов на услуги естественных монополий до ориентировочных (справочных) цен на наиболее массовые виды продукции и ус-луг. Государственные органы должны на основе постоянного мониторинга цен находить новые формы и методы повышения эффективности и проведения ценовой политики.
Кроме перечисленных мер, которые применяются как для материального производства, так и для сферы услуг, государство может разрабатывать специальные меры регулирования отдельных отраслей услуг.
Во-первых, законодательное регулирование национальных сфер услуг. Типичными примерами являются Законы РФ «О банках и банковской деятельности», «Об образовании». Скажем, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» подлежат обязательной государственной регистрации все негосударственные образовательные учреждения, затем такие учреждения должны получить лицензию в органах управления образованием. При лицензировании оцениваются, не учебные программы и планы, а соответствие условий образовательной деятельности установленному государством отраслевому стандарту.
Во-вторых, прямое ограничение или запрет на импорт определенных услуг. Так, почти все страны предоставляют своим национальным авиакомпаниям монопольное право на внутренние маршруты. В области информационных услуг существуют ограничения на доступ иностранных пользователей к национальным банкам данных. Во многих государствах запрещен импорт рекламных фильмов, радио- и телевизионных передач.
В-третьих, установление определенных рамок для деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг. Например, разрешение иностранным юридическим фирмам давать консультации только по международному праву, запрет на участие в судебных разбирательствах.
Наиболее часто для ограничения импорта определенных видов услуг используется лицензирование, запрет на создание иностранных фирм, запрет на перевод доходов от иностранных инвестиций, а также технические стандарты, квоты, налоги и т. д.
Например, при заключении двухсторонних соглашений о Предоставлении национального режима, т. е. режима наибольшего благоприятствования иностранным лицам и зарубежным компаниям, исключают из национального режима важнейшие сферы услуг, такие, как банковское дело, связь, перевозки, радио- и телевещание.
2.1. Характеристика малого бизнеса в России
Согласно российскому закону к малому предпринимательству относятся предприятия со следующими количественными показателями по числу работников:
— промышленность, строительство, транспорт — 100 человек;
— сельское хозяйство, научно-техническая сфера — 60 человек;
— оптовая торговля — 50 человек;
— розничная торговля и бытовое обслуживание — 30 человек;
— остальные отрасли и другие виды деятельности — 50 человек.
На I Всероссийском съезде представителей малых предприятий, состоявшемся в Москве в феврале 1996 г., отмечалось, что в России насчитывается около 900 тыс. малых предприятий (МП), на которых, занято 8,5 млн человек, а с учетом вторичной занятости — 15,2 млн человек. Основываясь на этих данных, специалисты предсказывали, что к 2000 г. число занятых в малом бизнесе с учетом вторичной занятости должно составить 27—30 млн человек, в том числе 12—15 млн — постоянно занятых.
Однако этого не произошло. В период II Всероссийского съезда представителей малого бизнеса (октябрь 1999 г.) в России действовало 890 тыс. МП, что составляло 30% общего числа российских предприятий. Доля малого бизнеса в общем объеме предпринимательской деятельности современной России составила примерно 10%.
На сегодняшний день численность работников малых предприятий в России составляет 6 млн человек. Из этого числа 86% являются штатными сотрудниками, работающими здесь на постоянной основе, 9% — совместители, 5% работают по трудовым договорам.
После дефолта 1998 г. произошли изменения в структуре занятий МП: их число стало больше в таких сервисных отраслях, как связь, транспорт, материально-техническое снабжение и сбыт. Однако их стало меньше в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки, научного обслуживания.
Суммируя общие характеристики малого бизнеса России, обозначим некоторые его типичные особенности. Чаще всего малый бизнес — это небольшое предприятие, численностью в среднем 9—10 человек. Однако имеется множество структур от 1 до 3 человек. Основными фондами являются собственные средства. Если взять фонды отдачи (т. е. количество продукции, которая производится на основных фондах), то они на малых предприятиях в два раза выше, чем у других форм собственности.
В конце 90-х годов структура услуг малого бизнеса имела следующий вид. Из объема услуг малого предпринимательства значительная доля (37,6%) приходилась на бытовые услуги. Затем следовали услуги пассажирского транспорта (17,0%), услуги правового характера (16,0%). Вслед за этим по убывающей располагаются услуги связи, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, ветеринарные, системы образования, прочие услуги.
Говоря об относительно небольшой численности, о невысоких объемах работ малого бизнеса в сфере услуг и вместе с тем о внушительном потенциале развития в дальнейшем, необходимо учесть следующее. В российской экономике помимо МП (организационных структур, приобретающих административно-правовые параметры деятельности) к малому бизнесу относят также индивидуальных предпринимателей, которые трудятся без образования юридического лица. Сегодня подавляющая доля малых предприятий в российской сфере услуг состоит из бизнесменов-одиночек. В некоторых регионах страны 80—95 % предприятий малого бизнеса представлено предпринимателями без образования юридического лица.
2.2. Региональная политика малого бизнеса
Кадровый потенциал предпринимательской деятельности сферы услуг — это совокупность конкретных членов общества, качественные профессиональные и личностные параметры которых (уровень квалификации, способность к инновациям и др.) позволяют им претендовать на вакансию, трудиться на предприятиях сферы услуг и регулярно повышать квалификацию.
Кадровый потенциал дополнительно определяется также совокупностью трудовых отношений, форм и методов их проявления, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности в области услуг, имеющей инициативный рисковый характер.
Выделяются две категории кадрового потенциала предпринимательской деятельности: «внешний» и «внутренний».
Внутренний кадровый потенциал — активные граждане, работающие на конкретном предприятии, способные к саморазвитию, продвижению по службе. Остальные категории работающих там граждан следует отнести к пассивному персоналу.
Внешний потенциал представляет собой претендентов на вакантные места на предприятии из числа выпускников учебных заведений, безработных, предпринимающих попытки включения в процесс предпринимательства, граждан, занимающихся предпринимательством без оформления документов и не имеющих специального образования, но способных к инициативной деятельности.
Внутренний кадровый потенциал имеет начальной точкой возникновения заключение трудового контракта, включая и предварительную работу по отбору кандидатов на вакантную должность, проведение конкурсов (отборов). Он, во-первых, выражает часть социально-экономических отношений между предприятием и работником и в результате трудовой деятельности выступает в виде определенной величины вновь созданной стоимости продукта, услуг. Во-вторых, характеризует способность и возможность кадров решать задачи стабильности, надежности и процветания бизнеса. В-третьих, требует вложения капитала в профессиональный рост специалистов. Он возникает на базе имеющихся кадров и свидетельствует о наличии резервов. Кроме того, наличие внутреннего кадрового потенциала гарантирует предприятию сохранение профессиональных кадров и возврат инвестированных в них средств с прибылью.
Внешний кадровый потенциал предпринимательской деятельности по своему содержанию, на наш взгляд, является источником расширения внутреннего потенциала предприятия.
Управление данной категорией относится, по нашему мнению, в большей части к прерогативе местных и региональных органов власти, осуществляющих политику развития и поддержки предпринимательской деятельности в сфере услуг, и в меньшей — к функциям предприятия. Это обусловлено тем, что между понятиями внутреннего и внешнего кадрового потенциала существует неразрывная связь: как только между предприятием и претендентом на вакантную должность возникают отношения по поводу рассмотрения его кандидатуры, внешний кадровый потенциал переходит в разряд внутреннего. Поэтому вопросы развития внешнего кадрового потенциала предпринимательской деятельности, по нашему мнению, должны решаться в рамках комплексной политики региона в данном направлении.
Опыт развития предпринимательства в области обслуживания, а также проведенный автором анализ современного состояния кадрового потенциала малого предпринимательства сферы услуг показывает, что главной проблемой является слабая профессиональная подготовленность как руководителей, так и рабочих и служащих предприятий.
Основные причины таких негативных тенденций, на наш взгляд, следующие:
— недоступность платного бизнес-образования для большинства кадров малого предпринимательства, в том числе сферы услуг;
— несовершенство методик подготовки предпринимателей; — затруднительность выбора учебного заведения при наличии
множества альтернативных учебных структур без гарантий качества обучения;
— недостаточность материальной базы учебных заведений и квалифицированного состава преподавателей.
Сложившаяся ситуация определяет отсутствие системности в процессе подготовки кадров для предпринимательства и на федеральном, и на региональном уровнях. Это доказывает необходимость вмешательства государства в процессы, формирующие кадровый потенциал предпринимательской деятельности.
Поддержка развития кадрового потенциала малого предпринимательства сферы услуг включает в себя два крупных направления:
— создание правовых и организационных предпосылок развития системы формирования кадрового потенциала малого предпринимательства в данной сфере;
— становление российской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий в целом.
Государственная политика в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства ориентирована в основном на местный рынок и решение региональных проблем на основе привлечения широких слоев незанятого населения.
Нормальное функционирование системы подготовки населения к предпринимательской деятельности предполагает также создание определенных организационно-правовых предпосылок:
— формирование сети образовательных (в т. ч. негосударственных) учреждений, специализированных учебных центров и структур по обучению разных групп населения основам предпринимательской деятельности с соответствующей учебно-производственной базой, действующих на основе единых образовательных стандартов;
— создание сети консультационных центров для оказания бес-платных и льготных услуг незанятому населению в профессиональной ориентации на малое предпринимательство и самозанятость;
— налаживание системы аккредитации образовательных структур для подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров, преподавателей и работников управления, занимающихся поддержкой малого бизнеса, с целью обеспечения качества и высокого уровня обучения;
— разработка программ развития кадрового потенциала малого бизнеса в регионе.
Основными структурами, осуществляющими на данный момент подготовку предпринимателей из числа указанных категорий населения, являются:
— учебно-деловые центры;
— службы занятости;
— бизнес-инкубаторы.
Разработка и принятие научно-обоснованных управленческих решений в области обеспечения кадрами малого предпринимательства требует наличия информации, характеризующей количественные и качественные характеристики потребности в подготовке и переподготовке всех категорий работников. Вследствие этого возникает необходимость информационно-аналитического обеспечения работ по совершенствованию комплектования персонала предприятий сферы услуг на базе современных информационных технологий.