Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства в сервисной деятельности

Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне

Комплексная классификация услуг

Классификация услуг по отраслевому принципу

Общероссийские классификаторы услуг населению

Классификация услуг по функциональной направленности

Классификация услуг по отраслевому принципу

Общероссийские классификаторы услуг населению

Классификация услуг по функциональной направленности

5. Комплексная классификация услуг

 

1. Состав иструктура сферы услуг

Основное и принципиальное отличие услуги от товара за­ключается в следующем. Товар есть материализованный, объекти­вированный, овеществленный и отчужденный от производителя результат труда. Процесс доведения товара до потребителя осуще­ствляется посредством стандартного набора процедур в институци­онально зафиксированном режиме (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его обезличенная продажа). Обезличенная форма взаимодействия производителя (продавца) то­вара и его потребителя в краткосрочной перспективе незначитель­но влияет на структуру производства и ассортимент продукта.

Услуга в качестве основополагающего признака и неотъемле­мого своего атрибута содержит единый процесс производства и пер­сонального субъективного потребления. Специализированный процесс соединения производителя услуг с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслужива­ние». Осязаемого, овеществленного продукта производства потре­бителю не предоставляется.Процесс обслуживания, как правило, индивидуален, поливариантен, в своей конструкции носит творческий характер, диффе­ренцирован по времени, месту, срокам и способам предоставления услуг и т. д. Сложность конструкции обслуживания обусловливается неопределенной множественностью и разнообразием субъектов потребления и стремлением производителей услуг удовлетворить по условиям, ассортименту и качеству еще большее множество заявленныхв сфере их деятельности потребностей. Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и дополняядруг друга, создают также сервисные продукты. Сервисный продукт— явление более сложное и емкое, нежели конкретная услуга. Данный продукт складывается, из действия таких важных компонентов, как:

1) труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к

генерации данной разновидности услуг (работников конкретного

сервисного предприятия и смежных предприятий);

2) функционирование вспомогательных механизмов, технического

оборудования, задействованных в создании продукта;

3) используемые в услуге материальные вещества, предметы,

товары.

В целом сервисный продукт отображает комплексную природу сервисной деятельности, а также взаимодополнительный характер разных ее направлений и видов. Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является вопрос о структурировании сферы услуг, а также о классификации услуг и сервисной деятельности. Разработка критериев классификации направлена на определение и отбор важнейших типологических признаков услуг и сервисной деятельности, которые могут помочь в деле их разбиения на составные единицы (направления, разновидности, группы). Разнообразие характеристик сферы сервиса, смещение функциональных акцентов в ту или иную отрасль обслуживания в конечном итоге привели к появлению различных классификаций услуг как у нас в стране, так и за рубежом. Сфера услуг достаточно многообразна. Классификация услуг способствует пониманию изучаемого явления, позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления. В общепринятом смысле классификация — это распределение

предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости

от их общих признаков. Выявление признаков классификации основывается на качественных, стоимостных характеристиках генеральной совокупности объектов. К сфере услуг (отраслевой подход) принято относить:

— торговлю (оптовую и розничную);

— услуги по обеспечению питания и проживания (гостини­цы, рестораны и т. д.);

— транспорт;

— связь и информационное обслуживание;

— услуги по снабжению, заготовкам и хранению материаль­но-технических ресурсов;

— кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;

— образование, культуру и искусство;

— науку и научное обслуживание;

— здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

— услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производ­ственно-бытовые и коммунальные услуги);

— услуги личного характера (непроизводственные, бытовые ус­луги, парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);

— услуги государственного управления.

Такая отраслевая классификация сферы услуг действует во мно­гих странах, в том числе и в России.

Ф. Котлер, как основоположник теории маркетинга, предло­жил классифицировать услуги по следующим признакам.

Во-первых, являются ли источником услуги люди или машины? Среди услуг, источником которых является человек, есть такие, что требуют либо наличия профессионалов (бухгалтерское дело, кон­сультирование по проблемам управления), либо квалифици­рованных специалистов (сантехнические работы, ремонт автомоби­лей), либо неквалифицированной рабочей силы (дворницкие рабо­ты, уход за газонами). Среди услуг, источником которых служит машина, есть такие, что требуют либо наличие автоматов (автома­тические установки для мойки автомобилей, торговые автоматы), либо устройств, управляемых операторами сравнительно низкой квалификации (такси, кинотеатры), либо оборудования, работа­ющего под управлением высококвалифицированных специалистов (самолеты, компьютеры).

Во-вторых, обязательно ли присутствие клиента в момент ока­зания ему услуг? При проведении операции на мозге присутствие клиента обязательно, а вот при ремонте автомобиля — нет. Если присутствие клиента обязательно, поставщик услуг должен учи­тывать запросы этого клиента. Так, владельцы косметических са­лонов красиво отделывают свои заведения, в салонах звучит негром­кая музыка, а мастера ведут с клиентами непринужденные разго­воры.

В-третьих, каковы мотивы приобретения услуги клиентом? Предназначена ли услуга для удовлетворения личных нужд (услуги личного характера) или деловых нужд (деловые услуги)? Как пра­вило, поставщики услуг разрабатывают разные программы марке­тинга для рынков услуг личного потребления и рынков деловых

услуг.

В-четвертых, каковы мотивы поставщика услуг (коммерция или некоммерческая деятельность) ив какой форме предоставляют­ся услуги (обслуживание отдельных лиц или услуги общественного характера)? Сочетание этих двух характеристик дает в результате совершенно разные по своему типу системы обслуживания.

Возможна классификация услуг также по другим признакам:

а) по величине капитальных затрат;

б) по степени квалификации исполнителей;

в) по сложности технологических процессов;

г) по социальному статусу клиентуры (физических и юри­дических лиц).

Широко используется деление услуг на материальные и нема­териальные. В этой классификации под материальными услугами понимают услуги, для выполнения которых необходимы матери­альные ресурсы: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (запчасти).

К нематериальным услугам, соответственно, относят услуги, для выполнения которых, на первый взгляд, не требуется мате­риальных ресурсов. Но это только на первый взгляд, ибо любая полезная деятельность для своего осуществления требует матери­альных ресурсов.

Например, реализация или покупка товаров есть, по существу, информационные услуги (получение информации о покупателях или продавцах, ведение с ними переговоров, помощь в заключе­нии сделки и т. д.). Для осуществления этих услуг необходимы ма­териальные ресурсы в виде офиса, средств связи, обработки инфор­мации и так называемые расходные материалы.

Классификация статистически учитываемых услуг в развитых странах мирового сообщества имеет следующий вид:

— деловые услуги;

— услуги связи;

— строительные и инжиниринговые услуги;

— дистрибьютерские услуги;

— общеобразовательные услуги;

— финансовые услуги, включая страхование;

— услуги по защите окружающей среды;

— услуги по охране здоровья и социальные услуги;

— туризм и путешествия;

услуги в области организации досуга;

— транспортные услуги;

— прочие услуги.

В чистом виде существует немного видов услуг, которые фор­мируют исключительно определенный по функциональной на­правленности сектор услуг. Поэтому целесообразно выделить в сфе­ре услуг функциональную направленность:

— услуги, ориентированные на производство;

— услуги, ориентированные на общество;

— услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

— услуги личного характера.

Так, к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ре­монту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению материально-технических ресурсов и снабжению ими, а также раз­личные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути).

Услуги, ориентированные на общество, включают услуги орга­нов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безо пасности, с выполнением функции по государственному регули­рованию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и комму­нальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техничес­кое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппа­ратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и ин­вентаря для досуговой деятельности и т. д.

Услуги личного характера включают: парикмахерские, фо­тоателье и разнообразные рекреационные услуги и непроизводст­венные виды бытового обслуживания.

Но многие услуги имеют двойственную функциональную при­роду, а некоторые услуги даже многофункциональную направлен­ность. Так, услуги транспорта при технической и технологической общности как собирательной отрасли подразделяются на услуги по обслуживанию производства — грузовой транспорт и на услуги по обслуживанию личности — пассажирский транспорт.

Двойственную функциональную направленность имеют связь и информационное обслуживание. А, например, торговля средства­ми производства имеет дело с производственной сферой, а рознич­ная торговля — с населением, с непосредственным потребителем.

Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство, и услуги лич­ностного характера относят к услугам как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова. Что касается социально-куль­турных услуг — образования, культуры, здравоохранения, а также науки, научного обслуживания, то эти услуги также многофункци­ональны.

В российской действительности сложилось свое представление о сфере услуг, получившее реализацию в теоретическом аспекте сер­виса и в практике его реального бытия.

Для четкого выделения отраслей непроизводственной сферы в отчетных и других документах в 1976 году в России (СССР) был введен общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяй­ства» (ОКОНХ), который в 1992 году был модифицирован приме­нительно к условиям рыночной экономики России. .

ОКОНХ представляет собой группировки видов деятельности , по отраслям в соответствии с их функциями в общей системе раз­деления труда (основное деление на сферу материального произ­водства и непроизводственную сферу).

К сфере материального производства относятся все виды дея­тельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии и других функций, являющихся продолжением производ­ства в сфере обращения (хранение, транспортировка и т. д.).

К непроизводственной деятельности отнесены:

ЖКХ, здравоохранение, социальное обеспечение, народное образование, наука и научное обслуживание, культура и искусство, финансы и кредит и т. д.

В 1993 году был утвержден «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 (ОКДП), который входит в состав Единой системы классифика­ции и кодирования технико-экономической и социальной инфор­мации РФ (ЕСКК). Данный классификатор в отличие от ОКОНХ более полно охватывает деятельность сферы услуг и построен на основе Международной стандартной отраслевой классификации (MCOK/1S1C) и Международной классификации основных продук­тов (МКОП/СРС).

В едином кодовом пространстве ОКДП объединил три объек­та классификации: 1) виды экономической деятельности; 2) виды продукции; 3) виды услуг. Принятый в ОКДП код позволяет про­водить международные сопоставления.

Структура кода ОКДП при классификации видов экономичес­кой деятельности предусматривает выделение следующих иерархий: раздел экономической деятельности (кодируется заглавными бук­вами латинского алфавита от А до Q); подразделы, группы, под­группы и группировки, которые кодируются цифрами. Например, О 9249 — деятельность по организации отдыха и развлечений. Коды ОКДП используются в статотчетности.

В отличие от международной практики в России имеется и «Об­щероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН), введенный с 1 января 1994 года. Коды ОКУН используются при проведении сертификации и указываются в сертификатах соответ­ствия.

Общероссийский классификатор услуг населению является струк­турным элементом единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

В преамбуле ОКУН отмечено, что классификатор разработан для решения следующих задач: развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению; осуществления сертифи­кации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения при­чинения вреда имуществу потребителей; повышения эффективно­сти средств вычислительной техники; учета и прогнозирования объектов реализации услуг населению; изучения спроса населения на услуги; предоставления услуг населению предприятиями и ор­ганизациями различных организационно-правовых форм собствен­ности и гражданами — «индивидуалами»; гармонизации классифи­кации услуг населению с международными классификациями; ак­туализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

Классификатор включает в себя следующие группы услуг:

01 — бытовые услуги;

02 — транспортные услуги;

03 — услуги связи;

04 — жилищно-коммунальные услуги;

05 — услуги учреждений культуры;

06 — туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;

07 — услуги физической культуры и спорта;

08 — медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;

09 — услуги правового характера;

10 — услуги банков;

11 — услуги в системе образования;

12 — услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

80 — прочие услуги населению.

Однако заметим, что мы имеем дело с классификатором се­годняшнего дня. Авторы, несомненно, прогнозировали такой поворот событий и, судя по кодировке, оставили за собой коллективное право расширять классификатор по мере формирования в стране полноценного по современным меркам сервиса.

С 1 января 2003 года в России введен в действие «Общероссий­ский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД). Введение этого классификатора позволило отме­нить ОКОНХ и части I, IV ОКДП. Данный классификатор имеет ряд объективных преимуществ с точки зрения адекватности груп­пировок и структуризации видов деятельности по сравнению с ус­таревшим ОКОНХ.

Структура кода содержит латинскую букву (обозначает раздел), например, Н — «Гостиницы и рестораны», I — «Транспорт и связь», и цифры. Например, I 63.30.1 — «Транспорт и связь», подраздел 63 — «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность»; 30.1 — «Организация комплексного туристического обслуживания»; 30.3 —' «Предоставление туристических информационных услуг». В целом ОКВЭД корреспондирует с ОКДП, используется при иден­тификации отраслевой принадлежности, а также используется в статотчетности.

Приведем общую классификацию, построенную по отраслево­му принципу:

— технический сервис;

— технологический сервис;

— информационно-коммуникационный сервис;

— транспортный сервис;

— гуманитарный сервис.

Технический сервис — это обеспечение безотказного длитель­ного ресурса работы в гарантийный и постгарантийный период тех­нических средств индивидуального пользования за счет «продви­нутой» производственной технологии промышленных предприя­тий в виде сети их сервисных подразделений регионального характера и за счет создания широкой сети мелких автономных об­служивающих предприятий и мастерских.

Подобного рода сервис характерен для стран со средним и низ­ким уровнем технологического развития. Россия на сегодняшний день в части использования в производстве товаров народного по­требления новейших технологий, а также соблюдения стандартов качества находится безусловно среди них. Поэтому технический сервис подобного рода в России будет существовать и развиваться неопределенно долго, в том числе в системе бытового обслужива­ния населения.

Технологический сервис в России получил наибольшее развитие. Его функциональное предназначение заключается в удовле­творении, в основном, индивидуальных потребностей населения в

двух направлениях:

1. Изготовление (индивидуальное производство) одежды, обу­ви, предметов домашнего обихода, бижутерии, ювелирных изделий и прочего в условиях малых предприятий, как правило, входящих в

службу быта.

2. Восстановление потребительских качеств предметов ин­дивидуального потребления, их модификация, придание бывшим в употреблении изделиям современного вида, изменение функцио­нальных характеристик предметов и прочее. Технологический сер­вис эффективен в тех случаях, когда в этом общественно организо­ванном индивидуальном производстве используются современные технологии, материалы с улучшенными характеристиками, квали­фицированный персонал, способный обеспечить высокое качество, разумная ценовая политика и ряд других факторов, в совокупности своей отражающих истинный смысл категории «сервис».

Информационно-коммуникационный сервис — это процесс удов­летворения потребностей отдельных граждан и общественных структур в получении информации, ее передаче и распростране­нии. Дополнительно каждый потребитель может выбрать свой ин­формационный уровень и удовлетворить свои потребности в поис­ке, получении, обработке и анализе информационных ресурсов.

Транспортный сервис предлагает оказание услуг в удовле­творении потребностей граждан в личном пространственном пере­мещении. Сюда входит целый комплекс услуг различного уровня, обеспечивающий и сопровождающий пространственное перемеще­ние граждан в пределах отдельных селитебных зон, региональное и межрегиональное перемещение на всех видах транспортных средств (автомобильный транспорт индивидуального (такси) и общественного пользования, метрополитен, железнодорожный, речной, мор­ской, воздушный и прочие виды транспорта).

Уровень и тип транспортного средства, протяженность пе­ремещения обусловливают специфику транспортного сервиса. Кро­ме личного пространственного перемещения в транспортный сер­вис входит пространственное перемещение грузов непромышленного назначения, составляющих фонд личного потребления граждан и материальную базу социальных структур.

Гуманитарный сервис охватывает широкий спектр в области удовлетворения социально-культурных, интеллектуальных, био­психофизиологических, рекреационных и иных потребностей граж­дан. Сюда же относятся развлечения, туризм, прокат аудио- и ви­деопродукции, гостиничное обслуживание, кинематограф, музеи, театры, услуги образовательного, культурно-развлекательного, санитарно-врачебного и т. п. характера, предоставляемые индивиду­ально в домашних условиях.

Как следует из рассмотренных выше зарубежных и отечествен­ных моделей классификации услуг, отработка классификационных критериев и разбиение сервисной деятельности на

группообразующие единицы требует немалых усилий со стороны специалистов. Эта работа пока не завершилась созданием общепринятых класси­фикационных схем. Мы завершим этот раздел вариантом комплек­сной классификации, который включает шесть классов:

1. Производственный сервис.

2. Сервис сферы общественного устройства (назначения).

3. Социально-культурный сервис.

4. Интеллектуальный сервис (экономический, юридический, образовательный, информационный).

5. Сервис в сфере обращения.

6. Хозяйственный сервис.

Производственный сервис

Сервис производственного характера целесообразно рассма­тривать в содержании четырех его главных составляющих:

1. Услуги, непосредственно входящие в производство товара, выступающие в виде полуфабриката или промежуточного продукта, либо обеспечивающие концентрацию на месте производства конеч­ного продукта его комплектующих, отдельных узлов и деталей.

2. Услуги по ремонту и содержанию в исправном состоянии тех­ники, оснастки, оборудования, непосредственно включенных в процесс производства продукта, а также зданий и сооружений, кос­венно обеспечивающих это производство. Здесь требуется, однако, некоторое уточнение. Дело в том, что, если подобный ремонт осу­ществляется работниками предприятия — изготовителя продукции, эти работники считаются производственными рабочими и средства, затраченные на ремонт, включаются в себестоимость продукции на ее внутрифирменном, внутризаводском уровне. Если этот же ре­монт осуществляется контрактным ремонтным предприятием, в этом случае и рабочие, и доход относятся к сфере услуг. То же мож­но говорить о вариантах ремонта готового продукта, если для этой цели он возвращен предприятию-изготовителю.

3. Услуги в виде технической подготовки продукта к вводу в эксплуатацию и поддержание его технико-эксплуатационных характеристик в границах запрограммированных параметров. Здесь также возможны два варианта:

— эти услуги выполняются работниками предприятия-изго­товителя, его базового или регионального подразделения; - субъектом услуги выступают иные предприятия, не связан­ные непосредственно с производством и распределением

продукта.

4. Услуги на базе использования высоких технологий — про­изводство предприятием программных продуктов и телекоммуни­кационных услуг.

Независимо от уровня потребителя (предприятие или инди­видуальное лицо) в качестве форм сервиса в его структуре можно

выделить;

— предпродажные услуги;

— постпродажные услуги.

Предпродажный сервис включает в себя предпродажную под­готовку и услуги непосредственно при продаже. Предпродажная подготовка — это, по существу, технический сервис во всем его объ­еме, включая наладку, подстройку, при необходимости — регулиров­ку, устранение внешних и внутренних дефектов, появившихся в результате транспортировки с завода-изготовителя до места переда­чи продукта потребителю. Предпродажное обслуживание должно быть бесплатным.

Постпродажный сервис включает в себя все виды услуг, оказы­ваемых потребителю с момента поступления продукции в его вла­дение (аренду, лизинг) до ее утилизации. Здесь можно выделить два этапа: гарантийный сервис и послегарантийный сервис в границах цикла существования продукта как целостной системы.

Цель гарантийного сервиса — обеспечение уровня технико-эксплуатационных характеристик продукта в границах запрограм­мированных параметров (в т. ч. по качеству и внешнему виду) на условиях, определяемых предприятием-изготовителем и за его счет.

Цель послегарантийного сервиса — при участии потребителя и поставщика проведение комплекса мероприятий по обеспечению эффективности работы изделия до выработки им своего расчетно­го ресурса.

Сервис сферы общественного устройства (назначения)

Для анализа сферы общественного устройства, вероятно, правильнее было бы употребить категорию «услуга» вместо более ши­рокого понятия «сервис». В этой отраслевой структуре определяю­щими выступают услуги государственных и социальных институ­тов, обеспечивающих функционирование и развитие, единство, стабильность и безопасность государства, общества и его граждан.

В эту отрасль общественно необходимых услуг следует отнести деятельность органов государственного и общественного уп­равления, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, политических партий и общественных организаций, национальную финансовую систему и т. п.

Основные субъекты этой сферы осуществляют свою дея­тельность преимущественно в виде чистых услуг, полезный эффект которых чаще всего определить крайне трудно. Ресурсные финансо­вые потребности субъектов услуг сегодня чрезвычайно велики и учет их, как показывает практика, малоэффективен. В этой связи эф­фективная организация и функционирование сферы государст­венного и общественного устройства наряду со сферой материаль­ного производства выступают в числе приоритетных отраслей об­щественного развития.

Интеллектуальный сервис

Услуги в сфере интеллектуального сервиса сегодня носят едва ли не самый распространенный характер. Причем их объем, ассор­тимент, качество, социальная и индивидуальная значимость самым непосредственным образом связаны с экономическим и социаль­ным уровнем развития общества, с имеющей в нем место соци­ально-классовой структурой, с уровнем исторической культуры и отношением к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Интеллектуальная сфера пронизывает все уровни общества, и сфера услуг здесь чрезвычайно разнообразна. Более того, если мы будем рассматривать интеллектуальный сервис как систему, то без особых затруднений сможем выделить в ней целый ряд подсистем, имеющих для общества в целом и для каждого его гражданина су­щественное, если не определяющее значение.

С достаточным для того основанием здесь можно выделить сле­дующие основные группы сервисной деятельности:

1. Экономический сервис, охватывающий интеллектуальную деятельность в области финансовых услуг, страхования, сде­лок с недвижимостью, бухгалтерского учета и аудита, ли­цензионной торговли и прочее.

2. Юридический сервис, область распространения которого может варьировать от предоставления консультационных и практических услуг разового характера до официально оформленного пожизненного обслуживания клиента.

3. Образовательный сервис, который сопутствует человеку на протяжении всей его активной творческой жизни. Услуги, предлагаемые в сфере образовательного сервиса, несут в своей конструкции многоуровневые характеристики, опре­деляемые стратегическими и тактическими целями отдель­ных индивидов, социальных групп и общества в целом. Ос­новой целей выступают интересы и потребности.

Образовательный сервис призван удовлетворить выступающие в диалектическом единстве и взаимосвязи интересы общества (макросреда), интересы классов и социальных групп (мезосреда) и интересы малой социальной группы (микросреда), часто проявля­ющиеся через деятельность отдельного индивида, реализующего сначала потребность этой малой группы (в раннем детском возрас­те), а позднее и свою собственную. Разброс потребностей в сфере образовательного сервиса, обусловленный множественной инди­видуальностью общества, обусловливает и множественность услуг в этой сфере сервисной деятельности, которая, будучи предназна­ченной для удовлетворения духовных потребностей, не ограничи­вается никакими социальными рамками.

4. Информационный сервис в широком смысле слова — это обеспечение потребителя информацией в границах текуще­го времени, в объемах и тематике, необходимых для удов­летворения его потребностей. Информационный сервис выражается в работе с потребителем услуг в различных ва­риантах:

а) исследование субъектом сервиса информационных ре­сурсов, анализ, обработка материалов и прочее и предо­ставление результатов работ потребителю информаци­онных интеллектуальных услуг в ранее оговоренных объемах и характеристиках;

б) предоставление потребителю информационных ресур­сов с соответствующим техническим оснащением для са­мостоятельного поиска, исследования, анализа и освоения информации;

в) предоставление потребителю возможности самостоя­тельно с использованием своего технического обеспече­ния проводить освоение, исследование и анализ инфор­мационных ресурсов субъекта сервиса;

г) совместное с потребителем в разных вариантах взаимо­действия исследование информационных ресурсов либо принадлежащих субъекту услуг, либо информационных полей, в которых субъект услуг также выступает их по­требителем, но первичным по отношению к своему за­казчику.

Сервис в сфере обращения товаров и услуг

По рассмотренному нами ранее общероссийскому класси­фикатору услуг к сфере обращения товаров и услуг следует отнести услуги торговли и общественного питания, услуги рынков, услуги коммуникационной сферы. Мы бы добавили сюда дистрибутивные услуги, транспортные услуги, услуги складского хозяйства и т. л.

Все рассматриваемые в этой отрасли услуги в той или иной мере связаны с обращением товара на конечном его этапе продвижения к непосредственному потребителю. Без услуг этого рода практичес­ки не будет существовать конечной цели производства товаров широкого потребления и сам процесс производства, ввиду невост­ребованности его результатов, окажется за рамками его естествен­ной для исторического развития общества объективной необхо­димости.

Диалектическая взаимосвязь потребностей производства и по­требления, обеспечивающая воспроизводство общественной жиз­ни в ее разнообразии и динамике, окажется прерванной, и обще­ство как социальный организм просто прекратит свое существова­ние, поскольку натуральное хозяйство отдельных социальных субъектов не только не обеспечивает общественные формы воспро­изводства социальных институтов, оформляющих должным обра­зом общественный прогресс, но становится на пути их развития непреодолимым барьером.

Из рассмотренных нами отраслей деятельности в сфере услуг торговля выступает одной из самых древних форм обслуживания потребностей людей. Ее корни обусловлены общественным разде­лением труда и восходят к временам формирования человеческого общества. Позже именно торговля стала одним из главных градо­образующих факторов в истории стран и народов.

Хозяйственный сервис

Среди рассматриваемых отраслей российского сервиса хозяй­ственный сервис занимает важнейшее место. В его структуре выде­ляют две основных составляющих:

1. Сфера технического жизнеобеспечения (городское хозяй­ство), включающая в себя пассажирский транспорт, коммуникаци­онные сети (дороги, мосты и пр.), сантехническое хозяйство, сис­темы водо- и энергообеспечения и прочее в части распределения, обслуживания и ремонта. Без указанной инфраструктуры городской быт уже немыслим.

Эта сфера услуг общественного характера, называемая сферой коммунального хозяйства, оказывает общественно необходимые хозяйственные услуги деперсонифицированно в основном населе­нию конкретной селитебной зоны, но в какой-то части (дороги, пассажирский транспорт, связь) также населению региона и обще­ства в целом.

2. Сфера бытового обслуживания населения. Быт людей — это их повседневная жизнь вне рамок профессионального рабочего времени, в которых определенную и достаточно существенную часть жизни проводит каждый человек. Служба быта, следовательно, представляется как совокупность предприятий, учреждений и дру­гих субъектов услуг, которые на профессиональной основе за­нимаются удовлетворением бытовых потребностей людей.

 

Тема 4 Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности. (5 часов)