Тема 3. Основные положения историко-эволюционного подхода к пониманию индивидуальности личности.

Резюме

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, двусторонний процесс организации педагогом разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильного понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства[И.Ф. Харламов].

Важнейшей целью эстетического воспитания является формирование у школьников системы художественных представлений, взглядов, убеждений, на основе которых вырабатываются истинные критерии эстетических ценностей

В процессе эстетического воспитания у школьников необходимо развивать стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою личную жизнь, в жизнь окружающих, умения противостоять безобразному в отношениях людей и в предметном мире, а также проявлять себя в художественном творчестве.

Для достижения вышеперечисленных целей эстетического воспитания необходимо решить ряд задач.

Б.Т. Лихачев подразделяет задачи, стоящие перед педагогами в области эстетического воспитания, на прямые и косвенные. К прямым задачам он относит:

а) развитие у каждого школьника способностей восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности, выработка у детей умений и навыков различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое;

б) формирование творческих способностей, умений и навыков созидания прекрасного в трудовой, учебной, игровой деятельности, в отношениях с людьми.

Косвенными задачами эстетического воспитания он считает развитие эстетических восприятий, художественных способностей, умений и навыков созидания прекрасного в процессе умственного, трудового, нравственного и физического воспитания, осуществление эстетического воспитания в тесной связи с жизнью [Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. — М.: Педагогика, 1972. — С. 6 — 7].

Б.Т. Лихачев связывает решение этих задач со значительным усилением и расширением позиций искусства в школе, предлагает увеличить количество часов на занятия искусством, ратует за создание цельной и всеохватывающей системы эстетического воспитания. Учитывая сложность современных программ обучения и воспитания, перегрузки учащихся в школе, этот путь решения задач эстетического воспитания не представляется реальным и действенным.

Эффективное решение данных задач, по мнению К.В. Гавриловец и И.И. Казимирской, возможно на основе знаний и учета в реальном педагогическом процессе важнейших факторов, которые обусловливают нравственно-эстетическое развитие школьников, результативность их воспитания в целом. К таким факторам относятся:

— готовность педагога к диалогическому общению с воспитанниками, к сотрудничеству с ними в учебно-воспитательном процессе, уважение мнений и личного достоинства учащихся;

— демократизация отношений между учителями и учащимися, проявляющаяся в стремлении педагога принять обучаемого им ребенка таким, какой он есть в данный момент, с его слабостями и упущениями в развитии, с его возможностями и способностями;

— наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждого школьника (речь идет о развитии технологий дифференцированного обучения);

— возрастание удельного веса трудового воспитания в целостном процессе формирования личности школьника (широта видения прекрасного в жизни, по мнению многих педагогов и психологов, открывается человеку по мере его приобщения к серьезному труду);

— эстетизация всех сторон жизни школьника (в частности, домашнего быта, что во многом зависит от воспитательных усилий родителей и умений педагогов открыть истину эстетического воспитания бытом для родителей; организация всей школьной жизни ребенка по законам красоты — эстетическое оформление классных помещений, используемой в процессе обучения и воспитания наглядности, внешнего вида учителей и учащихся, эстетичность межличностных отношений участников педагогического процесса.

На основании всего вышесказанного можно сформулировать следующие задачи эстетического воспитания:

1. Создание нравственно-эстетической школьной среды развития учащихся, предполагающей эстетизацию школьного быта и обеспечение высокой культуры межличностных отношений участников педагогического процесса.

2. Педагогическое просвещение родителей, специальная педагогическая работа с ними, имеющая своей целью приобщить к эстетическому воспитанию родителей учащихся, к выработке потребностей в эстетизации домашнего быта школьников, семейных межличностных отношений.

3. Включение школьников в разнообразные виды деятельности, позволяющей накапливать опыт творческого самовыражения.

4. Приучение школьников к анализу своей жизнедеятельности по нравственно-эстетическим критериям.

5. Организация воспитательно-эстетических воздействий в целостную систему. Речь идет о правильном соотношении форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах, об актуализации всех источников эстетического опыта школьников — в учебной, внеклассной, внешкольной деятельности, о единстве эстетических требований и критериев оценки семьи и школы.

6. Организация систематических упражнений учащихся в нравственном поведении и эстетической творческой деятельности; преобладание действенных упражнений перед словесными формами воздействия на учащихся в процессе эстетического воспитания.

7.3. Эстетическое воспитание в учебном процессе.Эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни, однако основная работа учителя с учащимися — обучение. В процессе работы над содержанием учебного материала, в процессе его усвоения обогащаются представления школьников о нравственно-эстетических качествах личности человека, им раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни людей и т.д. Учебный материал, преподаваемый учителем методически правильно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, эмоционально и артистично, способен затронуть эмоционально-волевую сферу личности ребенка, стимулировать развитие его эстетических чувств.

И хотя фактическое содержание далеко не каждого урока способствует развитию эстетических чувств, высокая культура и методика преподавания способны создать условия для эстетического развития учащихся. Какой бы предмет ни преподавал учитель, четкая постановка целей урока, пробуждение интереса к его теме и фактическому материалу, умение активизировать мыслительную деятельность школьников, вовремя оказать помощь слабоуспевающим ребятам, благожелательное и спокойное отношение к детям, справедливая оценка их деятельности обеспечивают эстетику работы педагога и развитие эстетических чувств школьников в процессе обучения. Такая организация проведения уроков удовлетворяет потребность детей в новых впечатлениях, вносит в их настроение “здоровую эмоцию” (Н.К. Крупская), стимулируя тем самым развитие эстетических и нравственных переживаний. И наоборот, слабые в методическом плане уроки, проводимые ниже требований к культуре труда учителя (какой бы эстетический заряд не нес в себе их фактический материал) блокируют удовлетворение эстетических потребностей, вызывают душевную апатию, рождают неаккуратность, неорганизованность, что само по себе уже есть проявление безобразного в учебно-познавательной деятельности школьника.

Велика в эстетическом развитии учащихся в учебном процессе сама личность учителя. Пример увлеченного, ответственного отношения педагога к своему делу, чуткость по отношению к ученикам и коллегам, эстетика внешнего вида, культура поведения учителя помогают школьникам формировать правильные эстетические взгляды на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать правильный эстетический взгляд на окружающую действительность, нравственно-эстетические критерии достоинства человека.

Самыми действенными в эстетическом воспитании в учебном процессе являются предметы гуманитарного цикла: уроки языка, литературы, истории, изобразительного искусства, музыки и пения. Простейшие эстетические представления на этих уроках формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и со старшеклассниками. Они в силу возрастных особенностей обладают необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства, более осознанно переживают эстетические чувства.

Основная работа по эстетическому воспитанию в учебном процессе в старших классах ведется на уроках литературы, так как только на уроках литературы в 10 — 11 классах предоставляется возможность вести полноценный разговор с учащимися об искусстве, о красоте, о нравственности как ее проявлении. Работа на этих уроках не только ориентирует учащихся на знания в области такого важного искусства, как литература, но и способствует их приобщению к эстетическим переживаниям, эстетическим идеалам. Педагог-новатор Е.Н. Ильин утверждает, что на уроках литературы должны быть сопряжены “учебное и нравственное, литература и человек, знания и искусство, умения и навыки и творчество по законам красоты”. По его мнению, происходит это сопряжение только через личность учителя, ибо “внеличностно литература — и как искусство, и как учебный предмет — существовать не может”.

Во многом помогают оценить с ребятами вечные ценности прекрасного в жизни музыкальные произведения, иллюстрации к литературным произведениям известных художников, репродукции картин-шедевров, которые учителя, преподающие предметы гуманитарного цикла, могут использовать на своих уроках как наглядность с целью создания эмоционально-интеллектуального фона работы учащихся. Поэтому учителям-предметникам, не являющимся специалистами в области искусства, надо как можно больше самим приобщаться к музыке, живописи, киноискусству и т.д.

7.4. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по эстетическому воспитанию. Важными источниками нравственно-эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная работа по предметам и внешкольная учебно-воспитательная деятельность педагогов. В них удовлетворяются насущные потребности школьников в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в жизни. Индивидуальные особенности, творческие способности ребят получают более интенсивное развитие именно вне рамок урока, учебной деятельности в классе. Не регламентируемая программами внеклассная и внешкольная работа представляет широкое поле для проявления инициативы и самодеятельности, творческого воображения учащихся, позволяет педагогу всесторонне и глубоко изучить личностные особенности своих воспитанников, изучить их ценностные ориентации, характер эстетических запросов.

В связи с тем, что предметы эстетического цикла в учебных планах наших школ представлены в меньшем объеме, чем это необходимо для всестороннего развития личности ребенка, правильно и эффективно организованная внеклассная работа позволяет компенсировать этот недостаток. Важнейшими принципами результативной внеклассной и внешкольной работы являются учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников, принцип добровольности их участия в организуемой деятельности.

Младший школьный возраст отличает остро выраженная потребность в самовыражении. В этот период активно развиваются такие свойства интеллекта, как образное и пространственное мышление. Разнообразная эстетическая деятельность (рисование. лепка, конструирование, пение, танцы, участие в ролевых играх и т.д.) открывает простор для развития и упрочения этих свойств. В этот период целесообразно организовывать всевозможные утренники (“В гостях у сказки”, “Встречи с литературными героями” и т.д.), привлекать младших школьников к участию в занятиях во всевозможных студиях, развивающих художественные способности, в кружки пения, танцев и т.д.

Отличительные характеристики подросткового возраста — потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, появляющееся как психологическое новообразование чувство взрослости, понимание своего личностного, психологического “я”. Подросток стремится к выполнению ответственных заданий и поручений, готов участвовать в такой деятельности, которая имеет общественный смысл и позволяет самоутвердиться в группе сверстников. Если пренебречь этим в данный возрастной период, можно заглушить личностную активность подростка. Поэтому во внеклассной работе по эстетическому воспитанию необходимо отдавать предпочтение групповым формам ее организации. Деятельность должна быть эмоционально окрашенной, эстетически выразительной, результаты работы ощутимыми и успешными.

Организовывая работу по эстетическому воспитанию в этом возрасте, целесообразно привлекать учащихся к кружковой работе, организовывать с ними художественную самодеятельность, ставить детские драматические спектакли, проводить выставки рисунков и поделок, рукоделий и т.д.

Особенно следует уделять внимание организации фольклорной работы с подростками, которая служит возрождению национального самосознания белорусского народа. Ребята с удовольствием открывают для себя народные традиции и игры, звучание народных песен, народные ремесла (плетение из соломки, вышивание, гончарное дело, ткачество).

Старшие подростки стремятся к расширению самодеятельности и собственной инициативы. В данный период у ребят крайне обострено чувство собственного достоинства и самостоятельности. Ведущая потребность в этом возрасте — определение своего жизненного призвания, постижение смысла жизни, счастья и несчастья человека, философское осмысление окружающей действительности. Потребность в самоутверждении и самоопределении в жизни порождает обостренный интерес к собственной внешности, а непонимание по причине недостаточного жизненного опыта того, что красота человека неотделима от красоты и гармонии его внутренней духовной жизни, нередко оборачивается у старшеклассников стремлением вызывающе и экстравагантно одеваться, вести себя в обществе. Поэтому так важно в этот период строить внеклассную работу по эстетическому воспитанию с целью формирования эстетического вкуса в одежде, по развитию культуры общения, поведения, по выработке доброжелательности в отношениях с окружающими людьми.

Учитывая особенности возраста, необходимо проявлять к подросткам максимум такта и чуткости. Важнейшим требованием к педагогам-организаторам внеклассной работы, направленной на эстетическое воспитание старших подростков, является деликатность их высказываний, продуманность взаимоотношений с ребятами. Необходимо избегать навязчивых и безапелляционных оценок результатов их творческой деятельности, отказаться от безоговорочных запретов на экстравагантность в поведении и одежде (ведь запретный плод всегда сладок), жесткой регламентации причесок, фасонов одежды. Основными методами работы в этом направлении должны стать убеждение, которое способствует сознательному восприятию того или иного эстетического идеала в жизни подростка, и личный положительный пример.

Формы внеклассной работы по формированию эстетических вкусов, понятий и суждений старшеклассников должны носить достаточно серьезный, далеко не развлекательный характер (как было распространено в период перестройки политической, социально-экономической жизни нашего общества в силу ряда причин, прежде всего по причине элементарной растерянности многих педагогов в момент изменения важнейших устоев социального бытия). Бесконечные развлекательные дискотеки все больше уступают место педагогически целесообразно организованным вечерам отдыха, созданию литературных и музыкальных гостиных, проведению тематических вечеров, посвященных искусству и эстетике в жизни людей, созданию клубов по интересам, школьных театров и т.д. Это далеко не полный перечень форм внеклассной и внешкольной работы в нравственно-эстетическом направлении.

Необходимо подчеркнуть, что важнейшим источником нравственно-эстетического опыта учащихся разных возрастов во внеклассной работе всегда является художественная самодеятельность. Эмоционально насыщенная, она дает выход жизнерадостности, фантазии и творческих способностей школьников, позволяет выразить себя, подружиться со сверстниками и педагогами. Результат художественной самодеятельности оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка. Поющие, аккомпанирующие, танцующие, разыгрывающие сказочные и героические сюжеты дети любого возраста испытывают светлые, добрые чувства к людям, к окружающему их миру. Так формируются нравственные и эстетические высокие чувства. Художественное творчество помогает развивать у школьников живое воображение, без которого невозможно понять состояние другого человека, терпимо и гуманно относиться к нему.

На основе художественной самодеятельности успешнее вырабатываются правильные, подлинно товарищеские, заботливые отношения между ребятами.

Художественная самодеятельность — незаменимое средство улучшения самочувствия отдельных учащихся в коллективе. Для некоторых трудных, педагогически запущенных школьников, отстающих от ровесников в интеллектуальном и эмоциональном развитии, участие в художественной самодеятельности является первым шагом к нравственному возрождению.

Художественная самодеятельность, обогащая, облагораживая жизнь школьников, формирует их потребность в искусстве. И если она организуется не эпизодически, на хорошем исполнительском уровне, пронизывает всю школьную жизнь, искусство становится потребностью многих детей, а не только самых одаренных.

В школе наиболее распространенными формами художественной деятельности являются декламация, театральная самодеятельность, хоровое пение, участие в музыкальных и танцевальных ансамблях. Различные виды художественной самодеятельности учащихся целесообразно использовать в комплексе. Основной формой такой комплексной работы в этом направлении являются тематические вечера, при подготовке которых используются различные виды художественного творчества. В них учащиеся испытывают на себе воздействие музыки, яркого образного слова, красок, что способствует проявлению эмоционального отклика на комплексное воздействие, выработке положительного отношения к нравственным ценностям, пониманию прекрасного в искусстве и в жизни.

В последнее время в школах наблюдается неоправданное сужение детской художественной самодеятельности, так как, по мнению многих учителей, надобность в ней отпадает с широким внедрением в нашу жизнь телевидения, кино, видео и т.д., которые позволяют удовлетворить потребность детей в высоких образцах исполнительского искусства, воспитать в детях художественный вкус, понимание красоты. Кроме того, все меньше приходят в школу учителя, способные сами организовать художественную самодеятельность детей на хорошем творческом уровне. В процессе профессионально-педагогической подготовки учителя практически не уделяется внимание развитию соответствующих умений и навыков, художественных и творческих способностей.

Ошибочность, недопустимость сложившегося положения заключается в том, что художественная самодеятельность рассматривается лишь как средство потребления искусства, развлечение, но основное ее назначение — обеспечить учащимся активное, непосредственной участие в ней, стимулировать развитие сущностных сил личности, развитие понимания того, что любой человек в состоянии сам творить красивое.

7.5. Эстетическое самовоспитание учащихся, роль педагога в его организации.Высокий уровень нравственно-эстетической воспитанности школьника может быть достигнут только при условии, что воспитательная деятельность педагогов осуществляется в единстве с деятельностью самих воспитанников по совершенствованию своей личности. Очень велика роль в формировании понимания прекрасного, в выработке соответствующих умений и навыков учащихся их самовоспитательных усилий. В процессе педагогических исследований установлено, что во многом успех самовоспитания школьника зависит от уровня воспитательной работы школы в целом. Вспомним структуру процесса самовоспитания, мотивы, которые побуждают учащихся к работе над собой (применительно к развитию нравственно эстетических чувств детей):

1. Выбор нравственно-эстетического идеала, к которому хотелось бы стремиться.

2. Самопознание, то есть осознание собственных личностных достоинств и недостатков, определение своих способностей в той или иной сфере художественной деятельности, наклонностей и стремлений.

3. Постановка задач эстетического самовоспитания и овладение его методами и приемами.

4. Упражнения в поведении, формирующем желаемые качества, в деятельности, развивающей эстетические чувства, умения и навыки, художественный вкус.

5. Самооценка и самоконтроль.

Педагог, оказывающий помощь ученику в выборе нравственно-эстетического идеала, в большей степени должен пользоваться методами убеждения и положительного примера.

Важной формой самопознания ученика является чтение художественной литературы, углубленный анализ прочитанного, соотнесение себя, своей жизни с жизненным опытом литературных героев. К сожалению, по ряду причин чтение художественной литературы, особенно классической, для большинства современных подростков сегодня не является приоритетным занятием, поэтому учителям необходимо вести работу по пропаганде хороших, умных книг, приобщать ребят к работе души в процессе чтения.

В сложном процессе самопознания ребенка важны оценочные суждения и оценочное поведение взрослых. Отсюда возникает необходимость создания внеклассных и внешкольных объединений под руководством профессиональных специалистов в области психологии и эстетики, которые помогли бы определиться подросткам в своем сложном внутреннем мире чувств, переживаний, отношений к миру искусства, в котором может самовыразиться каждый человек. К тому же эти объединения (клубы по интересам, кружки, семинары, секции и т.д.) способствуют организации коллективной эстетической деятельности, которая является чаще всего первым толчком к эстетическому самовоспитанию.

К сожалению, сегодня можно констатировать тот факт, что и семья, и педагоги, и общество в целом уделяют недостаточно внимания прогнозированию и организации самовоспитания детей. Определенный эстетический опыт учащиеся получают зачастую стихийно. Иногда этот опыт возникает как отрицательная реакция на социальную несправедливость, нестабильность в обществе или отсутствие профессионализма у людей, которые занимаются воспитательным процессом, формированием у молодых людей нравственно-эстетических идеалов. В наше время прослеживается значительное противоречие между уровнями и характером эстетического развития учителя и учеников, которое иногда перерастает в антагонистическое (чаще всего — при условии недостаточного профессионализма педагога). У многих подростков стихийно, в основном под влиянием шоу-бизнеса, который пропагандирует низкопробную музыку, массовую попкультуру, формируется низкий уровень эстетических восприятий и чувств, не вырабатывается истинный художественный вкус. Это происходит не от того, что так хочется самим подросткам, не от того, что молодежь стала хуже. Причина этому явлению одна: отсутствие единой продуманной системы эстетического воспитания на всех уровнях (семья, дошкольные детские учреждения, школы), недостаточное внимание эстетическому самовоспитанию детей со стороны взрослых.

Мир эстетических ценностей современного подростка очень сложен: с одной стороны — это непреходящий во все времена мир стремлений к поискам себя в жизни, к светлым и жизнеутверждающим чувствам, духовным принципам, с другой — это зависимость внутреннего эмоционального самочувствия от наличия у себя модных музыкальных дисков, одежды, сверхсовременной прически, позволяющих чувствовать себя и выглядеть “не так, как все”, и других (для каждого времени своих) престижных вещей и проявлений.

Одни родители стремятся удовлетворить все запросы своего ребенка, другие считают необходимым провести свое дитя тем путем, который прошли сами, считая, что необходимо во всем самоограничение. А третьи вообще не решают подобных педагогических проблем, так как не имеют для этого ни материальных средств, ни специальных знаний в области педагогики, психологии этики и эстетики, чтобы задуматься над подобными вопросами. Что необходимо для того, чтобы и дома, в семье, и в школе, в урочное и внеурочное время, эстетические идеалы, знания, умения и навыки, художественные способности, духовная сфера формировались у каждого учащегося? Как воспитать ученика общительным, интересным человеком? Эти вопросы должны сегодня стоять в центре внимания педагогов, психологов и родителей. Молодежная мода, современные течения искусства, классика, гармония внешней и внутренней красоты и культуры подрастающего человека — все эти вопросы должны быть предметами работы и заботы воспитателей. Положительный результат совместных воспитательных усилий по формированию у школьников эстетических ценностей может быть тем барьером, который оградит формирующиеся личности, характеры от ширпотребной “красоты”, бездуховности и невежества.

 

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие детей происходит в системе эстетического воспитания, включающей в себя художественное воспитание, образование и развитие детей, воздействие на их сознание и поведение средствами искусства.

Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты в действительности.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и во внеклассной, внешкольной воспитательной работе. Важную роль в формировании эстетических взглядов и убеждений отыгрывают личный положительный пример учителя, эстетика семейной жизни и отношений школьника.

Вопросы и задания для самоконтроля:

 

1. Какова роль эстетического воспитания в развитии и формировании всесторонней и гармонически развитой личности?

2. Определите сущность, содержание, цели и задачи эстетического воспитания.

3. Почему обучение рассматривается как основное направление в формировании нравственно-эстетической сферы личности ребенка?

4. Какова роль внеклассной и внешкольной работы с учащимися по формированию их нравственно-эстетических знаний, чувств, умений и навыков?

5. Выделите основные этапы руководства педагогом эстетическим самовоспитанием учащихся.

 

Литература для самостоятельной работы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. — Минск: Нар. асвета, 1988.

3. Канцэпцыя мастацка-эстэтычнай адукацыi у нацыянальнай школе Беларусi: Праект // Настаунiцкая газета. — 1992. — 17 чэрвеня.

4. Кукушин В.С. Эстетическое воспитание на примере уроков физики // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие.

- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – С. 84 – 103.

5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.,

 

 

Вопросы по теории воспитания и методике воспитательной работы:

1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс, его сущность. Деятельностно-личностная концепция воспитания.

2. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Характеристика важнейших принципов воспитания.

3. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Характеристика общих методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности, организации деятельности и общения, опыта общественного поведения.

5. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся, методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

6. Понятие о детском воспитательном коллективе. Значение коллектива для развития и формирования личности учащегося. Разработка теории коллектива в педагогике.

7. Признаки и структура детского воспитательного коллектива. А.С. Макаренко о стиле и тоне в коллективе.

8. Динамика и этапы развития классного коллектива. Система перспективных линий в методике формирования коллектива. Методика параллельного действия в формировании и воспитании коллектива учащихся.

9. Формирование научного мировоззрения учащихся (сущность мировоззрения, его виды и структура). Дидактические и воспитательные условия, способствующие формированию научного мировоззрения.

10. Сущность, содержание и задачи нравственного воспитания школьников.

11. Понятие об экологическом воспитании, его содержание, основные методы и формы. Сравнение понятий “экологическое образование” и “экологическое воспитание”, определение их взаимосвязи и соотношения.

12. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Технология воспитательной работы по формированию у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения.

13. Сущность правового воспитания, его основные направления и задачи. Значение правового воспитания в предупреждении правонарушений среди подростков и молодежи.

14. Сущность трудового воспитания. Роль трудового воспитания во всестороннем и гармоничном развитии личности. Понятие о профессиональной ориентации учащихся в современной школе. Методы и формы профориентационной работы в школе.

15. Экономическое воспитание, его основные направления, методы и формы.

16. Сущность эстетического воспитания, основные задачи, методы и формы эстетического воспитания. Роль эстетического воспитания в развитии и формировании всесторонней и гармонично развитой личности.

17. Физическое воспитание, его сущность и содержание.

18. Сущность воспитания национального самосознания, патриотического и интернационального воспитания. Национальное самосознание, патриотизм и интернационализм как нравственные качества личности.

 

 

Литература: Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

Принципы, описывающие системные аспекты эволюции человека в природе и обществе (Л.И. Анциферова). Принцип эволюции любых развивающихся систем, предполагающий взаимодействие двух противоборствующих тенденций - тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. Индивидуальная изменчивость тех или иных элементов системы как особое условие для исторической изменяемости системы в целом. Принцип функционирования в любой эволюционирующей системе избыточных неадаптивных элементов, относительно независимых от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающих саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования. Принцип необходимости условия развития различного рода систем - наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности этих систем, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов этих систем, несущих индивидуальную изменчивость.