Тема 7. Основы эстетического воспитания

Резюме

Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их каждое в отдельности. Задача в том, чтобы выявить то главное,что представляет собой основообразующее начало личности. Целостным и общим в личности являются определяющие качества и свойства, которые формируются в процессе нравственного воспитания. Это такие личностные качества, как гражданственность, национальное самосознание, интернационализм, гуманность, трудолюбие, прилежность, порядочность, стойкость и целеустремленность, дисциплинированность.

Специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей и содержания. Важная особенность заключается во включенности нравственного воспитания в процессы формирования научного мировоззрения школьников, их умственное, трудовое, гражданское, эстетическое, физическое, экономическое, правовое, антиалкогольное, гендерное, экологическое воспитание. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении педагога видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида деятельности школьников, любого жизненного отношения. Только на основании понимания данного положения учитель получает реальную возможность эффективного осуществления нравственного воспитания учащихся, делает его органической частью целостного педагогического процесса.

 

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. Что такое мораль, нравственность как форма общественного сознания, каковы их общественные функции?

2. Дайте определение сущности нравственного воспитания.

3. Каково содержание нравственного воспитания? Определите систему нравственных отношений, которые необходимо формировать в личности учащегося в процессе нравственного воспитания.

4. Почему особо значимым в содержании нравственного воспитания является формирование такого личностного качества, как гуманность? Дайте определения понятиям «гуманизм», «гуманность».

5. Какой смысл содержит в себе понятие «гражданственность»? Выпишите определения понятий «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание», «интернациональное воспитание». Определите их взаимосвязи и различия.

6. В чем сущность и значение для теории и практики нравственного воспитания понятия «воспитание национального самосознания»? Почему это направление воспитательной работы особо значимо для белорусов?

7. Дайте определение понятия «сознательная школьная дисциплина», раскройте его сущность, методику организации такой дисциплины в школе.

8. Что такое «культура поведения»? Перечислите ее составные части. Как взаимосвязаны процессы формирования сознательной школьной дисциплины и культуры поведения учащихся?

9. Почему понятие о правовом воспитании, его сущности и методике организации дается в лекции по нравственному воспитанию? Дайте определение понятий «право», «правовая культура», «правовое воспитание».

10. Определите различия понятий «трудновоспитуемый подросток» и «подросток с девиантным поведением». Каковы особенности правового воспитания этого контингента учащихся?

 

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. – М., 1975.

2. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1993.

3. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

4. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. – Ростов-на Дону: РГПИ, 1986.

5. Гавриловец К.В. Целесообразность приоритета нравственного воспитания в целостном образовательном процессе // Праблемы выхавання. – 2004. -№ 1. – С. 3 – 5.

6. Гопеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №.3. – С.178 – 187.

7. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников: пособие для педагогов. – Минск: Полымя, 2000.

8. Казак Т.В. Проблема воспитания подростков-правонарушителей // Адукацыя i выхаванне. – 2001. - № 9.

- С. 30 – 36.

9. Капецкая Г.А. Работа классного руководителя по пропаганде правовых знаний // Веснiк адукацыi. – 2004. - № 3.

– С. 32 – 35.

10. Концепция патриотического воспитания молодежи в РБ // Праблемы выхавання. – 2003. - № 4. – С. 113 – 119.

11. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. –М., 1982.

12. Макаренко А.С. Дисциплина: Из «Лекций о воспитании детей» // Семья и школа. – 1983. - № 8. – С. 10 – 13.

13. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т. 4. – М.,1984.

14. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. – 1982. - № 2. – С.105 – 113.

15. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. – Киев, 1984.

16. Наумчик В.Н. Нравственность и уважение к закону как основа воспитания личности // Сацыяльная педагагiчная работа. – 2002. - № 3. – С. 2 – 12.

17. Основы морали. Хрестоматия: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. О.С. Богдановой и др. – М., 1993.

18. Сергеева В.П. Формирование дисциплинированности // Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М., 2002. – С. 48 – 55.

19. Тарас А.С. Правовое воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. – Минск: Нар. асвета, 1988.

20. Трутеко Л.С. Практика нравственного воспитания //

Праблемы выхавання. – 2002. - № 1. – С. 63 – 71.

21. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. – 2002. - № 10.

– С. 25 – 24.

22. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988.

23. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. – Минск: Издательство БГУ, 1972.

24. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.,1983.

25. Чечет В.В. Патриотическое воспитание учащихся // Веснiк адукацыi. – 2004. - № 6. – С. 4 – 13.

26. Царик И.А. Нравственно-правовое воспитание учащихся:

содержание, формы и методы работы педагога: Методические рекомендации. Вып. 11. – Минск, 1995.

27. Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. – М.,1985.

 

 

План:

1. Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии личности. Л.С Выготский о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника.

2.Понятие об эстетическом воспитании, его содержание, цели и задачи.

3. Эстетическое воспитание в учебном процессе.

4. Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию.

5. Эстетическое самовоспитание учащихся, роль педагога в его организации.

 

Основные понятия:эстетика, категории эстетики, эстетическое чувство, эстетическое воспитание.

 

1. Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии личности. Л.С. Выготский о роли эстетического воспитания в развитии и формировании личности школьника.Важнейшей целью воспитания как специально организованного процесса является создание условий для наиболее полного и разностороннего развития личности, для воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, развитый интеллект и физическое совершенство.

Развитие интеллекта осуществляется главным образом в процессе обучения. Физическое развитие предполагает организацию спортивно-оздоровительной деятельности.

Проблема формирования нравственности, духовного внутреннего мира ребенка, воспитания человеческих чувств, эстетического восприятия окружающей действительности решается в процессе жизнедеятельности человека в целом. Для ее решения необходимо учитывать целый ряд факторов. Среди них эстетическому воспитанию принадлежит ведущая роль.

Слово “эстетика” в переводе с греческого (aisthetikos) означает “чувственно воспринимаемый, имеющий отношение к чувственному восприятию”. Это слово в качестве названия определенной науки (науки о прекрасном) было впервые введено немецким теореттиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше: ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающего мира. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе труда, по мере того, как человек, изменяя природу, изменял себя, социальные отношения, общество.

В этимологии слова раскрывается то важное обстоятельство, что эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия на эмоции, чувства людей. Эстетическое воспитание не менее актуально, чем развитие мыслительной деятельности детей, так как “человек утверждается в предметном мире не только через посредство мышления, а и через посредство всех чувств” (К.Маркс).

Потребность в формировании чувств, в эстетическом переживании своего бытия — одно из родовых свойств человека. Неудовлетворение этой потребности ведет к деградации личности, к развитию эмоциональной черствости, к духовной пассивности и безнравственности. Возможность воспринимать различные грани окружающей жизни эстетически, воспринимать действительность с точки зрения науки о прекрасном (эстетики) — важное условие формирования нравственно устойчивых отношений ребенка к себе, к окружающим его людям и предметам, к природе, к Родине, к труду.

Многие выдающиеся люди, занимающиеся эстетической деятельностью, художники и музыканты, педагоги и психологи, философы, постоянно обращали внимание на важность эстетического воспитания, воспитания чувств.

“Только в гармонии ума и чувства заключается совершенство человека” — утверждал В.Г. Белинский, понимая большую роль и важное значение эстетического воспитания для развития умственных и духовных сил, для нравственного и физического совершенствования человека. Без эстетического чувства, по его мнению, “пошлы и ум, и честность, и образованность” [].

Совершенно определенно высказывался в этом плане А.С. Макаренко: ”Воспитать настоящий характер — значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства, как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем” [].

Разумеется, эстетическое воспитание нельзя сводить только к воспитанию чувств. Оно предполагает также другие аспекты воспитательной деятельности — познавательный, образовательный, творческий. Аспекту развития творческого начала ребенка в процессе осуществления эстетического воспитания особое значение придавал Л.С. Выготский, выдающийся советский ученый-психолог.

Он считал эстетическое воспитание творческим по своей сути и указывал, что “...задача эстетического воспитания... должна исходить из наличия высокой одаренности человеческой природы и из предположения наличия величайших творческих возможностей человеческого существа и таким образом располагать и направлять свои воспитательные воздействия, чтобы развить и сохранить эти возможности” [].

Л.С. Выготский в ряде своих работ доказал, что эстетическое воспитание должно способствовать развитию в ребенке творческого начала, профессиональному обучению детей тем или иным техническим навыкам искусства и воспитанию в детях эстетического суждения, то есть умения воспринимать и переживать, осмысливать и оценивать с точки зрения прекрасного произведения искусства, жизнь, отраженную в них, и жизнь реальную.

Однако Л.С. Выготский предупреждал, что эстетическое чувство, будучи таким же предметом воспитания, как и все прочее, должно быть “предметом воспитания в особых формах” Жилище и одежда, разговор и чтение, школьный праздник и внешний вид учителя — все это в одинаковой мере может служить благодарнейшим материалом для эстетического воспитания школьника. Он подчеркивает, что “красота должна из редкой и праздничной вещи превратиться для ребенка в требование повседневного быта...”. Эта поэзия “каждого мгновения” и составляет, по мнению ученого, “едва ли не важнейшую задачу эстетического воспитания”, решение которой позволяет создать условия для всестороннего, гармоничного развития и формирования личности школьника [].

Таким образом, мы приходим к выводам, что в педагогической теории и практике эстетическое воспитание рассматривается не изолированно от других сторон воспитания, а в тесной связи сними.

Нельзя себе представить умственное воспитание детей без раскрытия красоты и логики изучаемых ими явлений; трудовое воспитание — без познания прекрасного в целях, содержании и самом процессе трудовой деятельности человека; формирование нравственности — без выработки умений видеть красоту души человека, его доброго поступка; физическое развитие — без сформированности представлений об эталонах совершенства и красоты человеческого тела, его движений. Нельзя представить эстетическое воспитание, оторванное от повседневной жизни, домашнего и школьного быта, от активной творческой деятельности.

Осуществляя эстетическое воспитание в тесной связи с жизнью, показывая детям красоту учебного и физического труда, нравственного и физического совершенства, мы способствуем наиболее эффективному решению проблем воспитания и воспитанности в целом.

7.2. Понятие об эстетическом воспитании, его сущность, цели и задачи.Понятие “эстетическое воспитание” органически связано с термином “эстетика” (наука о прекрасном). В рамках данной науки исследуются понятия, в которых находят выражение чувства человека, его отношение к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Именно эти слова обозначают основные категории эстетики. Они и лежат в основе эстетического воспитания.

Одна из основных категорий эстетики – категория прекрасного. Прекрасное – это и сама жизнь в ее наиболее совершенных проявлениях, и природа, и результаты человеческого труда, и человеческие отношения. Знание человеком категорий эстетики лежит в личностного развития. Данными категориями широко оперирует педагогическая наука, особенно в рамках эстетического воспитания

В общем, философском плане эстетическое воспитание — это процесс формирования чувств человека в области прекрасного, то есть таких чувств, переживая которые человек оценивает явления, события, факты, предметы как красивые или безобразные, возвышенные или вульгарные, грубые или изящные и т.д.

Педагогическая наука дает узко-профессиональное определение эстетического воспитания.