Тема 6. Основы нравственного воспитания.
Резюме
У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру,логическим центром и основанием которой становится мировоззрение.Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических знаний, взглядов (отношений человека к знаниям), убеждений (знания и взгляды, ставшие внутренней позицией личности, руководство к действию). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
В школе учителя призваны формировать научное мировоззрение учащихся, частью которого является экономическое и экологическое сознание. В связи с этим важным моментом в процессе формирования научного мировоззрения школьника в педагогическом процессе является осуществление экономического и экологического воспитания.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:
1. В чем заключаются сущность и структура мировоззрения, каковы его общественное назначение и функции?
2. Какие виды мировоззрения выделяются в современной науке?
3. Раскройте отличие научного мировоззрения от мировоззрений других видов.
4. Почему в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать именно научное мировоззрение учащегося?
5. Что является содержательной основой формирования научного мировоззрения школьников и какова специфическая роль науки, искусства, труда в этом процессе?
6. Каковы механизмы превращения знаний во взгляды и убеждения?
7. Раскройте сущность, задачи, систему, средства и противоречия осуществления экономического воспитания.
8. Определите сущность экологического воспитания как части формирования научного мировоззрения. Из каких основных элементов складывается система экологического воспитания и какие противоречия разрешаются с ее помощью?
9. Раскройте дидактические и воспитательные предпосылки перевода усваиваемых научных знаний во взгляды и убеждения личности.
10. Попытайтесь обосновать необходимость использования всей системы общих методов обучения и воспитания в процессе развития и формирования научного мировоззрения учащихся.
Литература:
1. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.
2. Буянов В.С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. – М., 1987.
3. Вернадский В.И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение \ Сост. П.В. Алексеев.- М., 1990.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Р.-на-Д., 1996.
5. Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. – М., 1980.
6. Кукушин В.С. Экологическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С.109 – 125.
7. Кукушин В.С. Экономическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С. 125 – 149.
8. Подласый И.П. Экологические и трудовые воспитательные дела // Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 174 – 177.
9. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Советская педагогика. – 1991. -№ 6.
10. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
11. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суровегиной. – М., 1983.
Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. – М., 1984.
План:
1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности.
2. Сущность и содержание нравственного воспитания.
3. Противоречия нравственного воспитания, механизмы их преодолений.
4. Критерии нравственной воспитанности учащихся.
Основные понятия:мораль, нравственность, этика, нравственные нормы м правила поведения, нравственные принципы, гуманизм и гуманность, патриотизм, интернационализм, национальное самоопределение, сознательная дисциплина и культура поведения, правовая культура, правовое воспитание.