Тема 6. Основы нравственного воспитания.

Резюме

У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру,логическим центром и основанием которой становится мировоззрение.Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических знаний, взглядов (отношений человека к знаниям), убеждений (знания и взгляды, ставшие внутренней позицией личности, руководство к действию). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

В школе учителя призваны формировать научное мировоззрение учащихся, частью которого является экономическое и экологическое сознание. В связи с этим важным моментом в процессе формирования научного мировоззрения школьника в педагогическом процессе является осуществление экономического и экологического воспитания.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. В чем заключаются сущность и структура мировоззрения, каковы его общественное назначение и функции?

2. Какие виды мировоззрения выделяются в современной науке?

3. Раскройте отличие научного мировоззрения от мировоззрений других видов.

4. Почему в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать именно научное мировоззрение учащегося?

5. Что является содержательной основой формирования научного мировоззрения школьников и какова специфическая роль науки, искусства, труда в этом процессе?

6. Каковы механизмы превращения знаний во взгляды и убеждения?

7. Раскройте сущность, задачи, систему, средства и противоречия осуществления экономического воспитания.

8. Определите сущность экологического воспитания как части формирования научного мировоззрения. Из каких основных элементов складывается система экологического воспитания и какие противоречия разрешаются с ее помощью?

9. Раскройте дидактические и воспитательные предпосылки перевода усваиваемых научных знаний во взгляды и убеждения личности.

10. Попытайтесь обосновать необходимость использования всей системы общих методов обучения и воспитания в процессе развития и формирования научного мировоззрения учащихся.

 

Литература:

1. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1986.

2. Буянов В.С. Научное мировоззрение. Социально-философский аспект. – М., 1987.

3. Вернадский В.И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение \ Сост. П.В. Алексеев.- М., 1990.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Р.-на-Д., 1996.

5. Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. – М., 1980.

6. Кукушин В.С. Экологическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С.109 – 125.

7. Кукушин В.С. Экономическое воспитание // Теория и методика воспитательной работы: Учеб пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С. 125 – 149.

8. Подласый И.П. Экологические и трудовые воспитательные дела // Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 174 – 177.

9. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Советская педагогика. – 1991. -№ 6.

10. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.

11. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суровегиной. – М., 1983.

Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. – М., 1984.


План:

1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Мораль как форма общественного сознания. Понятие о нравственности.

2. Сущность и содержание нравственного воспитания.

3. Противоречия нравственного воспитания, механизмы их преодолений.

4. Критерии нравственной воспитанности учащихся.

 

Основные понятия:мораль, нравственность, этика, нравственные нормы м правила поведения, нравственные принципы, гуманизм и гуманность, патриотизм, интернационализм, национальное самоопределение, сознательная дисциплина и культура поведения, правовая культура, правовое воспитание.