Тема 1. Воспитание как явление и педагогический процесс
Содержание
Доцент: Савенко Т.Н.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И МЕТОДИКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»
«ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И МЕТОДИКА.. 1
Тема 1. Воспитание как явление и педагогический процесс. 2
Тема 2. Закономерности и принципы воспитания. 6
Тема 3. Формирование коллектива и его воспитательное влияние на личность. 9
Тема 4. Методы воспитания. 13
Тема 5. Формирование научного мировоззрения учащихся. 20
Тема 6. Основы нравственного воспитания. 25
Тема 7. Основы эстетического воспитания. 30
Вопросы по теории воспитания и методике воспитательной работы: 34
План:
1. Воспитание как общественное явление.
2. Сущность воспитания как педагогического процесса. Деятельностно-личностная концепция воспитания.
3. Цели воспитания.
4. Содержание воспитания.
Основные понятия:воспитание в широком философском смысле; воспитание в узком профессионально-педагогическом смысле; концепция, деятельностно-личностная концепция воспитания; цель, всесторонне и гармонично развитая личность; содержание воспитания.
1.1. Воспитание как общественное явление. В прошлом семестре по теории мы рассмотрели общие вопросы педагогики (понятие о педагогике как науке, ее методологические основы), изучили важнейший раздел общей педагогики – дидактику (теорию обучения). Продолжая изучение теории педагогики, в данном разделе рассмотрим вопросы теории воспитания и методики воспитательной работы. В рамках теории воспитания подлежат осмыслению:
- сущность и содержание воспитания как общественного явления и специально организованного педагогического процесса;
- понятие «цели воспитания», конкретные целевые установки воспитания в обществе, в современной школе; понятие о содержании воспитания;
- вопросы формирования воспитательного коллектива и повышения его влияния на развитие личности учащегося;
- проблема методов, методик, технологий осуществления воспитательной работы в педагогическом процессе;
- основы организации воспитания учащихся по следующим направлениям: воспитательная работа по формированию научного мировоззрения школьников, умственное воспитание; теоретические и методические основы нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания.
Из лекций по курсу «Введение в педагогическую профессию» (о педагогической профессии и ее развитии), по общим вопросам педагогики и по теории обучения (дидактике) мы уже знаем, что педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает, - воспитание.
На непростой вопрос о том, когда и почему возникло воспитание и что оно из себя представляет, отвечают по-разному философия, история, этнография, антропология. На основании научных исследований дает свои ответы на данные вопросы и педагогика как наука о воспитании и развитии личности в педагогическом процессе.
В CIC веке сформировалось несколько концепций, объясняющих появление воспитания:
1. Эволюционная или социолого-антропологическая(теория французского этнографа Шарля Летурно (1831 – 1904).
2. Социолого-психологическая(теория американского профессора педагогики Пауля Монро (1869 – 1947).
3. Социолого-трудовая(теория немецких философов-материалистов Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1864).
4. Духовно-культурологическая(теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819 – 1864 ).
Авторы данных теорий считают, что воспитание возникло около 40 000 лет до н.э., когда человек выделился из животного мира и стал Homo sapiens (существом разумным). Все они сходятся во мнении, что воспитание как явление и процесс присуще только человеческому обществу, то есть это явление социальное.
Но Шарль Летурно полагал, что воспитание является во многом природным (а не только социальным) явлением, он отождествлял инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей.
Рассуждая об истоках возникновения воспитания и его характере, наблюдая некоторые «воспитательные» ситуации в животном мире, мы невольно задаемся вопросом о том, есть ли воспитание у животных? Ученые дают однозначный ответ: нет. В животном мире есть научение, то есть овладение необходимым жизненным опытом на основе инстинктов путем подражания, неосознанного усвоения и закрепления в жизненной практике. У людей тоже есть научение, но оно выходит за рамки бессознательного подражания и становится учением, то есть осознанным восприятием, осмыслением, запоминанием и применением усвоенного на практике в разнообразных условиях.Учение осуществляется в специально организованном педагогическом процессе, его результат выходит за рамки вооружения учащегося только теми знаниями, которые могут обеспечить его существование как биологического вида. Добытые знания становятся достоянием последующих поколений, которые на их основании открывают для людей новые горизонты жизнедеятельности. Иными словами, в обществе людей осуществляется воспитание как социальная функция.Ее наличие в обществе людей позволило человечеству развиваться и накапливать все новые и новые знания, обеспечивающие социальный прогресс. Таким образом, воспитание как передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям стало важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
В связи с вышесказанным мы не можем считать эволюционную или социолого-антропологическую теорию Шарля Летурно достаточно верной, хотя в его суждениях есть рациональное зерно.
Пауль Монро, в отличие от Ш. Летурно, признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению человека и заложенной в нем от рождения способности к подражанию.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, исходя из материалистических позиций объяснения развития человечества, считали, что воспитание возникло с момента использования человеком первого орудия труда, то есть человека создал труд.
У К. Шмидта в качестве всеобъемлющего и ведущего фактора возникновения и развития воспитания выступает идея духовности, воплощенная в культуре (из всех живущих на Земле живых существ только человеку присущи духовность и созданная на ее основе культура. Наличие сознания, в котором живут духовные, культурные ценности человечества, позволяет развиться воспитанию как важнейшей социальной функции человечества).
Каждая из рассмотренных нами вкратце, только по сути теорий, объясняющих возникновение и развитие воспитания, делает акценты на разных аспектах рассматриваемого нами сложного явления. В каждой из данных теорий есть своя доля истины и, видимо, не стоит решать, какая из них является единственно верной. Главным выводом для нас в результате общего взгляда на суть этих суждений является неоспоримость положения о том, что воспитание представляет собой важное и сложное социальное явление.В этом смысле мы должны осознать значимость возложенной обществом на педагогов миссии – профессиональной организации и осуществления воспитания подрастающих поколений.
1.2. Сущность воспитания как педагогического процесса. Деятельностноличностная концепция воспитания. Когда выдающемуся советскому педагогу П.П. Блонскому (1884 - 1941) исполнилось 50 лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью о том, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович Блонский, подумав, сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, уяснение сущности воспитания – проблема достаточно сложная и трудная для решения, ибо рассматриваемое явление является чрезвычайно сложным, многофакторным и многогранным процессом.
Прежде всего необходимо отметить, что понятие воспитание употребляется в разных значениях: в широком (философском) и узком (профессионально-педагогическом) смысле. В широком смысле слова воспитание рассматривается как подготовка подрастающих поколений к жизни, процесс, в котором происходит передача жизненного, общественного опыта от старших поколений к младшим. Речь идет о повседневном влиянии, которое оказывают на формирующуюся личность природные, социально-экономические, бытовые условия жизни (в этом случае говорят о том, что воспитывает жизнь, общество, семейные, бытовые условия, в которых находится растущий человек).
Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Под ним четко понимается, что воспитание – это преднамеренно организованная и сознательно осуществляемая специально подготовленными для этого людьми воспитательная деятельность. Суть дела состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию нельзя рассматривать в совокупности с разнообразными стихийными влияниями природы и социума, которые испытывает личность в процессе своего развития.
Важно осознать, в чем же заключается сущность воспитания в узком, профессионально-педагогическом смысле. В некоторых педагогических пособиях воспитание определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых социумом в качестве необходимых для жизнедеятельности свойств. Иногда воспитание трактуется как руководство развитием и формированием личности. Действительно, воспитывая детей, педагоги на них воздействуют, осуществляют определенное руководство личностным развитием. Однако данные определения сущности воспитания отражают только внешнюю сторону данного сложного и многогранного процесса, только деятельность воспитателя, педагога (воздействие и руководство). Но мы уже знаем из предыдущих лекций о сущности источниках, движущих силах, факторах, возрастных и индивидуальных особенностях развития личности, что само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда результативно. Оно может вызвать у воспитанника разнообразные реакции: положительную и активную, отрицательную, нейтральную. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее положительное отношение и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, над своим развитием, оно оказывает эффективное развивающее и формирующее влияние.
На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.
В связи с этим в педагогике многие исследователи (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и мн. др.) рассматривают деятельность и отношение к ней как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащихся.
Приведенные суждения позволяют раскрыть сущность воспитания в узком, профессионально-педагогическом смысле как целенаправленный двусторонний, сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования педагогом активной разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом.
Такой подход к трактовке развития личности получил в педагогике название личностно-деятельностной концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, общественно-полезную, морально-познавательную и нравственно-практическую, художественно-эстетическую и творческую, физкультурно-оздоровительную и т.д.) и умело стимулируя его активность в этой деятельности, педагог осуществляет истинное действенное воспитание. В рамках деятельностно-личностной концепции воспитания ребенок как развивающаяся личность рассматривается в качестве субъекта педагогического процесса, так как является активным его участником наряду с педагогом (воспитатель, педагог организовывает воспитательную работу, руководит ею; учащийся, воспитанник выполняет разнообразную деятельность и в ее процессе развивается и формируется как личность).Ведь под субъектом деятельности понимается индивид (или группа людей), обладающий осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
В соответствии с новым педагогическим мышлением, которое было выработано в теории педагогики в последние десятилетия как ответ на потребности общества в результате существенных социокультурных изменений, важнейшей задачей учителя в современном педагогическом процессе является развитие субъектной позиции школьника в его жизнедеятельности, формирование его субъектности как личностного качества, отражающего активность и сознательность в отношениях к людям, к себе, к окружающей действительности.
1.3. Цели воспитания. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на который направлены действия человека или группы людей, то есть предполагаемый идеальный результат деятельности. Как мы уже определили выше, воспитание – это двусторонний, преднамеренно и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования педагогом разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом. Следовательно, важнейшая цель воспитания – приобщить ребенка к человеческой культуре, развить его как личность. Однако такое целеполагание воспитательного процесса представляется слишком общим, недостаточно ясным.
Существует мнение, что цель воспитания ставить вообще бесполезно, так как воспитанник развивается в соответствии с собственными целями и планами собственной деятельности, которые педагогу могут быть неизвестны. Однако если развитие индивида как личности, как мы знаем, обусловлено условиями жизни и его деятельностью и направляется воспитанием (особенно в детстве, в условиях семейного, детсадовского и школьного обучения и воспитания, когда закладываются основы важнейших черт и качеств личности), то педагоги могут и должны поставить цель организации условий и деятельности в соответствии с определенным эталоном, идеалом. В этом смысле можно утверждать в противовес существующему мнению, что цели воспитания ставить можно и нужно.
Материалы истории развития педагогики как науки позволяют определить, что для каждой эпохи существовала и существует одна общая (глобальная) цель воспитания, цель-идеал; наряду с ней есть еще индивидуальная цель для каждого воспитанника, ведь у каждого человека свои возможности, свои устремления и своя судьба. Но все же каждый отдельно взятый человек – член общества, и его подчиненность социуму, зависимость от его благополучия или наоборот – факт неоспоримый. Поэтому гармоничное сочетание общей и личной цели есть важное условие решения цели воспитания в педагогике.
По мере накопления человечеством знаний об искусстве обучения и воспитания и развития педагогики как науки определялись в разные эпохи разные цели воспитания.
Философы древности считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, центральными качествами которой являются мудрость, благородство, здоровье. В «Диалогах» Платона утверждается, что счастливым может быть только человек мудрый. Мудрость же проявляется не только в многознании, но и в правильном использовании вещей на основе знания [Платон. Диалоги. – М., 1986. – С. 113 - 135]. По Платону, мудрыми, а значит, счастливыми могут быть мастер игры на флейте и грамматик (мастер написания текстов и их прочтения), искусный врач и плотник, военачальник и рядовой солдат, если их служба – образец выполнения военного дела. Мастерство и трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к определенному делу тоже есть мудрость, присущая человеку.
Цель воспитания у древних составляло гармоничное развитие духовных и физических сил человека, предпочтение они отдавали развитию духовности (по Аристотелю, мышление человека есть высшее блаженство, радость человека). Достижению этой цели служило обучение, в процессе которого у детей (аристократов, образование было доступно в основном только им) развивали зрение и слух, пластику тела, способность рассуждать, делать вычисления; укрепляли здоровье, силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основной идеей гармонии духовных и физических качеств, совпадающей с идеей добра как цели воспитания.
В Средние века почти во всех странах господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Это в значительной мере в несколько измененном виде сохранилось и до нашего времени, но в большинстве стран государственный процесс обучения и воспитания сегодня отделен от религии, хотя вероисповедание – свобода выбора каждого человека, если только установки исповедуемой религии не носят деструктивный для общества характер.
В средневековье общим в отношении цели воспитания (независимо от характера религиозного учения – христианства, иудаизма, буддизма, магометанства) является подчинение помыслов и дел человека служению Богу. Воспитание должно было сформировать такую личность, которая всю себя посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир (жизнь на Земле – лишь подготовка к ней, подлинное счастье – в вечной жизни на небе). Основные качества воспитываемой в религиозности личности – смирение, стойкость в вере, стремление избежать грехопадения, понимание неотвратимости наказания за грехи, покаяние и т.д. Воспитание с такими целями основано во всех религиозных школах.
В эпоху Возрождения, которой характерны расцвет искусств, наук, появление великих географических открытий, вновь возвращается идея безграничности человеческих сил, его разума и воли. В этот период снова наблюдается возвращение человечества к идее гармоничного развития личности. К этому времени (начиная с первой половины CUI) педагогика формируется как самостоятельная отрасль научных знаний, прогрессивные педагоги (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег и др.) формулируют и развивают как глобальную цель педагогического процесса всестороннее и гармоничное развитие личности. В окончательном философско-педагогическом варианте она была представлена К. Марксом, который наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе.
В дальнейшем учение о всестороннем и гармоничном развитии личности как общей цели воспитания было развито советскими педагогами (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и мн. др.). В настоящее время в теории воспитания определены следующие структурные компоненты всестороннего развития личности: умственное воспитание, политехническое обучение, нравственное и эстетическое воспитание, физическое развитие. В единстве и тесной связи с трудовой деятельностью они и составляют сущность всесторонне развитой личности как цели воспитания. Гармоничность личностного развития означает одновременность и равнозначную соотнесенность этих компонентов в личностной структуре человека.
Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития науки, промышленности, периодически повторяющихся кризисов общественно-экономической жизни всесторонность личности каждого члена общества становится не столько благим (хорошим, гуманным) пожеланием, сколько объективной потребностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отношений.
Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию.
Всестороннее и гармоничное развитие учащегося является необходимой основой для овладения человеком в дальнейшем профессиональным мастерством в любой отрасли деятельности. Есть еще несколько важных обстоятельств теоретического осмысления вопроса о целях воспитания:
- в течение жизни человека цели воспитания изменяются в зависимости от возраста воспитуемого, даже если в период его воспитания не меняются общественные идеалы и глобальная, общая цель воспитания остается неизменной;
- процесс достижения общей цели воспитания складывается из разнообразных действий различных воспитателей и целых учебно-воспитательных сообществ, учреждений или организаций (речь идет о семейном воспитании, о специфике воспитательного процесса в отдельных школах, о специфике воспитательных воздействий отдельных педагогов и т.д.). Каждый конкретный учитель в зависимости от специфики преподаваемого предмета, профессиональной подготовки, особенностей учебного заведения ставит свою воспитательную цель. Конечно, квалифицированный воспитатель понимает место и роль своей деятельности в системе воспитательной работы по достижению общественного идеала и выполняет ее именно как часть работы, тесно связанной с деятельностью других воспитателей. Однако если его деятельность профессиональна, он всегда определяет свою конкретную цель учебно-воспитательной работы с учетом конкретных факторов и обстоятельств;
- конкретная цель деятельности учителя в своей структуре содержит еще целый ряд частных целей, которые рассматриваются как задачи: изучение предмета в целом, крупного раздела учебной дисциплины, отдельного урока или другого занятия, воспитательного мероприятия и т.д.
Таким образом, необходимо понять, что при осуществлении педагогического процесса (обучения и воспитания) мы имеем дело с иерархической системой целей в следующей структуре:
1. Общая цель воспитания (гармоническое и стороннее развитие личности).
2. Цель воспитания детей определенного возраста (определяется на основе знания и учета в педагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей школьников).
3. Цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения.
4. Цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности.
5. Воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Т.А. Ильина рассматривала три вида целей:
- общая, или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (определяет характер педагогической деятельности вообще);
- педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
- оперативные воспитательные цели (ставятся при проведении отдельного урока или мероприятия).
Другие исследователи и практики могут классифицировать воспитательные цели по-иному, но в основном всегда определятся как самая значимая - общая цель воспитания.
В 80-х – 90-х годах прошлого века (эпоха Перестройки) идея всестороннего и гармоничного развития личности как общей цели воспитания была подвергнута критике: якобы нельзя обеспечить всестороннее развитие всех детей, вообще нельзя ставить какую-то единую для всех цель. Это означает усреднение, некую стандартизацию людей. Эти возражения будут иметь основания, если воспитатели в силу недостаточной квалификации будут забывать о сочетании общей цели воспитания с индивидуальной. Каждый человек стремится к своей цели, и даже в плане своего профессионального будущего он индивидуален. Однако эта индивидуальность должна строиться на общих (общественных) основах.
Еще А. Дистервег (1790 - 1866) подчеркивал, что общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности: сначала человек, а потом гражданин и товарищ по профессии. Основа всякого воспитания, образования, по его мнению, должна быть общечеловеческой, общей для всех детей Земли. И с этим трудно не согласиться в наше время, когда особенно актуальны тесная связь и взаимная зависимость всех наций и народов мира, их общая ответственность за благополучие и само существование человечества.
Необходимо четко понимать еще один момент относительно общей цели воспитания: речь не идет о том, что всестороннее развитие предполагает знания и умения человека во всех областях жизни. Предполагается развитие достаточно уверенной ориентации каждого из нас в важнейших сферах человеческой жизни и практической деятельности людей, что и основывается на интеллектуальном, нравственно-эстетическом, политехническом и физическом развитии индивида.
1.4. Содержание воспитания. Цели воспитания определяют его содержание, под которым понимают совокупность знаний, умений, навыков, творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и мировоззренческих идей, которыми овладевает воспитанник. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновывая понятие всестороннего развития личности, определяли составные части воспитания. К. Маркс писал: «Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых, умственное воспитание.
Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. – С. 197].
Вместе с тем философы придавали огромное значение духовному росту развивающегося человека, приобщению детей к искусству, формированию у них нравственно-эстетических знаний и чувств, художественного вкуса.
Таким образом, общая цель воспитания (всестороннее и гармоничное развитие личности) определяет общее содержание воспитательного процесса в виде целостной системы воспитательной работы, осуществляемой специально подготовленными к ней людьми (педагогами) и направленной на формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе (в обучении и воспитании). В этой системе выделяются следующие основные воспитательные направления:
- формирование научного мировоззрения учащегося, умственное развитие;
- нравственное воспитание (формирование основ нравственной культуры личности, гражданственности и патриотизма, интернационализма, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, правовой и экологической культуры учащихся);
- эстетическое воспитание как формирование эстетической культуры школьников;
- трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся;
- воспитание физической культуры.
В современных учебных пособиях по педагогике на основании системного подхода к определению содержания воспитания называются важнейшие задачи воспитательного процесса, который осуществляется в государственных учебных учреждениях. К задачам воспитания относятся:
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности;
- формирование субъектной позиции воспитанника в жизни (развитие самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к своей жизни и жизни другого человека, способности к самопознанию, саморегуляции, самоопределению, самореализации и объективной самооценке);
- философско-мировоззренческая подготовка детей и молодежи, интеллектуальное, умственное развитие школьников; умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творческому их применению и творчеству как созданию принципиально нового на основе познанного, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;
- формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего нравственным нормам человеческого общества;
- развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
- экологическое воспитание и образование;
- эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим художественным ценностям и традициям;
- трудовое воспитание, формирование положительного отношения к труду, трудолюбия как личностного качества, на основе которого вырабатывается готовность к трудовой деятельности и умение ее осуществлять; помощь в выборе профессии как сферы самореализации человека в личной жизни, в обществе;
- физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни и стремления к физическому самосовершенствованию;
- формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой и сексуальной культуры; гендерное воспитание и половое просвещение;
- развитие правовой культуры учащихся, предупреждение правонарушений в детской и молодежной среде.
В Республике Беларусь содержание воспитания в детских и молодежных учебных учреждениях, задачи воспитательной работы педагогов определены в документе «Концепция воспитания и образования детей и молодежи в Республике Беларусь» (1993). Данный документ должен быть изучен и осознан как руководство к профессиональной педагогической работе каждым учителем. Необходимо подчеркнуть, что воспитание в рамках обозначенного выше содержания выполняет в своей профессиональной деятельности любой учитель, однако в большей мере ответственность за воспитательную деятельность возложена на классного руководителя как педагога, специально занимающегося организацией, координацией в проведении внеурочной воспитательной работы. Любой из вас может стать и, скорее всего, будет классным руководителем. В связи с этим подготовка к осуществлению воспитательной работы в школе не может быть ограничена только общими представлениями о сущности процесса воспитания. Необходимо изучить теоретические основы воспитания в аспекте конкретных содержательных направлений воспитательной работы и методов ее осуществления, проанализировать технологическую сторону воспитательной деятельности педагога, классного руководителя.
Резюме
Воспитание возникло около 40 000 лет до нашей эры как явление социальное, то есть присущее только человеческому обществу. Оно стало важнейшей предпосылкой существования и развития социума и одной из его существенных функций.
Благодаря возникновению воспитания как социального явления общество людей получило возможности для своего развития, прогресса во всех областях жизнедеятельности.
Понятие «воспитание» многозначно. В широком философском смысле его сущность и содержание определяется как передача жизненного опыта от поколения к поколению.
В узком, профессионально-педагогическом смысле сущность воспитания состоит в целенаправленной и специальной организации педагогами активной и разнообразной деятельности учащихся по овладению общественным опытом. В этом смысле речь идет не только и не столько о воспитательном воздействии педагога на развивающуюся личность, сколько об их взаимодействии и активной деятельности самого воспитанника, направленной на овладение ЗУН(ами), нравственно-эстетическими взглядами, мировоззренческими идеями, на развитие собственных творческих способностей. В этом понимании и состоит личностно-деятельностная концепция воспитания, согласно которой ребенок является субъектом воспитательного процесса.
Важнейшая характеристика сложного и многофакторного процесса воспитания – его целенаправленность. В теории педагогики различают общую цель воспитания (всестороннее и гармоничное развитие личности), воспитательные цели на определенном возрастном этапе формирования личности и оперативные цели воспитательного процесса.
Целеполагание определяет отбор содержания воспитания. Воспитательная работа с учащимися в определенной системе, в которой основными направлениями являются формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание и образование, эстетическое, трудовое и физическое воспитание, обеспечивает формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы
1. Какие научные концепции объясняют появление воспитания как общественного явления? В чем различия этих концепций и что их объединяет?
2. Докажите, что воспитание как передача опыта общественной жизни от старших поколений младшим является предпосылкой развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
3. В чем состоит сущность воспитательного процесса?
4. Выпишите определение сущности воспитания в узком профессионально-педагогическом смысле, запомните его.
5. Раскройте сущность личностно-деятельностной концепции воспитания.
6. Проследите развитие целей воспитания в истории человеческого общества. Какова глобальная цель воспитания как педагогического процесса?
7. Раскройте смысл общей цели воспитательного процесса – всестороннее и гармоничное развитие личности.
8. Составьте таблицу «Иерархическая система целей воспитания». Определите виды целей воспитания в педагогическом процессе.
9. Дайте понятие содержания воспитания. Каковы основные направления содержания воспитания в современной школе?
Литература:
1. Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М., 1964.
2. Коджаспирова Г.М. Воспитание как общественное явление // Педагогика: Учеб. для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С.3 – 14.
3. Кукушин В.С. Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики // Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – С. 6 – 14.
4. Макаренко А.С. Цель воспитания // Соч.: в 7 т. Т. U. – М., 1953.
5. Харламов И.Ф. Разработка в педагогике целей воспитания // Педагогика: Компакт. учеб. курс: Для студентов университетов и пед. ин-тов / И.Ф. Харламов. – Минск: Университетское, 2001. – С. 26 – 37.