ЛЕКЦИЯ.

Библиография.

Заключение.

Изменение мотивации труда в рыночных условиях.

В связи с переходом на новые условия хозяйствования и проводимые в России рыночные реформы с начала 90-х годов XX века и в настоящее время российская культура труда и соответственно мотивация труда претерпевают значительные изменения. Это явление можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, в связи с либерализацией цен, инфляционными процессами, рыночной конкуренцией предприятий исчез дефицит товаров повседневного и социального спроса. Структура производства от преобладания продукции военно-промышленного комплекса сместилась в сторону социальных ориентиров. Появление частной собственности на землю и недвижимость, открытость границ и возможность путешествовать за рубеж, огромный приток в страну импортных товаров из разных стран мира, бывших до этого времени лишь недосягаемой мечтой многих наших сограждан, привели к преобладанию материальных потребностей людей. Период накопления капитала и сбережений, пришедшийся на 90-е годы XX века при ослабленном контроле со стороны государства, появление свободно конвертируемой валюты заставили людей зарабатывать денежные средства всеми возможными легальными и нелегальными способами. Поэтому в мотивации трудовой деятельности на первый план вышли материальные потребности, превалирующие по сей день.

В связи с этим большое значение приобрели экономические методы мотивации. Главную роль здесь играет стимулирование, составляющее материальную основу мотивации. Многие руководители и ученые-экономисты считают материальное стимулирование основным фактором развития коммерческих предприятий.

Вторая причина изменения мотивации – это то, что потребности людей в безопасности и защищенности перестали удовлетворяться со стороны государства и руководства предприятий так, как это происходило в советское время.

Рынок по своей природе несовершенен и не призван к решению социальных задач. Эту функцию выполняет государство, которое вмешивается в рыночную экономику и путем принятия соответствующих законов стремится устранить социальное неравноправие и снизить социальную напряженность в общество.

 

Новыми явлениями, свойственными исключительно жизни в рыночных условиях хозяйствования, стали появившиеся у людей потребность высшего порядка – самоуважение, самовыражение, потребности власти, достижения профессионального успеха, причастности. Все это стало возможным благодаря развитию личности, возможностям свободы предпринимательства, творческой инициативе работников, самостоятельности в принятии решений на любом уровне. Немаловажную роль сыграло повышение уровня образования людей, их профессиональной квалификации, так как в стране действует большое количество учебных заведений различного уровня. Поэтому информационное обеспечение бизнеса получает широкое распространение, способствующее удовлетворению людьми потребностей в самообразовании и самоуважении.

 

Основная литература.

1. Горелов Н.А. Вознаграждение работникам (Компенсационный менеджмент). Учебное пособие. - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК»,2007г.

2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности.:Учебн.пособие.-2-е изд.- М.ИНФРА-М,2006 г.

 

Дополнительная литература.

1. Гражданский кодекс РФ – М.ООО «Фирма «Изд-во АСТ»,2000 г.

2. Конституция РФ – М.:»Книга-сервис» 2004 г.

3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ, Горбачева Ж.А.-М.:»Книжный мир» 2002 г.

4. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая-М.; № Изд-во ПРИОР» 2001 г.

5. Трудовой кодекс РФ-М.:ООО»ВИТРЭМ» 2002 г.

6. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: Учебное пособие для студентов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.

7. Акперов Н.Г., Масленова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие: М.: Финансы и статистика,2003 г.

8. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов,2-е изд. Перераб. и доп. М.: Экономика,2004 г.

9. Веснин В.Р. Менеджмент персонала: Учебное пособие. М.: Элит, 2000г.

10. Грэхем Х.Т. Беккетр. Управление человеческими ресурсами/ пер. с англ. под ред. Базарова и Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.

11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда.: Учебник для вузов.-М.:НОРМА,2001 г.

12. Герасимов Б.М., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала.: Учебное пособие. Ростов н/Д. Феникс,2003 г.

13. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: Гросс-Медиа, 2007 г.

14. Егоршин А.П., Мазин А.Л. Российский рынок труда в переходной экономике: монография. Н.Новгород:НИМБ,2004 г.

15. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. М.: Флинта, МПСИ,2000 г.

16. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами.М.:Финстатинформ,2002 г.

17. Иванова С.В. Мотивация на 100 %- 3-е изд.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2007г.

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006 г.

19. Кобьелл К. Мотивация в системе экшн. Восторг заразителен. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 г.

20. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – СПб Питер, 2003 г.

21. Кондратьев О.В., Снежинская М.В., Мелихов Ю.Е. Мотивация персонала. Нет мотива – нет работы. –М.: Изд-во, «Альфа-Пресс»,2005 г.

22. Кибанов А.Я., Баткаев И.А., Гагаринская Г.П. Мотивация трудовой деятельности.: Учебное пособие: Самара,2001 г.

23. Лебедева Н. Как мотивировать сотрудников работать с полной отдачей. «Кадровое дело», 2005 г.

24. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы – практическое руководство. – М.: М.: Финпресс, 2007 г.

25. Макарова И.К. Управление персоналом: схемы и комментарии. – М. Юристпруденция, 2002 г.

26. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2002 г.

27. Пономарев И.П. Мотивация работает в организации. – 2-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007 г.

28. Резник С.Д. и др. Управление персоналом. Учебное пособие: ИНФРА-М, 2002 г.

29. Ромашов О.В. Социология труда. Учебное пособие. – М.: Гордарики, 2001г.

30. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 207 г.

31. Стивенсон Н. Как мотивировать людей. – М.: Олимп-Бизнес, 2003 г.

32. Современная психология мотивации./ под. Ред. Д.А. Леонтьева. – СПб.: Питер, 2002 г.

33. Стратегическое управление: регион, город, предприятие/ Под. Ред. Д.С. Львова, А.Г. Гронберга, А.А. Егоршина: ООН РАН, НИМБ. 2-е изд. Доп. М.: Экономика, 2005 г.

34. Управление организацией: Учебник для вузов, / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Соломатина,. – М.: ИНФРА-М, 2005 г.

35. Херрцберг Ф. Мотивация к работе. – М.: Вершина, 2007 г.

36. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Гросс-Медиа, 2006 г.

37. Шапиро С.А. Мотивационный механизм управления социальным партнерством на предприятии. Сущность и условия формирования и подготовки цивилизованного предпринимателя в современной России. Материалы в Межвузовской учебно-методической конференции. – М.: РАП, 2003 г.

38. Шапиро С.А. Организационное поведение.,М.:Гросс-Медиа,2005 г.

39. Экономика труда: Учебник для вузов/ под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. – Юрист,2002 г.

40. Экономика труда: социально-трудовые отношения/ Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова: М.: Экзамен, 2002 г.