Транспортные тарифы

Классификация издержек на транспорт

Для достаточно продолжительного периода времени все издержки будут переменными. Однако, для целей ценообразования в области транспортных услуг, полезно рассматривать расходы, которые постоянны при «нормальных» условиях перевозки, как фиксированные.

Постоянными будут затраты на: снабжение и содержание дорог и шоссе; нужды терминалов; транспортное оборудование; управление перевозками.

К переменным обычно относят затраты на линии, включающие издержки на: топливо;

труд;

техническое обслуживание

оборудования;

обработку грузов,

а также погрузочно-разгрузочные работы.

Вместе с тем, жесткой границы между постоянными и переменными затратами нет, ;так- как важные различия в отношении издержек проявляют отдельные виды транспорта.

Основной базой для разработки транспортных тарифов на перевозку грузов являются расстояние и объемы перевозок. Причем, следует иметь в виду, что для каждого случая постоянные и переменные затраты различаются незначительно.

Транспортные тарифы — это плата и сборы, взыскиваемые за перевозку грузов, а также правила их исчисления. Тарифы являются формой цены за транспортные услуги и строятся так, чтобы обеспечить нормально работающему перевозчику возмещение затрат и получение прибыли.

Менеджер по перевозкам должен уметь определять, сравнивать тарифы и вести переговоры. В связи с этим ему необходимо разбираться в правилах их расчетов в зависимости от объемов и расстояний перевозок и условий выполнения заказов.

В данном случае рассматриваются лишь общие методические подходы к закономерностям образования транспортных тарифов.

Тарифы по отношению к объему. Анализ структуры затрат на перевозки показал, что грузы больших объемов обеспечивают перевозчику снижение общих издержек на услуги. Именно эта закономерность легла в основу формирования тарифов, ориентированных на объемы. Последние в структуре тарифов могут отражаться несколькими способами.

Во-первых, они могут быть установлены прямо в зависимости от величины перевозимых грузов. Если поставка мала, ниже некоторого предписанного количества, ее оценивают соответствующим тарифом; тарифные преимущества начинают проявляться, когда груз достигает объемов применяемого транспортного средства или тары (контейнера) и т. д.

Во-вторых, может применяться система классификации грузов, которая принимает в расчет и вид (например, Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов - ЕТСНГ и др.).

Структуры тарифов, связанных с объемами, обычно более сложные, чем рассмотренные здесь, поэтому они должны быть предметом специального изучения.

Тарифы по отношению к расстоянию включают несколько разновидностей. Среди наиболее известных необходимо отметить следующие:

Единые тарифы. Простота может быть ключевым фактором в установлении структуры тарифа: существует единый тариф, независимо от расстояний между пунктами отправления и назначения- Например, доставка писем, открыток и телеграмм в пределах России. Эта форма обоснована тем, что значительная часть общих затрат по доставке почты приходится на переработку отправлений, а они не связаны с расстоянием.

Пропорциональные тарифы. Для тех видов транспорта, у которых общие затраты формируются, в основном, за счет выполнения рейсов (авто-, воздушный транспорт), компромиссом между простотой тарифов и затратами на обслуживание являются пропорциональные тарифы.

Зная только два тарифа, можно определить все другие тарифы для грузов Хотя данный метод имеет несколько очевидных преимуществ благодаря своей простоте, ясно видна дискриминация грузоотправителей на дальние расстояния по отношению к преимуществам коротких рейсов.

Сужающиеся тарифы. Общая структура тарифа строится на принципе «сужения». Так как конечные затраты включаются в издержки на линии, тариф, соответствующий им, увеличивается с расстоянием, но затем динамика роста постепенно снижается Главной причиной этого является постепенное распределение конечных и других постоянных затрат на большое расстояние. Степень «сужения» будет зависеть от уровня постоянных издержек, которые несет транспортник, и величины экономии в масштабе рейса. Это означает, что для железнодорожного и водного транспорта такое «сужение» будет сильнее, чем для автомобильного и воздушного.

Системы тарифов в России для различных видов транспорта общего пользования имеют свои особенности:.

На железнодорожном транспорте применяют общие тарифы (для всей сети железных дорог), исключительные (для перевозки отдельных грузов в определенных направлениях и в указанные периоды времени), льготные (при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов самих железных дорог) и местные (устанавливают начальники отдельных железных дорог, включая в них ставки различных сборов), а также договорные;

На воздушном транспорте используют грузовые и исключительные (повышенные на 50 %) тарифы, а также льготные;

На автомобильном транспорте применяют сдельные (оплата за фактический объем груза в зависимости от расстояния и класса груза) и повременные (оплата за каждый час работы и за каждый километр пробега в зависимости от грузоподъемности автомобиля)

Тарифы на водном транспорте цена устанавливается либо по тарифу, либо фрахтовой ставке.

В логистике имеет место идея оказания согласованных услуг, т. е. использование нескольких видов транспорта за одну перевозку. Например, грузовики перевозятся на борту самолета, железнодорожные составы едут на пароходе и т. д. Согласованные услуги обычно обеспечивают эксплуатационные характеристики и уровень затрат, соответствующие промежуточным значениям показателей комбинируемых видов транспорта. Самым распространенным является сочетание железнодорожного и автомобильного транспорта.