Право законодательной инициативы - это право выдвигать предложе­ние о необходимости принятия закона и вносить в законодательный ор­ган проект закона.

В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1) депутаты Государственной Думы;

2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы порождает обязанность законода­тельного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов.

Законы - первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до сих пор принято не было. Вторичными норма­тивно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт- один из видов нормативно-правового акта, кото­рый создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различ­ных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в зако­нах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то при­меняется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) указы Президента занимают главенствующее место среди подзаконных актов, поскольку Президент в соответствии с Конституцией «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Указы Президента издаются в пределах, установленных Конституцией и не могут отменять или изменять положение закона. В случае противоречия указа Конституции и законам он может быть признан Конституционным Судом недействительным. Согласно Конституции РФ, лишь в услови­ях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства - это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы госу­дарственного управления, социального строительства, образования, здра­воохранения, культуры и т. д. Постановления – зеркало деятельности Правительства; их анализ даёт ответ на вопрос о том, эффективно ли действовало Правительство.

3) ведомственные нормативные акты (приказы, постановления, инструкции) - нормативно-правовые акты министерств, ведомств общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений. В министерствах наиболее распространённой формой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления – нормативные акты, принимаемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.

4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т. д.);

5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

  1. Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам.

Нормативные акты должны быть качественными и тогда они будут иметь большую регулирующую силу. Качество же их будет очевидно, если они отвечают требованиям. Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1.Нормативный акт должен представлять собой не плод фантазии, а отражать объективную реальность. Любые, даже очень хорошие идеи, не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не дозрело, если нет необходимых условий.

2.Нормативный акт должен быть законным, т.е. правотворчество должно осуществляться в рамкахдействующего законодательства с целью принятия наиболее опти­мальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

3. Нормативный акт должен быть компетентным.Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, ко­торые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

4. Нормативные акты должны иметь структуру. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть – называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, общественно-политическая обстановка. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта укладывается в следующую схему: субъекты правоотношений, права и обязанности, объекты и санкции.

5. Нормативные акты должны быть четкими и непротиворечивыми в изложения.Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматьсядвусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т. д.).

6. Нормативные акты должны быть своевременно приняты. Этоодно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ "О федеральном бюджете Российской Федерации" должен приниматься не позднее конца текущего года).

7. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Они должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, не увязать в деталях.

8. Содержание нормативного акта должнооперативно доводиться до исполнителей. Этоозначает, чтонеобходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

  1. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных параметров и на определенной территории (пространстве).

Действие нормативно-правовых актов во временисвязано а) с моментом вступления нормативного акта в законную силу и б) с моментом утраты им юридической силы.

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

По общему правилу нормативный акт вступает в силу:

1. Со времени принятия (подписания) закона (что специально оговаривается в законе). Население в таком случае немедленно информируется через средства массовой информации.

2. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе.

Нормативные акты, которые не содержат таких указаний вступают в силу по истечении определённого срока после опубликования. Законы РФ вступают в силу по истечении 10 дней. Нормативные акты Президента и Правительства вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через 14 дней после их опубликования.

Нормативный акт утрачивает свою силу:

1. По истечении срока его действия (например, Закон "О федераль­ном бюджете Российской Федерации" каждый раз прекращает свое дейст­вие по окончании текущего года).

2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федераль­ный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратив­шим силу.

3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специаль­ного закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со ста­рыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положе­ниям Конституции.

Действие нормативно-правовых актов в пространствеопределяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверх­ность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море - 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус госу­дарственной территории. К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли (в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и ка­бины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

Действие нормативных актов по кругу лицзаключается в том, что акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории их действия, за исключением лиц, пользующихся правом экстерриториальности (главы иностранных государств, послы и др.

  1. Правотворчество и законотворчество: понятие и признаки.

Нормативно-правовые акты создаются в результате особой, правотворческой деятельности органов государства, наделенных правом создавать правила поведения. Правотворчество является важным признаком любого государства, поскольку общество нуждается в четких правилах взаимоотношений между людьми. Смысл и назначение правотворческой деятельности государства состоит в выработке таких правил поведения и взаимо­отношений, которые соответствовали бы интересам и потребностям общества, способствовали бы его процветанию и развитию.

Нормативно-правовые акты могут создаваться различными способами:

1. Правотворчество может выражаться в непосредственном правотворчестве народа в форме всенародного голосования по наиболее важным вопросам. Таким образом, в большинстве стран принимаются конституции.

2. Правотворчество может представлять собой санкционирова­ние, т.е. придание характера правовой нормы правилу поведения, которое или уже существовало в обществе в форме обычая, или вы­работано общественными организациями.

3. Наконец, определенные нормативно-правовые акты — зако­ны создаются в результате непосредственной правотворческой дея­тельности уполномоченных на это государственных органов, обыч­но парламента. Любой закон — это всегда реакция государства на злободнев­ную проблему, появившуюся потребность. Важно, чтобы законода­тель (в данном случае парламент) вовремя увидел эту проблему и создал правовые средства ее решения. Но законодатель может как опаздывать, так и торопиться с принятием нужного закона, тогда закон не снимает проблему, а обостряет ее решение. Например, отсутствие законов, регулирующих деятельность инвестиционных компаний и фондов (организаций, привлекающих денежные средства населения), обернулось в России появлением большой армии обманутых вкладчиков, деньги которых были присвоены.

Следовательно, существуют два понятия — «правотворчество» и законотворчество», которые характеризуют деятельность органов государства в области создания правовых актов. Они не совпадают. Правотворчество характеризует деятельность всех органов государства в области создания правовых актов, которые на это уполномочены, т.е. органов законодательной, исполнительной, судебной властей, органов местного самоуправления. Законотворчество, т.е. деятельность по созданию и принятию законов, является особым видом правотворчества и относится к компетенции законодательных органов власти.

  1. Законодательный процесс: понятие, стадии.

Законы создаются в ходе законодательного процесса, который представляет собой ряд последовательно осуществляемых действий, на­чиная от внесения законопроекта в законодательный орган до дове­дения его содержания до населения. Эти действия представляют собой стадии законодательного процесса.

Основными стадиями являются:

1. Стадия законодательной инициативы, смысл которой состоит в том, что уполномоченный на то орган государства вносит в парламент предложение об издании нормативного акта или проекта подго­товленного закона. По Конституции Российской Федерации, таким правом обладают Президент, Совет Федерации, депутаты, Прави­тельство, законодательные органы субъектов Российской Федера­ции, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам, относя­щимся к их ведению.

2. Подготовка законопроекта. Она должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется ведомственно-отраслевой принцип (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). В некоторых случаях к составлению проекта привлекаются несколько ведомств (Министерство Юстиции, Верховный Суд, прокуратура). К этой стадии относятся обсуждение зако­нопроекта в комиссиях и комитетах Государственной Думы, его правовая экспертиза, заключение профильного комитета и опубликование для обсуждения.

3. Обсуждение и принятие проекта на заседании правотворческого органа. Проект вносится в повестку дня заседания законодательного органа и проходит несколько чтений: в первом чтении обсуждаются основные положения законопро­екта, выслушиваются мнения как сторонников, так и противников законопроекта. Второе чтение предполагает постатейное обсуждение и внесение поправок в текст законопроекта. Третье чтение состоит в голосовании либо за, либо против зако­нопроекта в целом. На завершающей стадии не разрешается вносит никаких поправок. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных – две трети от общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации, который его может одобрить или отклонить. При одобрении в течение двух недель закон должен подписать Президент, который может отклонить закон и наложить на закон вето. Госу­дарственная Дума и Совет Федерации могут пре­одолеть вето Президента и принять закон в прежних формулиров­ках, если за него проголосуют 2/3 от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы и членов Совета Федерации. После этого закон подлежит подписанию Президентом в течение семи дней.

4. Официальное опубликование принятого нормативного акта, то есть помещение полного текста закона в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия – необходимое условие вступление любого нормативного акта в силу, ибо в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение и требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства РФ» и в «Российской газете». Ведомственные акты публикуются министерствами, ведомствами в издаваемых этими органами бюллетенях и рассылаются в подчинённые организации. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.