Лекция 3. Источники (формы) права.
- Понятие «источник (форма) права».
- Разновидности источников (форм) права.
- Нормативно-правовые акты: понятие и виды.
- Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам.
- Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Правотворчество и законотворчество: понятие и признаки.
- Законодательный процесс: понятие, стадии.
- Понятие«источник (форма) права».
Одним из признаков права, которые отличают его от других социальных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность. При этом право закрепляет не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в различных сферах жизни человека. Только четко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью государственного принуждения.
Какое значение имеет для рядового члена общества понятие «источник права»? Дело в том, что незнание закона не освобождает гражданина от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех. И еще один вопрос, имеющий практический смысл, на который отвечает «источник права»: «Кто и как придает правилам поведения значение правовых норм, т.е. обеспечивает их обязательность?»
Понятие «источник (форма) права» имеет несколько значений.
Первый смысл определяет его как источник познания, т.е. то, откуда люди черпают свои знания о праве. Это могут быть исторические юридические документы, подобные Законам Ману в Индии, «Русской правде» на Руси, Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и т.п.
Второе значение понятия «источник (форма) права» выражает материальные условия жизни общества, обусловливающие содержание правовых норм. В первую очередь это существующий уровень развития производства, определяющий характер потребностей людей. Данные потребности являются материальным источником права. Так, например, в XX в. возникли материальные предпосылки реализации многих социальных прав: на труд, социальное страхование, пособия по безработице.
Третье значение понятия «источник (форма) права» в юридическом смысле: это внешняя форма выражения и закрепления правил поведения, которая придают им качество правовой нормы, т. е. они становятся определёнными, постоянными и обязательными. Понятие «источник (форма) права» состоит из двух частей: «источник права» и «форма права». Обычно они используются как тождественные понятия.
- Разновидности источников (форм) права.
Источниками права являются: правовые обычаи, судебные прецеденты, и нормативные акты.
Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, которое сложилось в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Обычай становится правовым только тогда, когда появляется государство. В этом случае он становится обязательным, опирающимся на возможность применения государственного принуждения. До этого обычай существовал как неправовой, как правило, которое не требовало санкции государства. Его предписания соблюдались добровольно, поскольку обычай был слит с нормами морали, религии. Обычай как мера должного поведения передавался из поколения в поколение в форме мифов, легенд, пословиц, поговорок. Все первые законы, например Законы Хаммурапи (Древний Вавилон. XVIII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.) были сводами обычного права.
Например, разбирательство уголовных дел основывалось на правиле талиона: наказание есть возмездие за вину и потому должно быть равным преступлению. Правило талиона выражено в афоризме: «око за око. зуб за зуб».
Правовые обычаи сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве деловых обычаев, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также в межгосударственных отношениях, где значительную роль играет дипломатический этикет, например делегации самого высокого уровня встречаются поднятием в их честь государственных флагов, исполнением гимнов и т.п.
В странах Азии, Африки и Океании обычай стал частью общенациональной системы права, на основе них осуществляется правосудие. Подобное распространено и в развитых странах. Так, в Англии конституционные обычаи по-прежнему оказывают влияние на политическую жизнь, английские законы часто основываются на нормах обычая. Причем обычаи нигде не фиксируются, а существуют в форме поговорок: «Король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты Парламента»; «Лидер партии большинства — Премьер-министр» и т.п.
Интересно, что передача власти от одного правительства другому в Англии сегодня также основана на обычае. Премьер-министр, представитель проигравшей на выборах партии, после подсчета голосов избирателей едет в Букингемский дворец, где, преклонив колено и поцеловав руку королеве Англии, вручает прошение об отставке. После того как он покидает резиденцию королевы, приезжает лидер победившей на выборах партии. Преклонив колено перед королевой, из ее рук он получает право на формирование собственного правительства. Вся процедура передачи власти от одной партии другой занимает сорок минут.
Судебный прецедент (от лат. precedent — предшествующий) является распространенным источником права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании. Судебный прецедент — решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. В России характер судебного прецедента имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, являющиеся обязательными для всех судов. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья принимает решение по делу. Но решение должно приниматься в соответствии с принципами права, господствующем в обществе мировоззрением, мировоззрением судьи, моральными ценностями.
Достоинство прецедента состоит в том, что он предметно и более точно, чем общая норма, способен отразить существо конкретного дела. Однако существует значительный недостаток, состоящий в том, что число прецедентов, которые применяются на практике в самой Англии, составляет около 500 тыс. В США ежегодно издаются 350 томов судебных решений, используемых в качестве прецедента. Поэтому практикующему юристу порой сложно ориентироваться в таком обилии норм, которые не систематизированы и чаще всего не собраны в единые сборники.
Наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт — официальный документ, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативно-правовые акты образуют иерархическую систему, главенствующее положение среди нормативно-правовых актов принадлежит закону.
Нормативный акт – очень удобная форма права. Во-первых, он позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни: нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, в любом объёме изменены, а то и отменены. Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра: например, в России они объединены Конституцией РФ и не должны ей противоречить, что позволяет направить развитие общества в целом в единое русло. В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определённо фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права.
Переход к нормативному урегулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации тех сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилась.
- Нормативно-правовые акты: понятие и виды.
Наиболее распространенным источником права является нормативно-правовой акт — официальный документ, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения.
Нормативные акты характеризуются следующими признаками:
1) они имеют правотворческий характер: в них нормы устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;
2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;
3) нормативные акты облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия, номер акта;
4) нормативные акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить нормативным актам, имеющим большую юридическую силу;
5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения.
Таким образом, нормативно-правовой акт - содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права.