Лекция № 15
Задание 1
Контрольные вопросы и практические задания по теме.
1.Соотношение правотворчества и нормотворчества.
2. Принципы нормотворчества.
3. Нормативные акты, регулирующие нормотворческую деятельность.
4. Ответственность за нарушение правил юридической техники.
Проанализируйте Постановление Конституционного Суда РФ 28 мая 2010 года Конституционный Суд РФ по делу о проверке конституционности ряда положений жилищного и земельного законодательства. Являются ли доводы Конституционного Суда РФ новой нормой права ?
[1] Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000. С. 17.
[2] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2000. С. 229.
[3] Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Дисс. док. юрид. наук. М., 1972.
[4] Мицкевич А.В. Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 29.
[5] Лукич Р. Методология права. М., 1981. С. 215.
[6] Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1973. Т. 2. С. 5-9.
[7] Алексеев С.С. Право: азбука-теория- философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 76.
[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М., 2004. С. 476-477.
[9] Поленина С.В., Куманина Е.В. Социальные аспекты правотворчества и реализации права // Советское государство и право. 1974. № . С. 12-19.
[10] Синякин И.Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Мальков. М., 2001. С. 412.
[11] Ильин А.В. Оптимизация правотворческой деятельности в современной России (вопросы теории и практики). СПб., 2005. С. 198-199.
[12] Михайлов М.П. Технология законотворчества. СПб., 2006. С. 10.
[13] Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. Юрид. лит. М.. 1977. Он же: Правотворчество органов советского государственного управления \\ Советское государство и право 19 № С; Он же. Правотворчество и правовое регулирование // Советское государство и право. 199. № С; Коренев А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970; Советское административное право. Учебник для вузов. / Автор главы Ю.М. Козлов/ М., 1985; Советское административное право. Учебник для вузов. /Автор главы М.И. Пискотин. М., 1990; Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., З.А. Багишаев Российское административное право. М., 1996; Административное право Российской Федерации / Под редакцией Н.Ю. Хаманевой, глава написана док. юрид. наук профессором Л.Л. Бачило / М., 2004. Глава. 10, с. 277-278; Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации. Монография. Барнаул, 2002. С. 144; Он же нормотворческая деятельность ОВД России в механизме реализации прав человека и гражданина. Монография. М., 2000; Елеонский В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел. Автореф: дисс. кан. юрид. наук. М., 1992.
[14] Дрейшев Б.В. Указ. соч. С
[15] Конин Н.М. Административное право России. М., 2004. С. 182. Он же. М., 2006. С. 140.
[16]Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право /Под редакцией А.П. Коренева/.М., 2002. С. 175-176.
[17] Административное право Российской Федерации / Под редакцией Н.Ю. Хаманевой, глава написана док. юрид. наук, профессором Л.Л. Бачило / М., 2004. Глава 10. С. 277-278.
[18]Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации. Монография. Барнаул, 2002. С. 144; Он же, нормотворческая деятельность ОВД России в механизме реализации прав человека и гражданина. Монография. М., 2000. С. 138.
[19] Административное право и административная деятельность в органах внутренних дел /
Под ред. Л.Л. Попова /. М., 1990. С. 84 - 95.
[20]Елеонский В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел. Автореф: дисс. кан. юрид. наук. М., 1992, С. 16-17.
[21] Антонова А.И. Некоторое вопросы теории правотворчества // Правоведение. 1963. № 3. С. 16-17; Кузнецов Э.В. Категории причины и следствия в советском правотворчестве. Автореф. дисс. кан. юрид. наук. Л., 1970. С. 10; Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Дисс. док. юрид. наук. М., 1972. Он же. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. докт. дисс. М., 1972. с. 14; Нашиц. А. Правотворчество. М., 1974. С. 39; Правотворчество в СССР / Под ред Мицкевича. М., 1974. С. 75; Синякин И.Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права /под ред. Н.И. Матузова, А.В. Мальков. М., 2001. С. 412. Арзамасов Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации. Монография. Барнаул, 2002, С. 144.
[22] Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 61. Беляев В.П. Контроль и надзор в российском государстве. Монография. М., 2005. С. 22.
[23]Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Дисс. док. юрид. наук. …М.,1972. Он же Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР.Автореф.докт.дисс.М.,1972.с.14.
2Пиголкин А.С. Совершенствование советского законодательства на современном этапе // Советское государство и право.1978. № 7. С. 46.; Пиголкин А.С., Николаева М.Н. Планирование законопроектной деятельности // Советское государство и право.1979. № 5. С. 10; Пиголкин А.С. Рахманина Т.Н. Демократические основы создания нормативных актов \\ Советское государство и право. 1974. № С. 14.
3 Мицкевич А.В. Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 29.
1 Поленина С.В., Куманина Е.В. Социальные аспекты правотворчества и реализации права // Советское государство и право. 1974. № , с. 12-19
[24] Алексеев С.С. Право: азбука-теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999, С. 76.
1 Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. Нижний – Новгород. 1993. С. 304
[25]
[26] Синякин И.Н. Правотворчество и законодательство // Теория государства и права / Под ред Н.И. Матузова, А.В. Мальков. М., 2001. С. 412.
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М., 2004. С. 476-477.
2 Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. С. 100.
3 Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 163.
[27]
[28] Бабаев С.В. Теория функций современного российского государства: Автореф. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2001.
[29] Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976
[30] Бельский К.С.Феноменология административного права. Смоленск. 1995
[31] Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств РФ. М., 2003. С. 150
[32] Беляев В. П. Контроль и надзор в российском государстве. М., 2005. С. 53 - 56.
[33] Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977. С. 52.
[34] Бельский К.С. Указ.соч. С.36.
[35] Игнатюк Н.А. Указ. соч. С. 56.
[36] Лазарев Б.М. Компетенция органа управления. М., юрид. лит., 1972. С. 26-33.
[37] Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2004.
[38] Правительство РФ / Под ред.Т.Я. Хабриева./ М., Норма. 2005. С.112-113.
[39] Общая теория права. Курс лекций. Лекция 11. Функции права. //Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С. 267-279.
[40] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Указ соч. С. 53-54.
[41] Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. Норма. 2003. С.84 – 101; Максютин М.В. Теория юрисдикционного процесса. М., 2004. С. 7 – 37.
[42]Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., Юность. С. 275- 286.
[43] Максютин М.В. Теория юрисдикционного процесса. М., 2004. С. 62.
[44] Коренев А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970.
[45]Тихомиров Ю.А., Талатина Э.В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. 2003. № 3.
[46]Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972; Лебедев М.П. Государственное решение в системе управления социалистическим обществом. М., 1974; Соловьёв А.И. Принятия государственных решений. М., 2006.
[47]Игнатюк Н.А. Правотворческая функция. В кн. Административная реформа в России /Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой/. М., 2006. С. 65.
1 Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. Юрид. лит.. М.. 1977. Он же Правотворчество органов советского государственного управления \\ Советское государство и право 19 № С; Он же Правотворчество и правовое регулирование \\ Советское государство и право.199. № С.
[48] Советское административное право. Учебник для вузов. \ Автор главы Ю.М. Козлов\ М., 1985. С. 174; Советское административное право Учебник для вузов. \Автор главы М.И. Пискотин. М., 1990. С. 150; Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993. С. 124 - 125.
[49] Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право РФ.М., 1996. С. 222 - 223
[50] Овсянко А.М. Административное право. М., 1999. С. 108.
[51] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. Учебник. М., 2002. С. 204 - 205.
[52] Конин Н.М. Административное право России. М., 2004. С. 182. Он же М., 2006. С. 140.
[53]Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право /Под редакцией А.П. Коренева/. М., 2002. С. 175-176.
[54] Административное право Российской Федерации / Под редакцией Н.Ю. Хаманевой, глава написана док. юрид. наук профессор Л.Л. Бачило \ М.,2004. Глава.10.с.277-278.
[55] Административное право и административная деятельность в органах внутренних дел \
Под ред. Л.Л. Попова \. М., 1990. С. 84 - 95.
[56] Манохин В.М., Адушкин Ю.С., З.А. Багишаев Российское административное право. М., 1996, С. 146-147.
[57] Правотворчество в СССР /Под ред. А.В. Мицкевича /. М., 1974. С. 91-92.
[58] Проблемы общей теории государства и права /Под ред. В.С, Нерсесянц/.М., 1999. С. 308-309.
[59] Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права (государство).М., 2007. С. 495.
[60] См.: Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 479-482; Бабаев В.К. Указ. соч. С. 305-309
[61] Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002. С. 168-192; Салищева Н.Г. Административное прав и административный процесс. Актуальные проблемы. Юрист. М., 2004. С.221-232.
[62] Сорокин В.Д. Указ. соч. С.207.
[63] Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Монография. Киров. 2001. С. 32- 44; Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. М., 1973; Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М., 1967; Коренев А.П. Административное право России. М., 1996.С. 212-213.
[64] Общая теория советского права \ Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. М., 1966; Алексеев С.С. Проблемы общей теории права: Курс лекций в 2-х т. Свердловск.1977; Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд.-во ЛГУ. 1976.
[65] Шебанов А.Ф. Форма советского права. М.. 1968.С.142; Теория государства и права. М.: Юристь. 1999. Более подробное обоснование этого определения дано в учебниках по «Теории государства и права».
[66] Конституция, закон, подзаконный акт. Автор. колл. Отв. Ред. Тихомиров Ю.А.М., Юрид.лит.1994.С.13-27.
[67] Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 355
[68] Салищева Н.Г. Указ. соч. С. 223.
[69] Пиголкин А.С.Подготовка проектов нормативных актов. Юрид. литература. М., 1968. С. 160; Коренев А.П. Кодификация советского административного права. М. 1970. С. 107; Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы. Юрист. М., 2004. С. 153-165.
2 Сорокин В.Д. Указ. соч. С. 207.
1Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов (организация и методика). М., 1968. С. 10; Керимов Д.А. Законодательная техника6Науч. Метод и учеб пособие. М., 2000. С. 3.
[70] Законодательная техника: Науч. практ. пособие /Под ред. Ю.А. Тихомирова/. М., 2000. С. 8-9.
[71] Тихомиров Ю. А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 111-114.
[72]Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009
»Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» //Собрание законодательства Российской Федерации 1997 г. N 33 ст. 3895; 1997 г., N 50, ст. 5689; 1998 г. N 47 ст. 5771; 1999 г. N 8 ст. 1026; 2006 г. N 29 ст. 3251.
[73] Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебник. М., Изд. «Юридический колледж» МГУ. 1996.
[74] Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных правовых актов. М., 1968.С.148. Язык законов/ Под ред. А.С. Пиголкина.М..1990.С.22.
[75] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 11.
[76] Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. 1996. С. 48.
[77] Алехин. А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации. М., Зеркало. 1996. С. 62-63.
[78] Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса РФ об административных правонарушениях // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. 2002. № 4. (10). С.44.
[79] Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 567.
[80] Большой юридический словарь. М., 2001. С. 525.
[81] Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования \\ Советское государство и право. 1976. № 10. С. 30.
[82] Кожевников С.Н. Правовая активность: понятие и сущность \\
[83] Ромашов Р.А, Закон, правило, норма, долженствование \\ Правоведение. 2001. № 6. С. 13-19.
[84] СЗ РФ. 1997. № 51. ст. 5712.
[85] СЗ РФ. 1995. № 48. ст. 4660.
[86] СЗ РФ. 1994. № 22. ст. 2663.
[87] СЗ РФ. 2000. №12. ст. 1260.
[88] СЗ РФ. 2000. № 33. ст. 3356.
[89] СЗ РФ. 1995. № 24. ст. 2281.
[90] СЗ РФ. 1997. № 33. ст. 3895.
[91] СЗ РФ. 2004. № 23. ст. 2313.
[92] СЗ РФ. 2001. № 32. ст. 3335.
[93] СЗ РФ. 2002. № 46. ст. 4582.
[94] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 июня 2005 г. N 25.
[95] Текст приказа официально опубликован не был
[96] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18 января 1999 г., N 3.
[97] Текст приказа официально опубликован не был
[98] Текст приказа официально опубликован не был
[99] Текст приказа официально опубликован не был
[100] Например: Указ Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования РФ» // СЗ РФ. 2001. № 13. ст. 1216; Постановление Фонда социального страхования РФ от 31 января 2002 г. N 8 «О государственной регистрации актов Фонда социального страхования Российской Федерации, имеющих нормативный характер» // Вестник государственного социального страхования», N 4, апрель 2002 г.
[101] В настоящие время материальные и процессуальные нормы права разработаны и приняты с учетом задач, функций и компетенций министерств, федеральных служб, федеральных агентств, Фонда при подготовки нормативных правовых актов: Министерства образования и науки РФ; Министерства сельского хозяйства РФ; Министерства обороны РФ; Министерства экономического развития и торговли РФ; Министерство юстиции РФ; Министерства финансов РФ; Министерства регионального развития РФ; Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны РФ; Министерства внутренних дел РФ; Министерства природных ресурсов РФ. Федеральной службы по защите прав человека и благополучия населения; Федеральной службы государственной статистики; Федерального агентства по культуре и спорту; Федерального агентства по особым экономическим зонам; Федеральной службы по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды; Федеральной службы по оборонному заказу; Федерального агентства специального строительства; Федеральной службы по техническому и экспортному контролю; Федеральной службы по финансовым рынкам; Федерального агентства по геодезии и картографии; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Федеральной службы по тарифам; Фонда социального страхования; Федеральной таможенной службы; Центрального Банка России; Аппарата Государственной Думы РФ.
[102] СЗ РФ. 1996 г., N 49, ст. 5506.
[103] СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3215.
[104] Постановление Государственной Думы РФ от 11 ноября 1996 года № 781 – 11 ПГД «Об обращении в Конституционный Суд РФ»: «нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы».
[105]Салищева Н.Г. Нормативные акты советского государственного управления // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1954; Ноздрачев А.Ф. Нормативные акты министерство и ведомство СССР // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1968; Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968; Коренев А.П. Кодификация советского административного права. М., 1970; Тихомиров Ю.А, Правовое обеспечение управления.- М., 1987; Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Статья в книге Кононова П.И., Машарова И.М. Административно-правовые акты: понятие, основные черты, классификация, проблемы нормативного регулирования / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникина. М., Юрист, 2004, сС 153-165.
[106] Комаров С.Н. Общая теория государства и права.
[107] Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесс. М.: Издат. г-на Тихомиров М.Ю., 1998. С. 143.
[108] Демин А.А. Административное право РФ. Курс лекций. М., 2002. С. 118.
[109] Административное право Российской Федерации. Ч. 1. Государственное управление и административное право /Под ред. А.П. Коренева. Изд. четвертое. М., 2002. С. 192.
[110] Кононов П.И. и Машаров И.М. Указ. Соч. С. 153.
[111] Конин Н.М. Административное право России. Курс лекций. М.: Юрист. 2004, С. 185.
[112] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.,: Норма. 2005. С. 355.
[113]Нормотворческая деятельность федеральных министерств (С.В. Белых, Л.С. Мельникова, А.В. Минашкин, «Законодательство и экономика», N 1, январь 2004 г.)
[114]Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. Учебно-методическое пособие. Л., 1976. С. 16. Он же Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002. С. 374 - 380.
[115]Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Монография. Киров, 2001. С.51.
[116] Лукьянова Е.Г. теория процессуального права. Норма, 2003. С. 167-171.
[117] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 № 576 «Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001 г., N 32, ст. 3335.
[118] Текс письма официально не был опубликован.
[119] Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 390.