Основные подходы к установлению цены
Методические подходы к определению стоимости смр.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ СМР. ДОГОВОРНЫЕ ЦЕНЫ.
При определении стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции возможны три подхода: минимальный уровень цены, определяемый затратами; максимальный уровень цены, сформированный спросом, и оптимально возможный уровень цены.
Минимальный уровень цены | Оптимально-возможный уровень цены, учитывающий реальные: | Максимальный уровень цены | ||
Получение прибыли при этом подходе невозможно | себестоимость строительной продукции (СМР) | цену конкурентов | достоинства строительной продукции | Формирование спроса при этом подходе невозможно |
Существует несколько основных методов по расчету цены:
Метод «издержки плюс фиксированная прибыль» — это наиболее простой и распространенный метод. Величина наценки, добавляемая подрядной фирмой, может быть стандартной для каждого вида работ и дифференцироваться по видам работ, по стоимости единицы изделия. Однако стандартная наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности спроса и конкуренции, а, следовательно, определить и оптимальную цену. Данная методика очень популярна и объясняется 3 причинами:
Преимущества:
Во-первых, как бы тщательно потенциальные подрядчики ни изучали запрос потребителя и цену конкурентов, издержки они знают лучше. Поэтому, устанавливая цены на базе издержек, они не обязаны все время пересматривать цены вслед за колебаниями спроса.
Во-вторых, признано, что это самый справедливый метод по отношению и к подрядчику, и к заказчику.
В-третьих, данный метод уменьшает ценовую конкуренцию, т. к. все фирмы строительной отрасли рассчитывают цену по одному и тому же принципу — «средние издержки плюс прибыль», поэтому их цены очень близки друг к другу.
Метод, ориентированный на спрос - также основан на издержках и исходит из получения целевой прибыли. Цена устанавливается подрядной фирмой из расчета желаемого объема прибыли. При фиксированной цене объем прибыли определяется объемом строительно-монтажных работ.
Метод, ориентированный на конкурентов подрядная фирма отталкивается от показателей конкурентов, и цена назначается с учетом сложившегося уровня текущих цен, меньше внимания обращается на показатели собственных издержек или спрос.
Метод «пробных продаж». Наиболее эффективным методом количественной оценки «продаваемости» товара строительной продукции, являются пробные предложения реализации продукции. Этот метод используется в тех случаях, когда отсутствует необходимая информация о рынке. Пробные реализации используются, в первую очередь, для строительных материалов и изделий, приобретаемых для индивидуального и некоммерческого использования.
Метод установления цен на новые строительные материалы, новые товары:
При выпуске на рынок нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих стратегий:
а) Цена «снятия сливок». С начала изготовления и появления нового строительного товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене. Это позволяет расширить зону продажи — привлечь новых потребителей.
Преимущества этого подхода:
- позволяет легко исправить ошибку в цене, так как потребители более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;
- высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;
- позволяет сдерживать покупательский спрос; т.к. при более низких ценах предприятие не смогло бы удовлетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
- высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара у потребителей, облегчая его реализацию в дальнейшем при снижении цены;
- повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижности товара.
Основным недостатком подобной стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно с успехом использовать при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха будет также достаточный спрос.
б) Цена проникновения (внедрения) на рынок. Подрядная фирма, устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары, что способствует привлечению максимального числа покупателей и завоеванию рынка.
Такая стратегия возможна при больших объемах производства, которые дают возможность возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии.
Эта стратегия, требует значительных финансовых затрат, и дает эффект при эластичном спросе, и в случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек. (под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса в зависимости от цены. Эластичным спрос бывает: когда величина спроса изменяется на больший %, чем цена.)
Но эта стратегия делает «цену проникновения» на рынок почти неприемлемой для мелких и средних предприятий, не располагающих такими финансовыми возможностями.
_Метод установления цен со скидками. В качестве вознаграждения потребителей, подрядные фирмы готовы изменять свои исходные цены.
Приступая к расчету цены следует помнить, что всех факторов учесть не возможно, в частности, необходимо считаться с психологическим восприятием цены потребителями строительной продукции. Например, многие заказчики и потребители считают, что цена является показателем качества. Известно немало случаев, когда с ростом цен увеличивается объем сбыта.
При проведении переговоров с заказчиком по договорной цене подрядчик, кроме стр. работ, выполняемых собственными силами должен иметь в виду стоимость специальных работ, для выполнения которых он приглашает субподрядные фирмы, а также стоимость строительных материалов, приобретаемых подрядчиком на рынке строительных услуг и товаров.
В связи с этим возникает необходимость классификации и выделении цен на товары массового производства (включая строительную продукцию в виде строительных конструкций и строительных материалов.)