Наиболее существенные изменения происходят в газетном деле в России в 60-е годы XIX в.

В 1830-х годах в России возникает ряд газет коммерческого на­правления («Земледельческая газета», «Северный муравей» и др.). Появляются литературные газеты: «Литературная газета» Дельвига, «Художественная газета» Кукольника.

В России газеты, обслуживающие экономические интересы, появляются лишь в XIX в.

В) информационное обслуживание экономической деятельности

Не­которое ослабление цензуры будет иметь место только в ходе револю­ции 1905 г.

Таким образом, мы видим, что в сфере цензуры в России XIX в. идут процессы, сходные с процессами в Англии XVII в. Существен­ной вехой является ослабление цензуры под влиянием бурного разви­тия периодической печати в Англии в конце XVII в., в России — в 50-е годы XIX в. Эту аналогию можно было бы признать в какой-то степени случайной, если бы вслед (что, впрочем, не означает вслед­ствие) за этим не последовали, как в Англии, такие в России суще­ственные (в значительной степени аналогичные) изменения как в сфере общественной дифференциации газет, так и в становлении местной периодической печати.

 

Развитие периодической печати повсеместно начинается с газет, но происходит это по-разному.

Первая газета появилась в 911 г. в Китае — «Столичный вестник» и издавалась тысячу лет, однако традиционно мы рассматриваем корпус источников российской истории в европейском контексте.

Первая газета появилась в XV в. в Вене­ции и была рукописной. По-видимому, обслуживание интересов торговли можно назвать первой по времени возникновения функцией периодической печати. Не случайно первая газета появилась именно в Венеции — крупнейшем центре мировой торговли XVI в. Известны также газеты, издававшиеся во время Франкфуртской и Лейпцигской ярмарок.

С конца 1830-х годов предпринимаются малоуспешные попытки наладить выпуск специализированных промышленных газет. В 1838— 1839 гг. выходит газета «Листок промышленности, ремесел, искусств и фабрик». Более продолжительным было издание газеты «Посред­ник» (1840-1855).

В этот период газеты распространялись только по подписке, дохо­да они практически не приносили, так как объявления печатались лишь в «Санкт-Петербургских...» и «Московских ведомостях» и не носили коммерческого характера.

Авторы газетных материалов, за редким исключением, не указы­вались. Газеты не претендовали на достоверность информации, часто встречались сообщения «по слухам», преобладало стремление к сен­сационной информации.

Они обусловлены преимущественно двумя факторами:

· расширением читательской аудитории в связи с ростом го­родского населения

· ростом потребности в оперативной информации.

К этому времени достаточно четко размежевались функции газет и жур­налов: от газет требуется оперативная информация в первую очередь для обеспечения коммерческой деятельности, активизировавшейся в пореформенный период.

С начала 1870-х годов газеты начинают количе­ственно преобладать над журналами. В 1870 г. выходило 36 газет, в 1877 г. - 51, в 1881 г. - 83 газеты. Активизации газетного дела в конце 1870-х годов способствовала русско-турецкая война 1877-1878 гг. В 1880-е годы выходило более 80 газет, в 1890-е — более 90 и в 1900-е — более 100 газет общероссийского характера. С середины 1860-х годов газеты в основном издаются большим форматом и объемом в 4-6 (иногда до 8) полос.

Определяется и внутренняя структура газет: полоса, как правило, де­лится на шесть колонок и подвал, который обычно занимал так назы­ваемый фельетон — большая статья, очерк.

Обеспечить оперативность, достоверность и полноту информации были призваны информационные агентства. В 1835 г. во Франции воз­никает информационное агентство Гавас. Сотрудники Шарля Гаваса Вольф и Рейтер основали информационные агентства соответственно в Берлине (1848 г.) и в Лондоне (1851 г.)38.

До 1866 г. русские газеты могли перепечатывать сообщения из-за рубежа из официальных газет или публиковать их с разрешения Министерства иностранных дел. В 1866 г. создается Русское телеграфное агентство. До этого, с 1862 г., телеграфное бюро существовало при газете «Биржевые ведомости». В 1871 г. возникает Международное телеграфное агентство, а в 1882 г. — Северное телеграфное агентство.

К этому времени большинство российских газет выходили ежед­невно или шесть раз в неделю, но для повышения оперативности информации необходим был выпуск газет два раза в день, а также выпуск вечерних газет..