М.Ф. Румянцева делает чрезвычайно удивительный вывод: ис­торическое самосознание в России возникает веком раньше, чем в Европе, а мемуары — двумя с половиной веками позже.

В качестве исторического источника разрабатывается почти исключи­тельно мемуаристика.

Кроме Тартаковского существенный вклад в разработку данной проблематики внесли С. С. Минц15 и А. Е. Чекунова16.

 

Тартаковский предложил «объемную», т.е. развернутую как в коэкзистенциальном, так и в эволюционном пространстве, модель мемуаристики как вида исторических источников.

В коэкзистенциальном плане эта модель характеризуется следую­щим образом: Во-первых,

«Сравнительно с другими источниками личного происхождения именно в мемуарах с наибольшей последовательностью и полнотой реали­зуется историческое самосознание личности — в этом и состоит спе­цифическая социальная функция мемуаров как вида источников».

Во-вторых, мемуары обладают тремя признаками:

«повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собствен­ной памяти мемуариста».

 

Однако существует проблема – каким образом определять первичную со­циальную функцию — «реализация исторического самосознания лич­ности», так как историческое сознание в русском обществе формируется с 60-х годов XVIII в. по 60-е годы XIX в., а мемуары появляются веком рань­ше—с конца XVII в.

 

Можно, конечно, считать возникновение мемуаристики устойчи­вым признаком существования «исторического самосознания» и на этом основании утверждать, что оно сложилось одновременно с воз­никновением мемуаристики — при этом не суть важно, относить ли возникновение мемуаристики к 60-м годам XVIII в. или относить фор­мирование исторического самосознания к концу XVII в. И в том, и в другом случае мы столкнемся с существенными проблемами.

 

 

Произведения Августина Аврелия, Пет­ра Абеляра и Владимира Мономаха объединяет их нраво­учительная функция, столь характерная для произведений средневековья. И весьма существенно отличается по своей нацеленности от них «Житие протопопа Аввакума» — «да не забвению предано будет дело божие», хотя и сохраняет традиционную форму жития. Все признаки мемуаров имеет и относящаяся к иной эпохе «Ис­поведь» Ж.-Ж. Руссо, хотя ее традиционно и справедливо рассматри­вают как философское произведение.

 

Если рассматривать эволюцию мемуаристики с точки зрения ви­довой модели, выработанной на российском материале, то при обра­щении к западноевропейской мемуаристике мы также заметим существенные противоречия.

При последовательном выстраивании модели мемуаристики мы прихо­дим к тому, что российская мемуаристика возникла на два с полови­ной века позже европейской, поскольку первыми европейскими ме­муарами традиционно считаются «Мемуары» Филиппа де Коммина. При всех исторических модификациях значения этого слова в назва­нии вида источников личного происхождения оно впервые появилось при публикации этого исторического повествования в 1524 г.

 

Первым и основным критерием классификации источников лич­ного происхождения является направленность устанавливаемых ими коммуникационных связей, которая в свою очередь рассматривается в двух аспектах.

Во-первых, источники личного происхождения можно разделить на:

· автокоммуникативные (дневники) и направленные на межлично­стную коммуникацию.

· источники с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, отчасти мему­ары-автобиографии, предназначенные для собственных потомков ме­муариста) и с неопределенным адресатом (мемуары—«современные истории», эссеистика, исповеди).

Во-вторых, направленность источника личного происхождения на установление связей в эволюционном или коэкзистенциальном це­лом (дневники и частная переписка).

Но основная функция источников личного проис­хождения — установление вторичных социальных связей индивидуума в эволюционном целом.

Это подтверждается и тем, что достаточно часто и источники, отнесенные к первой группе, предназначаются (уже в момент создания) для длительного хранения, а следовательно, потенциально, и для прочтения потомками.

 

 

Для сравнения приведем своеобразную «классификацию» источ­ников личного происхождения, которую дает Н. А. Бердяев в фило­софской автобиографии «Самопознание»:

«Книги, написанные о себе, очень эгоцентричны. В литературе "вос­поминаний" это часто раздражает. Автор вспоминает о других людях и событиях и говорит больше всего о себе. Есть несколько типов книг, написанных о себе и своей жизни. Есть, прежде всего, дневник, который автор вел из года в год, изо дня в день. Это очень свободная форма, которую сейчас особенно любят французы <...> Есть испо­ведь. Блаженный Августин и Ж.-Ж. Руссо дали наиболее прославлен­ные примеры. Есть воспоминания. Необъятная литература, служащая материалом для истории. «Былое и думы» Герцена — самая блестя­щая книга воспоминаний. Наконец, есть автобиография, рассказываю­щая события жизни внешние и внутренние в хронологическом поряд­ке. Все эти типы книг хотят с большей или меньшей правдивостью и точностью рассказать о том, что было, запечатлеть бывшее».

Бердяев Н. А Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1990. С. 6.

Приведенная классификация принципиально важна не только потому, что обусловливает различия в методике изучения разных ви­дов исторических источников.

Например, вполне очевидны различия в установлении влияния адресата на автора при фиксированном и нефиксированном адресате и т.д. Но важно отметить, что различная адресность и направленность коммуникации на эволюционное или коэкзистенциальное целое самым существенным образом сказывает­ся на степени сохранности исторических источников, их сосредото­ченности в архивохранилищах, возможностях их поиска. Все это в конечном счете определяет степень адекватности наших представле­ний о том или ином виде исторических источников.

 

Говоря об общих свойствах источников нового времени, мы отме­чали, что значительная часть их уже в момент создания предназнача­лась к изданию. Что касается источников личного происхождения — то это источники с нефиксированным адресатом: мемуары—«совре­менные истории», эссеистика, исповеди. Причем и здесь мы должны разделить источники, предназначенные, как правило, к немедленно­му опубликованию (эссеистика), и источники с отложенной публи­кацией (значительная часть мемуаров - «современных историй»).

Что касается дневников как автокоммуникативных источников, частной переписки, имеющей конкретного адресата, или мемуаров-автобиографий, часто предназначенных прямым потомкам, то они за­частую если и не уничтожались самим автором или адресатом, то хра­нились небрежно и гибли, и даже если бережно сохранялись потомка­ми, то системы их приема на государственное хранение (в отличие от, например, делопроизводственных источников, также не предназначав­шихся для печати) не существовало, да и не существует до сих пор. Попасть в архив они могли, как правило, в составе личных фондов, а еще чаще коллекций, что затрудняет их поиск и использование.

 

Б) Проблема периодизации

Периодизация предложенная Мариной Федоровной Румянцевой