ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Понятие ВЭД в нашей стране появилось после начала осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли. В результате сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и ВЭД.

ВЭС представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового и валютно-финансового сотрудничества. Задача ВЭС состоит в обеспечении экспортно-импортных поставок на федеральном, т.е. межгосударственном уровне. Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами по стратегически важным позициям через систему госзаказа с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, исполняющих государственный заказ.

Государственный заказ – это директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств.

ВЭД представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических операций экспортно-ориентированных предприятий.

ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и зарубежными партнерами.

Факторы развития ВЭД:

1. Возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Так расширение внешней торговли позволяет снизить издержки производства.

2. Вывоз капитала, на основе которого возникают ТНК.

3. Международная специализация, которая побуждает обмениваться результатами труда на международных рынках.

4. Различие в сырьевых, финансовых, трудовых ресурсах.

5. Различный уровень научно-технического развития.

6. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

7. Политические отношения.

К основным формам ВЭД относятся:

– внешнеторговая деятельность – это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (Закон о государственном регулировании ВЭД);

– международное инвестиционное сотрудничество, предполагает взаимодействие с иностранными партнерами на ос­нове объединения усилий финансового и материально-техничес­кого характера. Целями такого сотрудничества являются расшире­ние базы развития и выпуска экспортной продукции, ее системати­ческое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совмест­ного производства.

Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последую­щим распределением программ выпуска продукции и ее реализа­ции, а также в форме образования и функционирования концес­сий, консорциумов, акционерных компаний, международных не­правительственных организаций и т.п.;

– валютные и финансово-кредитные операции;

– производственная кооперация представляет одну из форм сотрудничества между ино­странными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Производственная кооперация является одной из форм внешнеэкономических связей и характерна тем, что узлы и детали кооперируемой продукции изготовляются по заданиям и техническим требованиям заказчиков, а внешнеторговые контракты на производство и поставку такой продукции носят подрядный характер. Подписанию контрактов может предшествовать заключение соглашений, определяющих условия долгосрочного сотрудничества. В этих соглашениях могут предусматриваться условия разработки конструкций, машин и оборудования, производства и поставки кооперируемых узлов и деталей по технической документации заказчиков или по переданным образцам. Поставщики могут изготавливать кооперированную продукцию из материалов заказчиков или своих, при этом за качество применяемых материалов, а также сроки и качество исполнения контракта несут ответственность поставщики.

Инициаторами осуществления внутри - и меж - отраслевой производственной кооперации могут выступать промышленные организации.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвес­тиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотруд­ничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

 

 

2. Методы регулирования ВЭД

Существуют два метода регулирования ВЭД: административный и экономический.

Административные методы регулирования ВЭД

1. Международные торговые договоры. Они определяют общие направления развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.п.

2. Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Такое регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот.

3. Лицензирование, квотирование.

Лицензия – выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов: генеральная (выдается на один календарный год) и разовая (оформляется по каждой отдельной сделке).

Квота – максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара, выраженного в процентной доле, для каждого экспортера.

Квоты бывают: общими (определяются Министерством экономики для государственных нужд), естественными (связаны с ограниченной пропускной способностью нефтепроводов) и исключительными (вводятся Правительством в исключительных случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств).

Контингентирование – ограничение экспорта квотируемой и лицензируемой продукции рамками определенного перечня (контингента).

Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламентируется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФ».

Основными принципами количественных ограничений в РФ выступают международные обязательства, цели обеспечения безопасности и обороноспособности страны, охраны окружающей среды и жизнедеятельности населения, исторического и культурного наследия, защиты внутреннего рынка и его товаропроизводителей.

Поэтому в современных условиях квотируются и лицензируются несколько экспортных позиций:

– товары, экспорт которых осуществляется в размере установленных квот в соответствии с международными обязательствами России (например, Соглашение с ЕС о торговле текстильной продукции);

– товары, в отношении которых сохраняется особый порядок экспорта, в целях препятствования вывозу ценных видов ресурсов животного и растительного происхождения, отдельных видов сельскохозяйственного сырья, драгоценных металлов и камней и изделий из них, а также отдельных видов военной техники, вооружений, видов информации;

– товары, поставляемые в рамках инвестиционного сотрудничества.

В число импортных лицензируемых товаров включены такие товары, как вооружение, химические средства защиты растений, промышленных отходы, импорт сахара-сырца, этилового спирта и водки. Кроме того, лицензируются как экспорт, так и импорт продукции, работ и услуг военного назначения.

4. Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Технические барьеры устанавливаются путем обязательной сертификации импортных товаров.

5. Антидемпинговые процедуры. Осуществляются путем установления антидемпинговых пошлин в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельно оптимальной стоимостью их в стране экспортера в момент вывоза. Кроме того, антидемпинговые процедуры включают в себя различные судебные разбирательства, а также приостановка движения товаров и услуг, реализуемых по заниженным ценам.

Экономические методы стимулирования экспортного производства

Поддержка экспорта – важнейшее направление деятельности государства в области стимулирования экспорта, создание более благоприятных условий для доступа отечественных товаров и услуг на внешние рынки.

Необходимость государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить эффективность национального хозяйства, т.е. наилучшим образом использовать имеющиеся в стране ресурсы – трудовые, материальные, финансовые и интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок.

Предпосылками развития государственной поддержки экспорта

Во-первых, стремительный научно-технический прогресс и расширение инновационной деятельности позволяют быстро увеличивать объем и обновлять номенклатуру продукции, а также совершенствовать средства транспорта и связи, что, в конечном счете, повышает прибыль компаний от внешнеторговых операций.

Во-вторых, увеличивающийся вклад экспорта товаров и услуг в национальную экономику вследствие опережающих темпов его развития по сравнению с ВВП требует адекватного внимания со стороны правительств.

В-третьих, существенно меняется структура международной торговли в пользу продукции обрабатывающей промышленности, в том числе сложной в техническом отношении и капиталоемкой. Кроме того, интенсивно развивается международная производственная кооперация, также в значительной мере связанная с выпуском технически сложной и капиталоемкой продукции. Тенденция к повышению добавленной стоимости в международном товарообороте, особенно в указанных формах, требует от экспортеров крупных финансовых ресурсов и предоставления им организационной помощи от государственных структур.

В-четвертых, по мере увеличения предложения товаров и услуг обостряется конкуренция, приобретающая новые формы (объектом соперничества поставщиков становятся безопасность и полезность продукции, ее качественные преимущества и. Она также вызывает необходимость расширения государственного содействия экспортерам.

Таким образом, формируется следующая последовательность событий: правительство оказывает поддержку экспортерам, увеличивая поток товаров и услуг на мировой рынок, усиливается борьба за потребителей, которая, в свою очередь, требует от правительств большей помощи экспортерам, а последняя способствует росту предложения, превышающему в итоге платежеспособный спрос и обостряющему торговое соперничество, и так по следующему кругу.

Например, большинство развивающихся стран рассматривает стимулирование экспорта в качестве приоритетного направления в деле достижения целей экономического развития. Правительства ожидают, что постоянные усилия по стимулированию экспорта и помогут получить дополнительную иностранную валюту, необходимую для покрытия затрат на импорт, решить проблемы платежного баланса, помочь уменьшить бремя растущей задолженности иностранным государствам и создать дополнительные рабочие места для населения. Стратегия стимулирования экспорта развивающейся страны закладывает основы определения уровня и типа торговых связей с международным рынком.

В развитых странах на цели содействия экспорту ежегодно тратятся миллиарды долларов, что позволяет добиваться значительных успехов на внешних рынках. В большинстве стран функционируют специализированные государственные структуры поддержки экспорта, а само содействие экспортерам в освоении внешних рынков считается приоритетной задачей общенационального масштаба.

Основная цель содействия экспорту – совершенствование его товарной, географической и фирменной структуры в интересах расширения и повышения эффективности зарубежных продаж.

Государство стратегически заинтересовано оказывать поддержку экспортерам продукции высокой степени переработки, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке, что обеспечивает повышение устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всех уровней.

 

Государственные программы стимулирования экспорта осуществляются на уровне предприятия, отрасли и общенациональном уровне.

Необходимость реализации программ стимулирования экспорта на уровне предприятия определяется следующим причинами:

· число сырьевых товаров, которые можно экспортировать, ограничено, в силу чего экспортные сектора зависят от международных событий, влияющих на мировой рынок;

· промышленное производство товаров ограничивается отсутствием перерабатывающих отраслей, что не позволяет предприятиям производить дифференцированную продукцию на экспорт или обеспечивать определенную форму диверсификации экспорта;

· существует зависимость от одного или двух ключевых экспортных рынков и источников снабжения, а это не дает предприятиям возможности разрабатывать продукцию в соответствии со стандартами более развитых рынков;

· предприятия не готовы экспортировать продукцию, что может быть связано с нежеланием заниматься рискованной предпринимательской деятельностью заграницей, поскольку отечественный рынок предоставляет комфортные условия и безопасность.

На уровне отрасли существует два направления стимулирования экспорта:

· увеличение экспорта существующей продукции. Эта стратегия направлена на активизацию и увеличение объема экспорта на существующие рынки, а также на проникновение на другие экспортные рынки.

· разработка новых товаров, пригодных для экспорта, что предполагает оценку того, какие новые товары могут производиться на экспорт. Эти новые товары часто являются побочным продуктом ведущих отраслей или результатом деятельности вспомогательных производств.

На общенациональном уровне правительство задает общее экономическое направление и стратегию развития торговли. Для обеспечения высоких показателей национального экспорта особое значение имеет определение экспортной составляющей этой стратегии с точки зрения надлежащих экономических инструментов и мер по стимулированию экспорта.

Для успешной реализации программ по поддержке экспорта страны используют различные инструменты.

Традиционным инструментом являются экспортные премии (субсидии) – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, что означает создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Существуют различные формы субсидирования экспорта:

1. Прямое субсидирование экспорта – наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование рассматривается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО.

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях – наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка. Примером может служить «демпинг», который представляет собой метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Важным инструментом стимулирования экспорта являются экспортные кредиты. Они распространяются в основном на готовую продукцию, включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Оно реализуется через банки, межправительственные банковские организации, специальные фонды кредитования.

Существуют различные формы кредитования и оказания помощи для стимулирования экспорта.

1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75% которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора.

2. Предоставление «связанных» кредитов – товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране.

3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта.

4. Кредитование государством экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках.

Еще одним инструментом поддержки является страхование экспорта. Оно осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только коммерческие, но и политические риски. Оно распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, а сроки страхования достаточно разнообразны. Страхование реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамента гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Механизм страхования осуществляется по следующим направлениям:

1. Страхование большей части политических рисков на 100%, а экономических на 70-80%: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам – обычно 1 % от суммы сделки.

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам.

Не менее значимым инструментом стимулирования экспорта являются налоговые и таможенные льготы, которые предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.

Также государства используют регулирование валютного курса для стимулирования экспорта, т.к. он крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством «ползущей привязки» (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Выбор той или иной схемы стимулирования экспорта производится страной на основе следующих критериев:

· выбор стратегического направления политики экспорта на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной;

· определение внутренних ограничений на пути развития экспорта;

· выявление внешних барьеров для экспорта;

· определение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;

· определение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;

· сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием;

· определение стран, товаров, регионов, в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;

· определение конкретных мер стимулирования.

Значение каждого из инструментов стимулирования экспорта в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным.

Например, ранее широко используемые меры стимулирования экспорта начинают постепенно терять свое значение под влиянием фискального давления. В этом же направлении действуют ВТО и ряд других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования сузились, странам приходится искать «лазейки», не охваченные международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс направлено против экспорта, осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по поддержке производителей своей страны.

К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений.

Вместе с тем, в ВТО существуют определенные степени свободы в отношении использования таких мер. Они, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО. В процессе переговоров с другими членами ВТО и ее органами проще закрепить такие меры, которые не являются избирательными (т.е. относятся ко всему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всем странам, ко всем предприятиям, районам, а не отдельным из них). К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры могут быть приняты только в случае, если они являются "специфическими", т.е. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определенном географическом районе.

Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителей регулируется за счет снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя в зависимости от того, относится ли эта страна к развитым или развивающимся.

МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в том числе с целью развития экспорта. Они полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны.