Контроль

В среде

Исполнение Регулирование Ориентировка

 


Всякое действие представляет собой сложную систему, состоя­щую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная.

Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокуп­ности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные пре­образования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с задан­ными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия.Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека. Опера­ции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизо­ванной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опор­но-двигательным аппаратом, психофизиологическими функция­ми, которые являются и предпосылками, и средствами дея­тельности.Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоми­нания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую пси­хофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не при­вело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнеми-ческой функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности: общение, игра, учение и труд. Потребности толкают человека к действию, к активности. Потреб­ность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функцио­нирования, и называются потребностями. Голод, жажда или потреб­ность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение кото­рых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе глюкозы, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соот­ветствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к ее удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координиро­ванных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей ее потреб­ности. Однако удовлетворение биологических, или витальных, первичных потребностей, не исчерпывает все виды мотива­ции человека.Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раз­дражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в по­лучении новой информации, новых стимулов, (познаватель­ная потребность), новых эмоций позволяет организму под­держивать оптимальный уровень активации, который позво­ляет ему функционировать наиболее эффективно.Эта потреб­ность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми явля­ется одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меня­ет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления, Можно рассматривать мотивацию как «меха­низм выбора» какой-то формы поведения.Этот механизм в слу­чае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответ­ствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или при­шедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожден­ным особенностям. Выбор наших ближайших действий направля­ют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для нас, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потреб­ностей — от самых примитивных до самых утонченных.Иерар­хическую пирамиду потребностей разработал известный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) — к потреб­ностям в безопасности — далее к потребностям в привязанности, любви— далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, — далее к когнитивным и эстетическим потребнос­тям (потребность в порядке, красоте, справедливости, симметрии) — и, наконец, к потребностям к пониманию смысла своей жизни, к само­совершенствованию, к саморазвитию, к самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помо­щью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. раз­личным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потреб­ности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первона­чально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опред­мечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив это опредмеченная потребность, это потребность имен­но в данном предмете, которая побуждает человека к ак­тивным действиям. Один и тот же мотив может удовлет­воряться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведуший главный мотив обуславлива­ет личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ве­дущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и назы­вается особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

Личность формируется и проявляется в деятельности.

Деятельность человека - сознательная активность, формы которой познание, общение, труд. Значение деятельности в том, что в ней не только выражается личность человека, но и одновременно развивает способности, развивает и формирует личность.

Далее переходим к рассмотрению основных видов деятельности.

Игра. Цель - сама деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Учеба. Цель - само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Действия человека управляются сознательной целью.

Труд. Цель - производство определенных общественно-полезных продуктов - материальных или духовных.

Творчество. Цель - создание нового в общечеловеческой культуре. В этом разделе мы говорим о признаках творчества и определяем крите­рии творчества.