Мотивы Действия Цели
Деятельность
Структура деятельности
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Лекция №8. Деятельность человека. Творчество как вид деятельности
План:
- Сущность деятельности Литература:Столяренко Л.Д. Психология
- Предметный характер деятельностиКазаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология
- Структура деятельностиРогов Е.И. Общая психология
- Виды деятельности
то, что побуждает человека к деятельности
относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу
то, на что направлена непосредственно деятельность
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение,которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести и 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, пожимание руки), и 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), и 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения. Поступок— действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность.Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа.Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации,в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, 'материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, даже если они реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).