Мотивы Действия Цели

Деятельность

Структура деятельности

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определен­ной потребности, мотива.

Лекция №8. Деятельность человека. Творчество как вид деятельности

План:

  1. Сущность деятельности Литература:Столяренко Л.Д. Психология
  2. Предметный характер деятельностиКазаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология
  3. Структура деятельностиРогов Е.И. Общая психология
  4. Виды деятельности

то, что побужда­ет человека к де­ятельности

 

относительно закон­ченные элементы де­ятельности, направ­ленные на достиже­ние промежуточных целей, подчиненные общему замыслу

то, на что направ­лена непосредст­венно деятель­ность


Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действу­ет. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осоз­наваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение,которое управляет­ся непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние прояв­ления психической деятельности человека. К фактам поведения мож­но отнести и 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, ки­вок, пожимание руки), и 2) внешние проявления физиологических про­цессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (на­пример, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), и 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведе­ния. Поступок— действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предмет­ность.Под предметом подразумевается не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный обще­ственно выработанный способ действия с ним. И этот способ вос­производится всякий раз, когда осуществляется предметная деятель­ность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, об­щественно-историческая природа.Самостоятельно открыть фор­мы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятель­ности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внеш­ней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) и составляет основную линию интериоризации,в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, 'материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людь­ми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем опре­деленное отношение к другим людям, даже если они реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчине­на цели как сознательно представляемому запланированно­му результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность — не совокупность реакций, а система дей­ствий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив это то, ради чего осуществляется дея­тельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависи­мости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наи­больший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (тру­довая, познавательная, коммуникативная и т. п.).