Современный подход понимания научения широко использует концепцию человека как системы переработки информации.

Научение — это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.

 

Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки).

Любой тип научения принадлежит к опредленному виду.

Рис.
Реальное научение включает в разных сочетаниях все виды и уровни. Вне зависимости от вида научения основным способом его осуществления является тренировка — многократное повторение серии упражнений в одной и той же операции.  

Приведенная классификация достаточно условна.

Понимание научения как изменения деятельности в результате тренировки длительное время было достаточно конструктивным. Однако с позиций сегодняшнего дня это определение имеет два недостатка.

Научение может происходить:

• без изменения деятельности;

• без тренировки (путем наблюдения с помощью инструкций).

 

 

Согласно этой концепции, человек — активный участник процесса научения. В процессе переработки информации информационный поток, который возникает на стадии восприятия, претерпевает ряд когнитивных изменений, которые завершаются реакцией человека или изменением состояния памяти. Например, рассматривая картину, мы вначале осуществляем операцию распознавания изображения, затем устанавливаем ассоциативную связь с чем-то, с чем мы уже сталкивались раньше, и затем сохраняем изображение путем запоминания.

 

В рамках этой концепции большое внимание уделяется вопросу о способах интерпретации поступающей информации. Информационный подход сравнивает человека с компьютером, а научение рассматривает как процесс, состоящий из трех этапов: кодирования, запоминания, воспроизведения.

Информационными единицами при научении будут выступать суждения и ассоциативные связи.

Особое значение имеют прогностические заключения, структурированные в памяти человека.

Элементы памяти, ответственные за прогностические заключения, в инженерной психологии называются скриптами (схемами, фреймами).

 

Важнейшими свойствамитаких структур памяти являются:

наследование признаков, т. е. возможность элементов памяти наследовать некоторое свойство памяти более высокого порядка. Например: «Фирма предлагает все типы авер-локов, вязальных и видж-машин». Мы не знаем, что такое аверлоки и видж-машины, но знаем, что машина — это какой-то механизм, поэтому предполагаем, что указанные объекты представляют какие-то механизмы для вязания. Фраза становится относительно понятной;

нечеткость значений, т. е. обладание способностью подразумевать существование определенных качеств той или иной конкретной ситуации даже в том случае, когда о них явным образом не сообщается. Например, в указанном примере мы можем подразумевать, что в аверлогах и вижд-машинах есть какие-то движущиеся части, так как они есть во всех машинах.

Такие прогностические суждения в значительной степени облегчают общение и обучение.

В современных исследованиях научения упор делается на то, как человек приобретает сложные когнитивные навыки. (Например, программирование на компьютере; решение политико-социологических задач.)

В рамках такого понимания фиксируют наличие трех видов научения.

Имея знание о механизмах научения, можно успешно осуществлять проектирование процесса обучения во всех его формах. Проблема формирования навыка находит свое прямое отражение в организации и осуществлении трудовой деятельности.